7 мин.

Новая легенда «Бостона»: Патрис Бержерон – скромный гений, которого любят все

Он вывел «Брюинс» в финал.

Здено Хара 13 лет подряд выводит «Бостон» на лед с капитанской нашивкой на форме. Его лидерство признает каждый из игроков, кто когда-либо надевал свитер «Брюинс». Но все это время в одной раздевалке со словаком находится человек, который после завершения карьеры станет одним из символов клуба.

Патрис Бержерон моложе Хары почти на 10 лет, но в клубе оказался раньше – за «Бостон» он дебютировал в 2003 году и с тех пор провел больше тысячи матчей. У него не самая мощная статистика для клуба «Оригинальной шестерки», за который в разное время играли Бобби Орр, Фил Эспозито и Рэй Бурк. Но есть один момент, который уже ставит Патриса в один ряд с великими игроками прошлого – лидерство.

Он вырос в одном из пригородов Квебека и до дебюта в НХЛ совсем не говорил на английском. Его первый сезон в лиге мало отличался от старта Артемия Панарина или Евгения Малкина, которые тоже приехали в США без знания языка. Походы в ресторан были мучительны, с партнерами он общался связкой слов «привет, пока, бэкчек», а один раз Бержерон попытался сказать перед камерой «невероятно» (о своем дебюте в НХЛ) и выговорил слово только с десятой попытки.

К счастью, Патрис здорово умел играть в хоккей – у «Бостона» были проблемы с центрами, и в лагерь новичков парня из второго раунда взяли больше от безысходности. Заиграет – здорово, не сможет – поедет в юниоры.

Навыки Бержерона оценили еще в лагере. Боб Тиндэлл, который в 2003-м был одним из скаутов команды, вспоминал: «Во время одного из занятий ко мне подъехал Мартин Лапойнт и сказал: «Этому парню нужно пожить у меня». Я удивился, потому что лагерь только начинался, но Марти уже тогда что-то разглядел в пацане».

Лапойнт сам был родом из Квебека, поэтому легко нашел общий язык со своим земляком. Он не учил Бержерона играть в хоккей или тренироваться, но показал пару нужных в быту вещей: помог открыть счет в банке, получить номер соцстрахования и арендовать машину, чтобы ездить на тренировки. И ни разу не подколол новичка насчет уровня его английского. «Только сейчас я понимаю, что Мартин сделал для меня. У него были жена и дети, а он пустил меня к себе и тратил на меня свое время», – говорит Бержерон 15 лет спустя.

С такой поддержкой Бержерон был хорош с самого первого дня в лиге. Он не забрасывал шайбы пачками, но уверенно закрывал позицию центра второго или третьего звена, вел игру в атаке, двигал шайбу в большинстве и просто убивался в меньшинстве, чем приводил в восторг тренерский штаб. Он быстро стал своим в раздевалке команды, средний возраст которой был в районе 28 лет – заслужить уважение взрослых мужиков очень сложно, особенно когда ты претендуешь на их место в составе. Бержерон смог – и даже в 18 лет поражал всех своим отношением к режиму. «Стоит сказать спасибо его родителям – они очень хорошо воспитали сына. Патрис был очень тихим, а еще очень много спал, потому что развивался физически и рано попал в НХЛ», – говорит Лапойнт.

В дебютном сезоне Бержерон помог «Бостону» попасть в плей-офф и забил «Монреалю» в овертайме одной из игр серии. «Брюинс» вылетели в семи матчах, а на следующий год случился локаут. Патрис провел его в АХЛ, совершенствуя свои навыки и адаптируясь ко взрослому хоккею. За следующие несколько лет он стал одним из лучших двусторонних центров лиги: не опускался ниже 50% на точке, играл в меньшинстве, большинстве и набирал по 70 очков за сезон.

Мы все знаем историю из плей-офф-2013, когда Бержерон получил несколько тяжелейших травм, но продолжал играть. В финальной серии против «Чикаго» у него были сломаны ребра, выбито плечо и разорвано легкое. Даже в таком состоянии он сыграл почти 18 минут и дважды поймал соперника на силовой прием. У этой истории, которая по факту сделала Бержерона живой легендой «Бостона», есть начало.

В 2009-м «Брюинс» выменяли ветерана Марка Рекки, у которого за плечами было больше 1500 матчей в НХЛ. Его поставили в звено к Бержерону, и перед одним из матчей второго раунда против «Каролины» Рекки серьезно заболел.

«У Рекса были камни в почках и его рвало перед игрой. Мы ждали нашу смену, и ему стоило больших усилий, чтобы просто сидеть прямо на скамейке. Когда Марк вышел на лед, я не поверил своим глазам – он бил каждого соперника с шайбой и доигрывал каждый стык до конца. Он показал мне, что такое кубковый хоккей. Это жертва, которая должна быть принесена», – рассказывал Бержерон в интервью The Players Tribune.

Личный пример ветерана мощно подействовал на Патриса – с тех пор он всегда был на льду в решающий момент. Везде – на льду, в зале и во время матча 37-й номер вел партнеров за собой. Еще одна история от Брэда Маршанда, которая объяснит, что Патрис значит для каждого игрока «Бостона»:

«Никогда не забуду наш первый совместный лагерь. Я был в отличном настроении, говорил «Я – зверюга, погнали!». Это было какое-то сумасшествие – мы бегали в гору до тех пор, пока не свалились от усталости. Мы все умирали, один из новичков сказал: «Я больше не могу». Тогда Патрис встал и сказал: «Пошли». Он спустился с этой горы, чтобы сделать еще один подход. И мы пошли за ним. Потому что если Бержерон превозмогал усталость и боль, мы тоже могли это сделать. Если он играл за нас с порванным легким, то мы будем так же сражаться за него».

За годы, проведенные вместе, Маршанд и Бержерон стали лучшими друзьями и вместе с Давидом Пастрняком образовали лучшую тройку лиги последних двух лет. У самого ненавидимого игрока лиги, которому никто не может заткнуть рот, есть только один авторитет на льду:

«У меня почти нет жизненных правил, но одно из них: если ты скажешь что-то плохое про моего брата или про Патриса Бержерона, я надеру тебе зад. Он невероятный».

Ни один игрок «Бостона» за последние 20 лет не забросил больше победных шайб, чем Патрис Бержерон. Ни один центральный нападающий «Бостона» за последние 20 лет не выиграл больше вбрасываний, чем Патрис Бержерон. Более того, среди действующих игроков нет ни одного хоккеиста, который играл бы на точке лучше, чем первый центр «Брюинс».

Он причастен ко всем значимым достижениям «Бостона» в 21 веке: выиграл Кубок, сражался в финале с «Чикаго», несколько раз уничтожил «Торонто» в первом раунде и готовится играть в третьем финале за карьеру. Тот самый случай, когда стоит пожалеть о том, что капитанская нашивка всего лишь одна. Бержерон стал своим в Бостоне, который сам по себе особенный город, с огромными победными традициями. Он принял Бержерона, а сам Патрис точно знает, ради чего люди собираются в TD Garden:

«Это город голубых воротничков, и ценности здесь соответствующие. Крутые щелчки по воротам и финты выглядят классно, но хоккей «Брюинс» –  нечто большее. Наши фанаты ждут, что их команда будет сражаться за шайбу, биться и доминировать весь матч. Я пережил страшную боль в финале-2013, но сейчас понимаю, что сделал бы это снова. Потому что ощущения от победы стоят того. А самая страшная боль – вообще не попасть в плей-офф».

Патрис Бержерон для «Бостона» – как Джон Сноу для одичалых. Однажды он почти умер за «Брюинс», а теперь они готовы умереть за него.

Бержерон – лучший по версии Дона Черри. Вытеснил Зиновьева, играл со сломанным ребром, а сейчас идет за Кубком Стэнли

Фото: Gettyimages.ru/Maddie Meyer, Bruce Bennett, Rick Stewart, Jared Wickerham