11 мин.

Сейчас все вспоминают лучшие голы. Мы пошли дальше – и вспомнили самые обидные

А у вас когда особенно бомбануло?

Родион Власов – гол Капанена из-за ворот в овертайме. Финал МЧМ-2016

Для меня молодежка-2016, наверное, так и останется самой недооцененной за последнее время – вполне на уровне фартожопых и несоизмеримо выше вареных сборных Варнакова и созывов 2017-2019. Эта команда мощными контратаками на групповом этапе накидала семь шайб финнам, отыгравшись с 1:3 и не заметив этих ваших пулюярвей, а в полуфинале прошла США не за счет того, что американцы нахватали тупых удалений, а чисто по игре.

Ах да, и еще личная деталь – эта сборная в большинстве своем 1996 года рождения, как и я сам. Смешно, но это делало парней еще на капельку ближе, и поэтому сейчас обиднее читать про «проклятый 1996-й год» – воспринимаешь это на свой счет.

А из того финала Россия – Финляндия помнишь многое. Судей, которые перестали свистеть удаления финнам после первого периода (интересно пересмотреть и вспомнить – это домашнее судейство или так оно реально и было). Безумства финнов, которые вышли вперед за две минуты до конца основного времени. Безумство капитана Каменева, который ни за что хрястнул клюшкой по руке безобидному дядьке, который открывал и закрывал дверь штрафбокса – и как же повезло, что за это ему дали не 5+20, а просто дисциплинарку. В меньшинстве не случилось бы еще одно чудо имени Брагина, когда Светлаков сравнял счет за 7 секунд до конца – и, думаю, мокрым от пота к тому времени перед экраном сидел не я один.

И тем нелепее кончился весь этот героизм. Проворов врезается в Георгиева, который теряет равновесие и открывает угол. Через секунду Георгиев лежит на льду и не встает. Камеры сначала ловят раскрытый рот и выпученные глаза Каспери Капанена, потом переводят его на нашу скамейку, где у игроков на лицах странная смесь суровости, грусти и детской обиды. Зря спасались.

Кажется, для большинства игроков это был лучший турнир в карьере. А что после него? «Проклятый 1996-й».

Егор Параскун – первый гол Рясенского за 5 лет. Конец регулярки КХЛ-2019/20

Наверное, историю про самый обидный гол стоит связать с матчем любой сборной России, но есть небольшая проблема – за клубный хоккей я всегда переживал больше.

Причина очень простая – тяжело быть школьником из Хабаровска и вставать по ночам, чтобы посмотреть, как наши сыграли на чемпионате мира. Самые памятные турниры – Солт-Лейк, Квебек, Ванкувер и Баффало-2011. Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы следить за каждым матчем, гадать, кого тренер возьмет на следующий этап Евротура, и расстраиваться, когда сборная приезжает без золота. Но нет – для меня лучшим вратарем мира были не Евгений Набоков или Николай Хабибулин, а Тайлер Мосс, Олег Филимонов и Алексей Мурыгин.

Лучший защитник? Конечно же, Сергей Ясаков или король мемов Виталий Атюшов. Нападающий? Пусть будет Анатолий Устюгов (Петружалек – попса). Обидных шайб в истории «Амура» было полно, но самая болезненная влетела в предпоследнем матче этой регулярки.

Представьте историю, которая выглядит очень стандартно для КХЛ – клуб-середняк, в котором не платят зарплату больше полугода, дважды за сезон выдает серию из 9 поражений, но каким-то чудом сохраняет шансы на плей-офф и играет последние матчи с прямым конкурентом.

Первая игра заканчивается 0:8. Если честно, тогда не было обидно – все понятно, соперник сильнее, а счет не так важен, мы просто потеряли два важных очка. Вторая игра – соперник, вроде бы, опять чуть лучше, но ведем 2:1 в третьем периоде. Три минуты до конца, щелчок от синей – 2:2. Кто забил? Какой-то дядька, который не забивал 5 лет, но попал в ворота именно в этом матче. В ворота голкипера, который заставил икать комментаторов из Подольска и сделал лучший сэйв сезона по версии лиги.

Как вы понимаете, в основное «Амур» не забил и отправил «Нефтехимик» в плей-офф. Пожалуй, это был самый обидный момент в моей карьере болельщика. Когда после переезда смотришь игры только на экране, а живьем заскакиваешь на пару матчей с московскими командами, все эмоции обостряются – каждая победа становится ярче, поражение – выедает изнутри. Похоже, теперь Евгений Рясенский – единственный игрок мира, которого я буду ненавидеть.

Антон Руднев – золотой гол Зибанежада. Финал МЧМ-2012

Я уже давно не убиваюсь из-за поражений любимых команд – хоккей цикличен, и ровно через 365 дней будет шанс на реванш. Среднее время моих душевных терзаний по поводу серьезного проигрыша с вылетом (матчи в группах или регулярка вообще не стоят негативных эмоций) – минут 20, если поражение обсуждается с кем-то в компании – то час-два максимум. Впрочем, с победами похожая ситуация.

Но есть матчи, которые просто сложно выкинуть из головы, как и голы в них – например, потому что он вообще был один.

В декабре 2011-го казалось, что у сборной России будет золотой дубль на молодежных чемпионатах мира. Главным тренером сборной остался Валерий Брагин, по возрасту еще проходил лучший спикер в истории турниров Евгений Кузнецов, а в состав вызывали фаворита следующего драфта Наиля Якупова. Чтоб вы до конца понимали, почему российская молодежка казалась машиной: в одной из троек играли Гусев, Григоренко и Кучеров (еще раз: звено Гусев – Григоренко – Кучеров!), а в воротах был совсем юный, но уже мощный Василевский.

В итоге все получилось совсем не так, как ожидалось: мучились со словаками, отдали матч Швеции в группе с 3:0, забили в овертайме четвертьфинала с нарушением правил (за несколько секунд до гола Кучеров попал клюшкой по лицу Крейчи). Григоренко получил травму с Латвией, пропустил один матч и играл с повреждением до конца турнира, выходивший в двух звеньях Кузнецов не показывал себя лидером до полуфинала – он набрал очки только с той же Латвией (14:0, у Евгения – 3+6), будущий первый номер драфта вообще никак не мог забить. Но со всеми этими проблемами за сборную переживалось еще сильнее.

А потом был крышесносный полуфинал с Канадой, который чуть не подарил кленовым чудо. Казалось, самое страшное позади – и второй матч на турнире Швеции мы не проиграем. Но 70 минут покусывания ногтей (или того, что от них осталось), 57 сэйвов Макарова и гол Зибанежада, которого в ту секунду материли на непонятном ему языке миллионы.

Да, по игре мы не должны были выигрывать финал. Но логика – это вообще не про нашу молодежку. 

Никита Петухов – добивание Эберле с неудобной руки. Полуфинал МЧМ-2009 

Самый обидный пропущенный гол у меня получилось рассмотреть на видео где-то через три года после того, как он случился. Когда он происходил, картинку в Барнаул доставлял, наверное, только НТВ+, который даже не представляю у кого был – но точно не у меня. То есть в каком-то смысле я был слепым – и, в соответствии с мифом, у меня, видимо, умножились оставшиеся чувства.

Поэтому я помню этот пропущенный так, будто пропустил его сам.

В начале 2009 года мир был настолько другим, что за полуфиналом МЧМ я следил через телефон в ЖЖ-сообществе про хоккей – извините, но уже не помню, как оно называлось. В комментариях волшебники вели онлайн – интернет формата 2G обновлял страничку целую вечность и в целом было стойкое ощущение пытки. Его перебивал запах победы: я подключился где-то в начале третьего, счет был или близким, или равным, а совсем близко к концу наши повели 5:4 – и победа стала реальной.

И время, которое интернет тратил на загрузку комментариев, будто бы играло за нас – и я затягивал его как мог, нажимая обновить все чаще и чаще. И вот играть уже совсем ничего, а счет 5:4 – и это наша победа, над канадцами, в Канаде; такой оммаж Квебеку-2008, который был совсем недавно, и, боже мой, какое счастье. Но когда уже игра должна была совсем закончиться, новое обновление перечеркнуло всю радость: 5:5, овертайм и, если надо, буллиты.

Уже потом я увидел, как это было: потрясающий, легкий как перышко Филатов, удивительный взгляд Немчинова, мощный Гончаров, наши летучие голы, уверенный в себе Суббан – и Дмитрий Куликов, который поймал тупой наброс Тавареса на себя, но не проконтролировал отскок, отпустил ее на несколько сантиметров – и на добивании чертов Эберле был быстрее всех.

До Баффало оставалось два года.

Алексей Белов – буллит Рэя Ферраро. Полуфинал ЧМ-1996

В юности время течет иначе и запоминается все ярче – нет еще багажа неудач и утраченных надежд. С золотого для России 1993-го прошло всего три года – два ЧМ, проигранных в 1/4, и одна Олимпиада, тоже без медали. Это лет через десять мы будем считать, что два года без медалей ЧМ – это ерунда (по сравнению с пятнадцатью без золота), а тогда казалось, что прошла вечность, что наш хоккей ухнул в пропасть и – что вообще происходит?! Да, и тогда не было Олимпиады с энхаэловцами, а до Кубка мира оставалось пережить лето. То есть чемпионат мира – он еще был такой, живой и настоящий.

В 1996-м у сборной был модный тренер из Германии – Владимир Васильев, легенда Воскресенска, как раз выиграл немецкий чемпионат с «Кельном». Приличный состав – уже без Хомутова/Быкова, зато с Квартальновым, Житником, Каспарайтисом, Мироновым, Яшиным и Березиным; плюс – Брылин уже с Кубком Стэнли, Оксюта и Николишин после лучшего сезона в энхаэловской карьере обоих. И играла сборная красиво – в группе повозились с немцами (кстати, нам забил Драйзайтль-папа, последний его турнир), а дальше бодро и с песней – и давала надежду, что в этот раз все может быть нормально.

В полуфинале играли с Канадой, которую в группе душевно возили и дали отползти на боевые 4:6. Канада эта была что надо – в воротах Бродер и Джозеф, матерая защита (Дюшен, Уэсли, Гэлли, Боджер), а в атаке уже 100-очковый Пол Кария и еще десяток просто серьезных парней из НХЛ. Нормально играли с этой Канадой и второй раз – комфортно вели 2:0 после первого периода. Дали сравнять во втором – пропустили два дурных гола. Упустили уйму моментов в третьем – должны были дожимать. Затряслись в овертайме – могли проиграть. Потом были буллиты – Березин забил с первого броска, Трефилов потащил четыре подряд. А потом вышел Рэй Ферраро – дико разогнался и как будто даже протаранил Трефилова. И сравнял. У нас еще был буллит, но хорошо помню, как именно в тот момент щелкнуло – все, это конец. И так теперь будет всегда.

«Всегда» начиналось так: Виктор Козлов не забил, на гол Березина ответил Кария, потом бросок Карпова в ловушку Джозефа и Янника Перро – точно в угол.

Уже на следующий день, в матче за бронзу с американцами 3:0 отдали на 3:4 в овертайме. В 2008-м казалось, что «всегда» – закончилось. К 2020-му уже понятно, что показалось.

* * *

А какие хоккейные голы вас раздражают до сих пор – даже в повторах на ютубе? Делитесь ими в комментариях!

Овечкин против Кросби, Россия против Канады и США. Какой хоккей смотреть на карантине

«Никогда не забуду, как Брагин ломает планшетку, орет в раздевалке». Чемпион Баффало-2011 играет в хоккей в Ташкенте

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко; Gettyimages.ru/Richard Wolowicz / Stringer