6 мин.

С небес на землю.

Подобно тлеющим уголькам, она тут же превратилась бы, если не в лесной пожар, то в разгоревшийся костер уж точно. Вместо этого армеец споткнулся. На секунду показалось, что его колени дрогнули,но именно этой секунды хватило, чтобы Де Санктис, как ни в чем не бывало, забрав мяч, дежурно высказал претензии свои защитникам, позволившим совершить такой сольный проход. Эти дрогнувшие колени Думбия, были неким апофеозом того, что творилось на поле в течение уже 16-ти минут с армейцами. Их колени тоже дрожали, пусть и не так очевидно, как в нереализованном моменте нападающего.

И вот ведь странно, откуда бы взяться этой дрожи? Ведь еще в среду, в своем интервью "Спорт-экспрессу" Василий Березуцкий так упоительно-прекрасно рассуждал о том, что группа армейцам досталась сильная, и никто требовать выхода в плей-офф турнира не будет. «Можно по-хорошему расслабиться, играть в свое удовольствие и иногда выдавать свои лучшие матчи». К 6-й минуте стало очевидно, что армейцы играют далеко не в свое удовольствие, а вот расслабленность, причем не самая хорошая и тем более не самая нужная, у центра обороны как раз присутствует. Первый гол случился, когда центральные защитники армейского клуба не смогли поймать в оффсайдную ловушку Хуана Итурбе. Жервиньо выдал пас на ход аргентинцу, отправляя его на рандеву с Акинфеевым, завершившееся не в пользу последнего. А Березуцкому и компании оставалось только догадываться, как они не успели выстроиться в линию, чтобы оставить нападающего вне игры.

В этот момент самым интересным на стадионе был даже не факт самого гола, не эмоции армейцев и уж, тем более, не эмоции "Ромы" и ее болельщиков. Все это было понятно, объяснимо и ожидаемо. В тот самый миг, когда "Стадио Олимпико" взорвался в общем приступе бурной радости, камера успела выхватить из общей толпы лицо наставника Сборной России по футболу. Эмоции, отразившиеся на лице Капелло, варьировались от простого непонимания до полной удрученности. Да, дон Фабио, именно этим игрокам обороны предстоит уже в скором времени противостоять Сборной Швеции в целом, и Ибрагимовичу в частности. Как Капелло решит эти задачи, остается теперь только догадываться.

Но пожар в обороне ЦСКА только разгорался. Не прошло и пяти минут, как Акинфеев вынимал второй мяч из своих ворот. Теперь Итурбе и Жервиньо поменялись местами: первый совершил проход по правому флангу, с которого беспрепятственно отдал пас на "итальянского" ивуарийца. Тот успел, как следует обработать мяч и вколотить его в сетку. Особо дотошные зрители могли бы даже подсчитать, сколько касаний успел совершить нападающий итальянского клуба, перед тем как забить свой гол, тогда как центральные защитники армейцев вновь, словно загипнотизированные, наблюдали за пляской Жервиньо вокруг мяча.

Когда-то работающий в унисон механизм армейской обороны, теперь представлял собой жалкое подобие самого себя. Как будто это был двигатель некогда хорошей машины, способной еще ехать, но с каждым пройденным километром стучащий все сильнее и сильнее. В этом "стуке" была различима нехитрая, но весьма удручающая для красно-синих симфония: так в обороне играют "заклятые друзья" армейцев по российскому чемпионату - Московский "Спартак".

Эту же мысль тут же подтвердил Игорь Акинфеев, то ли возомнивший себя Мануэлем Нойером, то ли вспомнивший заветы Валерия Карпина, о том, что вратарь должен хорошо играть ногами. Оттеснив вывалившегося, в очередной раз, на ворота Итурбе к кромке поля, Игорь действительно неплохо сыграл ногами. Но буквально через пару секунд Майкон, в следующей атаке, накатившейся волной на ворота армейцев, напомнил Акинфееву, что играть вратарь должен не только ногами, но и руками. Ляп в стиле ЧМ-2014, от которого у болельщиков красно-синих от досады свело зубы, а у Капелло, должно быть случился острый приступ дежа-вю. И счет на табло принял беспощадно разгромный вид.

Неприятности для красно-синих в этот вечер и не думали заканчиваться. "Рома" чувствовала запах крови и хотела убивать, тем более что своего слова еще не сказал ветеран римского клуба - Франческо Тотти. Момент чтобы "высказаться", возник на 31-й минуте.Из глубины поля, ювелирным пасом, стоя практически спиной к воротам Ческо вывел на удар все того же Жервинью. Тот лихо усадил защитника армейцев на газон(в этом, к слову, был тоже некий символизм), а сам пробил в дальний от вратаря угол. "Рома" уже практически и не радовалась забитому мячу, а армейцы мечтали только, чтобы этот кошмар поскорее закончился.

Матч был безнадежно проигран, и в перерыве Слуцкому, наверняка не оставалось ничего иного, как призывать, не уронить чести и биться за свое имя. Ведь отступать некуда - позади Рим, а впереди Мюнхен и Манчестер. Переломить ход матча было уже невозможно. Чтобы как-то справиться хотя бы с этой задачей в перерыве вместо Набабкина вышел Щенников, который должен был персонально опекать Жервиньо, и который еще не был до конца готов играть. Леонид Викторович действительно пытался доиграть матч с честью.

Реклама 18+

Но последний гвоздь в крышку красно-синего гроба вбил отнюдь не Жервиньо, а собственная оборона: в начале второго тайма, мяч отрекошетил в свои же ворота от головы Сергея Игнашевича, когда Торосидис подавал с фланга мяч в центр штрафной. Видя на табло печальные и неприличные 5-0, в голове невольно всплыли строчки спартаковской кричалки: "А, может, пять забьем, шесть забьем, десять забьем". И самое удивительное, что мысль увидеть на табло по окончании игры, какие-нибудь 7-0 или 10-0 не представлялась такой уж фантастической.

Но дальнейшие события уже замелькали каким-то бесцветным калейдоскопом, не представляя ничего значимого. Голая статистика. Лишь когда, "Рома" откровенно уже не смогла найти для себя мотивации играть дальше, ЦСКА начал показывать хоть что-то похожее на футбол. Муса своей настырностью продавил защитников "Ромы", отправив мяч в ворота Де Санктиса, а Миланов ,немногим позже, передал пламенный привет Платини и его отношению к инновациям в футболе, не обойдя стороной и арбитра за воротами, смотревшего в момент атаки куда-то совсем в другую сторону

Не справившись с собственными эмоциями, красно-синяя торсида не нашла ничего лучшего, как проявить, ставшей уже притчей в языцех, несдержанность, рассуждать о которой и вовсе нет никакого смысла. ЦСКА и так проводит домашние матчи без зрителей, а теперь рискует нарваться на штрафы и крупнее. Будь счет 3-0, 4-0, 5-1 или 5-2 – это ничего коренным образом бы не поменяло.

Что действительно важно, так это разобраться в причинах происшедшего. И не только Слуцкому, а вообще всем нам. Ведь такие поражения - это суть, отражение нашего футбола. Это его стагнация, а может быть и деградация. Пока эти проблемы, накопившиеся годами и десятилетиями, не начнут решаться, периодически болельщикам придется видеть и 1-18, и 5-1, а может и что-то похуже. Можно говорить, о блестящей победе Зенита над Бенфикой. И это будет правдой. Но нужно и признаваться самим себе, что в стартовом составе питерцев вышло всего лишь три россиянина. Можно очень долго хвалить руководство ЦСКА, за грамотную точечную селекцию, но помнить, что составом в 13-14 человек играть на три фронта, один из которых запредельно высокого уровня, очень сложно, и это банально истощает команду как морально, так и физически. Нужно помнить, что молодых игроков, способных вообще играть на таком уровне, как уровень Лиги Чемпионов, в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Или можно и задуматься над тем, как в 38 лет играть на таком же уровне, на котором до сих пор играет Франческо Тотти, и какую мотивацию при этом он находит для себя.

Мы слишком часто говорим о высоком, и слишком часто почиваем на своих лаврах. Иногда полезно, посмотрев с высоты своего птичьего полета вниз, увидеть там землю. Плавно опуститься на нее, вновь занявшись своими земными делами, и однажды, закончив эти дела, начать свой новый высокий полет.