4 мин.

Профсоюз игроков КХЛ – дно. Он позорит российский хоккей

Бессмысленная организация.

Профсоюз игроков КХЛ – самое странное явление в лиге. Но, похоже, организация окончательно идет к логичному закрытию. Сначала в историю влип ее глава Андрей Коваленко – он избил судью на ветеранском турнире. Затем прилетели новости интереснее: Данис Зарипов на встрече «Ак Барса» с профсоюзом вывел на громкую связь игрока сафроновского «Динамо» – тот сообщил, что бело-голубым никак не помогли получить законные деньги, хотя в организации говорили обратное. На аналогичную встречу «Салавата Юлаева» и Коваленко, по информации «Спорт-Экспресса» (правда, ее опровергают источники из Уфы), вообще никто из игроков не пришел

Историю профсоюза КХЛ нельзя рассматривать в отрыве от всей профсоюзной жизни России. А она проста: профсоюзы в России мертвы. Они бурно имитируют деятельность, выпускают газеты, идут на первомайские демонстрации с красивыми лозунгами – но на самом деле даже более послушны, чем советская ВЦСПС, которая «защищала права трудящихся даже тогда, когда они не работали». Нельзя создать успешный профсоюз в стране, где они не работают. Много ли вы слышали о профсоюзе футболистов сейчас, когда утонули «Тосно» и «Амкар», а в «Анжи» едят хлеб с майонезом, потому что больше нечего? Вот именно.

Кэхаэловский трейд-юнион (английская аббревиатура звучит забавно – KHL PTU) был создан в то время, когда лига бездумно таскала к себе все атрибуты НХЛ, а в обществе еще жила уверенность, что игроки, которые долго играли на Западе, смогут привить в русских лигах западную трудовую этику. Андрей Коваленко возглавил профсоюз с первых дней его существования и сразу же столкнулся с мировым финансовым кризисом. Тогда же организация был замешана в своем первом великом деле: сокращении контрактов (от 5 до 20%), большинство из которых были выписаны тучным летом 2008-го и оказались неподъемными меньше, чем через год.

Профсоюз бил себя кулаком в грудь, когда делал то, чем и должен заниматься буднично, но травоядно вел себя в действительно трудных вопросах. Когда КХЛ два года назад на словах объявила беспощадную войну должникам с угрозой «вплоть до снятия с чемпионата», Андрей Коваленко чуть ли не каждую неделю печально пинал должников, которые, вот странно, почему-то не хотят отдавать деньги («Адмирал» протянул со своими долгами до 2018-го). В том же году Коваленко, комментируя задержки в Тольятти, выдал перл на уровне «вот убьют – тогда приходите»: «Профсоюз не может поднимать кипеж без заявления от игроков «Лады».

Особенно страстно глава организации стоял на защите зарплат, предложив лиге нанять круглосуточную охрану игрокам после раскрытия таких данных. Много игроков КХЛ пострадало после нашего весеннего рейтинга зарплат? Вроде бы ноль.

Заметьте, что, говоря о профсоюзе, упоминается только один человек – Андрей Коваленко. Сайт организации сообщает, что там есть исполком, совет игроков и контрольная комиссия, но не называются ни сотрудники профсоюза, ни игроки из совета, которые, кстати, решают за всех – в том числе и тех хоккеистов, играющих на минимальных контрактах. Глава профсоюза говорил, что в нем работают 15 человек – эти люди, кажется, носят шапки-невидимки. На виду только председатель, который еще и выбрал в качестве спичрайтера Игоря Ларина – рядом с главным троллем русского хоккея любой начинает говорить торжественно-витиевато и грозно дербанит боевичков, усомнившихся в его величии.

После инцидента с ветеранским матчем у профсоюза дела пошли заметно хуже. Сначала лига разрешила играть в чемпионате без договора с организацией, потом о выходе своих клиентов оттуда объявил Шуми Бабаев – один из самых влиятельных агентов российского хоккея, практически контролирующий некоторые клубы лиги. Позиции профсоюза падают – и во многом виноват тот, кто возглавляет его десять лет.

Но надо признать, что замена Коваленко на кого-либо другого не развернет ситуацию на 180 градусов. Возможно, профсоюз станет более открытым в своей деятельности, но это ничего не изменит: некоторые менеджеры клубов продолжат жить по принципу «без лоха и жизнь плоха», а сам профсоюз вряд ли радикально пересмотрит свои позиции.

Весной Коваленко единогласно, по его словам (или Ларина?), выбрали главой организации еще на пять лет. Судя по всему, рядовым членам организации вообще плевать, есть ли у них профсоюз или нет. Но для лиги, которая последний год тщательно работает над своим имиджем и высчитывает углы наклона HD-камер, должно быть важно наличие действительно работающего профсоюза, а не тихого и почти ручного трейд-юниона.

Фото: РИА Новости/Валерий Левитин, Владимир Астапкович; twitter.com/KHLPTU; РИА Новости/Юлия Неелова