8 мин.

Сезон, когда Овечкин забил 65 голов. С этого начался подъем «Вашингтона»

Самый безумный год в карьере.

Вряд ли главный снайпер современной НХЛ забудет тот сезон. Слишком много событий: надежды на первый плей-офф в карьере, новый огромный контракт, смена тренера в «Вашингтоне» и то самое золото чемпионата мира в Квебеке.

«Вашингтон» перед стартом сезона – полноценная команда Овечкина. Он провел в лиге два года, забил 98 голов и ни разу не вывел «Вашингтон» в розыгрыш Кубка Стэнли. От «Кэпиталс» ждали большего, чем просто борьба за восьмерку – в их команде играл парень, взорвавший НХЛ и ставший ее лицом чуть ли не с первой смены. Но амбиции той команды не подкреплялись должным уровнем состава: здесь играли постаревшие Нюландер, Колциг, ветераны Кларк, Юрчина и скрипящий суставами тафгай Брашир. Джордж Макфи прекрасно понимал, что без соответствующего центра его главная звезда снова будет полагаться только на себя – и «Вашингтон» застрянет в режиме перестройки. К счастью, еще в 2006 году генменеджер вытянул счастливый билет на драфте – Никлас Бэкстрем присоединился к «столичным» через год.

Болельщики скромно рассчитывали на дальнейший прогресс Александра Семина, быструю адаптацию Бэкстрема, ну и на то, что Олаф Колциг не уйдет на пенсию прямо во время очередной игры. В сезон «Кэпс» вошли с таким сочетанием звеньев:

«Вашингтон» начал сезон с трех побед подряд, почувствовал уверенность в своих силах, а затем слил четыре матча. На этом проблемы не закончились: сначала вылетел Семин, а потом в концовке матча против «Ванкувера» Овечкин чуть не убил Криса Кларка – после щелчка Александра шайба угодила капитану «Вашингтона» в ухо. Кларк долго не мог подняться, а чтобы справиться с рассечением, медикам пришлось наложить 60 швов.

«Кэпс» продолжили тонуть в таблице – в октябре они выдали 5-6-0, а Овечкин забил 100-й гол в НХЛ. Быстрее него сотню в лиге выбивал только Линдрос.

Дальше команда посыпалась: Колциг пускал все подряд, защита не работала, а в нападении, как и годом раньше, все держалось на Овечкине. Что сделал Хэнлон? Начал истерично тасовать звенья в каждом матче, надеясь собрать красивую комбинацию и вытащить команду из ямы. На трибунах домашней арены «Кэпс» все чаще стали появляться плакаты с призывом уволить Хэнлона, и когда «Кэпиталс» довели свой рекорд до 6-14-1, Макфи начал действовать.

Хэнлона уволили, а на следующее утро Макфи позвонил тренеру фарм-клуба Брюсу Будро. Звонок был в 7 утра, Будро едва продрал глаза, услышал в трубке предложение Макфи, погрузил вещи в машину и через несколько часов был в Вашингтоне. До этого момента он никогда не тренировал на уровне НХЛ, зато дважды выводил фарм «Вашингтона» в финал Кубка Колдера.

«Когда Будро пришел в команду, никто не верил в нас – «конченая команда, никакого будущего». Но он верил», – говорил после того сезона Овечкин.

У Будро были сутки на то, чтобы подготовиться к «Филадельфии», он отсмотрел одну кассету с видеонарезками и сразу поменял схему игры в большинстве. Это сработало: Майк Грин, игравший у Будро в фарме, реализовал удаление «Флайерс», а когда Овечкин (ну а кто еще?) вырезал Бэкстрему идеальную передачу в овертайме, главный тренер со своей сотней килограммов веса прыгал выше всех на скамейке «Вашингтона».  

В следующей игре Овечкин отгрузил дубль, а всего за первые 30 матчей настрелял 21 шайбу. Больше он забивал только в 2013-м и 2018-м.

Из-за провального старта «Вашингтон» ввязался в очень опасную гонку, которая длилась 134 дня. Команде нужно было побеждать в каждом матче, чтобы к весне гарантировать себе участие в Кубке Стэнли. Овечкин снова взял все на себя.

Реклама 18+

Больше всего во время этого забега за плей-офф не повезло «Оттаве». Канадская команда напоролась на Овечкина четко под Новый год – и получила четыре шайбы в свои ворота. Для оценки уровня того «Вашингтона» и значимости покера – тот матч закончился со счетом 8:6 в пользу «столичных».

Январь тоже стал знаковым месяцем – именно тогда Александр подписал свой текущий контракт: 124 млн на 13 лет не казались безумием ни в 2008-м, ни сейчас. Любопытно, что он подписывал главное соглашение в жизни без агента – его интересы представляла мама. Сняв вопрос о своем будущем, Овечкин продолжил забивать – его голы снова удержали «Вашингтон» на плаву, поскольку на команду свалилась эпидемия травм. С разными повреждениями вылетели Потье, Кларк, Нюландер и Моррисонн – команде без двух основных защитников и с немолодым вратарем Колцигом приходилось прикладывать много усилий, чтобы побеждать.

Это привело к тому, что в феврале «Вашингтон» едва не оказался на краю пропасти – Овечкин выдохся и почти перестал забивать. Он просто не мог поддерживать тот темп, который сам задал на старте сезона. Уплывал не только плей-офф – на кону стояла куча индивидуальных наград. Выручил личный тренер по физподготовке: марафонец Дмитрий Капитонов примчался в США 18 февраля и за короткие сроки привел Овечкина в норму.

«Если у человека плохая аэробная форма, то он весь матч бегает с высоким пульсом. Это приводит к тому, что тот же Овечкин, отбегав свою смену, не успевает восстановиться к следующей. Получается дисбаланс. Сашка немного запустил свою форму. Начали мы с ним с простого – снова крутили велосипед. Если у Овечкина будет высокая выносливость, его возможности безграничны. Ну а в силовом плане у него, как всегда, все нормально», – рассказывал Капитонов в интервью «Советскому спорту».

Этот спад заметил и Джордж Макфи – он понял, что Овечкину нужна помощь и здорово сработал в дедлайн. В команде появились Кристобаль Юэ (выиграл 11 матчей из 13, отбил 93,6 % бросков), ветеран Сергей Федоров, закрывший позицию второго-третьего центра, и один из самых ненавидимых игроков лиги – Мэтт Кук.

Роль Федорова для той команды сложно переоценить – он помогал талантливому молодняку в куче мелочей, а сам попал в комфортные схемы игры. Федоров показывал партнерам, как нужно работать в зале и готовиться к матчам, а Никласа Бэкстрема учил играть на точке и правильно расставляться в большинстве. Неудивительно, что с приходом Федорова «Кэпс» добавили в организации игры – у Будро в тренерском штабе стало на одного человека больше.

Март и апрель должны были решить, как «Вашингтон» закончит сезон – только победа в дивизионе гарантировала попадание в восьмерку. Главным соперником стала «Каролина» с Эриком Стаалом и Кэмом Уордом. К личной встрече в апреле команды подошли с равным количеством очков. Овечкин положил с разворота 63-й гол в сезоне, Юэ пропустил лишь раз – и трибуны сошли с ума: каждый болельщик в тот вечер орал «M-V-P».

Свои 64-ю и 65-ю шайбы Овечкин отгрузил «Тампе» – и снова безумие на трибунах и осознание того, что команда впервые за долгое время выходит в плей-офф. История от Теда Леонсиса, которая лучше всего поможет понять величие момента: «Мы разбудили спящего гиганта. Сегодня утром я попытался дать курьеру из службы доставки 20 долларов чаевых, а он отказался их принимать».

Еще один простой факт – никто в современной НХЛ не смог забить за полный сезон больше 60 шайб. Только Стивен Стэмкос однажды добрался до этой отметки, но на ней и остановился.

Эксперты сходятся во мнении, что в том сезоне без Овечкина «Вашингтон» боролся бы за первый пик драфта. Лучшее из того, что говорилось тогда:

«Получается, что на самом деле Овечкин вредит своей команде», – журналист THN Майк Брофи.

Он забил почти треть голов своей команды, и получил бы звание самого ценного игрока сезона даже без попадания в плей-офф. Ни один хоккеист в лиге тогда не сделал для своей команды больше Овечкина. Более того, в плей-офф эта команда, составленная из Овечкина, ветеранов и совсем молодых парней, смогла дотянуть до седьмого матча против мощной «Филадельфии».

Реклама 18+

Как оказалось, эти 65 шайб были лишь началом эпохи. Дальше НХЛ разделилась на просто хороших снайперов и Овечкина. А лучшую фразу про его главный скилл выдал Джонатан Куик, который долгое время считался одним из сильнейших вратарей лиги:

«Если ты постараешься среагировать на бросок Овечкина, то уже проиграл».

Федоров вывел Овечкина в его первый плей-офф НХЛ. Да, они играли вместе

Фото: Gettyimages.ru/Dave Sandford, Jim McIsaac; REUTERS/Joe Giza; Gettyimages.ru/Len Redkoles, Mitchell Layton/NHLI