9 мин.

«В жизни есть вещи важнее чемпионского титула». Кульминация противостояния Ханта и Лауды

Впервые попав в календарь Чемпионата мира в год эпической дуэли Джеймса Ханта и Ники Лауды за титул, японский этап 1976 года оказался одним из самых захватывающих и драматичных Гран При в истории автогонок.

Уверен, что любой уважающий себя любитель Формулы-1 не мог пройти мимо замечательной картины Рона Ховарда с оригинальным названием Rush, в ярких красках повествующей о противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта, апогеем которой стал сезон 1976 года. Перипетии этого сезона как нельзя лучше подходили для голливудского сценария. Эпические сражения на трассе, дисквалификации Ханта вследствие закулисных интриг Ferrari, авария Лауды на Нюрбургринге, его героическое возвращение в кокпит спустя 1,5 месяца.

«Феррари-312T», с которой «Скудерия» начала сезон, считалась лучшей машиной в пелотоне, но уже к 4-му этапу в Италии подготовили новую модель – более мощную и легкую 312T2. В «Макларен» уже четвертый сезон использовали непрерывно улучшаемый M23 с мотором «Косворт-DFV». Причем, в руках Ханта этот автомобиль был быстр, как никогда прежде. Ники Лауда доминировал в первой части сезона, вплоть до злополучного Гран При Германии. 5 побед плюс 3 подиума австрийца против 2 побед (одну из которых сначала отобрали, а спустя два месяца вернули обратно) и одного подиума британца привели к разнице в 35 очков (61 и 26 очков, соответственно). Когда «Большой цирк», недосчитавшийся нескольких отказавшихся от дальневосточного вояжа команд, приехал в незнакомую Японию на последний, 16-й этап сезона, то преимущество Ники Лауды над набравшим ход Джеймсом Хантом (4 победы в последних 6 гонках) составляло всего 3 очка (68 и 65, соответственно).

Ники Лауда: «Несмотря на то, что мы были соперниками, Джеймс всегда был предельно открытым человеком и честным другом. И дьявольски быстрым гонщиком. Я всегда считал его самым сложным противником».

Лауда и Хант, с их противоположным взглядом не только на гонки, но и в целом на жизнь, являлись едва ли не идеальными главными героями, но не стоит забывать о необычайно сильных ролях второго плана, без которых невозможно представить 76-й. Здесь и знаменитый шестиколесный «Тиррелл-P34», и постепенно возвращающаяся на высокие позиции команда «Лотус», и впечатляющий дебютный сезон французской команды «Лижье», а также первый и последний успех дружины Роджера Пенске в Европе. Подготовили кое-что к своему домашнему этапу и японцы.

Tyrrell 007 Ford команды Heros. Японцы изменили носовой обтекатель, а так же решили использовать шины Bridgestone, дебютировавшие в Чемпионате мира. Пилотом этой машины стал чемпион японской Формулы-2 Казуёши Хошима.

Норитаке Такахара заменил в составе «Сертиз» Бретта Лангера, Казуёши Хошиме предстояло выступать на старом «Тиррелл-007», обутом в покрышки «Бриджстоун», после годичного отсутствия вернулась на трассу команда «Маки» с Тони Триммером за рулем единственного болида, а Масами Кувашима должен был получить в свое распоряжение одну из машин Wolf/Williams. Но больше всего завсегдатаев Ф-1 удивил построенный в мастерских неподалеку от автодрома диковинный «Коджима-KE007» на шинах «Данлоп» японского производства, который вывел на трассу бывший мотокроссмен Масахиро Хасеми.

Масахиро Хасеми на экзотическом Kojima KE007 Ford, главным конструктором которого был Масао Оно. Другое творение Оно, правда несколько модифицированное, Maki F102A Ford оказалось слишком медленным, чтобы позволить Тони Триммеру пройти квалификацию.

В самом начале первого дня квалификации Хасеми удалось показать время, которое еще долго служило ориентиром для остального пелотона – 1’13.88. К концу пятничных заездов японца смогли опередить лишь Хант и Лауда, получившие от «Гудьир» по дополнительному комплекту мягких квалификационных шин. В субботу большинство гонщиков сумело разобраться с особенностями незнакомой трассы, но в итоге показанного в пятницу результата Масахиро хватило для десятой стартовой позиции. Теоретически, мягкие шины «Данлоп» и знание трассы могли позволить японскому гонщику побороться за поул-позицию, но авария оставила его вне игры. В итоге, поул достался Марио Андретти на «Лотус-77» – впервые с момента его фантастического дебюта в Гран При США ’68. Команда Колина Чепмена переживала переходной период, уже более двух лет не знав вкус победного шампанского – никак не удавалось построить достойного преемника 72-й модели. Сам Андретти в начале сезона едва не остался без места в Формуле-1, когда коллектив Парнелли Джонса, под знамена которого американец перешел по ходу сезона, отказался от выступлений в Чемпионате мира. Хант уступил всего лишь 0,03 сек., а Лауда разделил второй ряд стартового поля с Джоном Уотсоном, по ходу сезона завоевавшему одну победу на «Пенске».

Старт Гран При Японии '76. Марио Андретти и Джеймс Хант на первом ряду, Ники Лауда и Джон Уотсон - на втором.

В воскресенье сюрприз преподнесла переменчивая японская погода. С самого утра не переставая лил дождь, а мрачные тучи, скрывшие гору Фудзи, не предвещали улучшения. Некоторые гонщики высказывались за отмену гонки, старт все время откладывался, но в итоге из-за обязательств перед телевидением гонку решено было провести, хоть и с 75-минутным опозданием. Джеймс Хант понимал, что ехать в дождь во главе пелотона куда проще, поэтому поставил себе цель войти в первый поворот лидером. Британец великолепно справился с задачей, в то время, как его основной оппонент в борьбе за титул скрылся в пелене брызг, постепенно откатываясь все дальше. На втором круге алая «Феррари» Ники Лауды направилась на пит-лейн. Австриец остановился возле своих механиков, заглушил мотор, отстегнул ремни безопасности, выбрался из кокпита и со словами «в жизни есть вещи важнее чемпионского титула» едва ли не прямиком отправился в аэропорт. Лауда оказался не единственным, кто решил, что условия на трассе небезопасные: еще после первого круга от дальнейшей борьбы отказался гонщик «Брэбэм» Ларри Перкинс, на 8-м круге – его партнер Карлуш Пасе, а на 10-м – двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди («Копершукар»), прежде не раз демонстрировавший мастерство на мокрой трассе.

Ключевой момент Чемпионата мира '76. «Феррари» Лауды в боксах - австриец счел условия на трассе слишком опасными для гонок.

После схода Лауды задача Ханта упростилась – для титула ему хватало четвертого места (у британца было на одну победу больше). Джеймс уверенно контролировал ход гонки, к 10-му кругу опережая Андретти на 8 сек., а позади гонщики менялись позициями с калейдоскопической быстротой. Одно время до третьего места сумел подняться стартовавший 21-м Хошима. Японец великолепно чувствовал себя в таких условиях, но его шины быстро износились. По признанию Андретти, ему удалось подсмотреть у Казуёши, когда тот опередил американца, несколько интересных траекторий, которые пригодились ему в дальнейшем. На 21-м круге едва не преподнес сюрприз Витторио Брамбилла. «Горилла из Монцы», как называли итальянца в паддоке, был быстрейшим на трассе и сумел догнать Ханта, но при попытке атаки его «Марч» закрутило и от столкновения с лидером спасло лишь чудо.

Хант прекрасно понимал, что второго шанса стать Чемпионом мира у него может не быть.

Тем временем дождь прекратился и трасса начала подсыхать. В боксах менеджер «Макларен» Тедди Майер ломал голову: оставить лидировавшего Ханта на старых дождевых покрышках или позвать в боксы за новым комплектом? На прямых Джеймс пытался выбирать траектории с большим количеством воды, но это не уберегло левую переднюю шину от расслоения на 68-м круге. Хант дотянул до боксов, где провел мучительно долгие 27 секунд, наблюдая, как механики возятся в попытках установить домкрат (заглавное фото). Левая передняя часть машины стояла на голом ободе и дорожного просвета не хватало, чтобы засунуть домкрат под днище. В конце концов один из механиков догадался приподнять болид за рычаги передней подвески. Британец вернулся в гонку, до конца которой оставалось лишь 5 кругов, на пятой позиции. На свежих шинах он догнал и прошел Клея Регаццони и Алана Джонса, закончив гонку на третьем месте, которого вполне хватало для завоевания титула. При этом сам Хант понятия не имел, на каким месте он финишировал, и лишь на пит-лейн узнал, что стал Чемпионом мира, не сразу в это поверив.

Тедди Майер – Джеймсу Ханту: «Ты третий! Ты – Чемпион мира!».

Марио Андретти, грамотно распределивший ресурс шин на всю гонку, принес долгожданную победу для «Лотус». Годы спустя американец назовет этот Гран При лучшим в своей карьере. Второе место досталось Патрику Депайе, сумевшему воспользоваться преимуществами «Тиррелл-P34» на мокром асфальте – первая пара передних колес расчищала асфальт для второй пары, на которую можно было смело устанавливать слики. Под конец гонки француз висел на заднем антикрыле «Лотус», но провести решающую атаку так и не сумел. Призовую шестерку дополнили Алан Джонс, Клей Регаццони и Гуннар Нильссон на втором «Лотус». Финишировавший девятым в двух кругах отставания Такахара стал лучшим из представителей Японии, Хасеми и Хошиму подвели шины. Причем, если Хасеми из-за повышенного износа пришлось чаще других заезжать на пит-стопы, но в итоге все же удалось добраться до финиша, то у Хошимы попросту не осталось свежих покрышек «Бриджстоун».

Великолепное выступление Майкла Андретти осталось в тени чемпионства Джеймса Ханта.

Дальнейшая судьба героев этой гонки сложилась по разному. Отношения Ники Лауды и Энцо Феррари испортились. Несмотря на все заявления, «Старик» так и не смог простить австрийцу добровольного прекращения борьбы. Впрочем, это не помешало Лауде завоевать титул в своем последнем сезоне за «Феррари». Марио Андретти станет новым фаворитом Чепмена и сыграет одну из ключевых ролей в возвращении команды на вершину формульного Олимпа, завоевав титул в 1978 году. Шестиколесный «Тиррелл» больше не будет претендовать на победы, оставшись единственным в своем роде. Автомобили «Коджима» снова безуспешно выйдут на старт Гран При Японии год спустя, где Джеймс Хант одержит красивую победу, ставшую последней в его яркой, но недолгой карьере. Сам же автодром, расположенный в одном из самых живописных мест, которые охватывает формульная география, после гонки 77-го года попрощается с Большими Призами на долгие 30 лет.

 

Фото: f1-history.deviantart.com; rebrn.com; f1fanatic.co.uk; pintrest.com; postimg.org; redbull.com; alphacoders.com; taringa.net.

Гран При Австралии '76. Пик драмы турбо-«Ф-1» 80-х

Гран При Мексики '64. Останется только один

Гран При Монако '61. Лучшая гонка Стирлинга Мосса