7 мин.

«Автомобилист» проиграл 9 раз подряд. Все ругают тренера из НХЛ, но менеджеры виноваты больше

В порядке только звено Дацюка, которому уже 42.

Относительно новый восточный топ-клуб откровенно валится: проиграл уже 9 матчей подряд и рискует довести серию до десяти (впереди – СКА). На прошлой неделе «Спорт-Экспресс» выпустил рейтинг зарплат КХЛ – и мы смогли порадоваться за четырех игроков «Автомобилиста», которые вошли в топ-35 самых больших контрактов. У СКА, «Авангарда» и «Ак Барса», например, там меньше игроков – но эти команды лидируют в дивизионах – а «Авто» падает все ниже.

В Екатеринбурге где-то осенью не первый раз все летит к чертям. В октябре 2016-го «Авто» проиграл шесть раз подряд – Андрей Разин на пресс-конференциях смотрел в пальцы, сложенные домиком, и говорил о «недоброжелателях, которые устраивают дискотеки после наших поражений» и о «грустных лицах некоторых работников клуба после победы». Эта серия в итоге и стала причиной его отставки.

Через три года Андрей Мартемьянов после матча в Новосибирске заявил, что готов к отставке в любой момент. Его команда проиграла в седьмой раз подряд и выглядела так, будто игроки впервые встретились на предматчевой раскатке. На следующий день после игры «Авто» опустился на последнее место конференции, но потом начал всплытие и закончил сезон четвертым на Востоке. Мартемьянова убрали весной, когда «Автомобилист» проиграл все той же «Сибири» – и хотя тренер не давал публичных намеков на проблемы в раздевалке, слухи клубились интересные.

Билла Питерса, в отличие от предыдущих тренеров, вряд ли кто уберет сейчас или весной – все же и контракт у него на два года, и статус другой (почти что действующего тренера из НХЛ привезли), да и глупо убирать человека после первой неудачи. Но задуматься можно: в последний раз «Автомобилист» пропускал семь шайб дома в октябре 2011-го. Тогда у команды был состав, суммарно получавший меньше четырех самых дорогих игроков 2020-го.

То есть в смысле результата ничего экстраординарного не происходит – да и сложно удивить поражениями фанбазу клуба, который еще семь лет назад проиграл 44 матча из 52. Шестое место при нынешней плотности Востока и двух играх в запасе – тоже не смертельно. Но нынешние события показывают кое-что более грустное и системное – в клубе кризис идентичности.

«Автомобилист» сегодня собрал однозначно лучший состав в своей истории – несмотря на уход Доуса, по именам он выглядит гораздо более сбалансированным, чем когда-либо. Алексей Шевченко в эфирах может шутить над Геноуэем – но защитника-квотербека в «Авто» много лет не было вообще. И трансферы по ходу сезона тоже показательны – Мартемьянову в прошлом году привезли Николая Стасенко, которого расторг «Витязь», а на помощь Питерсу едет Корбиниан Хольцер – пусть домосед, но защитник НХЛ с опытом в две сотни матчей.

Но за пределами первой тройки, где прекрасное взаимопонимание и Дацюк в 42 года успевает добежать в оборону, происходят странные вещи: игроки даже не скатываются на бесконечные вбросы (что у нас любят предъявлять канадским тренерам) – они затаскивают шайбу на ведении и не знают, что делать дальше. Разница была хорошо видна в играх с ЦСКА и «Динамо», которые парой передач проходили середину площадки и врывались в зону хозяев крушить и метать.

Опять же – нельзя сваливать всю вину на Питерса. Он новичок в европейском хоккее, который все-таки сильно отличается от НХЛ. Чем-то его положение напоминает Пола Мориса, который осенью 2012-го выжигал КХЛ с локаутной бригадой, а когда Малкин и Гончар уехали обратно, его «Магнитка» покатилась кубарем и вылетела в первом раунде. Дацюк и компания не уехали, а просто снизили темп – и пока примерно то же самое происходит и с «Авто».

Основной вопрос – к комплектованию. Легионеры «Автомобилиста» подводят команду уже который год – в лучшем случае растворяются в плей-офф, в худшем пропадают еще в регулярке. Для команды, которая не очень конкурентна на рынке русских игроков, уровень иностранцев критичен – и игроки с работоспособностью Петра Коукала, который выжигал площадку на каждом участке, приезжали в Екатеринбурге очень редко.

Плюс «Автомобилист», наверное, меньше всех из топ-клубов доверяет молодым. Полтора года назад молодежка «Авто» вышла в финал Кубка Харламова – сейчас в основе играет только один полевой игрок оттуда (и всего 6 минут за матч). Два лучших бомбардира (Максим Рассейкин и Кирилл Тютяев) уехали в минскую «Юность», основной защитник Даниил Валитов – в немецкий «Крефельд», другие лидеры той команды почти безвылазно сидят в фарме – и их не поднимают наверх даже в нынешней ситуации.

Если верить данным компании Global Sport Consulting, «Автомобилист» – единственная команда лиги, средний возраст которой перевалил за 30 лет. Даже если мы вынесем за скобки 42-летнего Дацюка, «Авто» вряд ли перестанет быть самой возрастной командой лиги. Понятно, что такой состав построен для того, чтобы побеждать здесь и сейчас. А вот пока не получается.

Конечно, можно сказать, что надо побеждать, а не заигрывать молодежь. Но вот, допустим, средний возраст боттом-6 «Динамо», которое вынесло «Автомобилист» в последнем матче 7:2, составил 22,3 года, и все игроки оттуда прошли клубную школу. Да, они не забили – но и не пропустили, а экономия на их контрактах позволяет создать более мощные атакующие звенья. Для сравнения: средний возраст нижних звеньев «Автомобилиста» в том матче – 32,8 года.

Параллельно в «Юности» в матче белорусской экстралиги вышла чисто свердловская тройка Мингалеев – Рассейкин – Тютяев. Неужели «Авто» упал бы ниже своего текущего шестого места, если бы это звено было третьим в клубе, а сэкономленные деньги получилось бы потратить на более сильных иностранцев? Неужели эта тройка настолько слабее той, которая была третьей у «Динамо» (Попугаев – Ефремов – Муранов)? Но опять же – вопросы тут не к Питерсу. Молодые лидеры укатили из клуба еще до того, как канадец появился в Екатеринбурге – а в НХЛ он с молодыми прекрасно работал.

Максим Рассейкин

Тут вопросы исключительно к менеджменту. Это уже четвертый совместный сезон тандема Максим Рябков (генеральный директор) – Олег Гросс (спортивный директор), а еще два сезона до появления денег УГМК Гросс был генеральным менеджером. Рябков – редкий пример управленца, который совмещает посты сразу в двух больших профессиональных клубах. Бэкграунд у него чисто баскетбольный, но, поговаривают, его роль в принятии решений растет. Гросс же в КХЛ работает очень давно, и в Екатеринбург приехал после сезона в Уфе, когда «Салават» потратил миллиард, а на лед выходили Мерескин и Скачков. 

«Автомобилист» который год собирает команду чисто на результат – и за исключением одного сезона пока выходит не очень. Сейчас, конечно, не времена Суперлиги – сложно стать суперклубом за два года, но не появилось и зачатков системы, о которой говорили на одной из первых пресс-конференций после прихода УГМК в клуб. Какая система, если пробиться из фарма в основу почти нереально? Зачем собирать молодежь, если не давать ей шансов? Да еще и фарм играет в Учалах, где с бытовыми условиями не очень, и ехать далековато (около 400 км) – привлекательности ему это тоже не добавляет.

Метод, за счет которого оба менеджера «Автомобилиста» в свое время добывали кубки – ковровые бомбардировки большими деньгами. Но КХЛ-2020 – это не хлипкий женский баскетбол, не Суперлига и даже не ранняя КХЛ. А более тонко пока работать не получается. Весной появились первые слухи о возможной замене Олега Гросса на Дацюка через год – но как будет работать легенда на посту генменеджера, представления вообще нет.

Максим Рябков

В марте на последней пресс-конференции прошлого сезона Андрей Мартемьянов с оптимизмом человека, которому уже накинули веревку на шею, заявил: «Нет результата – свободен». В эту игру в конечном счете может сыграть и высшее руководство «Авто» – и в худшем случае не с менеджерами, а с самим клубом.

Три года назад тренер «Трактора» ушел в СКА – это навредило и ему, и клубу. Но он вернулся и все исправил

🔥 Красота из ВХЛ: игрок «Химика» два матча подряд забивает в стиле Свечникова. Он делает этот трюк всю карьеру

Илью Воробьева жестко ненавидят болельщики. Кажется, зря – если у «Магнитки» и есть проблемы, то не на скамейке

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын, Алексей Колчин; VK/hcavtomobilist