9 мин.

В Челябинске проблемы: команда на дне, фанаты пишут письма и уходят с матчей

17 ноября «Трактор» в Челябинске проиграл «Автомобилисту» и опустился на последнее место Восточной конференции. К поражению добавилась еще одна проблема – с началом игры фанатский сектор покинул трибуну в знак протеста против руководства клуба.

Чем недовольны фанаты?

Важное уточнение – игру покинули не все болельщики, а конкретная фанатская группа «Сектор А». Движение появилось достаточно давно, когда «Трактор» выступал во дворце спорта «Юность».

В открытом письме на имя губернатора Челябинской области и по совместительству президента клуба, фанаты выдвинули несколько требований:

• Уволить гендиректора клуба Бориса Видгофта и его команду управленцев;

• Проверить факты комплектования команды клиентами одного агента (Юрия Николаева);

• Обратить внимание на раздачу бесплатных билетов и пригласительных, с помощью которых завышают посещаемость домашних матчей;

• Снять с нового тренера (Владимира Юрзинова) задачу выхода в плей-офф и акцентировать внимание на развитии команды;

• Принять на должность директора и генерального менеджера людей с опытом работы в КХЛ.

Также фанаты объявили бессрочный бойкот домашних матчей, который закончится только с увольнением руководства «Трактора». Администрация области сообщила, что губернатор в курсе письма болельщиков, а руководство клуба получит оценку своей работы после выполнения или невыполнения целей на сезон.

Как отреагировал «Трактор»?

После фанатской акции стало известно, что клуб уволил по статье менеджера по работе с болельщиками, а позже выпустил официальное обращение:

«Организованный движением «Сектор А Ultras» саботаж накаляет и без того непростую ситуацию. Движение на последней игре продемонстрировало свое отношение к команде. На первых минутах матча при счете 0:0 несколько рядов болельщиков демонстративно ушли из зала. Акция была организована сотрудником клуба, менеджером по работе с болельщиками, на основании личной неприязни к непосредственному руководителю. При этом все остальные болельщики, весь семитысячный зал, продолжили поддерживать команду».

Позже ситуацию прокомментировал генеральный директор «Трактора» Борис Видгоф: «Надо понимать, кто это опубликовал, – это активные болельщики и тот человек, который еще получает в клубе зарплату. Для нас это было большое удивление, буквально нож в спину, ведь к нам приходят другие болельщики с предложениями об акциях поддержки, разными подобными идеями. На прошлом матче болельщики подготовили флешмоб с песней Виктора Цоя «Мы ждем перемен», в хорошем смысле слова пришли и поддержали. А эти пришли, прокричали «Русские вперед» и ушли, но их было всего человек 30.

Сегодня я уже с ними встретился, поговорили, этого человека, который занимал в клубе должность менеджера по работе с болельщиками, мы уволили. Понимаю, что с одной стороны они хотят, чтобы клуб выигрывал, но мы все этого очень хотим, но также хотим, чтобы работала вся система – детская школа, «Челмет» и так далее. Когда болельщики приходят на матч, и тот, кто получает зарплату в клубе, организованно выводит людей – это неправильно, мы все были в шоке».

Кто был организатором?

В клубе утверждают, что акция прошла при поддержке Артема Воробьева – менеджера по работе с болельщиками, который был одним из основателей «Сектора А» и совместно с другими активистами выступал против Андрея Назарова в 2009 году, когда тот работал главным тренером в Челябинске.

В клубе к Воробьеву были претензии от главы отдела по связям с общественностью: Елена Герасименко рассказала Sports.ru, что Воробьев не справлялся со своими должностными обязанностями, и нервно реагировал на требования предоставить отчет о проделанной работе. После нескольких докладных записок начальству Воробьеву предложили уволиться по собственному желанию – он отказался и потребовал так называемый «денежный парашют», после чего был готов освободить должность. В результате менеджера уволили за прогул.

Сам Воробьев свою причастность к акции фанатов отрицает и резко критикует менеджмент:

«Клуб действительно надо спасать, надо что-то делать. Данное руководство показало себя с отвратительной стороны. У нас мало того что на данный момент у основной команды худший результат за всю историю, так еще и другие команды системы не идут в зоне плей-офф. Если бы я отвечал за это, то сразу бы подал в отставку. Со стыда бы сгорел. Открытое письмо было опубликовано в том числе для привлечения внимания к проблеме. Хотя, я думаю, президент тоже все видит. Он может только не знать каких-то нюансов».

Интересный факт – в феврале этого года «Сектор А» в открытом письме поддержал прежнее руководство команды в лице Ивана Сеничева и Евгения Губарева. Артем Воробьев тогда уже работал в клубе. Мы обратились за комментарием к Игорю Жукову, руководителю клубного отдела по связям с общественностью (в 2007 – 2011 и 2016 – 2018 годах), который и привел Воробьева в «Трактор»:

«Примерно в 2010 году КХЛ прописала в регламенте требование о том, что в штате клуба должен быть отдельный человек, отвечающий за работу с болельщиками – Воробьев был активный, сделал себе имя среди фанатов. Поэтому я порекомендовал его Кречину, который в то время занимал пост директора «Трактора». Если упрощенно, функционал такого менеджера заключался в коннекте клуба с болельщиками. Девять лет назад этого было вполне достаточно, сейчас, конечно, это уже очень примитивные представления о данном функциональном направлении, мир сильно изменился, работа с аудиториями должна быть совершенно иной.

На свежий батл «Сектора А» с «Трактором» стоит смотреть критическим и объективным взглядом. Обязательно нужно проговаривать несколько важных для понимания причинно-следственных связей моментов. После бронзового сезона и «Сектор», и Воробьев отошли в тень, когда Сеничев по личным причинам крайне мерзко выжил из клуба главного творца того успеха Анвара Гатиятулина, и Челябинск потерял тренера, который обязательно выстроил бы здесь систему для большой победы. Этой весной движение выпустило обращение в поддержку Сеничева и Губарева, при которых у клуба были абсолютно катастрофические имиджевые провалы и отвратительная репутация, а сам Воробьев еще в прошлом сезоне летал с командой по стране и миру, имел множество разнообразных «плюшек» от клуба и закрывал глаза на странные многомиллионные контракты с родственниками и друзьями директора и генменеджера, хамство Сеничева в адрес челябинских болельщиков и многое другое.

Но то, что происходит – это не конфликт между конкретными фанатами и клубом, это больше борьба одного человека за свое теплое место, принявшая гоп-формы. Что бы ни происходило, нельзя говорить женщине, что ее зовут Му-му, как это сделал Воробьев. Он спокойно остался в клубе после смены руководства, полгода получал зарплату в новых реалиях и не протестовал, когда команда валилась, а у Скудры начались проблемы в отношениях с игроками. Но когда его личные обстоятельства изменились, затеял революцию.

Жаль, что ни та, ни другая сторона не понимает, что в первую очередь «прилетает» не Видгофу или Воробьеву, а «Трактору».

В «Тракторе» действительно бардак?

Похоже на то. Два года назад команда со средним составом вышла в финал Восточной конференции и зацепила бронзовые медали. Однако уже в межсезонье клуб покинули ряд лидеров и главный тренер Анвар Гатиятуллин, который перешел в СКА, хотя хотел продолжать работу в родном Челябинске.

В прошлом сезоне команда еле зацепилась за топ-8 на Востоке и каким-то чудом не пропустила в плей-офф «Сибирь». В Кубке Гагарина пошуметь тоже не получилось – максимально безликое поражение 0-4 от «Автомобилиста» и вылет. Большие перемены пришли вместе со сменой губернатора. Ивана Сеничева и Евгения Губарева считали виновными в развале команды – они брали на односторонний контракт Сергея Сентюрина (12 матчей в КХЛ за три года), держали в команде сына Губарева с одним голом на сезон, и подписывали на односторонний контракт Данила Мамаева, который по странному совпадению был зятем Ивана Сеничева (контракт расторгли, когда Мамаев развелся).

Еще одна проблема – репутационные потери. И демарш фанатов – не сравнится с историей годичной давности, когда директор клуба Иван Сеничев звонил и угрожал инвалиду-колясочнику после того, как активист направил запрос с просьбой проверить деятельность руководства «Трактора».

Новый директор Борис Видгоф в СМИ сообщал, что клуб будет развивать своих воспитанников, а итоговой целью видит Кубок Гагарина – и эту цель не стали корректировать даже после падения на последнее место в конференции и отставки главного тренера. С воспитанниками тоже проблема – на Войнова не хватило денег, Кравцов вряд ли планировал возвращаться, и приехал в аренду, а молодые парни из системы клуба почти не появляются в основе. Два главных возвращения местных – это защитник Дмитрий Калинин (39 лет) и Андрей Попов, который всю карьеру был добротным ролевиком.

Еще одна проблема – «Трактор» называют командой одного агента. После конфликтов в «Адмирале», в котором почти все игроки были клиентами Шуми Бабева, клубы КХЛ могли подписать не более трех игроков, имеющих того же агента, что и главный тренер. Однако это правило достаточно легко обойти, если оформить лицензию на третье лицо. Так или иначе, интересы 14 хоккеистов из системы «Трактора» представляет агентство Winners, одним из участников которого является Юрий Николаев. Он же представлял интересы Петериса Скудры, который этим летом возглавил «Трактор».

Формально к Николаеву нет никаких претензий – он сам является агентом у троих хоккеистов челябинской команды (Калинин, Меньшиков и Косов) и ничего не нарушает. Вот только помимо Николаева агентство Winners представляют еще три хоккейных агента, которые не связаны ограничением по числу игроков в «Тракторе».

Николаев довольно резко отреагировал на претензии болельщиков:

«Что касается меня как агента, то в КХЛ есть открытая база игроков, и в ней указано, чьи интересы я представляю. Лично я представляю интересы не более четырех человек. Среди них капитан «Трактора» Дмитрий Калинин и еще один челябинец – Виталий Меньшиков, а также Ярослав Косов, которого болельщики признали лучшим игроком «Трактора» в октябре. А для сведения «псевдоболельщиков» скажу, что совокупные зарплаты всех вышеперечисленных игроков в полтора раза меньше контракта одного защитника Ника Бэйлена, который как раз и является частью наследства прошлых лет и только недавно начал выступать после травмы».

В такой ситуации внутренней борьбы и негативной ситуации в медиаполе не стоит ждать чуда – Владимир Юрзинов вряд ли сможет вытащить «Трактор» из ямы и дотянуться до плей-офф. Новое руководство не смогло провести точечную зачистку и ушло в сторону популистских заявлений, не имеющих ничего общего с выступлением команды в КХЛ.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: там только важные новости, смешные шутки и погоня Овечкина за Гретцки

В Нижнем собрали очень стильную команду: высокий прессинг, креативные малыши, классные легионеры

В КХЛ не осталось русских атакующих защитников. Ветераны не нужны, молодым не доверяют

Фото: vk.com/hctraktor; vk.com/sektor1947