6 мин.

В 31 ему грозила участь Буре – ранний финал карьеры из-за травм. Андрей Марков играл до 41 и закончил только сейчас

Легендой великого клуба.

Вечер четверга подарил нам короткое сообщение в соцсетях «Локомотива» – Андрей Марков завершил карьеру. Посреди коронавирусного кошмара новость не вызвала ажиотажа, который соответствовал бы событию: один из лучших защитников в истории российского хоккея больше не выйдет на лед в качестве игрока.

Сухие цифры:

• 990 матчей в НХЛ;

• Золото чемпионата мира;

• Двукратный чемпион России;

• Обладатель Кубка Гагарина.

Менее сухая история, которая намекнет, что Марков не был обычным игроком:

Он побеждал с «Динамо» и «Ак Барсом», начинал в воскресенском «Химике», но в первую очередь останется в памяти защитником «Монреаля».

Самый успешный клуб НХЛ забрал его в шестом раунде драфта-1998. Марков приехал в НХЛ лишь через три года и провел в составе «Монреаля» 16 сезонов. Покинул Канаду он уже в статусе легенды – на втором месте по очкам среди защитников в истории клуба, а по передачам на шестом – среди всех полевых.

Еще раз, если вы вдруг не оценили величие момента: один из лучших игроков за всю историю самой канадской команды НХЛ – русский.

«Все, что я знал о Монреале перед отъездом – у этой команды 24 Кубка Стэнли», – говорил Марков в одном из интервью.

Он входил в топ защитников лиги на протяжении всей карьеры, и дело не только в его умной атакующей игре – Марков был хорош и непосредственно в защите. И при этом всячески избегал любого пиара – скорее всего, именно поэтому он никогда не котировался в голосовании на приз лучшему защитнику сезона. Вряд ли мог всерьез рассчитывать на победу, но хотя бы пару раз попасть в число номинантов вполне заслуживал.

Его ум и погружение в игру отмечали тренеры и журналисты. Арпон Басу, автор The Athletic из Монреаля без сомнений поставил Маркова в сборную десятилетия «Канадиенс»: «Если ты задавал ему недостаточно умный вопрос, твое интервью можно было заканчивать. Но если я хотел узнать что-то специфичное, например, про игру в большинстве или как ему удается за мгновение принять шайбу и сделать точный пас, то он всегда был готов поговорить. После таких вопросов он думал над ответами и выдавал уникальную информацию. Потому что Марков – уникален, и у него потрясающий хоккейный ум».

Именно этот ум помог Андрею не потеряться на новом для него уровне в начале нулевых и вернуться после тяжелейшей травмы колена, когда за два сезона он провел чуть больше 30 матчей. Именно интеллектом он компенсировал разницу в габаритах и нехватку скорости, и при этом оставался невероятно эффективным в атаке.

Замкнутый и не слишком общительный на публике, он пользовался большим уважением в раздевалке и был примером для молодых игроков. Пи Кей Суббан и вовсе называл русского защитника своим кумиром – сейчас канадец носит номер в честь Маркова, с которым они стали близкими друзьями:

«Знаете ли вы, почему я решил носить 76-й номер? Возьмите шестерку и переверните ее. Будет девятка. 79 – это номер Маркова.

Он был парнем, за которым я много следил. Все в «Монреале» знали, насколько хорошо он общается с игроками: от бывших до новичков. Когда я только начал играть в НХЛ, вероятно, в первые год-два, Марки мало со мной разговаривал. Знал он это или нет, но я был его самым большим поклонником.

Хорошо помню, когда он восстановился от травмы, привел меня к доске и показал, что мы вместе играем в третьей паре. Марки сказал: «Сейчас мы в третьей, а к концу сезона станем играть в первой. В итоге это заняло даже меньше времени», – вспоминал Суббан.

Его карьера оставляет ощущение легкой недосказанности – он так и не сыграл свой тысячный матч в НХЛ из-за разногласий по последнему контракту (а еще потому что много пропустил из-за травм) и не добрался хотя бы до финала плей-офф. Со сборной вышло еще хуже – Марков приезжал на разные турниры с 1999-го, но золото взял лишь одно (в Квебеке-2008). При этом он был одним из двух лучших защитников поколения (вместе с Сергеем Гончаром), а в какой-то момент и вовсе остался единственным игроком экстра-класса в обороне сборной, несмотря на множество травм и возраст.

Довольно символично, что Марков уходит в тот момент, когда у сборной впервые за много лет в защите появляются настоящие звезды, а не просто крепкие, но средние игроки. За последние пару лет он принял несколько не самых удачных решений в своей карьере, но у кого из легенд нет одного-двух «лишних» сезонов? Это никак не отменяет факта, что Андрей Марков – один из величайших защитников в истории российского хоккея.

И «Монреаля». «Нам не терпится принять его в Bell Centre и провести чествование прекрасного защитника, одного из лучших, когда-либо игравших за «Канадиенс», – говорит совладелец клуба Джефф Молсон. – И он играл отлично. Был профессионалом и человеком, которого мы ценили в течение каждой его минуты в клубе».

В начале 2010-х из-за проблем с коленями он толком не играл два с половиной сезона. Казалось, повторяется история Павла Буре, который был вынужден закончить карьеру в 31 год. Андрею в 2010-м было столько же, и осенью он травмировал колено уже четвертый раз за карьеру. Но Марков вернулся и сыграл три подряд полных сезона!

В 38 ему он вернулся в Россию и провел еще один отличный сезон в КХЛ. А потом еще два – похуже. Еще предпоследний, конечно, намекал, что заканчивать – пора. 40 лет, объективно тяжело соответствовать своему имени и статусу. Но разве можно осуждать человека, который не спешит расставаться с любимым делом? С такой историей травм, да еще с такой серией травм колена, и дотянуть до 41 – это само по себе подвиг.

С Марковым уходит эпоха. Нам остается только открыть ютуб и насладиться нарезкой моментов легенды. Можно начать с трибьюта, который сделали в «Монреале» три года назад.

15 лет назад «Динамо» с Овечкиным и Дацюком стало чемпионом России. Где сейчас та команда?

«Мы объясняли мальчикам, что мама умерла». Жена Андрея Маркова рассказала историю своей семьи

Лучший русский защитник уезжает из НХЛ. Он 16 лет играл за один клуб

Фото: Gettyimages.ru/Minas Panagiotakis; globallookpress.com/Troy Wayrynen/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst