9 мин.

Первый блокбастер в НХЛ: бывший центр Панарина тоже сбежал из «Коламбуса». Кажется, новый клуб за него переплатил

Помните ли вы еще драфт-2016? Его главной неожиданностью стал выбор «Коламбусом» вместо доминировавшего на МЧМ Йессе Пулюярви гораздо менее известного центра Пьера-Люка Дюбуа, о котором перед драфтом говорили раз в десять меньше. О другом финне – Патрике Лайне говорили еще больше: к тому времени он уже успел стать самым ценным игроком московского чемпионата мира, хоть и не особо этому радовался – его сборная проиграла финал канадцам.

И вот в пятницу случилось такое, что нельзя было представить в 2016-м: этих игроков обменяли друг на друга.

Лайне дебютировал в лиге на год раньше Дюбуа, но статистика показательна: за три сезона (начиная с 2017-го), Патрик – девятый снайпер в лиге (при том что журналисты постоянно критиковали его), Дюбуа – 76-й по набранным очкам. А в комплекте с финским форвардом в «Коламбус» едет еще и Джек Рословик – как минимум крепкий третий центр, у которого тоже все впереди. Получилась интересная ситуация, когда два клуба махнулись своими недовольными игроками, но обмен пока что выглядит неравноценным.  

Почему «Виннипег» меняет Лайне?

Человек, которого рисовали «финским Овечкиным», оказался не совсем Овечкиным: если Александр в молодости просто сминал всех страстью и физикой, то Лайне в основном использовал бросок – и даже так попал в топ-10 снайперов лиги, если считать первые три сезона в совокупности. Он смог восстановиться после кошмарного сезона-2018/19 («-24» в полезности) и в прошлом усеченном году даже отдал больше передач, чем забил шайб. 

То, что Патрик не особенно напрягался, можно заметить по его игромании. «Раньше я мог тратить на игры 12 часов подряд, а сейчас время от времени могу поиграть часок-другой. – вспоминал он. – Но это даже близко не так много, как было раньше. Сейчас я веду другой образ жизни». Отметим и любовь Лайне к роскошным автомобилям – год назад Патрик взял «Ламборгини», за год до этого был «Мазератти».  

При этом осенью 2019-го Лайне явно не горел желанием подписывать новый контракт с «Виннипегом» и брякнул кое-что такое, после чего обычно следует оперативный обмен хоть куда: «С моими достоинствами в другом месте я мог бы играть с лучшими хоккеистами. Любой, кто что-то понимает в хоккее, знает это. Есть топ-звенья, а есть наше звено. Я играю с теми парнями, с которыми мне сказали играть».

Почти наверняка боль Лайне была направлена в сторону Брайана Литтла – одного из немногих людей, что оставался в организации еще с тех пор, когда она называлась «Трэшерс». Если вы читали блог «Чувствуя Манитобу», то наверняка знаете, что именно Брайан – самый спорный игрок клуба. Финские журналисты буквально ненавидели Литтла, защищая своего соотечественника (ну а статус у Лайне дома такой, что две самые популярные новости дня на сайте главной финской газеты посвящены именно обмену Патрика). Однако Литтл пропустил почти весь прошлый сезон, и регулярку-2019/20 Лайне чаще всего проводил с первым центром команды Шайфли.

При этом у «Виннипега» было много дыр, которые требовали срочных заплаток. Требовался сильный второй центр – и не просто так клуб прошел так далеко в плей-офф-2018 после того, как на дедлайне выменял Штястны. Если эта дыра зияла давно, то проблемы с обороной накрыли абсолютно неожиданно: за одно межсезонье «Джетс» покинули три ведущих защитника – и если обмен Джейка Трубы ждали уже несколько лет, а у Тобиаса Энстрема была богатая история травм, то внезапный уход Дастина Бафлина почти обезоружил «Виннипег». Клуб даже набрал защитников с драфта отказов, но его обороной почти единолично стал вратарь Коннор Хеллибак.

Поэтому обмен Лайне должен был решить две проблемы – инсайдер TSN Даррен Дрегер говорил, что «Виннипег» надеется получить за финского снайпера центра для второго звена и защитника топ-4. Но в результате закрытой оказалась только одна позиция – и то с доплатой. 

Почему «Коламбус» менял Дюбуа?

О глухом бурлении внутри «Виннипега» было известно давно, и осенью почти все крупные медиа ставили именно Лайне на первое место в рейтингах игроков, которых могут обменять. А вот то, что первый центр «Коламбуса» и его лучший бомбардир в прошлом сезоне вдруг устроил бунт, публика узнала буквально в начале года.

Как мы уже поняли по саге Панарина-Бобровского, Коламбус – не самое интересное место для жизни. Конечно, это очень крупный город, который находится в одном из самых населенных штатов (Огайо), но при этом миллионник не богат светской жизнью, а потому сильно ограничивает медиапотенциал (если, конечно, он у вас есть).

Довольно сложно оценить реальный уровень игры Дюбуа. Карьеру он начинал еще при Панарине. После ухода Артемия (а также Бобровского и арендованных Дюшена и Дзингела) состав пришлось строить из того, что было, поэтому элитных партнеров в прошлом году франкофону не досталось. Зато он весьма круто зажег в плей-офф, сделал хет-трик в ворота «Торонто» и набрал 10 очков за 10 игр.

Как пишет главный специалист по «Коламбусу», журналист Аарон Порцлайн, еще в прошлом году клуб и игрок спокойно обсуждали долгосрочный контракт: назывался вариант 8х8. Но потом произошло нечто, что развернуло ситуацию на 180 градусов, а Дюбуа потребовал обмена. Что конкретно – мы не знаем, но отношения с главным тренером Джоном Тортореллой журналист назвал «временами непростыми, а временами взрывными».

Наверное, почти все видели, что произошло пару дней назад, когда «центр с элитными оборонительными навыками» устроил саботаж, играя на прямых ногах и симулируя борьбу за шайбу (а еще говорят, в хоккее нет симуляций). Торторелла очень быстро посадил своего первого центра на банку, с которой до конца игры уже не выпускал.

На следующий день после инцидента тренер заявил: «Я посадил Дюбуа не за одну смену, а в целом за уровень его игры в этих пяти матчах, который продолжал ухудшаться. Дюбуа – просто еще один игрок в команде из 23 человек, которой я управляю. Мне плевать на то, сколько ты зарабатываешь, кто у тебя агент, когда ты был задрафтован, играешь ли ты в первом или четвертом звене, для меня это вообще ничего не значит. Мы живем как команда и умрем как команда».

По мыльным операм с уходом Панарина и Бобровского (Боб, если вы помните, однажды после своей замены просто ушел в раздевалку), вы можете помнить, что «Коламбус» устраивал командные собрания и до последнего пытался как-то вразумить игроков. Вчера Торторелла сказал, что никаких собраний ради собраний не будет и выразил недовольство «закидонами примадонны». Намек был понятен: период Дюбуа в «Коламбусе» завершился через сутки.

Кому обмен оказался выгоднее?

С самого января, когда инсайдеры обсуждали потенциальные варианты обменов в НХЛ, Дюбуа и Лайне фигурировали рядом – но мало кто мог предположить, что обмен состоится именно в таком виде. 

И пока, конечно, обмен кажется намного выгоднее для «Коламбуса», чем для «Виннипега». Если разбирать логику «Джетс»: они получат очень сильного центра, который составит отличный дуэт с Марком Шафйли – а возможный перевод Пола Штястны в третью тройку сделает ось центров одной из сильнейших в лиге. Но «Виннипег» никак не решил свои проблемы с обороной, которая все еще похожа на лоскутное одеяло, и с краю на месте элитного вингера теперь пустота.

Плюс – если обмен Дюбуа-Лайне случился бы один на один, понять его еще как-то можно было, но «Джетс» отдали еще и Джека Рословика – как минимум хорошего центра третьего звена, который был очень недоволен тем, что «Виннипег» не давал ему роль выше, и отказывался подписывать контракт. Джек, кроме всего прочего, родился в Коламбусе и вряд ли захочет уйти из команды из-за того, что ему не нравится город.

Дюбуа, кроме всего прочего, своим поведением поставил огромный знак вопроса в плане рабочей этики.

Над ним можно посмеяться еще и потому, что вместо большого медиарынка он получил самый захолустный город НХЛ, в который почти невозможно заманить свободных агентов. Плюс там он неизбежно потеряется на фоне Шайфли (а в «Коламбусе» был бесспорным первым центром). Но зато в системе «Джетс» работает его отец: Эрик Дюбуа – помощник главного тренера фарма, который сможет часто видеть сына (команды играют на одной арене). 

С другой стороны, «Коламбус» получит актив, который тоже может рассматривать клуб как трамплин. Лайне, как и Дюбуа, год назад подписал «мостик», его контракт истекает, Джон Торторелла не будет терпеть то, что его звезда протирает штаны, играя в Fortnite ночами – возможно, уже летом Лайне снова сменит клуб. Но в «Коламбусе», в отличие от «Виннипега», есть еще и финский генеральный менеджер, а также дядька в лице Микко Койву – это немного повышает шансы на то, что Патрик в Огайо задержится.

Как мы поняли за последнее время, Коламбус и Виннипег – наименее желанные места для хоккеистов. И вот сейчас эти команды поменялись своими главными молодыми звездами. Захотят ли они оставаться на новом месте надолго – непонятно.

Цирк в «Коламбусе»: главная звезда команды вышла на прямых ногах против чемпиона, тренер снял его с игры через 4 минуты

Дежавю. Почему возможный обмен Лайне – ошибка

Джо Сакик снова сделал «Колорадо» топ-клубом. Классно попадает в сделках и культивирует общение без крика

Фото: globallookpress.com/Jeanine Leech/Icon Sportswire; Gettyimages.ru/Claus Andersen, Bruce Bennett, Timothy T Ludwig; REUTERS/Christopher Hanewinckel-USA TODAY Sports