15 мин.

Шесть лет китайского проекта в КХЛ: нет арены, нет команды, нет болельщиков. Получилось хуже, чем с «Медвешчаком»

Скоро эта команда сыграет на домашней Олимпиаде.

Летом 2015-го нынешний ассистент генерального менеджера «Авангарда» Игорь Еронко написал свой последний текст на Sports.ru – «Почему КХЛ нужен клуб из Китая».

Приведем пару цитат: «Пять лет назад в Пекине было всего 200 хоккеистов от мала до велика. Теперь – 2 тысячи. Сейчас в Китае три больших ледовых дворца и еще четыре строится. Через пять лет, как ожидается, в стране, которая за три года потребила бетона в полтора раза больше, чем США за весь XX век, будет 500 крытых катков».

«Китайский рынок настолько велик, что им просто нельзя пренебрегать, особенно учитывая намерения властей, способных в данных обстоятельствах дать зеленый свет там, где раньше ни за что не дали бы». 

Интересно, что в комментариях не было обычного духа «автор удод, все деньги надо собрать и отдать в детский хоккей». Если отбросить не имеющие отношения к теме шутки про социалочку, то негативных откликов об идее там и не было.

Процитируем некоторые из самых заплюсованных: «Рекламные деньги оттуда нам бы не помешали, да и для лиги это был бы прорыв стратегический», «По-моему экономически и стратегически это правильно», «Минусов от привлечения китайцев, кроме уровня местных хоккеистов, нет. Но на этот случай у нас уже есть опыт «Медвешчака». 

Буквально через год китайский клуб в КХЛ появился – и очень быстро добился того, что название «Куньлунь» стало нарицательным. Новости про «Ред Стар» – идеальное место для любителей плюсов: напишите в комментариях «и вот это играет вместо «Кузни»?» – и вы король ветки. Такое отношение к «Куньлуню» совершенно заслуженно: клуб неуспешен, мало кому интересен на родине, уже два года подряд комплектуется в августе. 

Окончательно добила новость о том, что перед Новым годом команда в полном составе превратится в сборную Китая и сядет на сборы перед Олимпиадой (отметим эту веру китайских товарищей в то, что если гонять братьев Фу полтора лишних месяца, они обязательно загрызут всяких Макдэвидов). А их место в КХЛ на полтора десятка матчей займет... непонятно кто. «Медвешчак» заканчивал жизнь в нашей лиге двумя тройками, «Слован» – с одним вратарем, и это казалось кошмаром, позором и унижением. А здесь на лед выйдет другая команда – и президент лиги может только разводить руками и надеяться, что клуб в декабре соберет полностью новый состав уровня КХЛ.

В настоящий момент существование «Куньлуня» достигло максимального уровня абсурда – и сложно представить человека, который был бы за китайский клуб в КХЛ. Программа-максимум 2016-го не выполняется, кроме тех самых катков – согласно исследованию ИИХФ, их в Китае сейчас 537. Ну а мы вспомним эти очень странные шесть лет «Куньлуня» в нашей жизни.

Эпизод первый, он же самый интересный

Впервые о вступлении «Куньлуня» в КХЛ заговорили в ноябре 2015-го, а весной слухи стали облачаться во что-то конкретное. Даже появлялась невероятная информация, что Илья Ковальчук, который во время плей-офф-2016 попал в опалу у Сергея Зубова, поедет поднимать китайский хоккей. Это, конечно, было уткой. 

Китайцы, судя по всему, хотели сохранить секретность: в конце мая генсек местной федерации хоккея опровергал все планы по вступлению в КХЛ, а буквально через месяц клуб и лига уже подписывали договор в Пекине. Причем делали это в присутствии Владимира Путина, который приветствовал «Куньлунь» протокольными здравицами: «Это привлечет внимание болельщиков – люди будут с интересом смотреть в Китае, в России и других странах». 

То, что клуб собирали за одну весну, мало кого смущало – «Адмирал» и «Сочи» тоже склеивали на коленке, но в первые сезоны они выходили в плей-офф. Тем более «Куньлунь» нанял опытный дуэт из Владимира Кречина, при котором «Трактор» играл в финале Кубка Гагарина, и Владимира Юрзинова-младшего, который на тот момент полтора года отдыхал.

«Куньлуню» помогало отсутствие лимита, поэтому нормальный состав можно было собрать быстро. Ставку сделали на финнов, не закрепившихся в других командах КХЛ – в матче открытия сезона против «Амура» их вышло семеро, всего за сезон набралось 11. С учетом финского прошлого Юрзинова это было логично, и бывший динамовец Янне Яласваара радовался, что у них и тренер говорит по-фински.  

Сразу же начались проблемы с ареной. Основной площадкой была заявлена почти новая LeSports Center, на которой играли пекинскую Олимпиаду – и в комментариях уже прикидывали, как китайский клуб выйдет на самоокупаемость. Однако быстро оказалось, что на арене нет льда, а ее график был плотно забит еще до планов китайских товарищей вступить в КХЛ. 

«Куньлунь» вынужденно уехал в Шанхай – и это была чудовищная стратегическая ошибка в плане позиционирования. Довольно сложно перевести это на русские реалии, но попробуем: американские инвесторы приезжают в Россию с планами запустить бейсбольную команду в Москве. Оказывается, что свободных площадок нет, и команда, которая уже ассоциируется с Москвой, переезжает в Петербург. Петербуржцам такой подарочек, конечно, будет не нужен – ну вот так это восприняли и в Шанхае те люди, которые вообще про эту затею слышали.

Уже 21 сентября «Куньлунь» обновил антирекорд КХЛ – на игру против «Нефтехимика» пришло 550 зрителей, а лучше и не становилось.

«Когда мы базировались в Шанхае, местные жители даже и не знали, что в городе играет профессиональный хоккейный клуб», – говорил потом Линус Виделль, игравший в «Куньлуне». В декабре клуб вернулся в Пекин, но после первого энтузиазма посещаемость откатилась на уровень 2-3 тысяч зрителей.

В чисто хоккейном плане из «Куньлуня» получился вполне приметный середняк, который бодро выглядел на фоне сезона с исторически сильным расслоением между СКА/ЦСКА и всеми остальными. Суперзвезд в команде не было, лучшими бомбардирами стали привезенные в Россию именно китайским клубом Чэд Ро и Шон Коллинс. «Ред Стар» вышел в плей-офф, опередив «Сибирь» со связкой ШуШа и «Автомобилист», а там даже зацепили один матч против «Магнитки» – перфоманс, достойный два миска рис, кошкожена и 50 очков социального рейтинга.   

Несмотря на передряги с переездом туда-сюда, было ощущение, что «Куньлунь» взял неплохой старт, и есть база, от которой можно отталкиваться. Как оказалось, это был лучший сезон команды.

Эпизод второй, с интересным трейлером, но провальными спецэффектами

А летом «Куньлунь» бахнул, наняв Майка Кинэна главным тренером. Кречин оставался генеральным менеджером недолго – скоро Железный Майк занял обе должности, причем явно не мирным путем. Почти всю старую команду разогнали. Привезли несколько заметных легионеров (Войтека Вольски, Андрея Костицына), а еще солидных канадцев с китайскими корнями – в том числе Брэндона Йипа, бывшего форварда «Колорадо». Со спортивной точки зрения это было логично – и на результат людей взяли, и под Олимпиаду.

«Как Майк Кинэн сумеет соединить две половинки команды, одна из которых – уровень финала конференции, а другая – не уровень плей-офф ВХЛ, еще та загадка», – писал я в летнем обзоре трансферов. Сейчас «финал конференции» кажется дикостью, но на фоне того выхолощенного Востока складывалось другое мнение.

«Куньлунь» бодро рванул, на каком-то этапе даже шел первым (осенью 2017-го – правда, лидеры на Востоке менялись калейдоскопически), а потом резко и неуклонно полетел вниз по таблице, что завершилось отставкой Кинэна. Недавно Алексей Шевченко приоткрыл, что стояло за этим: как оказалось, приколы Железного Майка с метанием урн и истериками выдерживали не все, поэтому тренера решено было слить, а сезон принести в жертву.

 

С околохоккеем все было совсем печально: из-за загруженности пекинской арены команда окончательно прописалась в Шанхае, который относился к странным гостям из Пекина никак. В октябре, перед очередной годовщиной КНР, команда попросилась провести несколько матчей в Харбине из-за занятости арены празднествами, но вариант не прошел – в итоге формально домашние матчи прошли на чужих аренах.  

В послы команды выписали Уэйна Гретцки и Фила Эспозито, но как они выполняли обязанности «чрезвычайных и полномочных» – настоящая загадка. Конечно, они гордо позировали на протокольных мероприятиях, но как это конвертировалось в узнаваемость команды?

Эпизод третий: двести тысяч уже готовы и еще миллион на подходе

В сезоне-2018/19, судя по всему, самые интересные телодвижения в клубе происходили за кулисами. Публике могло показаться, что клуб снова пойдет по финскому вектору (новым главным тренером стал Юсси Тапола), но это было не так. За межсезонье состав снова разнесли к чертям, в межсезонье привезли 17 новичков – в основном это легионеры, которые не пригодились даже середнякам лиги.

Народ курсировал туда-сюда со страшной скоростью, уже после старта сезона китайцы подписали 13 человек, при этом расторгли или обменяли еще 7. Этот трюк с успехом был повторен еще через год, когда команда снова была фактически собрана заново. При этом состав-2018 формировался из людей в массе своей уже за 30 лет, причем без всякого намека на китайские корни. На базу сборной под 2022-й это никак не тянуло.

В руководстве клуба заседали совсем удивительные люди. Например, вице-президентом в 24 года стал Нурсултан Оторбаев из мощного хоккейного Кыргызстана. Можно было бы порадоваться такому взлету, но есть одно «но»: Оторбаев – племянник бывшего киргизского премьера. Собственно, по таким назначениям уровень организации уже был понятен. 

Параллельно китайцы строили фарм-систему в ВХЛ и МХЛ. Фарм в «вышке» оскандалился после того, как новокузнецкие журналисты открыли протокол матча и обнаружили там совершенно невероятные вещи. Оказалось, что ворота и площадка на арене правилам хоккея не соответствовали, а система «видеогол» не работает. Нельзя представить, чтобы условной Пензе дали провести хоть один матч с левыми воротами – а тут запросто. При этом безобразии к названию ВХЛ прицепили хвост «Кубок шелкового пути» и даже сделали версию сайта на китайском.  

Совсем весело было в МХЛ, где давали играть реальным китайцам, разбавляя их несколькими русскими игроками из дальневосточных школ, а также европейцами из низших лиг. В сезоне-2019/20 китайский клуб проиграл 61 матч из 62. Кстати, играла эта команда в Дмитрове, а до этого – вообще в Риге. Зачем? Затем! (кадр с пчелой из «Каламбура»).

Взрослая команда безуспешно пыталась вернуться на главную пекинскую арену, которая выставила за один домашний матч ценник в 2 млн долларов. В конце концов в руководстве клуба плюнули и выбрали обычный пекинский пятитысячник. Между этим случился странный выезд на огромную арену в Шэньчжэнь, где посмотреть на финнов из «Салавата» собралось 800 (восемьсот!) человек.

При этом летом-2019 «Куньлунь» все-таки (с опозданием в три года) реально стал собирать людей с китайскими корнями. Правда, параллельно в лигу залетали персонажи из 80-х – например, тафгай из ECHL Гарет Хант, который натурально бросался на людей. В чем были преимущества гражданина, науке до сих пор неизвестно, но федеральную целевую программу «Доступный и качественный мордобой» он выполнил за половину сезона.

Как будто этого было мало, на мир опустился еще и коронакризис. «Куньлунь» и его фарм-система были экстренно перебазированы в Россию, где они и закончили беспокойный сезон.

Эпизод четвертый: атака клонов

События прошлого сезона достаточно свежи, чтобы о них не забывать, поэтому дадим телеграфно. В апреле «Куньлунь» выступил с бравым заявлением, что игроки поедут в Китай без всяких опасений. Через два месяца выяснилось, что клуб отправится играть в Россию (а конкретно – в Мытищи). Еще через некоторое время выяснилось, что почему-то никого из игроков клуба, который впервые за долгое время сохранил весной костяк, привезти в РФ не получится.

Пришлось экстренно набирать отряд самоубийц, набрав более-менее всех заметных русских игроков без контрактов, добавив к ним молодежь и откровенно загадочных персонажей (типа Никиты Пензова из чемпионата Словении). Этот «Куньлунь» за матч против «Локомотива» получал чуть меньше шайб (7), чем наносил бросков (9).

Ближе к октябрю в команду, проигравшую 13 матчей подряд (плюс одна техническая победа над «Локо»), стали возвращаться первые легионеры. За короткое время странная банда хлопнула «Салават», «Магнитку» и СКА, после чего Алексея Ковалева стали рассматривать как нового перспективного русского тренера. После этого, правда, больше ничего интересного в сезоне «Куньлуня» не случилось. Говорят, большинство игроков команды ни о каком спортивном режиме не слышали – так что ничего удивительного в ее последнем месте и не было.

Параллельно развернулся скандал вокруг бывшего тренера клуба Курта Фрэйзера: по его версии, контракт с ним расторгли неправильно, и клуб должен был выплатить еще 450 тысяч долларов. Тренер говорил, что генеральный менеджер Макферсон просто перестал выходить на связь. Удивительно, но после первых сообщений об этой истории продолжения у нее не было.

Единственное, что точно можно занести «Ред Стар» в актив – они давали игровое время молодым. Сверкнул парой шайб Герман Шапорев, дал скандальное интервью о коррупции в академии «Авангарда», а потом... испарился. Много играл арендованный из «Сент-Луиса» Торопченко, раскрылся габаритый Баканов – что-то российский хоккей от того странного сезона получил. 

Это межсезонье для «Куньлуня» стало почти образцовым – обошлось без резких потрясений, правда, игроки потянулись обратно только в августе. Странно промелькнула новость о назначении Кари Ялонена. Потом оказалось, что финна в «Куньлуне» не будет – и это было даже не увольнением, потому что Ялонен не успел подписать контракт. 

Все пертурбации остаются на декабрь – и страшно представить, какой будет команда с учетом того, что к зиме рынок на сто процентов выжат. Как уже упоминалось, это очень похоже на дембельский аккорд уровня «Медвешчака» – но генеральный менеджер Николай Феоктистов уверен в светлом будущем команды.

«После Олимпиады интерес к хоккею в стране непременно возрастет, хотя бы на некоторое время. И нашей задачей будет использовать этот импульс. Мы рассчитываем на развитие, главным залогом которого станет возвращение в Китай», – заявил он «СЭ».

Сцена после титров: зачем я это вообще смотрел?

Давайте выжмем из шести лет сухой остаток. За это время команда сменила (сразу засчитаем туда декабрьский кувырок с переворотом) семь почти разных составов. Главной задачей было наигрывание состава под Олимпиаду – но реально этим занялись только в олимпийском сезоне. До этого каждый год проходил какой-то безумный просев, в ходе которого клуб выгонял даже первого китайца в своей истории – Зака Юэна.

Говорить о продвижении бренда в Китае просто стыдно. Чтобы после Олимпиады в стране случился импульс, нужна хоть какая-то база. При этом НХЛ в свое время приезжала в страну с предсезонными матчами – они тоже не были успешными: арены остались полупустыми, а перекупщики скидывали билеты с семикратной скидкой. Фил Эспозито выражал недовольство, что никакой рекламы у тех игр не было – что ж, КХЛ тоже не спешила рекламироваться.  

При этом пока очевидно, что маоцзедуновский лозунг «три года упорного труда – 10 тысяч лет счастья» в хоккее не работает. Молодежную сборную страны чудовищно громили даже в третьей чешской лиге, почти полулюбительской. Китайский клуб в азиатской лиге тоже выглядел тем самым партнером «Гарлем Глоубтроттерс», что должен был стоять и смотреть на чужие трюки. И в этом плане Китай несоизмеримо хуже той же Японии перед Нагано-98, где даже была небольшая Буремания, а сборная играла в группе «Б» ЧМ.

Зачем «Куньлунь» вообще провел шесть лет в КХЛ? Допустим, что это политический проект «клуб Тимченко» – и он говорил о том, что входит в руководство, и реклама его «Сибура» на форме была. Зачем Тимченко такой клуб? У председателя совета директоров лиги слишком много денег, которые он хочет тратить просто так? Или этот клуб как-то помогает вести бизнес в Китае? Но как?

При этом нет ощущения, что если б вдруг Китай завел собственную команду НХЛ, она была бы обустроена значительно лучше. Конечно, там подобрали б стабильный состав без тридцати трансферов за год, но вряд ли она пользовалась бы фантастической популярностью. Плюс пример НБА показывает, что одно неосторожное слово может легко разрушить все бизнес-планы: таковы реалии работы в авторитарном государстве. 

Можно громко написать про «шесть спущенных лет в унитаз» и «позор-позор», но давайте будем честными. Рассчитывать на то, что китайский хоккей вдруг за шесть лет станет силой, было изначально наивно. Лучшим вариантом могло быть создание китайской версии «Медвешчака» – и если откинуть то, что «мишки» в Загребе были реально популярны, то с чисто хоккейной стороны получилось примерно это же: с калейдоскопической сменой состава, ставкой на ахаэловцев и единственным выходом в плей-офф в первом сезоне. 

А в геополитическом плане шесть лет «Куньлуня» говорят о том, что расширение лиги в будущем имеет очень сомнительные перспективы. И когда мы слышим про Париж и Дубай, то должны понимать, что это будут примерно такие же команды. Если не хуже.

27 лет Фазеля у власти: на Олимпиады поехали лучшие, ЧМ стал больше, а НХЛ подмяла под себя весь хоккей

Новый босс мирового хоккея – Люк Тардиф: сенсационно выиграл выборы, хочет реформировать ЧМ и уже поговорил по телефону с Путиным

Новая арена СКА: 7 этажей, космос в раздевалке и стоимость места в три раза выше, чем у футбольной «Газпром Арены»

Фото: Gettyimages.ru/Harry How; РИА Новости/Григорий Сысоев, Григорий Соколов, Владимир Астапкович, Александр Кряжев; vhlru.ru