5 мин.

Победа, цена которой – жизнь!

Чем больше трудностей в борьбе,

Тем и победа будет краше. © Лопе де Вега

 

Сентябрь 2001 года, еще до ужасных событий в Нью-Йорке приходят не менее мрачные новости из Канады - у капитана «Монреаля» Саку Койву на предсезонном медицинском осмотре выявлен рак.

Уже на следующий день на официальной пресс-конференции, финн подтверждает свой диагноз официально. Болезнь Саку Койву убивает больше половины заболевших, но форвард обещает вернуться на лед. Обещает не изменить дату свадьбы, которая назначена на лето. Борьба началась.

Уже страдая от химиотерапии, бледный и обессиленный Койву на правах капитана не захотел пропускать открытие сезона и одев форму «Монреаля» отправился на трибуны. Мужеству и профессионализму финна можно только завидовать ­– капитан раздавал автографы и на вопросы о самочувствии поднимал большой палец вверх. Это не осталось без внимания – Койву на протяжении семи минут со слезами в глазах слушал овации 21273 зрителей и хоккеистов на льду. Фраза «Саку, возвращайся» разносилась под сводами арены все семь минут. Такая любовь и поддержка добавляли сил для борьбы.

После семи из восьми назначенных курсов химиотерапии Койву ослаб до предела, его вес упал до 74 килограмм, ходить без помощи он уже не мог. Восьмой курс препаратов решено перенести и финн отправляется на родину. Владелец «Монреаля» Джордж Джиллетт, который только летом приобрел клуб, дает капитану свой самолет и пилота, чтобы снизить риски заражения инфекцией при перелете среди других пассажиров.

Поддержка Койву шла со всех сторон ­– невеста и родители были всегда рядом, игроки «Монреаля» навещали его при домашних сериях клуба, звонили с пожеланиями и другие игроки лиги.

Саку пропускает олимпийские игры 2002 года. Марио Лемье выступает со словами поддержки коллеги: «Сейчас ему нужны поддержка и теплые слова семьи, друзей и особенно товарищей по команде. Конечно, очень тяжело оказаться в такой ситуации, но выбора нет. Сейчас главное - не сломаться психологически, и, на мой взгляд, Саку не сломается. Борьба – это его стихия».

Койву провели восьмой сеанс химиотерапии. Заключительный, вне зависимости от итогов теста. Тест назначен на шестое февраля 2002 года и длился около двадцати минут. О чём может думать человек в эти «вечные» двадцать минут после такой борьбы? В худшем случае Койву ожидало уже экспериментальное лечение и о хоккее пришлось бы забыть. Но всё закончилось благополучно, доктор зашел с улыбкой на лице. Результат был понятен – болезнь ушла.

Койву, как и обещал, сразу же начал подготовку, чтобы в скорые сроки вернуться на лед и помочь команде выйти в плей-офф впервые за четыре года. Подготовка заняла два месяца и уже девятого апреля 2002 года финн, на радость всем, стоял плечом к плечу на льду со своими товарищами по команде. Приём публики не описать словами, на это нужно посмотреть. Кто-то дождался своего капитана, кто-то дождался хороших вестей, сопереживая по-человечески, кто-то, как родители и невеста, всегда были рядом в этой борьбе. Равнодушных не было.

«Монреаль» победил и вышел в плей-офф спустя четыре года. Койву набрал форму и стал лучшим бомбардиром команды в плей-офф, где «канадцы» пошумели, выбив в первом раунде явного фаворита.

Выполнив обещание вернуться на лед, данное 7 сентября на пресс-конференции, Саку Койву выполнил и второе (да и обязан был) – финн обвенчался со своей невестой. У счастливой пары сейчас двое детей.

Уже после излечения Саку Койву создал фонд своего имени, чтобы собрать деньги на оборудования для выявления рака на ранних этапах: «Борьба с раком – самое серьезное испытание из всех, выпавших на мою долю в жизни. Я понял, какова цена здоровья, и хочу помочь тем, у кого возникают с ним проблемы». Финн пообещал вложить по тысяче долларов за каждый набранный «Монреалем» балл в сезоне и добавить еще сто тысяч, в случаи победы в Кубке Стэнли. Похожие финансовые обязательства взял на себя и президент клуба. Общими усилиями с жителями и правительством Монреаля оборудование было закуплено.

Удивительно, что всегда травматичный Саку Койву, после излечения практически перестал выбывать на долго из-за травм.

После тринадцати сезонов в «Монреале» в 2010 году 34-летний Саку Койву покинул клуб и присоединился к «Анахайму», где его ожидал его хороший знакомый Теему Селанне.

После своей главной победы, Саку Койву не стал хуже, скорее наоборот. Он провел в лиге ещё 780 матчей (всего их у него 1124), забросил 170 шайб (всего 255 шайб), сделал 392 голевые передачи (всего 577 голевых передач), провел 69 матчей в восьми попытках в плей-офф. Да, финн так и не дотянулся до Кубка Стэнли, но ему в своей жизни жалеть не о чем.

Это история не о чуде на льду. Если быть точным – главное чудо произошло вне льда, но именно оно позволило видеть финна в игре. Людей часто объединяют беды, так было и здесь. Весь хоккейный мир, да и не только, с замиранием сердца ловил новости о состоянии Саку Койву, слал ему свои добрые флюиды. И чудо случилось.