8 мин.

Колумбия уже теряла большой турнир – чемпионат мира-1986. Перед ним практически началась гражданская война

Отказалась за несколько лет до начала.

КОНМЕБОЛ отказал Колумбии в переносе матчей Кубка Америки на осень. С конца апреля в стране проходят митинги против налоговой реформы, а до турнира осталось всего три недели. В итоге матчи пройдут только в Аргентине, которая изначально должна была принять Кубок вместе с Колумбией. Болельщики из Боготы, Медельины и Кали уже переживали подобное. В 1980-х их страна готовилась к чемпионату мира, но за несколько лет до розыгрыша отказалась его проводить.

ЧМ-1986 – наследие одиозного президента ФИФА

Сегодня Колумбия входит в четверку стран Латинской Америки и Карибского бассейна по уровню ВВП. Ситуация лучше только в Бразилии, Мексике и Аргентине. Но 40-50 лет назад положение было куда более шатким. Сомнительные результаты выборов, набирающие силу наркокартели и целые партизанские отряды в джунглях – обыденность для Колумбии 1970-х.

Стэнли Роуз возглавлял ФИФА с 1961-го по 1974-го

Тем удивительнее, что именно этой стране доверили провести чемпионат мира 1986 года. Решение приняли задолго до турнира – еще в 1974-м. Как раз тогда в ФИФА произошли серьезные изменения: президентом организации вместо Стэнли Роуза стал Жоао Авеланж, их принципы разнились кардинально. 

Именно Роуз в 1973-м пригрозил сборной СССР техническим поражением за неявку на знаменитый матч против Чили. Советская делегация отказалась играть стыковую встречу за выход на чемпионат мира на стадионе в Сантьяго. Эту арену пришедший к власти генерал Аугусто Пиночет превратил в тюрьму для политических противников.

Правда, британец Роуз потакал не только латиноамериканскому диктатору, но и режиму апартеида в ЮАР. Хотя в 1961-м страну исключили из ФИФА, всего через два года Роуз восстановил ее в правах. Тогда он сослался на то, что, по его мнению, местная федерация не занимается расовой дискриминацией. В качестве компромисса Стэнли предлагал сформировать две сборные: одна должна была состоять из белых и бороться за выход на ЧМ-1966, а вторая (только из черных) участвовать в квалификации следующего розыгрыша. Но в итоге предложение главы ФИФА отвергли, а позже под давлением других федераций ЮАР снова забанили. 

Последние важное решение ФИФА при Стэнли Роузе касалось чемпионата мира 1986-го. Незадолго до смены руководства выяснилось, что турнир состоится в Колумбии. Страна претендовала на розыгрыш 1974-го, но проиграла, а в этот раз заявка была безальтернативной. С последствиями такого решения пришлось разбираться уже следующему президенту ФИФА. 

Чемпионат мира должен был поднять страну с колен. Но там творился хаос

Провести чемпионат мира в Колумбии очень хотел президент страны Мисаэль Пастрана Борреро. Он был консерватором, но часто выступал с популистскими обещаниями. Например, глава государства рассказывал, что в будущем у каждой колумбийской семьи будет машина. Добиться экономического роста он хотел за счет грандиозных строек, и крупный футбольный турнир был лишь одним из поводов затеять это строительство.

Президент выиграл выборы в 1970-м, хотя некоторые из его политических противников считали победу сфальсифицированной. На этом фоне появилось и окрепло «Движение 19 апреля» (или коротко – M-19) – так называла себя группа революционных подпольщиков, несогласных с итогами голосования (выборы прошли как раз 19 апреля). Поначалу участников движения колумбийцы называли Робин Гудами: они грабили грузовики и раздавали добычу беднякам. Но позже методы стали более радикальными.  

M-19 терроризировало страну до 1990-х, пока не превратилось с легальную политическую партию

Пастрана Борреро на вершине власти не задержался. Он проиграл уже на следующих выборах – спустя два месяца после решения ФИФА по чемпионату мира в 1986 года. В этот момент ситуация в Колумбии оставалась не самой благополучной: члены «Движения 19 апреля» из Робин Гудов превратились в настоящих боевиков из затерянных в джунглях лагерей подготовки. Они похищали политиков и руководителей профсоюзов, устраивали акции устрашения и регулярно появлялись в новостях. 

В январе 1974 года террористы украли из музея меч Симона Боливара, одного из героев войны за независимость от Испании. Спустя пять лет они вырыли подкоп и ограбили армейский склад прямо в новогоднюю ночь. А позже члены группировки захватили посольство Доминиканской республики. О радикалах из M-19 часто говорили за пределами страны, поэтому предстоящий чемпионат мира выглядел не таким уж безопасным.

Впрочем, «Движение 19 апреля» было не единственной организацией, которая с оружием в руках действовала в Колумбии в начале 1980-х. Все большую силу набирали наркокартели, которые тоннами поставляли кокаин в США. Самый известный базировался в городе Медельин. Его возглавлял Пабло Эскобар, который контролировал 80% наркотрафика, тоже занимался политическими похищениями и убийствами, а иногда кооперировался с M-19. 

ФИФА сама подставила Колумбию, расширив число участников

Хотя решение о том, где пройдет турнир, принимали при Стэнли Роузе, его приемник ситуацию явно не упростил. Еще в 1974-м у Авеланжа была программа преобразования чемпионата мира за счет увеличения числа участников.

Если британец искал поддержку в Европе, то бразилец пользовался популярностью в странах Латинской Америки, Азии и Африки. Мнение федераций этих государств стало определяющим, и Авеланж должен был их вознаградить. Хотя вакантные места на турнире достались и европейцам, считается, что главными бенефициарами реформы стали команды из Азии, Африки и Америки. Если на ЧМ-1978 играли 16 команд, то через четыре года в Испании их было уже на восемь больше. В 1982-м на чемпионат мира впервые попали сборные Алжира, Камеруна, Кувейта, Гондураса и Новой Зеландии.

Расширение состава участников произошло уже по ходу подготовки двух турниров – решение приняли в июне 1980 года. И если испанцы успели перестроиться, то колумбийцы нет – даже несмотря на то, что у них было намного больше времени.

ФИФА хотела, чтобы ЧМ-1986 прошел хотя бы на 12 стадионах (в Аргентине хватило шести, а в Испании задействовали 17). Два из них должны были вмещать 80 тысяч зрителей, еще два – не меньше 60 тысяч, остальные по 40 тысяч. Кроме того, ФИФА потребовала обеспечить страну ТВ-сигналом (для чего нужна была новая телебашня), ввести в стране свободную конвертацию валюты, закупить автомобили и поезда, а также построить взлетно-посадочные полосы для реактивных самолетов. 

Для правительства Колумбии это была катастрофа. С 1974-го в стране сменилось уже несколько президентов, и каждый обещал избирателям провести турнир. Белисарио Бетанкур Куартас стал первым, кто заявил, что чемпионата мира не будет. В октябре 1982-го он провел большое совещание с министрами, чтобы понять, есть ли вообще в стране деньги на достройку стадионов и удовлетворение других требований ФИФА. На следующий день Бетанкур обратился к гражданам: «Чемпионат мира должен служить Колумбии, а не Колумбия – чемпионату мира. У нас в стране есть другие дела».

У ЧМ-1986 в Колумбии даже успел появиться талисман

Это был первый случай в истории, когда страна-хозяйка чемпионата мира отказывалась проводить турнир. Спасти положение экстренно вызвались Мексика, США и Канада – в мае 1983-го три страны подали заявки в ФИФА. Причем, от Соединенных Штатов выступали Пеле и Беккенбауэр, а Канада подготовила презентацию на 90 листах. Мексиканцам хватило буклета на 12 страниц. 

Правда, до честных выборов не дошло. Еще в 1982-м Авеланж летал в Мехико на частном самолете, который принадлежал крупнейшему местному вещателю. Известно, что владелец компании Эмилио Аскаррага был деловым партнером Гильермо Канедо, одного из вице-президентов ФИФА. Долго уговаривать Авеланжа не пришлось, он убедил остальных членов выборного комитета, что Мексика – лучший вариант, тем более она уже принимала турнир 1970-го. Голосование даже не состоялось, глава ФИФА просто заявил, что все единодушно поддерживают латиноамериканскую заявку. 

 

Мексика стала первой страной, которая приняла чемпионат мира дважды. Все как и хотел Авеланж – 12 стадионов, 24 участника, телебашня. Не помешало даже землетрясение 1985 года, которое унесло жизни 10 тысяч человек. 

Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot

Суперкубок Португалии носит имя разоблаченного шпиона. Его пытали в тюрьме и отправили в концлагерь

Трагедия еврейского клуба из Вены: за него болели на двух континентах (даже Франц Кафка), но после аннексии Австрии он не прожил и недели

Фото: wikipedia.org