45 мин.

«Зональная опека» Часть VII: Football (2016-20) 19. Миксер

Вступление

Часть первая  Voetbal, 1992-96

Переход: Нидерланды – Италия

Часть вторая  Calcio, 1996—2000

Переход: Италия - Франция

Часть третья  Foot, 2000–04

Переход: Франция - Португалия

Часть четвертая  Futebol, 2004-08

Переход: Португалия - Испания

Часть пятая  Fútbol, 2008-12

Переход: Испания - Германия

Часть шестая  Fußball, 2012-16

Переход: Германия - Англия

Часть седьмая – Football, 2016–20

Эпилог/Библиография/Благодарности/От переводчика

***

К 2016 году английский футбол стал домом для самой впечатляющей коллекции тренеров в Европе, но ни один из них не был англичанином. Поэтому было не только невозможно утверждать, что возвращение Премьер-лиги к известности представляет собой подъем английского стиля игры; также становилось все труднее определить, существует ли еще какой-либо заметный «английский стиль» на самом высоком уровне.

По всей Европе английский футбол воспринимается очень четко определенным образом. Итальянцы называют снисходительного судью, который не наказывает за жесткие подкаты, «английским судьей». Бывший защитник «Барселоны» Эрик Абидаль однажды сказал об Андре Иньесте: «Он вечно вытаскивал меня из неприятностей. Ему можно было дать наихудший из возможных пасов, «английский пас», и ты все же знал, что он все равно примет его». Даже в самой Англии тренер в «английском стиле» относится к тренеру старой школы, возвращающемуся к основам, который в значительной степени избегает глубокого тактического мышления, требует жесткого подхода и предпочитает длинные пасы в атаку. Однако к середине 2010-х годов ни один из ведущих тренеров Премьер-лиги не проповедовал такой стиль, и даже в Чемпионшипе все чаще доминировали иностранные тренеры, которые внедряли более техничный стиль футбола.

Но оставалась группа тренеров Премьер-лиги, которые в той или иной степени представляли старую английскую игру. Был Сэм Эллардайс, который начал этот период, возглавляя сборную, но продержался всего один матч после того, как его тайно засняли, когда он утверждал, что правила ФА о трансферах игроков можно обойти. Впоследствии он возглавит «Кристал Пэлас» и «Эвертон», но по-прежнему наиболее известен своими предыдущими периодами в «Болтоне» и «Блэкберне»: немодных клубах с северо-запада, которые брали слишком высокую планку благодаря использованию Эллардайсом прямолинейного очевидного футбола. На самом деле он был одним из самых инновационных тренеров Премьер-лиги с точки зрения спортивной науки, но Сэм использовал эти методы для тонкой настройки старомодного футбола своей команды.

Другим тренером старой школы был Тони Пулис — скорее валлиец, чем англичанин — который тогда возглавлял «Вест Бромвич», но также был более известен за более раннюю работу в «Сток Сити», который фактически стал «новым "Болтоном"», когда тот вышел в Премьер–лигу в 2008 году. Пулис мало заботился об игре во владение мячом, и его «Сток Сити» была печально известен своей зависимостью от длинных вбрасываний из-за боковой от Рори Делапа до такой степени, что они часто играли длинными пасами в коридоры с целью соблазнить соперника вывести мяч из игры, позволив Делапу забросить мяч в штрафную. Они были плодовиты на стандартных положениях, набивали свою команду высокими игроками, а также были известны как самая физическая команда Премьер-лиги. «Больше нельзя сказать, что это футбол — это больше регбийная атака на вратарей, чем футбол», — сказал Арсен Венгер о физическом подходе «Стока» к стандартным положениям. К 2016 году Пулис использовал тот же подход в «Вест Броме», порой выставляя в оборону четырех центральных защитников. На противоположном конце центрфорвард Саломон Рондон сделал хет-трик головой в матче против «Суонси Сити» (3:1) — и лишь второй раз такой подвиг был совершен в истории Премьер–лиги. Это красноречиво говорило о предпочтительном подходе Пулиса к игре.

Был также тренер «Бернли» Шон Дайч, который во второй раз добился выхода в Премьер-лигу в преддверии сезона 2016/17 и оставил в высшем эшелоне ничем не примечательную команду, набитую английскими игроками, а затем занял с ними седьмое место в сезоне 2017/18. Он был еще одним представителем традиционного английского футбола; «Бернли» повторил роль «Болтона» Эллардайса и «Стока» Пулиса, играя длинными пасами в атаку, защищаясь глубоко с большим количеством заблокированных ударов в последнюю секунду и проявляя мало интереса к игре во владение мячом. «Это был миф, который появился около пяти лет назад, что владение выигрывает в матчах», — усмехнулся Дайч после победы со счетом 2:0 над «Ливерпулем» в начале 2016/17.

«Бернли» Дайча зафиксировал самый низкий показатель точных пасов за первые два сезона, вернувшись в высший дивизион, хотя в 2018/19 году был «побежден» по этому показателю «Кардиффом Сити» Нила Уорнока. Уорнок был еще одним человеком, которому нравились длинные забросы вперед и максимальное количество стандартных положений. «Чего вы хотите как болельщики? Вы хотите увидеть удары в створ или хотите, чтобы мы пасовали мяч в центре поперек поля?» — предложил он, отвечая на критику своего стиля. «Кардифф» добился повышения в Премьер-лигу с показателем точных пасов 57%, что является тревожно низким показателем даже для второго уровня Англии.

Дайч и Уорнок были двумя из четырех английских тренеров в Премьер-лиге в 2018/19 году. «Кристал Пэлас» Роя Ходжсона иногда играл в атакующий футбол и всегда выставлял прямолинейных вингеров, но его по-прежнему считали осторожным тренером, не заинтересованным в доминировании при владении мячом. «Бо́льшая часть владения мячом сохраняется среди защитников или между полузащитниками и защитниками, — сказал Ходжсон во время своего пребывания на посту главного тренера сборной Англии. — Поэтому я не считаю статистику, особенно статистику владения, особенно важной».

Единственным английским тренером, который играл в по-настоящему позитивный, техничный футбол, был Эдди Хау из «Борнмута», но он оставался исключением из правила. Эллардайс, Пулис, Дайч и Уорнок представляли классическую идею английского футбола, но их основная роль в развитии английского футбола заключалась в протесте против растущей популярности игры во владение мячом и жалобах на любые попытки подавить жесткий отбор мяча.

Есть много причин для одержимости англичан прямолинейным футболом и физическими единоборствами. Погода, безусловно, играет важную роль; из семи крупнейших футбольных стран Европы в Англии самый дождливый и ветреный климат, что делает передвижение мяча непредсказуемым и означает, что поля часто слишком грязные для комбинационного футбола. Несмотря на то, что поля Премьер-лиги в настоящее время в основном безупречны, нельзя упускать из виду влияние плохих покрытий на любительском уровне.

Влияние регби, спорта, который развился из футбола и сохраняет основные сходства с ним, частично объясняет уровень физической подготовки в английском футболе. Регби, в обоих своих кодексах, является полноконтактным видом спорта, и его сторонники неустанно подчеркивают его жесткость по сравнению с футболом, который в ответ почувствовал себя вынужденным доказывать свой мачизм, фетишизируя жесткие подкаты больше, чем в других европейских странах. Тем временем регби-юнион стал зимним видом спорта по умолчанию в частных школах, а футбол считался чисто рабочим видом спорта, чего нет нигде в Европе. К футболу часто относились с высокомерием, считали занятием, недостойным академического или научного внимания. В английском футболе сохраняется глубоко укоренившийся антиинтеллектуализм, и до недавнего времени тренеров оценивали исключительно с точки зрения мотивации и управления персоналом, а не в плане тактики.

Возможно, наиболее уместно, что на тактическое мышление в английском футболе большое влияние оказал Чарльз Хьюз, директор по тренерской работе Футбольной ассоциации в 1970-х годах, который выборочно использовал статистику в попытке подчеркнуть ценность футбола с дальними пасами. Он подчеркнул важность запуска мяча в штрафную в направлении «позиции максимальной возможности», идея, которая подтолкнула тренеров поощрять своих игроков «пускать его в миксер». Теории Хьюза, возможно, были восприняты слишком буквально — в ущерб английскому футболу — хотя многие из них все еще имеют свои достоинства; он подчеркнул, например, важность прессинга.

Сосредоточенность Хьюза на том, чтобы направить мяч в штрафную соперника и возвращать его туда, когда только это возможно, показала, что английский футбол больше связан с территорией, чем с владением, еще одна особенность, которую можно сравнить со стратегией регби. Еще в 1990 году Хьюз все еще отрицал важность игры во владение мячом, утверждая, что «мировой футбол бо́льшую часть 30 лет двигался в неверном стратегическом направлении» — замечательное заявление, к сожалению, типичное для английской футбольной идеологии. С тех пор футбол в Англии переживал периоды стояния на месте и периоды отчаянной игры в догонялки, но инновации так и не приходили, по крайней мере в современную эпоху, изнутри английского футбола.

Между тем, ни один английский тренер не выигрывал чемпионат Англии с тех пор, как Ховард Уилкинсон одержал победу с «Лидсом» в 1991/92 годах, в последнем сезоне перед запуском Премьер-лиги — и, что более важно, в последнем сезоне перед введением правила о пасе назад. «Лидс» Уилкинсона был прямолинейной командой, которая обнаружила, что их футбол с длинным забросом мячей был скомпрометирован после изменения правила. «Раньше вратарь Джон Лукич удерживал мяч и запускал его к нам с рук далеко в поле, — вспоминал полузащитник Стив Ходж. — Теперь Лукичу приходилось делать его с земли, и мяч не пролетал достаточно далеко по полю. Мы представляли гораздо меньшую угрозу, потому что мяч не приземлялся и не откидывался на края штрафной наших соперников, он болтался в центре поля. Кроме того, команды теперь еще и поддавливали и заставляли Лукича быстро выбивать мяч». Примечательно, что простой факт того, что вратарь не смог запустить мяч достаточно далеко, вызвал у английских чемпионов такие проблемы, но это не было нетипичным для английского футбола. «Лидс» в конечном итоге в следующем сезоне опустился на 17-е место, и более четверти века спустя Премьер-лига все еще в поиске своего первого титулованного английского тренера.

Каков сегодня типичный английский стиль? Что ж, он в значительной степени оставался неизменным на протяжении десятилетий, в то время как в английском высшем дивизионе стали доминировать иностранцы — сначала игроки, затем тренеры и, в конечном счете, владельцы. Английский футбол просто не производит достаточно качественных игроков или тренеров, чтобы отговорить клубы высшего класса от поисков за рубежом. Не менее пагубно и то, что англичане традиционно неохотно отправлялись за границу сами, а вместо этого жаловались на отсутствие возможностей у себя на родине. Это не только препятствовало их развитию; это также означало, что было мало шансов на то, что английский стиль будет оценен где-то помимо острова. Конечно, последовательное отставание национальной сборной на международном уровне — часто из–за тактических ошибок, а не из-за отсутствия индивидуальных качеств — мало способствовало продвижению английского футбола в его самом строгом смысле за рубежом, в то время как многонациональная Премьер-лига стала чрезвычайно популярной во всем мире.

Таким образом, с 2016/17 года, в то время как в классическом английском стиле играли исключительно середняки Премьер-лиги или борцы за не вылет, лучшие команды представляли футбольные стили, которые определяли каждую другую крупную европейскую страну за предыдущую четверть века. Каждая эпоха доминирования — в Нидерландах, Италии, Франции, Португалии, Испании и Германии — была представлена тренером одной из семи лучших команд Англии.

Голландский период, с 1992 по 1996 год, был представлен Роналдом Куманом, замечательным созидательным забивным защитником из «Барселоны» Йохана Кройффа и сборной Нидерландов, возглавляющим «Эвертон». Куман закончил игровую карьеру в 1997 году и работал ассистентом как в сборной Голландии, так и в «Барселоне», прежде чем возглавить «Аякс», ПСВ и «Фейеноорд» на своей родине, выиграв три титула Эредивизи, а также поработав в «Валенсии» и «Бенфике».

Куман изначально проповедовал классическую голландскую модель: высокая оборонительная линия, агрессивный прессинг и игра от вратаря. Он прибыл в Премьер-лигу в 2014/15 году, сменив Маурисио Почеттино и подняв «Саутгемптон» на седьмое место в своем первом сезоне и на шестое во втором, что стало самым высоким результатом клуба за последние 30 лет. Тренировка обороны у Кумана, как и следовало ожидать, была особенно впечатляющей. Его «Саутгемптон» имел второй лучший оборонительный рекорд в Премьер-лиге в сезоне 2014/15, пропустив всего на один гол больше, чем «Челси». И в то время как чемпионы Жозе Моуринью защищались глубоко, «Саутгемптон» Кумана поддерживал офсайдную ловушку в голландском стиле.

Куман творил чудеса с арендованным Тоби Алдервейрелдом, бельгийцем, который прошел через молодежную систему «Аякса». Он испытывал некоторые трудности в обороне мадридского «Атлетико», но подход Кумана в «Саутгемптоне» оживил его. Алдервейрелд перешел в «Тоттенхэм» Почеттино, поэтому Куман обратился к своему коллеге-голландцу Вирджилу ван Дейку, который так объяснял преимущества игры под руководством Кумана. «Он сам был потрясающим игроком, — говорил Ван Дейк о своем тренере. — Я никогда не видел, как он играет вживую, но, ясно же, что я видел видео-нарезки, и все мы знаем разные истории. Я могу учиться у него». Он вырастет в самого доминирующего центрального защитника Премьер-лиги.

Перейдя в «Эвертон» в преддверии сезона 2016/17 Куман уверенно стартовал, набрав 13 очков в первых пяти матчах. С Янником Болази и Кевином Миральясом «Эвертон» играл с двумя прямолинейными вингерами. Сзади у них, возможно, был лучший атакующий дуэт крайних защитников Премьер-лиги, состоящий из Лейтона Бейнса и Шеймуса Коулмэна, в то время как оборона поддерживала высокую линию, а вратарь Мартен Стекеленбург, который прошел академию в «Аяксе» и играл за первую команду под руководством Кумана, подчищал позади. Куман часто связывал свой подход с тем, чему он научился у Кройффа. «И все же иногда, когда мне нужно принимать решения, я вспоминаю и спрашиваю себя, что бы он сделал или какое решение принял, потому что он был по-настоящему большим вдохновителем», — сказал Куман в середине своего первого сезона в «Эвертоне», где он привел их к шестому месту.

Более значительный пример влияния Кройффа произошел в «Манчестер Сити», который теперь тренирует Пеп Гвардиола — старый партнер Кумана по обороне и сосед по комнате в «Барселоне». Двадцать пять лет спустя Куман и Гвардиола вместе демонстрировали голландский стиль в Премьер-лиге, причем Куман копировал некоторые тренировки Гвардиолы. «Роналд — человек, которого я очень хорошо знаю и которого очень уважаю как игрока, тренера и мужчину, — сказал Гвардиола. — Я многому у него научился. На протяжении многих лет мы много говорили об игре и о том, как, по нашему мнению, в нее следует играть. Есть много вещей, по которым мы согласны».

Гвардиола настаивал на том, чтобы его команда играла от обороны в классическом стиле Кройффа, и его первым важным решением в «Манчестер Сити» было сообщить Джо Харту, первому вратарю сборной Англии, что тот не нужен, потому что тот недостаточно хорошо пасовал. Вместо него Гвардиола подписал контракт с Клаудио Браво из «Барселоны», который привык играть в качестве вратаря-последнего защитника. Браво был вратарем, слепленным по лекалам Кройффа: он играл невероятно далеко от своей линии и блестяще владел мячом, но не был особенно искусен в остановке ударов. На одном этапе, в середине трудной дебютной кампании, чилиец пропустил 14 мячей из 22 ударов в створ. Джон Стоунз, центральный защитник, подписанный из «Эвертона», был похожим случаем; он был прекрасным созидательным защитником, но, по-видимому, ему не хватало естественных защитных навыков. И Стоунз, и Фернандиньо, бразильский опорник, иногда использовались в качестве частично защитников, частично полузащитников, перемещаясь между двумя позициями. Это была необычная роль, но она напомнила о том, как Франк Райкард играл за «Аякс» Луи ван Гала и как Гвардиола иногда играл за «Барсу» Кройффа, отступая, чтобы прикрывать Кумана.

В то время как сохранение высокой линии обороны и игра от вратаря были почти чисто «голландскими» концепциями в начале-середине 1990-х годов, теперь они стали подходом по умолчанию для претендующих на титул в Англии клубов. Хорошим примером стал «Тоттенхэм Хотспур», чей тренер Маурисио Почеттино был аргентинцем, но чью философию в голландском стиле можно сравнить с философией Гвардиолы. Главным влиянием на Почеттино был аргентинец Марсело Бьельса, который позже появится во втором уровне английского футбола вместе с «Лидсом», которого Гвардиола ставит рядом с Кройффом и Хуанмой Лилло в качестве одного из своих тренеров-кумиров. Почеттино до Кумана тренировал «Саутгемптон» и сразу же сосредоточился на осуществлении сильного прессинга и агрессивной оборонительной линии, что объясняло, почему у Кумана все так хорошо получилось впоследствии.

Переехав в «Тоттенхэм» в сезоне 2014/15, Почеттино создал лучшую в дивизионе пару центральных защитников, в которую вошли Алдервейрелд и его бельгийский партнер по сборной Ян Вертонген. Что характерно, оба прошли обучение в академии «Аякса», а затем играли вместе за их первую команду, поэтому у них сложились прекрасные отношения и они инстинктивно понимали, как защищаться ближе к средней линии. В Премьер-лиге играла почти вся оборонительная линия «Аякса», потому что, когда Почеттино решил, что «Тоттенхэму» требуется третий центральный защитник, он подписал из «Аякса» колумбийца Давинсона Санчеса.

Гвардиола, тем временем, продемонстрировал еще одну классическую голландскую концепцию — правильную ширину по обоим флангам. Это было несколько неожиданно. В «Барселоне» Гвардиола использовал крайних форвардов, атакующих пространства за обороной соперника, подбирая сквозные пасы, в то время как в «Баварии» он использовал инвертированных вингеров, смещающихся в центр, чтобы бить по воротам с дальнего расстояния. Но в его «Манчестер Сити» был Рахим Стерлинг с рабочей правой ногой справа и Лерой Сане с рабочей левой ногой слева, бегущие по флангу и доставляющие поток прострелов низом вдоль вратарской площадки. Эта тактика позволила «Сити» забить огромное количество голов с игры, которые завершал либо вингер с противоположной стороны, либо бомбардир-рекордсмен «Сити» Серхио Агуэро.

Куман, тем временем, продержался в «Эвертоне» всего один полный сезон, и в течение первых двух месяцев его второго сезона было трудно обнаружить большое влияние голландцев на игру команды. Но после ухода из «Эвертона» он был назначен тренером сборной Голландии, которому было поручено изменить судьбу своей родной сборной, которая не смогла пройти квалификацию как на Евро-2016, так и на чемпионат мира 2018 года. Несмотря на отсутствие атакующего таланта, Куман начал хорошо, отчасти потому, что он курировал развитие молодежных игроков «Аякса» Маттейса де Лигта и Френки де Йонга, двух защитников-полузащитников, известных своим самообладанием при владении мячом на глубоких позициях. Голландцы все еще были мастерами в выпуске созидающих защитников по образцу Кумана.

Вернувшись в Премьер-лигу, итальянская эпоха 1996-2000 годов была представлена тренером «Челси» Антонио Конте, трудолюбивым полузащитником, который на протяжении всего этого периода был капитаном «Ювентуса». Конте завершил игровую карьеру в 2004 году после 13 сезонов в «Ювентусе» и провел следующие пару лет, постигая тренерскую квалификацию в Коверчано, где его диссертация называлась «Соображения по 4-3-1-2 и аналитическое использование видео». После работы в «Ареццо», «Бари», «Аталанте» и «Сиене» Конте вернулся в «Ювентус» в 2011 году в качестве тренера первой команды. На этом этапе «Юве» был чем-то вроде падшего гиганта; будучи низведенными в Серию В в 2006 году из-за скандала Кальчополи, они вернулись в верхнюю половину Серии А, но на момент прибытия Конте команда занимала седьмое место в двух предыдущих кампаниях лиги. Однако при Конте они сразу же выиграли три титула Серии А подряд, в первом из которых «Ювентус» ни разу не проиграл в играх чемпионата.

Первоначально играя 4-4-2 с агрессивными вингерами, в середине своей первой кампании в «Юве» Конте перешел на 3-5-2, что отражает норму Серии А конца 1990-х годов, когда защита из трех человек восстановила свое доминирование над четверкой защитников. Конте мог рассчитывать на трех выдающихся центральных защитников: агрессивных опекунов Андреа Бардзальи и Джорджо Кьеллини и более развитого, технически одаренного Леонардо Бонуччи. Это не была надлежащая система катеначчо с жесткой персональной опекой, но итальянцы все еще защищались более ориентированным на опеку способом, чем их европейские соперники, в то время как Бонуччи эффективно играл в качестве либеро. Когда в 2014 году Конте возглавил сборную Италии, он использовал ту же систему и тех же трех защитников «Ювентуса». Италия была одной из двух сборных, использовавших тройку защитников на Евро-2016, в том числе в наиболее впечатляющем с тактической точки зрения матче турнира, их победы со счетом 2:0 над Испанией во втором раунде, после чего проиграла Германии по пенальти. В преддверии сезона 2016/17 Конте сразу же приступил к работе в «Челси».

Конте изначально использовал ориентированную на защиту систему 4-3-3, которую «Челси» в основном использовал со времени первого прихода Жозе Моуринью в клуб. «Челси» Конте начал хорошо, с трех побед, но затем сыграл вничью со «Суонси», потерпел домашнее поражение от «Ливерпуля», затем отправился на выезд против «Арсенала» и к перерыву проигрывал со счетом 0:3, что побудило Конте перейти на схему 3-4-3. «Это решение изменило наш сезон», — вспоминал позже Конте. Хотя этого было недостаточно, чтобы отыграться на «Эмирейтс», Конте продолжил использовать этот подход в следующие выходные, и «Челси» в чемпионате выиграл 13 матчей подряд, поднявшись с восьмого места на первое. В итоге они выиграли лигу с 93 очками, что на этом этапе является вторым по величине показателем, зафиксированным в Премьер-лиге.

Защита из трех человек не была первоначальным планом Конте, но пара важных подписаний позволила ему играть в такой манере. Покупка Маркоса Алонсо, который играл в качестве левого защитника в Серии А с «Фиорентиной», означал, что у Конте был подходящий вариант для забегания на этом фланге, поэтому предыдущий левый защитник Сесар Аспиликуэта стал правым центральным защитником, демонстрируя тот тип защитной гибкости, которым особенно восхищался бы итальянский тренер. Удивительное возвращение Давида Луиса после двух сезонов в ПСЖ также было логичным в защите из трех человек. Бразилец никогда не был убедителен в качестве обычного центрального защитника, но в этой системе он умело играл роль Бонуччи. Грамотно читая розыгрыши и подчищая за спинами своих коллег-центральных защитников, Давид Луис также стал глубинным плеймейкером «Челси», выводя мяч вперед и совершая длинные диагональные передачи. «Центральный защитник должен быть более тактическим, больше размышлять, находить правильную позицию и командовать линии обороны подниматься или опускаться», — объяснил Конте, по сути описывая работу либеро.

Соперники, играющие в обороне из четырех человек, не смогли справиться с 3-4-3 Конте. Основная проблема возникала на флангах, где Педро Родригес или Виллиан и блестящий Эден Азар начинали на фланговых позициях, а затем смещались в центр, сужая позицию крайних защитников противника. В свою очередь, это открывало пространство для забеганий вингбеков, Алонсо и Виктора Мозеса. «Челси» эффективно атаковал пятью игроками — этим квартетом и нападающим Диего Костой — которые перегружали четверку защитников соперника. Имея трех центральных защитников и двух опорных полузащитников, «Челси» сохранил прочную структуру для защиты от контратак.

В конце концов, команды поняли, что лучший способ свести на нет 3-4-3 «Челси» — это самим развернуть 3-4-3, при этом фланговые вингбеки отслеживают вингбеков соперника. Первое поражение «Челси» по этой системе произошло против «Тоттенхэма», который отразил их схему 3-4-3, и чем больше команд играли таким образом, тем больше других чувствовали себя обязанными соответствовать им. В предыдущем сезоне Премьер-лиги был 31 пример, когда команда начинала матча с защитой из трех человек. В 2016/17 году эта цифра выросла до 130, из которых только восемь прошли в первые шесть недель сезона, прежде чем Конте перешел на 3-4-3.

Эти восемь случаев защиты из трех человек до перехода Конте были значительными. «Эвертон» Кумана начал сезон, играя с такой схемой — он, конечно, сам привык играть в защите из трех человек в «Барселоне». Два других тренера были соотечественниками Конте, которые ранее помогли восстановить оборону из трех человек в Серии А. Франческо Гвидолин творил чудеса в «Удинезе» с захватывающей системой 3-5-2, а ныне возглавлял «Суонси». Вальтер Маццарри превратил «Наполи» в претендентов на титул со схемой 3-4-3 и теперь использовал эту систему в «Уотфорде». Их успех в Серии А предшествовал использованию Конте защиты из трех человек и вызвал еще один сдвиг в сторону этой системы в Италии. Теперь они привнесли свое итальянское влияние в Премьер-лигу.

Однако именно 3-4-3 Конте оказались настоящим вдохновением. «Мы начали сезон с другой системы, но я заметил, что в некоторых обстоятельствах мы не обладали правильным балансом, — объяснил Конте. — По этой причине мы перешли на новую систему 3-4-3… Я всегда знал, что команда может играть по системе 3-4-3. На мой взгляд, такая возможность всегда существовала; я знал характеристики игроков, и по этой причине, когда я разговаривал с клубом и мы планировали сезон, эта система была альтернативой».

«Челси» стал первой командой со времен «Эвертона» в 1962/63 годах, выигравшей чемпионат Англии с защитой из трех человек; тактические хитрости итальянского тренера положили конец полувековому доминированию четверки защитников. «То, что Антонио сделал здесь, в Премьер-лиге, возможно, люди этого не понимают, — удивился Гвардиола. — Он представил другой способ атаки, с пятью игроками сзади, другую систему. Многим командам, даже "Арсеналу", пришлось немало сделать, чтобы ее сымитировать. Тактически он мастер. Я думаю, что Конте оставит что-то в английском футболе — я в этом уверен».

Гвардиола указал на использование фразы «даже "Арсеналу"», потому что Конте не смог сделать дубль в своем первом сезоне после того, как «Челси» потерпел поражение от «Арсенала» в финале кубка Англии, после того как Канониры перешли на 3-4-3 в стиле Конте. Арсен Венгер ранее провел более 1000 игр, не отклоняясь от игры с четверкой защитников, но теперь он чувствовал себя вынужденным скопировать систему «Челси» и в конечном итоге использовал ее, чтобы победить их на «Уэмбли».

Венгер, конечно же, представлял французский период между 2000 и 2004 годами. К настоящему времени многие методы Венгера, революционные после его прибытия в Англию в середине 1990-х годов, были либо устоявшейся практикой, либо устарели, и «Арсенал» все больше отступал назад до момента ухода Венгера в 2018 году, после 22 лет у руля команды. Но в «Арсенале» все еще ощущалось сильное французское влияние. Венгер дважды побил трансферный рекорд клуба в последний год своей работы, сначала купив Александра Ляказетта из «Лиона», талантливого, неуловимого нападающего, который мог юрко и быстро забегать за защитников, а затем и Пьер-Эмерика Обамеянга из «Дортмунда». Хотя Обамеянг представлял сборную Габона, следуя по стопам своего отца, он родился и вырос во Франции и был классическим современным французским нападающим с разрушительной скоростью.

По прибытии в «Арсенал» Ляказетта спросили о наследии предыдущих французских форвардов «Арсенала» — Николя Анелька, Сильвена Вильтора и, конечно же, Тьерри Анри. «Анелька и Вильтор для меня немного рановато — я был слишком маленький, когда они играли в свой лучший футбол, — сказал Лаказетт. — Что касается Анри, я, конечно, всегда был его поклонником, поэтому внимательно следил за его карьерой. Он был для меня огромным примером для подражания».

Обамеянг был больше похож на Анри, особенно потому, что он начинал слева и обычно смещался в центр и бил в дальний угол, поэтому, возможно, было уместно, что он носил старый номер Анри — №14. После того, как Обамеянг забил прекрасный гол в дерби со счетом 4:2 над «Тоттенхэмом», его товарищ по команде Аарон Рэмзи подчеркнул сходство. «Он постоянно делает это на тренировках, — сказал валлиец. — Он просто загоняет мяч в угол ворот, но и делает это в темпе. Это напоминает мне о завершениях атак от Тьерри Анри». Венгер сделал то же самое сравнение из-за «качества его забегов».

Венгер, как правило, предпочитал глубоко отходящих плеймейкеров, а не классических оборонительных полузащитников в течение последнего десятилетия в «Арсенале», но Н'Голо Канте — французский водовоз — был представлен в другой команде Премьер-лиги. Он получил известность во время экстраординарной кампании «Лестера» с чемпионским титулом в сезоне 2015/16, сделав себе имя своей неутомимой энергией. Присоединившись к «Челси» в 2016/17 году, он выполнял аналогичную роль, став первым игроком, выигравшим титулы Премьер-лиги с разными клубами, и в обоих сезонах его совокупные показатели по подкатам и перехватам были самыми высокими в чемпионате. «Мне нужно предвидеть, если атака пойдет не так, и что нужно сделать, чтобы остановить контратаку, — объяснил он. — Важно всегда думать о том, что может произойти, как в нападении, так и в обороне».

Распоряжение мячом Канте было скорее аккуратным, нежели резким, и он лишь время от времени бросался в атаку. Он был классическим французским доместик, счастливым справляться с грязной работой, как и его соотечественники Дидье Дешам и Клод Макелеле, как за «Челси», так и в национальной сборной. Главный тренер сборной Франции Дешам назначил Канте своим опорным полузащитником в победной кампании на чемпионате мира в 2018 году, в то время как Макелеле регулярно подчеркивал качества своего преемника в этой роли. «Люди говорят о роли Макелеле, но я стар, и пришло время всем называть это позицией Канте, — сказал он. — Н'Голо заслуживает этого».

Канте оказался особенно популярным в английском футболе, будучи признанным игроком года по версии PFA в сезоне 2016/17 именно потому, что он был таким плодовитым подкатчиком, качество, которое в Англии ценится больше, чем где-либо еще. Когда преемник Конте, Маурицио Сарри, выдвинул Канте на более продвинутую роль, это вызвало заметную негативную реакцию в клубе, потому что Канте больше не делал столь много подкатов.

Бывший клуб Канте, «Лестер», заменил Канте другим французом, Нампалисом Менди, который ранее играл под руководством тренера Клаудио Раньери в «Монако». «Когда я впервые встретил Раньери, он назвал меня "новым Макелеле"», — вспоминал Менди. Теперь Раньери хотел, чтобы он стал новым Канте. Позже Менди был развернут вместе с Уилфредом Ндиди, который показывал статистику выгрызания мяча в стиле Канте, сделав наибольшее количество подкатов среди игроков Премьер-лиги в 2017/18 году. На этом этапе для команды Премьер-лиги было относительно необычно использовать двух чистых опорных полузащитников вместе, но тогда «Лестером» управлял француз Клод Пюэль. В свое время он был жестким оборонительным полузащитником «Монако» Венгера и все еще предпочитал старую французскую модель с несколькими выгрызающими мячи полузащитниками.

Португальская эпоха 2004-08 годов была в основном представлена знакомой фигурой Жозе Моуринью. Он вернулся в английский футбол с «Челси» в 2013 году, выиграв титул во втором сезоне, прежде чем был уволен в середине катастрофического сезона 2015/16, а затем вновь пришел туда тренером, на этот раз «Манчестер Юнайтед». Его команды продолжали играть более оборонительно, чем во времена его работы в «Порту»; в свой первый сезон на «Олд Траффорд» «Манчестер Юнайтед» имел второй лучший оборонительный рекорд в Премьер-лиге, пропустив всего 29 мячей в 38 матчах. Но они забили всего 54 гола, в то время как пять команд, финишировавших выше них, забили не менее 77.

Моуринью по-прежнему превосходно ориентировался в кубковых соревнованиях, однако выиграл сначала Кубок Лиги, затем Лигу Европы с победой 2:0 над «Аяксом», в которой он предсказуемо позволил голландской команде владеть мячом и приказал своим игрокам играть на контратаках. «Юнайтед» стал лучше во втором сезоне Моуринью. В то время как они финишировали на втором месте после «Манчестер Сити», им удалось отложить титульную вечеринку «Сити» на «Этихаде», отыгравшись со счета 0:2 к перерыву и выиграв 3:2, что означало, что команде Гвардиолы нужно было подождать еще две недели, прежде чем подтвердить завоевание титула.

Но это подводило итог тому, кем стал Моуринью — скорее анти-Гвардиолой, чем кем-то действительно позитивным. Он был уволен в середине знакомого сложного периода, своего третьего сезона, этапа, в течение которого он неоднократно ссорился с ключевыми игроками сначала в «Реале», затем в «Челси», а теперь и в «Манчестер Юнайтед». Это напомнило знаменитое высказывание Белы Гуттмана, который оказал такое влияние на португальский футбол в 1950-х и 1960-х годах: «Третий сезон — роковой».

В других клубах Премьер-лиги наблюдалось дальнейшее португальское влияние. Марку Силва возглавил «Халл Сити», «Уотфорд», а затем «Эвертон» и подчеркнул, что таким тренерам, как он, предоставлялись возможности только благодаря первоначальному успеху Моуринью. «Своим появление он оказал фантастическое влияние для всех португальских тренеров, — объяснил Сильва. — Он добился фантастического успеха в "Челси", миланском "Интере" и мадридском "Реале", и это открыло просто огромные двери для португальских тренеров для того, чтобы приехать и работать за границей. В прошлом в Португалии тоже были очень хорошие тренеры, но в основном они работали в Португалии. Жозе изменил это».

Одним из очевидных протеже Моуринью был Нуну Эшпириту Санту, запасной вратарь его «Порту», выигравшей Лигу чемпионов, и, в частности, первый в истории клиент Жорже Мендеша. Эшпириту Санту вывел «Вулверхэмптон Уондерерс» в АПЛ в 2017/18 году, добравшись на комфортном месте в середине таблицы в своей первой кампании в Премьер-лиге. Эшпириту Санту сильно зависел от своих отношений с Мендешем, подписав ряд португальских игроков, и однажды использовал семерых соотечественников в одном матче Премьер-лиги.

В то время как Эшпириту Санту был первым из бывших игроков Моуринью, который руководил командой Премьер-лиги, многие из его бывшего тренерского штаба уже сделали это. Андре Виллаш-Боаш был скаутом соперников Моуринью, а позже тренировал «Челси» и «Тоттенхэм». Брендан Роджерс, который тренировал «Суонси», «Ливерпуль» и «Лестер», приписывает большую часть своего образования работе в «Челси» во время первого срока Моуринью, в то время как бывший помощник Моуринью Стив Кларк провел некоторое время в «Вест Бромвич Альбион». Между тем, два символа первого периода Моуринью в «Челси», Джон Терри и Фрэнк Лэмпард, оба начали свою тренерскую карьеру во втором эшелоне английского футбола и считались потенциальными будущими тренерами «Челси». Также стоит учитывать, что различные тренеры теперь включили тактическую периодизацию в свой тренировочный процесс, еще одна часть наследия Моуринью в Англии.

Аккурат в это время, главные представители первых четырех лет, в свою очередь, покинули Премьер-лигу.

Куман был уволен «Эвертоном» в октябре 2017 года, Венгер и Конте ушли в конце сезона 2017/18, в то время как Моуринью был уволен «Манчестер Юнайтед» в декабре 2018 года. Осталось две эпохи: Испания и Германия. Конечно же, в Премьер-лиге теперь доминировали «Манчестер Сити» Пепа Гвардиолы и «Ливерпуль» Юргена Клоппа.

Оценить влияние Гвардиолы на Премьер-лигу после его прибытия в 2016 году сложно, потому что на высший эшелон английского футбола уже сильно повлияло доминирование «Барселоны» и Испании за несколько лет до этого, многие тренеры Премьер-лиги решили играть в футбол, основанный на владении мячом. Статистика, касающаяся удержания мяча, четко на это указывает. За десять лет с 2003/04 по 2013/14 показатель точности паса Премьер-лиги вырос с 70% до 81%. Более половины этого 11-процентного роста произошло исключительно в период с 2009/10 по 2011/12 годы, когда доминирование «Барселоны» и Испании было наиболее выраженным. Ведущие английские клубы уже различными способами пытались повторить стиль «Барсы»: развивать атаку от вратаря, более терпеливо наращивать игру, больше техничных игроков в центре поля и время от времени использовать ложную «девятку». Кроме того, Давид Сильва, Санти Касорла, Сеск Фабрегас и Хуан Мата непосредственно внедрили испанское изобретение в полузащиту Премьер-лиги.

Но стиль Гвардиолы не был чисто испанским. Для начала, на испанский стиль, который он помог определить, сильно повлиял голландский футбол, как упоминалось ранее в связи с его использованием чистых вингеров в «Сити» и его настойчивостью в том, чтобы защитники разыгрывали мяч и начинали атаки. Но, что более важно, Гвардиола провел предыдущие три года в Бундеслиге и признал, что его убеждения кардинально изменились. Намереваясь перенести подход «Барселоны» в «Баварию», он в конце концов пришел к компромиссу между испанским и немецким стилями. Он перенес эту модель в «Манчестер Сити».

С самого начала Гвардиола использовал систему, которая была бы немыслима при предыдущем тренере «Сити» Мануэле Пеллегрини, который обычно использовал схему 4-2-3-1, в которой участвовали как Сильва, блестящий плеймейкер, так и более осевой Кевин Де Брюйне в полузащитном трио за Серхио Агуэро. Проблемы с травмами означали, что Сильва и Де Брюйне не регулярно начинали вместе матчи под руководством Пеллегрини, но «Сити» никогда не выглядел комфортно с обоими в составе — они пожертвовали шириной и стали слишком предсказуемыми. Но было мало критики в отношении ролей, в которых были задействованы Сильва и Де Брюйне; большинство тренеров сделали бы то же самое.

Но не Гвардиола. С самого начала он полностью изменил структуру полузащиты «Сити», перейдя на систему 4-3-3, которая была его базовой в «Барселоне» и «Баварии». Это означало, что Фернандиньо стал единственным опорным полузащитником, позиция, на которой он никогда ранее не играл. «Я думаю, что Фернандиньо может играть на десяти позициях, — сказал Гвардиола перед началом своей первой кампании в Премьер-лиге. — У него есть качества, чтобы играть где угодно. Он быстрый, проворный игрок, такой умный, агрессивный и сильный в воздухе». Размещение его перед обороной означало для Гвардиолы знакомое решение: отказаться от Яя Туре. Точно так же, как он предпочитал Серджи Бускетса в 2010 году, теперь он предпочел Фернандиньо в 2016 году.

Туре также не использовался ни в одной из более выдвинутых ролей. Вместо этого Гвардиола перевел Сильву и Де Брюйне на обычные роли полузащитников, где они несли бо́льшую ответственность за ведение игры, а не только за решающий вклад в заключительную треть. Это создало высокотехничное трио полузащитников, подобных которому никогда не было в Премьер-лиге. Казалось сомнительным, что они смогут выдержать физические нагрузки английского футбола, где подкаты сильнее, поля более заболоченные, а рождественский график оставляет игроков измотанными. Но Гвардиола не собирался идти на компромисс.

Это казалось по-настоящему чем-то совершенно новым. Сильва и Де Брюйне, привыкшие получать мяч между линиями в полуобороте к воротам, теперь вместе штурмовали центр поля, обмениваясь пасами. Роли обоих были преобразованы, и они представляли собой смесь испанского и немецкого подходов Гвардиолы. Сильва был чистокровным испанским техником и начал напоминать Андреса Иньесту, пробегая мимо подкатов и отдавая пас на голевую передачу, а не саму голевую передачу.

Де Брюйне был скорее бельгийцем, чем немцем, но провел три сезона в Бундеслиге, прежде чем переехать в «Сити», преуспев в контратакующем «Вольфсбурга». И правда, после того, как «Бавария» Гвардиолы выиграла Бундеслигу с отрывом в десять очков от «Вольфсбурга» в сезоне 2014/15, именно Де Брюйне был признан Игроком года. Он был более прямолинейным и более сильным, чем Сильва, и его опасные пасы на нападающих часто были кроссами, а не передачами вразрез. «Это другая роль, — признал Де Брюйн. — Это небольшое изменение, но все в порядке. У тренера своя тактика. Я играю не как "десятка", а как свободная "восьмерка" с большим количеством движений повсюду». Де Брюйне, как и Томас Мюллер, придумал и назвал свою собственную роль — свободная «восьмерка».

Благодаря тому, что Де Брюйне и Сильва продвигались вперед, Гвардиола гарантировал, что «Сити» не будет захвачен в центре поля, иногда повторяя свою стратегию «Баварии», заключающуюся в том, чтобы выводить своих крайних защитников в центр. Это оказалось неэффективным с крайними защитниками, которые были в распоряжении Гвардиолы в его первой кампании, когда команда только-только пробилась в Лигу чемпионов.

Но во второй кампании Гвардиолы этот подход сработал намного лучше. Правый защитник Кайл Уокер прибыл из «Тоттенхэм Хотспур», но вместо того, чтобы совершать забегания, он порой занимал позицию в составе защиты из трех человек. Бенжамен Менди должен был продвигаться вперед на противоположном фланге, но пропустил бо́льшую часть кампании 2017/18 из-за травм. Без естественного левого защитника, который мог бы заменить его, Гвардиола превратил полузащитника от штрафной до штрафной Фабиана Делфа в защитника, и ему неизбежно было удобнее смещаться в центр. Молодой атакующий полузащитник Александр Зинченко также иногда использовался в качестве левого защитника, как и правый крайний защитник Данило, причем оба занимали боле узкие позиции, чтобы прикрывать свободную «восьмерку», в то время как вингер Лерой Сане обеспечивал ширину слева. «Сити» также предлагал более высокое техническое качество на обоих концах поля: центрфорвард Серхио Агуэро улучшил свою связующую игру, в то время как вратарь Эдерсон стал значительным улучшением по сравнению с Браво.

В то время как многие сомневались, что Гвардиола сможет выиграть Премьер-лигу с таким техничным подходом, «Манчестер Сити» достиг новых высот в 2017/18 году, став первой командой, набравшей 100 очков в чемпионате Англии. Они также забили рекордное количество голов, 106, и выиграли 19 из своих первых 20 матчей, за единственным исключением, сыграв вничью 1:1 с «Эвертоном» Кумана, когда еще до перерыва у них был удален игрок. «Сити» фактически выиграл Премьер-лигу перед Рождеством, и после этого вопрос заключался не в том, поднимут ли они трофей, а в том, смогут ли они сделать это без поражений и поднять также Кубок чемпионов.

«Сити» не смог добиться ни одного из этих подвигов, оба раза потерпев неудачу против одного и того же соперника: «Ливерпуля» Клоппа. Красные одержали победу над «Сити» в чемпионате со счетом 4:3 в январе, завершив их беспроигрышную серию, а затем оказались убедительными победителями с общим счетом 5:1 на четвертьфинальной стадии Лиги чемпионов. Оба соревнования имели схожее ощущение; «Ливерпуль» вырвался из ловушек и доминировал на начальном периоде матча, а после перерыва играл с удвоенной энергией, в то время как «Сити» неуклонно наращивал своей влияние в каждом тайме. В победе в чемпионате 4:3 «Ливерпуль» забил на девятой минуте первого тайма, а затем на 14-й, 16-й и 23-й минутах второго. Голы «Сити» были забиты на 40-й минуте первого тайма, затем на 39-й и 45-й минутах второго. Затем в первом матче четвертьфинала Лиги чемпионов команда Клоппа обыграла «Сити» в первые полчаса, добившись счета 3:0, убежав тем самым в отрыв от соперника. Игра подвела итог разнице между командами. «Сити» строил игру во владении мячом и утомлял соперника, как «Барселона» Гвардиолы; «Ливерпуль» предлагал интенсивный, но неустойчивый всплеск энергии, как «Дортмунд» Клоппа.

Клопп присоединился к «Ливерпулю» в октябре 2015 года и сразу же представил свой жесткий прессинг в выездной нулевой ничьей против «Тоттенхэма». Он провел все свои тренировки, сосредоточившись на прессинге, а это означало, что, хотя «Ливерпуль» быстро возвращал мяч, но они еще не знали, что с ним делать. В своей технической зоне Клопп театрально праздновал успешные подкаты на половине поля соперника, подчеркивая свою настойчивость в быстром возвращении владения мячом. «Я счастлив, потому что в первые 20 минут мы прессинговали и были очень агрессивны, — сказал он после своего дебюта в Премьер-лиге. — Мы немного нервничали, когда получали мяч, потому что наш пульс был немного слишком высоким».

Как и в Дортмунде, Клопп избегал чистых опорных полузащитников, вместо этого играя с полузащитниками от штрафной до штрафной, таких как Джордан Хендерсон, которые могли выдавливать и продавливать соперников, а не просто тщательно оборонять защитников. Гегенпрессинг стал общепринятым термином в английском футболе, и Клопп, сделавший себе имя в Германии в качестве эксперта, появился в программе Sky Sports «Футбол в понедельник вечером» через год после своего назначения, чтобы изложить свою интерпретацию концепции. На этот вечер он стал экспертом, перемещая кружочки по цифровому экрану, демонстрируя, как его центрфорвард должен позиционировать себя и направлять свой бег, чтобы направить передачу мяча от противника вниз по одному флангу, прежде чем его товарищи по команде будут прижимать крайних защитников к бровке. Графика отображала статистику, показывающую, что «Ливерпуль» был лучшим по количеству ускорений за игру и подкатов за игру. «Ни один плеймейкер не может быть так хорош, как хорошая ситуация контрпрессинга», — повторил Клопп.

На протяжении первых двух сезонов «Ливерпуль» Клоппа часто отлично играл в серьезных матчах против техничного противника, когда они могли прессинговать его. Первой крупной победой Клоппа стала победа со счетом 4:1 над «Манчестер Сити» Пеллегрини, но «Ливерпуль» потерпел поражение со счетом 1:2 дома от «Кристал Пэлас» за выходные до этого, что и задало тон. Против команд, которые играли в прямолинейный футбол, команда Клоппа не могла прессинговать и возвращать себе владение высоко в поле, и их игра во владении была недостаточно искусной, чтобы взломать глубокую оборону. Они также плохо умели защищаться в традиционных ситуациях и слишком часто пропускали со стандартных положений.

Постепенно «Ливерпуль» превратился в нечто большее, чем просто прессингующую команду. Добавилась угроза контратаки с подписанием крайних нападающих Садьо Мане, а затем и Мохамеда Салаха, который выиграл Золотую бутсу Премьер-лиги в своей дебютной кампании. Они стали более размеренными и целеустремленными во владении мячом, разбивая соперников умными пасовыми комбинациями. Они также устранили свои слабые места в обороне, отчасти из-за подписания Вирджила ван Дейка, самого дорогого центрального защитника в мире. Две очевидные вратарские ошибки от Лориса Кариуса дорого стоили «Ливерпулю» в финале Лиги чемпионов 2018 года, но бразилец Алиссон оказался значительным улучшением. К 2018/19 году «Ливерпуль» был готов к серьезной борьбе за титул и, хотя все еще был способен начинать игры с невероятной интенсивностью, больше не был сосредоточен исключительно на прессинге.

Включение Клоппом более разумной игры во владение мячом намекало на влияние Гвардиолы на его тренерскую деятельность, и лучшим примером было его использование Роберто Фирмино в атаке. Бразилец прибыл в качестве атакующего полузащитника, по-видимому, для того, чтобы ассистировать Кристиану Бентеке и Дэниэлу Старриджу. Но Бентеке сначала перестали выпускать, а затем и продали, в то время как Старридж оказался на периферии. Фирмино стал ложной «девяткой» «Ливерпуля», их эквивалентом Лео Месси. «Существует широкий спектр типов нападающих, — объяснил Клопп. —Роберто — очень атакующий игрок, на то он и нападающий. Все спрашивали меня: "А что насчет Фирмино? Нам нужен настоящий нацеленный на ворота нападающий!" Роберто — нападающий. Многие нападающие ростом 1,6 метра — Лионель Месси, кто он такой? Фирмино может играть и забивать голы, он гибкий и в отличной физической форме. Он залезает в штрафную, и там что-то происходит». Надев №11 в своих первых двух кампаниях за «Ливерпуль», Фирмино переключился на №9, что отражает смену его роли, и начал забивать больше голов из штрафной, а также начал прессинговать и опускаться глубоко, чтобы связывать игру.

Один гол «Ливерпуля», забитый в феврале 2019 года при победе над «Борнмутом» со счетом 3:0, прекрасно продемонстрировал философию Клоппа. Три игрока «Ливерпуля» — Мане, Наби Кейта и Энди Робертсон — вытесняли Джордона Айба из «Борнмута» по направлении боковой линии. Мане выиграл владение мячом, Кейта подобрал мяч, а Робертсон нанес урон, отдав пас над защитой на атакующего полузащитника Джини Вейналдума, который отлично завершил атаку внешней стороной правой ноги. Вейналдум нашел свободное пространство, потому что Фирмино находился глубоко, между линиями, вытащил на себя центрального защитника «Борнмута» Стива Кука. Гол иллюстрировал две основные особенности «Ливерпуля» Клоппа: энергичный прессинг, чтобы быстро отвоевать владение, и тонкость ложной «девятки», чтобы создать пространство.

Два претендующих на титул тренера, Гвардиола и Клопп, повлияли друг на друга, и оба использовали нечто среднее между испанской и немецкой моделями. Но они тоже оказались вынуждены приспосабливаться к английскому стилю, и Гвардиола, казалось, был искренне шокирован фокусировке на стандартных положениях. «Я понял английский футбол в тот день, когда посмотрел одну домашнюю игру, "Суонси" против "Кристал Пэлас" — девять голов, восемь из которых были со стандартов, — смеялся он в середине своей первой кампании. — Вы должны контролировать их, и мы не можем [сделать это] прямо сейчас. Восемь голов со стандартных положений — угловые, штрафные, вбрасывания — это английский футбол, и я должен адаптироваться, потому что никогда раньше я не испытывал ничего подобного. Конечно, в других чемпионатах есть угловые, но не с таким влиянием на игру».

Гвардиола также пренебрежительно отозвался о подкатах. «Я не тренер по подкатам. Я не тренирую подкаты, — пробормотал он после поражения от "Лестера" со счетом 2:4. — Чего я хочу, так это стараться играть хорошо и забивать голы. Что вообще такое — подкаты?»

Но главная проблема была связана с концепцией «подбора», когда владение мячом высвобождалось после единоборства между игроками. «Часто мяч находится в воздухе больше, чем на траве, и мне приходится приспосабливаться, — признался Гвардиола уже в другой раз. — Я был в Мюнхене и говорил с Хаби Алонсо о Премьер-лиге, и он сказал: "Ты должен адаптироваться. Это подбор, подбор!" — но на самом деле вам нужно приспособиться к подбору, и к последующему, и еще после него. Я никогда раньше не был сосредоточен на этом, потому что в "Барселоне" или в Испании игроки более или менее стараются играть в плодотворной обстановке. Вот почему они выигрывали чемпионаты мира, чемпионаты Европы, Лигу чемпионов, Лигу Европы, все время, все эти годы. В Германии игра более физическая, но не такая, как здесь … команды выше, сильнее, физически, и вы должны адаптироваться и исходить из этого».

После победы со счетом 2:1 над «Арсеналом» в декабре 2016 года Гвардиола сказал, что специально работал над подборами — даже перед игрой с техничной командой, такой как «Арсенал». «За последние три дня мы потратили два с половиной часа на подборы на тренировочном поле, — объяснил он. — Это работает. Здесь это часть игры. Необходимо быть компактными для выигрывания подборов, и в последних двух играх в этом смысле мы были лучше».

Тем временем Клопп, хотя и признавался в любви к «английскому стилю» футбола, когда тренировал в Германии, также был удивлен реальностью Премьер–лиги — особенно погодой и физической формой. «Английский футбол не быстрее немецкого — возможно, там на несколько ускорений больше — но здесь другой стиль футбола, частично из-за погоды, — объяснил он. — В Англии ветер может быть довольно сильным. Мы в Германии с этим не знакомы, и нужно все упрощать. Игроки, которые не из Великобритании, должны привыкнуть к ветрам, и в результате мне также приходится адаптировать свой стиль футбола. Часто вы вынуждены все упрощать. И здесь еще много противостояний за подборы. Английские судьи не похожи на своих немецких коллег».

Это намекало на раздражение Клоппа жестокостью подкатов в Англии, что стало очевидным, когда «Ливерпуль» столкнулся с «Бернли» Шона Дайча в декабре 2018 года, выиграв со счетом 3:1, но потеряв Джо Гомеса с переломом голени, из-за которого защитник отсутствовал в течение нескольких месяцев. «Мы выиграли игру, но проблемы с самого начала, скользящие подкаты на этой мокрой земле, я реально думаю, что судья должен был раньше что-то предпринять, — пожаловался Клопп. — Угроза получения травм огромна. Это было жестко. Ты добираешься до мяча, отлично, но это похоже на боулинг, потому что ты также добираешься и до игрока. Такое было четыре или пять раз».

Дайч, представитель старомодного английского футбола, нанес ответный удар. «Я подумал, что некоторые подкаты были великолепными, — сказал он, прежде чем защитить традиционный стиль игры, который все еще уважают в Англии. — Ты должен выиграть мяч, ты должен бросить вызов этим парням. Я не думаю, что в этой стране найдется много фанатов, которые захотят, чтобы подкаты ушли из футбола». Это было разумное предположение, конечно, по сравнению с болельщиками в Германии или Испании. Иностранцам, которые приезжают в Англию с чисто техничным стилем, будь то такие игроки, как Криштиану Роналду, или такие тренеры, как Гвардиола, рекомендуется закаляться. Английский футбол, конечно, не хочет изгонять техничных иностранных талантов из страны, но он требует, чтобы они адаптировались к своему новому окружению.

Но в то время как упор на физику, подкаты, стандартные положения и подборы остается доминирующим подходом для борцов за не вылет в из АПЛ, этот подход не был принят на самом высоком уровне. И хотя им по-прежнему не удается подготовить высококлассных тренеров, английский футбол воспитал прекрасное поколение талантливых молодых техничных игроков, и в 2018 году сборная Англии вышла в полуфинал чемпионата мира, показав свои лучшие результаты в эпоху Премьер-лиги.

Тренер Гарет Саутгейт, который оказался на этой работе почти случайно после позорного ухода Сэма Эллардайса, сосредоточился на подборе технически одаренных футболистов, многие из которых были подростками, игравшими за его сборную до 21 года. Саутгейт не считался высококлассным тренером при его назначении — помимо сборной до 21 года, его единственным предыдущим тренерским постом был пост тренера «Мидлсбро» десятилетием ранее, который привел команду к вылету из Премьер–лиги и его последующее увольнение через несколько месяцев после кампании Боро в Чемпионшипе. Но продуманный подход Саутгейта превратил его в неожиданного национального героя и вызвал новую волну позитива по отношению к сборной Англии. Было легко определить влияние ведущих тренеров Премьер-лиги на его стратегию.

Сборная Англии использовала необычную систему на чемпионате мира 2018 года, 3-5-2, порой описываемую как 3-3-2-2. В воротах Саутгейт повторил решение Гвардиолы отказаться от вратаря Джо Харта — игрока основы на протяжении всей квалификации — не только в стартовом составе, но и полностью исключил его из состава команды. Вместо него он использовал Джордана Пикфорда из «Эвертона», который был известен своим превосходным распределением мяча и мог посылать точные передачи на нападающих.

Сборная Англии выстроилась в линию защиты из трех человек на крупном турнире впервые со времен, когда сам Саутгейт еще был игроком сборной. Это было бы почти немыслимо за пару сезонов до этого, но с учетом влияния Конте на Премьер-лигу, означающего, что почти каждая топ-команда экспериментировала с системой, это было логично. Гари Кэйхилл из «Челси», регулярно выступавший в роли левостороннего центрального защитника в 3-4-3 Конте, был частью команды, но вместо этого Саутгейт отдал предпочтение Харри Магуайру из «Лестера». Джон Стоунз, который развивался под руководством Гвардиолы в «Манчестер Сити», играл по центру и хорошо выводил мяч вперед, в то время как его товарищ по команде Кайл Уокер, который иногда вставал в тройку защитников «Сити», был развернут справа. Ранее считавшийся исключительно атакующим правым защитником, трудно представить, что Уокер был бы выставлен там, если бы не тренировки у Гвардиолы.

Киран Триппьер и Эшли Янг были использованы в качестве вингбеков — а не более очевидные варианты Уокера и Дэнни Роуза — в первую очередь из–за их игры на стандартных положениях. Таким образом, это была наиболее типично английская часть поля, и из 11 голов сборной Англии на турнире шесть были забиты со штрафных или угловых, а еще три — с пенальти.

Зона полузащиты также отражала развитие событий в Премьер-лиге. Джордан Хендерсон был выведен на поле в качестве единственного опорного полузащитника, роль, которую он не играл до прибытия Клоппа в «Ливерпуль». К нему присоединились Деле Алли из Шпор и Джесси Лингард из «Манчестер Юнайтед». Оба считались более авантюрными игроками, нападающими при схеме 4-2-3-1, а не чистыми центральными полузащитниками. Но технический подход Гвардиолы в «Манчестер Сити» изменил восприятие трио полузащитников, и поэтому Алли и Лингард играли как свободные «восьмерки», по выражению Де Брюйне, постоянно совершая забеги без мяча за оборону соперника. Впереди Харри Кейн выиграл Золотую бутсу чемпионата мира, хотя его основная роль в матчах заключалась в создании пространства для Рахима Стерлинга, который теперь чувствовал себя комфортно в качестве центрального нападающего, иногда его размещал там Гвардиола.

Было легко увлечься выходом Англии в полуфинал. В конечном счете они победили только Тунис, Панаму и Швецию, сыграли вничью с приличной Колумбией, прежде чем нехарактерно пройти дальше по пенальти, и дважды проиграли серьезному сопернику — Хорватии и Бельгии. На самом деле они не победили ни одного претендента на Кубок мира. Но последующая победа со счетом 3:2 на выезде в Испании в первой Лиге наций оказалась более многообещающей: Кейн, Стерлинг и Маркус Рэшфорд превосходно объединились в контратаках, выведя сборную Англии к перерыву вперед со счетом 3:0. Англия продемонстрировала тактический интеллект и скорость контратаки, в то время как ранний подкат Эрика Дайера под Серхио Рамоса, который принес ему желтую карточку, также порадовал традиционалистов. «Прекрасная игра? Нет. Получай, британский бульдог, давай попробуем, — таков был краткий анализ, предоставленный тренером "Бернли" Дайчем на следующей неделе. — Практически каждый комментарий сводился к тому, что тот подкат Дайера изменил игру. Подкат? Разве это разрешено? Мы уже давно слышим, что 400 пасов меняют матчи. Кто помнит, когда в последний раз кто-то писал о том, что подкат меняет игру? Кто знает, может, это вызовет революцию, и нам снова позволят совершать подкаты».

Однако это был в значительной степени изолированный инцидент, и Англия продвинулась в позитивном техничном направлении. В последние годы была предпринята очевидная попытка точно определить, как должны играть английские команды, с запуском ФА «ДНК Англии», набора руководящих принципов, которые предписывают «игровую и тренерскую философию английских команд».

В заявлении о миссии подчеркивается, что упор на прессинг, как видно из немецкой модели, является «важной частью ДНК Англии», в то же время в нем содержится заявление в испанском стиле о том, что «команды Англии стремятся доминировать во владении мячом». Английский футбол в настоящее время выпускает большое количество игроков широкого профиля, которые искусны в ситуациях один на один, как в португальских академиях, в то время как национальная сборная заметно одарена быстрыми игроками впереди, а-ля Франция. В документе «ДНК Англии» также упоминается требование «принимать различные стили игры и схемы», типичные для итальянской школы Коверчано, и говорится, что «вратари Англии будут играть ключевую роль» в удержании мяча командой, наследие голландской философии.

«ДНК Англии» — это, по сути, общее описание современного европейского футбольного стиля, а не что-то по-настоящему инновационное. Но в отсутствие прогрессивных отечественных тренеров это все, чем может быть английский футбол — зеркалом для остальной Европы, импортером идей. Стоит вспомнить заявление Чарльза Хьюза в 1990 году о том, что мировой футбол последние 30 лет двигался в неправильном направлении. Теперь английский футбол больше не игнорирует 30-летний опыт зарубежного футбола, а вместо этого использует его в качестве вдохновения для своей собственной идентичности.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости