8 мин.

Игорь Бобков: «Хоккей – это игра ошибок»

Взять интервью у одного из лучших вратарей КХЛ сезона 2019-2020 – тот еще квест, особенно когда вы находитесь в разных городах и разных часовых поясах…

О детях, шпагате, рекордах и узбекском плове читайте прямо тут. 

- Выход на лед тогда, в самом начале карьеры, и сейчас - в чем разница?

- Это принципиально разные ощущения. Тогда я не задумывался, что это может быть моей профессией, моей жизнью, я был слишком мал. Сейчас это профессиональный спорт, где, если что-то болит или нет настроения — это никого не волнует. Если ты сказал, что готов к игре и вышел на лед - то должен выкладываться на все 100%. Естественно, если есть какие-то проблемы, то нужно подойти до игры и обязательно сказать об этом тренеру. Но как только ты ступил на лед, все, никаких поблажек, только результат.

- Вы играете под номером 30. Эта цифра что-то означает?

- Это просто номер, который был свободен на момент, когда я пришел в команду. Изначально я хотел играть под 31 номером, также, как и в клубе «Адмирал». Но Карри Рамо (бывший вратарь ХК «Авангард» прим. ред.) был под 31, и тем более он всю карьеру играл под этим номером. А в Молодежной сборной, когда мы победили, я играл под 30 номером. Так что, наверное, это в каком-то смысле символично.

- Как справляетесь с эмоциями после поражения?

- Безусловно, бывают моменты после проигрыша, когда я понимаю, что это полностью моя вина. Тогда и мусорки в раздевалке ломаются… (смеется). Но я быстро беру себя в руки и успокаиваюсь. Хоккей – это игра ошибок, и нужно понимать, что бы ты ни делал, как бы не переживал – этого уже не изменить и надо двигаться дальше. С этой мыслью спокойно перевожу дух, ведь уже завтра будет новый день, новые задачи и новые игры.

- Какая команда для Вас лично является принципиальным соперником?

- Наверное, это команды, за которые я играл, где знаю ребят: «Магнитогорск», «Адмирал». Это не то, чтобы принципиально, но выиграть хочется.

- Есть ли какое-то качество другого хоккеиста, которое бы Вы позаимствовали?

- Шпагат! (смеется) Я сколько пытался, у меня пока не получается. Занимался подолгу, уже вроде и результат был, но если не получается позаниматься несколько дней, то я снова на том же уровне, что и в начале… Ну не предрасположен я к шпагату! Но я бы очень хотел, чтобы у меня получалось в нужной ситуации на льду суметь растянуться именно так, как надо.

- Ваши хоккейные кумиры – кто они?

- Сейчас у меня нет кумиров, есть те, за кем я слежу. Но когда был помладше я равнялся Владислава Александровича Третьяка. Мне дарили книги про него, я смотрел фильмы, восхищался. А сейчас слежу за лучшими вратарями мира и пытаюсь перенять у них то, чего не хватает мне. Это Василевский, Флери, Бобровский, Куик, в общем, все вратари НХЛ.

- Есть ли рекорды, которые вы хотели бы побить?

- Они стандартные, как и у всех: статистические и по количеству «сухих» матчей. Ну невероятный рекорд – сыграть все игры на ноль!

- Если видите, что Ваша команда проигрывает, как себя ведёте на скамейке?

- Безусловно, пытаюсь подбодрить ребят. Но мы все - профессионалы, играем на высоком уровне, поэтому иногда даже и подбадривать не надо, все оценивают ситуацию и знают, что нужно делать.

- Часто с планшетом в руках уходите на перерыв, помогаете тренерскому штабу?

- Когда Боб Хартли пришел в команду, ему нужно было чтобы мы вели статистику вбрасываний, именно по его системе. В КХЛ смотрят только проиграл или выиграл центральный нападающий, а у нас несколько иначе: Боб объяснил, как считать, и мы записываем, кто против кого встает на вбрасывании и выигрывает.

- Что помогло бы больше в игре - уменьшить ворота или увеличить шайбу? (шутка)

- Увеличить шайбу, конечно же. (смеется)

- Вы работаете с детьми, проводите вратарские сборы. Расскажите, когда попробовали себя в роли тренера? Какие у Вас впечатления от работы с детьми? И какие важные слова Вы им говорите?

- Когда в прошлом году закончился сезон, со мной связался Михаил Фисенко, он еще тогда за нас играл, и сказал, что хотят провести мастер-класс с моим участием. У меня на тот момент уже начался отпуск, и я легко согласился. Тогда на мастер-классе было 50 вратарей, все прошло очень хорошо, и мы решили попробовать провести сборы. В этом году с 3 по 8 июля в Долгопрудном у нас вновь пройдут сборы.

Я немного переживал, что с детьми будет сложно в плане дисциплины, но на удивление все прошло очень гладко. В процессе работы в качестве тренера, я понял, что вратари сами по себе все-таки более собранные, чем другие игроки - нам сказали, мы делаем.

К сожалению, я часто вижу маленьких вратарей, которым на тренировках забьют 2-3 шайбы, и они уже не хотят играть, думают, если ничего не получается, зачем вообще что-то делать. В этот момент важно не дать упасть им духом, сдаться. Поэтому я привожу один простой пример: мы все когда-то не умели ходить, разговаривать, стоять на льду и ничего – научились! Тренировочный процесс для того и нужен, чтобы за счет ошибок, анализа и работы над собой получить опыт и стать настоящим профессионалом. Если у тебя всегда все будет получаться, ты не будешь расти, потому что будешь делать всегда одно и то же. А так приходит понимание, что этому ты научился, но теперь и забивают по-другому, значит нужно учиться дальше. Именно так и строится рабочий процесс: мы видим над чем нужно работать и объясняем вратарям, в каком направлении им нужно двигаться.

- А как Вы сами учились в школе? Успевали совмещать спорт и учебу?

- Учился хорошо, у нашего тренера была очень простая система – за «тройки» мы бегали по трибунам. Никто не хотел быть наказанным, поэтому все учились на «четверки» и «пятерки».

- Как Вы считаете, какое самое главное качество хоккеиста?

- Я не думаю, что существует «самое главное качество хоккеиста», у каждого есть что-то свое. Кому-то нужно быть спокойным, чтобы показать свою лучшую игру, кому-то наоборот – взбодриться, взвинтиться. Каждый сам с течением времени находит, как правильно себя настроить на игру.

Я из тех, кто «в себе» – меньше разговариваю в день игры, концентрируюсь, сохраняю энергию.

- Один день из жизни вратаря – какой он?

- Подъем в 8 утра, в 8.40 завтрак, а в 9.00 уже в Ледовом Дворце. Подготовка формы, разминка, собрание, раскатка. А потом растяжка, обед, сон-час, 10-минутная прогулка, возвращение в Ледовый, и все по-новой: форма, разминка, собрание, разминка, еще одна разминка и игра.  

- Как относитесь к тому, что пишут про Вас в сети, к примеру, «болельщики»? Что Вы думаете об этом?

- Очень позитивно, постоянно смеюсь. Больше всего меня веселит, когда я даже не принимаю участия в игре, а про меня все равно пишут. Иногда такое читаю в комментариях, думаю, «ну, что ж вам еще надо то, а?».  Но сколько людей – столько мнений, и так будет всегда, важно правильно относиться к этому. Лично я отношусь с юмором, иногда даже ребятам читаю, вместе смеемся.

- Если не хоккей, то…?

- Думаю, что это был бы футбол. А вообще у меня есть склонность к тренерской работе, но еще очень хочется попробовать что-то и в сфере бизнеса.

- Как относитесь к идее хоккея при погоде +50 градусов? (это мы о Ташкенте и погоде летом)

- Я всего один раз играл, когда на улице было +35, было не очень комфортно. Ледовый дворец был не очень хорошо оборудован, был туман сильный. Люди на трибунах сидели в шортах, но почему-то никто не позаботился о том, как чувствуют себя игроки.

- Вы когда-нибудь пробовали настоящий узбекский плов?

- А как определить, что он настоящий? Пробовал, но не факт, что он был узбекский. (смеется)

- Место, куда бы Вы никогда не поехали?

- В Африку, наверное, там очень жарко. Я вообще не любитель жары. Я даже в Эмираты еще ни разу не летал, потому что я не знаю, как там выживать. Был там пролетом пару раз, и мне хватило буквально 10 минут на улице, чтобы понять, что это мне тяжело перенести.

- Событие/действие, за которое стыдно до сих пор?

- Наверное есть, но в основном это моменты, когда ты думаешь, «зачем я это сказал на эмоциях?».

- Путь к сердцу хоккеиста лежит через …?

- Через желудок! А путь к сердцу вратаря - через красивую форму… но и через желудок, покушать мы все всё равно любим. (смеется)

- Есть какие-то слова, которые всегда помогают Вам? Некий девиз по жизни?

- Есть фразы, которые я повторяю себе, они мне помогают сконцентрироваться. Например, «не думай, а играй» - обычно если начинаешь думать, анализировать, в самой игре мало что получается. По подсчетам ученых, когда вратарю бросают шайбу, у него меньше секунды на принятие решения, тут уже некогда думать - нужно реагировать. Безусловно, когда шайба летит от синей линии, там уже есть возможность посмотреть, как развернуты клюшки у игроков, как сильно летит шайба, и уже играешь по ситуации.

- Перечитала и пересмотрела массу интервью с Вами. Кажется, что спрашивали уже все, что только возможно. А есть ли вопрос, на который очень хотелось ответить, но вот его никогда не задавали?

- Это сложно… Вы знаете, меня очень часто спрашивают про книги и хобби, но крайне редко про музыку. Даже ребята в команде удивляются моему музыкальному вкусу. Может это и не похоже на меня, но я люблю тяжелый рок, особенно Slipknot. Меня заряжает эта музыка – перкуссия, барабаны, словами не передать эти эмоции!