5 мин.

Верните мой 2007-й. Бриан Жубер - чемпион мира, каким он должен быть

Иван Кузнецов разбавляет футбольный сериал Eurosport.ru резонансом 10-летней давности из фигурного катания – триумфом жизни французского спортсмена.

Жубер

Март 2007-го. Для меня это такой же знаменательный месяц, как май 2005-го (фанаты «Ливерпуля» поймут) или июнь 2008-го (здесь поймут все, кто более-менее любит футбол). Но то, что случилось 10 лет назад, поймут немногие. 10 лет назад единственный раз в карьере чемпионом мира по фигурному катанию стал Бриан Жубер.

12-летний подросток не осознавал в полной мере, что же на самом деле сотворил француз. Почему тот день столь уникален в историческом масштабе и что, возможно, подобное больше не повторится никогда. И почему того дня, по-хорошему, не должно было существовать в календаре в принципе.

Впервые я увидел Жубера на льду в 2006-м на предолимпийском ЧЕ. Тогда он занял третье место, на Олимпиаде проехал мимо пьедестала. Комментаторы в телевизоре бесконечно трещали про то, что он мегаталантливый парень, который может все. Спустя время я узнал, что в 2004-м в свои 20 француз всполошил мир, дернув Плющенко на Евро. В ситуации, когда никто не мог и никто не ждал. А еще все почему-то говорили о какой-то знаменитой «Матрице», которая не приехала в Турин.

Я не сразу врубился в Жубера. Более того, почти не заметил его на туринской Олимпиаде и вместе со всей страной радовался победе Жени. С легкой грустью, потому что король объявил об уходе из фигурного катания. Но 2007-й ответил на все вопросы. Так всегда бывает, когда кажется, что король умер – да здравствует король!

То был эталонный сезон Жубера. Две бомбические программы: короткая в образе Агента-007 под музыку из «Умри, но не сейчас» (один из любимых фильмов о Бонде) и произвольная под микс Metallica и «O, Verona» Крейга Армстронга. Описывать это не имеет смысла, это просто надо один раз увидеть. Те две программы – вовсе не про то, как Жубер выиграл все турниры, в которых с ними участвовал, вместе с финалом Гран-при, чемпионатом Европы и чемпионатом мира. И даже не про шикарный музыкальный вкус. Это про то, каким должно быть мужское фигурное катание.

Пока некоторые одиночники все чаще завоевывали судей дамскими костюмами, растяжкой и сопливой интерпретацией, Жубер делал программы под Daft Punk, Genesis, ту же Metallica и даже сотворил ремейк «Гладиатора» Ягудина. Но коронная была «Матрица». Та самая, которая не приехала в Турин – оказывается, тогда он поменял произвольную в последний момент, а потом жалел об этом всю оставшуюся карьеру.

Жубера никогда не любили судьи. Его движения на льду соответствовали его образам: брутальные, атлетичные, местами грубые. Но главное достоинство француза – это дорожки. Особенно круто их видно на показательных номерах – такое ощущение, что он танцует брейк. Уже в то время все это не очень ценилось и лицемерно называлось «плохие транзишнс», а потом и вовсе вдруг превратилось в олдскул. Жубер непонятно как проиграл Томашу Вернеру Евро-2008, мировой чемпионат-2008 – Джеффри Баттлу (человеку, который не выкрутил ни одного четверного на две программы), на ЧМ-2010 занял лишь третье место (после этого подняли стоимость четверных), на первенстве мира-2012 в родной Франции не попал даже в тройку. Это лишь неполный перечень турниров, на которых Жубера откровенно засуживали.

Безупречная короткая в Сочи проиграла грязной короткой Патрика Чана около 15 баллов. Произвольная и вовсе выкинула Жубера из десятки. Тренды уже были другими – и олицетворял их тогдашний чемпион Юдзуру Ханю с костюмом, похожим на женское платье, и двумя падениями в произвольной. Жубер закончил карьеру фразой «Я не понимаю, куда движется этот вид спорта».

Француз был спортсменом, который катался вопреки. Он учился под старую систему оценок, где не было дурацких уровней дорожек шагов, а вторая оценка формировалась прозрачнее некуда. Но пришлось кататься под новую, где ему не плюсовали заходы на прыжки, а компоненты лепили от балды. Бриана не считали фаворитом – то это был Плющенко, то Ламбьель, а когда вдруг им оказался Жубер, нарисовались ребята с гигантскими компонентами. Француза мучили травмы, но он очень часто их скрывал и дрался на льду с собой, с соперниками, с обстоятельствами. И у Жубера был всего лишь один день, когда он наконец получил то, что заслуживал, и то, к чему долго шел. День, когда он стал чемпионом мира.

PATINAGE ARTISTIQUE 2010 Mondiaux Brian Joubert

Но даже тот день случился вопреки. Незадолго до старта ЧМ-2007 Бриан пробил стопу лезвием конька и поехал с незалеченной травмой. Из-за этого он не прыгнул два четверных в произвольной программе, как того хотел. Но этого и не потребовалось. Символично: тот день был за Жубера и как Жубер – тоже вопреки.

В жизни случаются глупые вещи. Например, Патрик Чан трижды выиграл чемпионат мира, а Жубер всего однажды. Но буду ли я пересматривать программы Патрика, как клипы Imagine Dragons или Linkin Park, оставят ли они такой след в памяти, лишат ли они дара речи снова и снова? Нет, конечно, нет. Порой, быть великим не означает быть лучшим. Жубер был великим. И расписался под этим утверждением март 2007-го. Март, которого не должно было быть.

Текст написан для сайта Eurosport.ru