6 мин.

Лив и Грете: две души в одном теле

     Я была в отчаянии и не представляла, как жить одной

Ингрид Йохансен

VG

3.02.2017

1

Выжить в качестве одинокой матери с тремя дочерями Лив-Грете Шелбрайд помогло удивительное чувство долга. Нам она рассказала о тяжелом периоде после развода,  совместном коттеджном проекте с мужем и о сосуществовании в ней двух личностей Лив и Грете.

Лив-Грете нервничает. Она бросает короткое «Проходите» и держит в руках выпрямитель. Потом извиняется за резкость и объясняет, что все пошло не так с самого утра, ее 10-летняя дочь Анна заболела и нужно было забрать ее из школы.

-Сначала я побежала в гараж, проколола там шину. Я не видела, что там лежало. Потом я забрала Анну, она лежит там, говорит она, указывая на бледненькую 10-летнюю девчушку на диване.

Лив Грете садится, берет с пуфика, стоящего рядом, блеск для губ, наносит его, слегка оправляет платье. Она выглядит сосредоточенной, как будто готовится к старту.

-Ну, начинаем?

Лив Грете, по ее словам, всегда была такой, рвалась вперед, едва успев начать.

-Во мне живут две личности – Лив и Грете. Лив очень структурированная и организованная. А Грете из тех, кто хочет, чтобы постоянно что-то происходило, и весьма безответственна. Лив не берет на себя ответственность за то, что говорит и делает Грете. Лив ложится спать до полуночи, в то время как Грете разгуливает всю ночь. Когда Лив просыпается, она не обращает никакого внимания на то, что Грете совсем разбита.

Лив Грете смеется.

-Это ты так шутишь сейчас?

-Нет!

И как долго в тебе такая двойственность?

-С тех пор, как я родилась. Но я не знала об этом до тех пор, пока не стала работать со спортивным психологом. Тогда я поняла, что во мне действительно два человека, психолог научила меня различать их и называть по именам. Грете думает, что Лив ужасно скучная. А Лив считает Грете совершенно безответственной. Но сочетание этих двух персон заставляет меня работать с максимальной эффективностью. И кто я сейчас в глубине своей души?

2

Из панорамных окон гостиной с камином, в которой сидит Лив Грете, открывается вид на фьорд. Сама она родилась в деревушке к западу от Холаннсдалена, название деревушки совпадало с ее девичьей фамилией.

Она рассказывает, что ее отец и его  товарищ первыми стали заниматься биатлоном в той деревне. Так что их дети получили уже хорошую подготовку. Она начала заниматься спортом в 9 лет, вслед за сестрой.

-Я довольно рано поняла, что у меня талант к лыжам. Я была третьей на юниорском чемпионате Норвегии по лыжным гонкам. Над стрельбой мне пришлось поработать.

Многие люди знают, что из этого вышло. Лив Грете может похвастаться 16 медалями ОИ и ЧМ, из которых 8 имеют высшую ценность. Она стала обладательницей БХГ сезона 2003/2004,после которого она стала мамой в первый раз.

-Я вернулась к гонкам и была в отличной форме, но когда Эмме исполнилось три года, мне пришлось бороться с моим материнским чувством. Я должна была сделать выбор. Если я хотела продолжать спортивную карьеру, то Эмму пришлось бы надолго оставлять дома. Ей уже не подходило сидеть в гостиничном номере. Она должна была развиваться, учиться и играть с друзьями. Я решила провести последнюю для себя Олимпиаду в Турине и поставить на этом точку.

Решение принять участие в Олимпиаде означало, что Эмма должна будет провести 5 недель без матери. В целом, хороший план, так тогда думала мать малышки.

-Поездка без Эммы продолжительностью в 5 недель – худшее, что я сделала. Когда я думаю об этом, мне становится больно. Ей было хорошо, но мне было больно. Я подошла к Олимпиаде в превосходной физической форме, но с камнем на душе. И мое беспокойство все росло. Психически я была не в себе. Поехать без нее – вот самая большая моя ошибка за всю спортивную карьеру. Могла ли я быть целеустремленной на старте и побеждать, когда мой ребенок был вдали от меня? Это было ужасно. Я выдержала только потому, что я знала, что эта Олимпиада – завершение моей карьеры в биатлоне.

Вскоре после окончания карьеры Лив Грете забеременела снова. Анна родилась в 2007 году. Рафаэль Пуаре, с которым она познакомилась в 19 лет, продолжал свою карьеру, а затем стал тренером. На свет появилась третья дочь пары, Лена, она родилась в 2008.

Для матери троих детей началась новая жизнь, это был самый настоящий переворот.

-Жизнь становилась все дальше от спортивной карьеры, путешествий и победных планов. Сначала это было хорошо, но со временем становилось все тяжелее и тяжелее. Я в течение многих лет была вдали от нормальной жизни. И теперь я сидела и думала: «Неужели мне больше нечего ждать от жизни?». Понятно, что у меня были дети, три прекрасные девчушки, они все для меня. Они дают мне столько радости. Но тишина и спокойствие, которые сначала были благом, постепенно стали бременем.

Лив Грете становится грустной. Она смотрит на огромные сосны, которые обрамляют берега фьорда, сжимает руки в замок и говорит:

-Я была задавлена домом. Не знаю, можно ли назвать это депрессией. Я вообще не знаю, как назвать то, что со мной тогда происходило. Но я подошла к точке, когда я стала задумываться, а зачем я вообще живу. Каков смысл жизни, где он? Я привыкла к совсем другой жизни, другому миру. Я никогда нормально не работала, хотя в это время немного начала подрабатывать комментатором на NRK. Я постепенно училась выражать свои мысли, подбирать слова, хотя на это требовалось время.

Через два года после того, как Лив Грете и ее муж начали совместный коттеджный проект, они разошлись.

-Вот так! - Говорит она и упирает руки в бедра.

-Это был постепенный процесс. Различие между нами обнаружилось, когда наши спортивные карьеры подошли к концу. Мы долго пытались сохранить наши отношения, но подошли к точке, когда  развод стал наилучшим выходом, говорит она и не отрицает, что развод был очень трудным временем.

-Хуже всего были те выражения разочарования, на которые не скупились люди, которых мы совсем не знали. Где бы я ни была, всегда находились те, кто говорил: «Вот зачем вы решили развестись?» или «Вы такая красивая пара, вы не должны разводиться». Никто не хотел сделать нам больно, никоим образом. Но у нас было более, чем достаточно оснований, чтобы самим заботиться о нашей семье в это время.

-А сейчас вам хорошо?

-Да, сейчас хорошо,  каждому из нас. Мы хорошо сотрудничали, когда были профессиональными спортсменами, хорошо  сотрудничаем и сейчас, идет ли речь о нашем проекте коттеджного поселка или о детях. Просто мы не могли оставаться парой.

3

-Ты выйдешь замуж снова?

-Нет. Или не знаю. Сейчас у меня нет необходимости выходить замуж. Когда мы развелись, я впервые оказалась без опоры, стоящей на собственных ногах. Я была в ужасе и не знала, как жить одной. Но сейчас я этому научилась. Я исправила свои ошибки. Это дает совершенно фантастическое ощущение достижений и собственного достоинства.

-А у тебя есть новый возлюбленный?

-Вот так и знала, что ты об этом спросишь, и фактически уже приготовила ответ.

Вдруг раздается кашель с дивана, где лежит Анна и смотрит телевизор. До сих пор ее было не слышно. Но сейчас она подпрыгивает и властно говорит:

-Мама, ты должна говорить правду!

Лив Грете разражается смехом и говорит «Анна!», а девочка вновь ложится.

-Мы оставим мертвецов в их могилах. Я действительно не знаю, где правда.

-Это кто сказал сейчас, Лив или Грете?

-Ха-ха, определенно Лив.