29 мин.

«Зональная опека» Часть VI: Fußball (2012-16) 17. Гегенпрессинг

Вступление

Часть первая — Voetbal, 1992-96

Переход: Нидерланды – Италия

Часть вторая — Calcio, 1996-2000

Переход: Италия - Франция

Часть третья — Foot, 2000-04

Переход: Франция - Португалия

Часть четвертая — Futebol, 2004-08

Переход: Португалия - Испания

Часть пятая — Fútbol, 2008-12

Переход: Испания - Германия

Часть шестая — Fußball, 2012-16

Переход: Германия - Англия

Часть седьмая — Football, 2016-20

Эпилог/Библиография/Благодарности/От переводчика

***

Поскольку контратака была столь фундаментальной частью немецкого футбола, команды Бундеслиги постоянно оценивались с точки зрения их скорости перехода от обороны к атаке и скорости перехода от атаки к обороне. Сама концепция перехода, однако, стала значительно более сложной из-за важности, придаваемой самой популярной новой концепции в европейском футболе: гегенпрессингу. По сути, это означало попытку быстро отвоевать владение после того, как оно было потеряно, хотя существовало несколько вариаций.

Чтобы оценить рост гегенпрессинга, сначала необходимо рассмотреть природу традиционного стиля футбола в Германии, единственной стране, более зацикленной, чем Италия, на концепции строгой персональной опеки и использования последнего защитника. Величайшим игроком Германии всех времен является Франц Беккенбауэр, которому приписывают роль первопроходца атакующего последнего защитника, который начинал матчи как полузащитник, а затем опускался в оборону, чтобы проводить атаки из глубины. Итальянский последний защитник изначально был чисто защитником, в то время как немецкий последний защитник использовал свою свободу, чтобы продвигаться вперед и атаковать с позиции, где его было трудно опекать. Беккенбауэр был гением в функциональной, безрадостной немецкой машине.

В финале чемпионата мира 1974 года Беккенбауэр, обладатель Золотого мяча 1972 года, встретился с Йоханом Кройффом, обладателем Золотого мяча 1973 года. Два капитана были двумя лучшими футболистами мира и, по сути, диктовали подход к футболу своей страны в течение следующих двух десятилетий: персональная опека в Германии с помощью последнего защитника против прессинга Голландии с помощью офсайдной ловушки. Германия и Беккенбауэр одержали победу, поэтому, в то время как другие влюблялись в тотальный футбол Голландии, Германия продолжила играть своим стилем.

В современную эпоху звездный игрок Германии обычно был их последним защитником. Лотар Маттеус был преобразован из полузащитника в последнего защитника на чемпионате мира 1994 года, в то время как выдающиеся выступления Маттиаса Заммера во время триумфа Германии на Евро-96 два года спустя обеспечили ему звание игрока турнира и награду Золотой мяч. Проблемы с травмой Заммера привели к тому, что Маттеус снова сыграл в этой роли на чемпионате мира 1998 года, а затем в возрасте 39 лет неуклюже сыграл нечто среднее между защитником и полузащитником на Евро-2000. Это был не прогрессивный футбол. Йенс Новотны из «Леверкузена» был классическим немецким последним защитником на рубеже веков, хотя он был еще одним, кто страдал от травм, что означало, что его товарищ по команде Карстен Рамелоу, по сути, играл в качестве последнего защитника во время того, как сборная Германии выходила в финал чемпионата мира 2002 года. Даже блестящий полузащитник-бомбардир Михаэль Баллак, безусловно, лучший игрок Германии 2000-х годов, начинал как последний защитник, и ему часто советовали там же и закончить свою карьеру. Однако к закату его карьеры Германия окончательно отошла от этой модели.

Из–за их упорной приверженности игре с последним защитником на протяжении 1990-х годов немецкий подход был наиболее тактически четким — или тактически устаревшим — в Европе. «Лига, которая отличается от всех остальных — это немецкая лига, — сказал в 1997 году тренер «Интера» Рой Ходжсон. — Если взять две команды из Англии, Италии, Испании или Франции, не зная из каких стран они родом, не слыша языка, на котором они общаются и поставить их на матч в Венесуэле, то вы бы не знали, кто из них англичане, кто итальянцы, кто французы и кто испанцы. Но всегда можно понять, когда перед вами немецкая команда, так как они играют в особом стиле; они все еще играют в персональную опеку с последним защитником». Как показал итальянский футбол в тот период, зонная игра с офсайдной ловушкой была необходима для того, чтобы прессинговать на выдвинутых позициях и доминировать в игре.

Когда три команды Бундеслиги вышли в четвертьфинал Лиги чемпионов в 1998 году, все три использовали персональную опеку и последнего защитника, в отличие от остальных пяти команд, которые играли с четверкой защитников и оборонялись зонально. Лучшей современной демонстрацией классической немецкой игры стал сенсационный триумф Греции на Евро-2004, когда немецкий тренер старой школы Отто Рехагель использовал старую немецкую систему, резко контрастирующую с другими 15 сборными, которые использовали четверку защитников в линию. «Греки преподнесли большой сюрприз, повернув футбольные часы вспять и восстановив утраченное искусство, — говорится в техническом отчете УЕФА. — Еще предстоит выяснить, указал ли Рехагель нам дорогу назад в будущее». Но в конечном счете маловероятный успех Греции пришелся на короткий период из шести игр, и их ультразащитный подход вызвал отвращение по всему континенту. Тем временем немецкий футбол переживал значительную тактическую революцию.

В истории немецкого футбола часто прослеживается усиление позиции обороны из четырех человек, зональной опеки и прессинга в эпизоде футбольной программы Das aktuelle Sport-Studio в декабре 1998 года, в которой участвовал Ральф Рангник, тренер «Ульма» — захватывающей, мобильной команды из второго дивизиона. Рангник продолжил объяснять достоинства своей зональной системы, которая, в свою очередь, позволила его команде агрессивно прессинговать. Он был широко раскритикован видными немецкими футбольными деятелями либо за то, что вел себя так, как будто его коллеги-тренеры были луддитами, либо за то, что слишком много внимания уделял тактике. «Все эти разговоры о системе — чепуха, — сказал Беккенбауэр. — Другие игроки могут делать нечто бо́льшее с мячом, чего не могут сделать наши. Четыре ли игрока сзади, с зональной ли опекой или последним защитником — это не имеет значения».

Но Рангник помог популяризировать контркультурное движение в немецком футболе. В течение нескольких лет большинство команд Бундеслиги — и национальная сборная — играли четверкой защитников и защищались зонально. Тренерская карьера Рангника была непоследовательной, и он больше известен своей способностью продвигать команды второго дивизиона в первый, чем своей работой в Бундеслиге. Но тогда дело было не в этом. Как отмечает Рафаэль Хонигштейн в своей книга «Перезагрузка», «Рангник может никогда и не выигрывал чемпионат, но он выигрывал в аргументации». Таково было его влияние, Рангник сожалеет, что так откровенно раскрыл свои тренерские секреты.

Другим главным сторонником прессинга в Германии был Юрген Клопп. Его тренерский подход был сформирован опытом игры за «Майнц» из второго дивизиона середины 1990-х годов под руководством Вольфганга Франка, как и Рангник, еще одного редкого немецкого ученика Сакки — влияние которого станет очевидным только тогда, когда многие из его игроков сделают успешную тренерскую карьеру. «Мы 500 раз смотрели это очень скучное видео, в котором Сакки выполнял оборонительные упражнения, используя палки и делали это без мяча, с Паоло Мальдини, Франко Барези и Деметрио Альбертини, — вспоминал Клопп. — Мы привыкли думать, что если игроки в другой команде лучше, то вы проиграете. После этого мы узнали, что все возможно; вы можете победить лучшие команды, используя тактику».

Франк тренировал «Майнц» с 1995 по 1997 год с большим успехом. Затем без него они испытывали трудности, возвращаясь к немецкой тактике старой школы, поэтому в 1998 году его назначили еще на два года. Когда они снова потеряли форму после его второго ухода, клуб попросил все еще играющего в обороне Клоппа немедленно взять на себя бразды правления клубом. Клопп сосредоточился на переустановке системы зональной опеки и прессинга Франка и провел незабываемые семь лет в «Майнце». Клуб под его руководством вышел в Бундеслигу, но затем вылетел обратно во второй дивизион и Клопп покинул команду, не сумев заработать повышение во второй раз. Но репутация Клоппа неуклонно росла, отчасти из-за его отличной работы в качестве телевизионного эксперта, и летом 2008 года он был назначен стесненным в средствах «Дортмундом», падшим гигантом, который только что занял 13-е место из 18 команд и пропустил больше всех голов в Бундеслиге. Через три года они были чемпионами.

«Дортмунд» Клоппа был молодой, энергичной командой, способной с ужасающей интенсивностью подавлять противников. Они играли с высокой оборонительной линией, с дуэтом из 19-летнего Матса Хуммельса и Невена Суботича, сразу же ставшего партнером центрального защитника в системе, описанной как 4-2-3-1, хотя без владения это было по сути 4-4-2, что Клопп считал «наиболее эффективной системой для игры без мяча и самой простой системой для реализации, потому что линии бега в ней самые простые». Акцент на беге был решающим.

Это был период, когда Европа влюбилась в игру «Барселоны» Пепа Гвардиолы во владение, но, как уже говорилось ранее, Клопп счел их игру в пас несколько утомительной. Чем Клопп восхищался, так это стремлением «Барсы» заполучить себе мяч. «Удивительно, как высоко поднимается эта команда на поле, когда они отвоевывают мяч, — восхищался он. — И причина, по которой они это делают, заключается в том, что каждый игрок прессингует. Я думаю, что Лео Месси чаще всего отвоевывает себе мяч обратно после того, как теряет владение. Если он теряет мяч, то он возвращает его в тот момент, когда игрок соперника делает касание, и снова забирает его себе. Игроки неистово прессингуют, как будто самое приятное в футболе — это когда мяч у другой команды. И то, что это для них делает, для меня является самым большим достижением из всех, лучшим примером, который я когда-либо видел в футболе». Это обобщало немецкую одержимость переходами; всем остальным нравилось, как «Барселона» удерживала владение мячом, но Клопп изучал, что они делали в тот момент, когда теряли его.

Сосредоточение внимания на восстановлении владения немедленно изменило подход к переходам владения в футболе. Как указано выше в главе 10 в обсуждении португальского акцента на переходе, тренерские курсы обычно объясняют современный футбол как серию из четырех ситуаций, непрерывно протекающих по кругу: фаза владения; переход от владения к отсутствию владения; фаза отсутствия владения; а затем переход к владению. И так по кругу. Но теперь переход в оборону заключался в быстром возвращении мяча и немедленном возвращении в фазу владения, что фактически привело к короткому замыканию того, как рассматривался футбол. Иногда можно было наблюдать за «Барселоной» в течение целого тайма и не видеть их структуру вне владения мячом.

Клопп позаимствовал этот подход и говорил о нем с помощью специального термина: «gegenpressing», что переводится как контрпрессинг. Однако иногда его неправильно понимают. Контрпрессинг — это не прессинг, а контратака на атаку. Это не обязательно противодействие прессингу, но контратака в результате прессинга.

Между подходом Гвардиолы и подходом Клоппа было два существенных различия, означающие, что тренера «Дортмунда» следует считать подлинным революционером. Во-первых, «Барселона» Гвардиолы быстро прессинговала просто потому, что не хотела тратить время на фазу отсутствия владения. «Без мяча мы катастрофическая команда, ужасная команда, поэтому нам нужен мяч», — объяснил Гвардиола. Это была оборонительная тактика, просто упреждающий способ защиты, поэтому им не нужно было защищаться в традиционном смысле этого слова. «Барселона» забирала мяч, а затем сохраняла владение им в течение длительного времени, организуясь в своей позиционной структуре.

«Дортмунд» Клоппа был совсем другим. Они были совершенно надежны без владения, и глубокая защита на самом деле очень подходила для их контратак. Но они контпрессинговали, потому что Клопп считал, что это ценная атакующая тактика. «Подумайте о передачах, которые вы должны сделать, чтобы поставить игрока в роли "десятки" на позицию, где он сможет отдать гениальный пас, — позже призвал Клопп. — Гегенпрессинг позволяет отвоевать мяч ближе к воротам. Он позволяет быть всего лишь в одном пасе от по-настоящему хорошего момента. Ни один плеймейкер в мире не может быть так хорош, как хорошая контрпрессинговая ситуация, и именно поэтому это так важно». «Барселона» и «Дортмунд» попытались быстро вернуть себе мяч, но по совершенно разным причинам.

Во-вторых, в то время как игроки Гвардиолы прессинговали разумно, когда один человек давил на соперника по мячу, а другие отрезали углы передачи соперникам, команда Клоппа была менее расчетливой и более экстремальной. Они сваливали своих игроков в непосредственной близости от соперника, находящегося во владении мячом, почти вытесняя его путем запугивания. Это объясняло, почему крайние полузащитники Клоппа, обычно Кевин Гроскройц и Якуб Блашчиковски, смещались в центр — их структура была ориентирована на сжатие, что было возможно только при быстром сжатии пространства. В то время как другие команды сосредоточились на вертикальной компактности, Клопп также заботился о горизонтальной компактности, и «Дортмунд» часто возвращал себе владение, прижимая соперника по направлению к боковой линии.

Этот гегенпрессинг часто сочетался с более традиционным прессингом, когда соперник пытался развить атаку через вратаря и защитников. Чаще всего «Дортмунд» использовал средний блок, держась на расстоянии от центральных защитников соперника, прежде чем прессинговать, как только мяч разыгрывался через крайних защитников или полузащитников. «Дортмунд» редко использовал прессинг на все поле, потому что это побуждал соперника играть длинными передачами. Хотя это и послужило тому, чтобы сорвать игру другой команды, Клопп действительно хотел, чтобы соперник попал в беду, и сочетание прессинга, контрпрессинга и контратаки «Дортмунда», по сути, было тем, как они превзошли «Баварию», выиграв Бундеслигу в 2011 и 2012 годах.

Классическим примером стала знаменательная победа «Дортмунда» со счетом 3:1 над «Баварией» в феврале 2011 года, результат, который превратил «Дортмунд» в почти верных чемпионов. После удара от ворот «Баварии» центральный защитник Хольгер Бадштубер получил мяч, развернулся и переправил его в сторону полузащитника Бастиана Швайнштайгера. Но как только Швайнштайгер завладел мячом, на него с обеих сторон надавили дортмундский дуэт — Гроскройц и Роберт Левандовски, заставив его запаниковать. Бастиан попытался отдать мяч в касание, но промахнулся по мячу. Тот отскочил от его опорной ноги и попал к Гроскройцу, который продвинулся вперед и пустил мяч на нападающего Лукаса Барриоса, который щечкой направил мяч в ворота. У Швайнштайгера была провальная игра, и если самый уважаемый полузащитник Германии не смог справиться с энергией «Дортмунда», какие шансы были у других игроков Бундеслиги?

Для более конкретного примера гегенпрессинга, классический гол «Дортмунда» был забит в победном матче над «Арсеналом» в Лиге чемпионов (2:1) в 2013 году. Марко Ройс прошел с мячом по левому флангу и попытался отпасовать его в центр на Левандовского, но промахнулся и тот отскочил к капитану «Арсенала» Микелю Артете на краю своей штрафной. Артета отдал пас в касание на своего коллегу по полузащите Аарона Рэмзи, и «Дортмунд» ринулся в бой. Левандовски закрыл Рэмзи спереди, Ройс сделал это сзади, в то время как Генрих Мхитарян сместился в центр с противоположного фланга, увеличив количество игроков на этом участке поля, а полузащитники «Дортмунда» выдвинулись вперед, чтобы оказать дополнительное давление. Рэмзи внезапно обнаружил, что его окружают три игрока в желто-черных футболках: Ройс, Левандовски и Мхитарян. Ройс проскользнул сзади, выбив мяч у валлийца, в то время как Левандовски подобрал потерянный мяч и откинул его на Мхитаряна, который пробил точно в цель.

Всего за шесть секунд «Дортмунду» удалось потерять владение мячом, вернуть его себе и забить, причем три их самых опасных нападающих объединились на краю штрафной. Трое защитников «Арсенала» уже начали переход в атаку и начали продвигаться вверх по полю, прежде чем внезапно оказались не на своих позициях, и удар Мхитаряна был нанесен точно с позиции левого защитника Кирана Гиббса, которую он занимал за шесть секунд до этого. Левый защитник, ожидавший контратаки «Арсенала», оказался слишком оттянутым во фланг, но «Дортмунд» контратакующе надавил; они запустили контрпрессинг. «Лучший момент для того, чтобы отвоевать себе мяч — сразу после того, как ваша команда его только что потеряла, — повторил Клопп. — Соперник все еще ищет ориентир, куда отдать мяч. Ему придется оторвать взгляд от игры, чтобы сделать свой подкат или перехват, и он израсходует энергию. И то, и другое делает его уязвимым».

Сочетание давления «Дортмунда» на соперника при потере мяча и их энергии означало, что у них иногда появлялся лишний человек на поле, и в той игре на «Эмирейтс» это чувство подкреплялось статистикой «покрытого расстояния». Все вместе игроки «Арсенала» пробежали 106,3 км, в то время как дортмундцы преодолели 117,8 км. Разница в 11,5 км была именно тем расстоянием, которое преодолел правый защитник «Дортмунда» Гросскройц, который постоянно оказывался неприкрытым при забеганиях.

Статистика «Дортмунда» по пройденному расстоянию часто отмечалась, потому что это была команда с, казалось бы, безграничными энергетическими ресурсами. После их победы над «Марселем» в предыдущем туре Лиги чемпионов Клопп сказал: «Нам пришлось приложить много усилий, и если бы мы пробежали сегодня всего на несколько километров меньше, у нас были бы проблемы». Ранее он поставил перед своими игроками цель: если они вместе преодолеют более 118 км в девяти из десяти матчей, они будут вознаграждены тремя дополнительными выходными днями во время зимних каникул. Игроки не добились этой цели, но Клопп все равно великодушно предоставил им дополнительный отдых, так как они очень старались. Позже Клопп предположил, что его игроки стали лучше, когда меньше бегали, и их повышенный акцент на игре во владение сделал их менее безумными. Беговая статистика сама по себе была чем-то второстепенным, но после нескольких лет испанского доминирования и всего внимания, уделяемого статистике владения, доминирование Германии означало, что теперь основное внимание было сосредоточено на том, какую территорию покрывали игроки.

Однако «Дортмунд» Клоппа стал жертвой собственного успеха. Их стиль прессинга и гегенпрессинга был настолько эффективен, что два подряд титула «Дортмунда» завоевывали уважение болельщиков по всей стране и вдохновляли других тренеров, что многие команды Бундеслиги все чаще включали принципы «Дортмунда» в свою собственную игру. Матчи Бундеслиги стали еще более лихорадочными, потому что все больше команд пытались атаковать противника, находясь на атакующих позициях.

Наиболее проблематичным для «Дортмунда» было то, что одной из команд, вдохновленной их подходом, была мюнхенская «Бавария». В то время как «Баварии» удалось отжать у «Дортмунда» Марио Гетце, Роберта Левандовски и Матса Хуммельса, возможно, их самой решающей кражей была концепция прессинга и самого гегенпрессинга, после того как Юпп Хайнкес и его тренерский штаб пришли к выводу, что это было главное различие между двумя командами. Оказавшись ошеломленными энергией и способностью «Дортмунда» отвоевывать себе мячи в 2010/11 и 2011/12 годах, «Бавария» нанесла ответный удар в 2012/13 годах, выиграв требл, и выиграла все последующие чемпионские титулы в этот период немецкого господства. Клопп открыто жаловался, что его теории были воспроизведены столь откровенно. «Они сделали с нами то, что китайцы делают в промышленности, — охал Клопп, имея в виду закрытие заводов в Руре. — Они видят, что делают другие, копируют это, а затем идут по тому же пути с бо́льшим количеством денег».

Это стало особенно заметно в сезоне 2012/13, когда обе команды встретились в финале Лиги чемпионов, потому что прессинг «Баварии» стал значительно более интенсивным. Лидером атаки был Марио Манджукич, не только мощный, физический центрфорвард, но и чрезвычайно трудолюбивый, которого поддерживал Тони Кроос, который мог похвастаться отличной техникой, ростом 183 см и мощью. Они с огромным упорством преодолевали оборону противника, поддерживаемые Швайнштайгером и Хави Мартинесом.

Гегенпрессинг «Баварии» отличался от гегенпрессинга «Барселоны» и «Дортмунда», он основывался не на пасовых линиях или размещении игроков в одной определенной области, а больше на том, чтобы лично опекать игроков соперника на выдвинутых позициях. Они были физической командой и часто быстро выигрывали владение за счет физических столкновений и подкатов, а не перехватов. Дуэт фланговых игроков Франка Рибери и Арьена Роббена также внес свой вклад, и точно так же, как Месси подал пример своим товарищам по «Барсе», агрессия «Баварии» была наиболее заметной, когда в дело вмешались их якобы слабые вингеры. «Когда я отвоевываю мяч, это никого не интересует, — сказал Швайнштайгер Рибери. — Но когда ты ныряешь в подкат, празднует весь стадион». Прессинг обеих команд сыграл решающую роль на их пути в финал Лиги чемпионов в 2013 году.

В первом раунде плей-офф «Бавария» отправилась в гости к «Арсеналу» на первый матч и безжалостно прессинговала. Начальный высокий прессинг заставил «Арсенал» в надежде выбивать мяч подальше; «Бавария» выиграла подбор и начала атаку, которая закончилась тем, что Кроос без сопротивления пробил с края штрафной, открыв счет в матче, закончившимся победой со счетом 3:1.

В четвертьфинале «Бавария» встретилась с чемпионами Италии «Ювентусом», и снова прессинг оказался решающим на начальных этапах матча. «Бавария» вышла вперед в течение 30 секунд, благодаря удачному, изменившему направление в результате рикошета дальнему удару Давида Алабы, но они уже дважды пытались завладеть мячом на половине поля «Ювентуса». Манджукич был прессингующей машиной, рвущейся за тремя центральными защитниками «Юве», прежде чем отступить, сохраняя компактность «Баварии». Его энергия позволила полузащитникам «Баварии» сосредоточиться на борьбе с Андреа Пирло, который выглядел торопливым и взволнованным на протяжении всего победного для «Баварии» матча (2:0). «Я первый, кто говорит, что недоволен своей игрой, — признался Пирло впоследствии. — Я допустил много ошибок в таком важном матче, и это разочаровывает. Теперь мы должны проанализировать, почему у нас было так много неточных передач». Анализ был бы простым: «Ювентус» не был готов к интенсивности прессинга «Баварии». Примечательно, что в ответном матче «Ювентус» начал в гораздо более высоком темпе и включил более агрессивный прессинг, беспокоя «Баварию» в начале матча. Но команда Хайнкеса перетерпела шторм и выиграла в Турине со счетом 2:0.

Затем последовала знаменитая победа в полуфинале со счетом 7:0 по совокупности двух матчей над «Барселоной», где контратаки и угрозы «Баварии» сопровождали их упорный, ориентированный на определенного игрока соперника прессинг, при выводе «Барселоной» мяча от ворот. Звездным исполнителем «Баварии» в этом отношении был испанец: Хави Мартинес, считавшийся элегантным, глубоким распасовщиком во время работы в «Атлетике Бильбао», но превратившийся в физического монстра, способного на все действия, во время своего первого сезона в «Баварии». «Я самый немецкий из всех испанских футболистов», — пошутила «восьмерка» «Баварии».

В первом матче Мартинес выдавливал Андреса Иньесту и неоднократно выигрывал владение мячом, совершив в игре больше всего подкатов и вдвое больше фолов, чем кто-либо другой. «Хави обладает впечатляющим физическим потенциалом, — сказал впоследствии потрясенный Серджи Бускетс. — Он покрывает все поле и везде отвоевывает владение мячом. Он — легкие команды». На заключительных этапах Иньеста хладнокровно срубил Мартинеса, когда его соотечественник пронесся мимо, что показало, насколько отчаянной стала «Барселона», насколько они были физически потрясены.

Выход «Дортмунда» в финал был менее убедительным. Клопп одолел донецкий «Шахтер» во втором раунде, прежде чем поиметь проблемы с «Малагой» Мануэля Пеллегрини, сыграв вничью 0:0 на выезде, чтобы затем опереться на два гола в добавленное время от центральных защитников в ответном матче, выиграв 3:2. Опять же, однако, самой впечатляющей частью игры «Дортмунда» был их прессинг, и им скорее не повезло, что они не выиграли в Андалусии.

Следующей была полуфинальная встреча с мадридским «Реалом», с которым «Дортмунд» уже дважды встречался в этом турнире. Их первая встреча на групповом этапе, победа «Дортмунда» со счетом 2:1, стала прекрасной демонстрацией преимущества их команды над «Реалом». Команда Жозе Моуринью не прессинговала, и они не могли справиться с беготней «Дортмунда», которая обычно заключалась в том, чтобы держаться подальше от центральных защитников «Реала» и давить на них при первом же пасе в полузащиту. Первый гол «Дортмунда» был типичным; Пепе двинулся вперед с мячом, попытался передать мяч Озилу, но промахнулся, и давивший Себастьян Кель перехватил мяч, сыграл в касание на Левандовского, который пронесся за находящимся не на своей позиции Пепе и забил. «Реал» сразу же сравнял счет вертикальным голом, в котором Месут Озил отдал пас за спину Криштиану Роналду, но левый защитник «Дортмунда» Марсель Шмельцер пробил с края штрафной, забив победный гол. Команда Клоппа должна была выиграть крупнее. Примечательно, что после ухода Сами Хедиры «Реал» испытывал проблемы в первом тайме после впечатляющего начала, и с тех пор Озил был единственным игроком «Реала», который выглядел способным справиться с темпом «Дортмунда». Из игроков «Реала» только два немецких игрока, казалось, хорошо подходили для такого рода безумной игры. «Дортмунд», казалось, тоже был настроен повторить триумф со счетом 2:1 в Мадриде, пока Озил не забил прекрасным ударом со штрафного на последней минуте матча, редкий случай, когда он оказался перед Роналду в очереди на его исполнение.

Таким образом, «Реал» получил достаточную подготовку к игре с интенсивностью «Дортмунда», но все же оказался совершенно поражен, когда они снова встретились в полуфинале. В течение первой минуты на «Вестфаленштадион» Роналду прошел с мячом вдоль левой бровки, а его преследовали два игрока «Дортмунда», под Луку Модрича подкатились и он уступил владение мячом, а Хаби Алонсо под давлением выбил мяч за боковую. «Реал» выглядел испуганным, совершая длинные пасы наудачу в неопределенном направлении вроде как на нападающего Гонсало Игуаина, в то время как Моуринью жестом показывал своим игрокам успокоиться. Через восемь минут Левандовски замкнул навес с левого фланга от Марио Гетце, хотя «Реал» сравнял счет незадолго до перерыва, когда Хуммельс слишком слабо откинул мяч назад, позволив Игуаину сыграть на Роналду.

Схема игры была очень четкой, и энергия Клоппа позволила им взять контроль в начале обоих таймов, прежде чем они постепенно устали и «Реал» начал сопротивляться. Период «Дортмунда» в начале второго тайма привел к тому, что Левандовски забил еще три гола на 50-й, 55-й и 67-й минутах, эффективно решив исход противостояния. Забитые Левандовски четыре мяча следует считать одним из величайших выступлений игрока в Лиге чемпионов современной эпохи, хотя полузащитник Илкай Гюндоган сыграл не менее важную роль в том, чтобы диктовать игру «Дортмунда» в тот вечер. Агрессивно продвигаясь вперед, чтобы прессинговать, восстанавливая владение, а затем переходя в атаку, он олицетворял немецкий подход. Как и Мартинес накануне вечером за «Баварию», Гюндоган был одет в футболку с №8, и это было похоже на специализированную немецкую позицию, современную итерацию полузащитника «от штрафной до штрафной», роль, которую Хедира — которого здесь превзошли — играл за сборную.

«Реал» собрался под конец матча, но не смог сократить дефицит, и счет остался 4:1. «Это была невероятная игра моей команды, — усмехнулся Клопп после. — Первые 25 минут мы были великолепны, затем немного сбились с пути и позволили им вернуться в матч. В перерыве мы поговорили, и я призвал игроков начать играть так, как мы играли раньше, что мы и сделали, и стали намного лучше».

«Они были намного лучшей командой, — признал Моуринью. — Они выиграли свои индивидуальные сражения. Они были лучше организованы, чем мы, они были лучше физически и лучше психологически. Игра за такой короткий промежуток времени качнулась от 1:1 до 4:1… мы легко теряли контроль над мячом и не смогли справиться с их переходами и контратакующей скоростью». Редко можно встретить двух тренеров, дающих столь краткое резюме; Клопп описал течение матча, а Моуринью объяснил его специфику. Команда Клоппа пошатнулась во втором матче, проиграв 0:2 в Мадриде, но «Дортмунд» прошел дальше, организовав чисто немецкий финал на «Уэмбли».

«Дортмунд» считался фаворитом у нейтральных болельщиков, особенно после того, как появились новости о том, что летом «Бавария» намерена подписать у них Гетце. Он, к счастью, был травмирован и не вышел на финал. Клопп разыграл карту статуса своей команды как популярного выбора. «Это зависит от того, какую историю хочет услышать нейтральный болельщик, — сказал он. — Если он уважает историю "Баварии" и то, как много они выигрывали, начиная с 1970-х годов, он может поддержать их. Но если он хочет новую историю, особенную историю, то это должен быть "Дортмунд". Я думаю, что в этот момент в футбольном мире вы должны быть на нашей стороне». Возможно, это было чересчур и немного высокомерно, но это был очень по-Клопповски. И многие с ним согласились.

Европейские матчи между двумя командами из одной страны часто проходят медленно, на износ. Но поскольку и «Дортмунд», и «Бавария» теперь привыкли сильно прессинговать и играть в высоком темпе, это был энергичный, стремительный, финал почти без центра поля. По сути, он игрался как матч Бундеслиги, и он входит в число лучших финалов Лиги чемпионов.

Как и в матче с мадридским «Реалом», команда Клоппа начала очень хорошо, нанеся первые шесть ударов в матче и заставив Мануэля Нойера совершить пару отличных сейвов. Их прессинг означал, что «Бавария» не могла выводить мяч из обороны, а центральные защитники Жером Боатенг и Данте просто обменивались передачами вдоль поля. «Дортмунд» был на высоте, но не сумел использовать свое преимущество, а затем обычно иссяк после первых 25 минут матча. «Бавария» улучшила свою игру к концу первого тайма, в основном угрожая со стандартов.

В очередной раз «Дортмунд» обеспечил прилив энергии в начале второго периода, но под конец матча «Бавария» все больше доминировала. Роббен, который начал на своей обычной позиции на правом фланге, поменялся местами с центральным нападающим Мюллером и использовал свою скорость, чтобы сломать высокую линию обороны «Дортмунда». Во втором тайме «Бавария» шесть раз забегала за соперника, каждый раз с участием Роббена, и в одном из этих случаев он помог Манджукичу открыть счет. «Дортмунд» сравнял счет благодаря пенальти от Гюндогана после неуклюжего фола Данте на Ройсе, но «Бавария» и Роббен продолжали наседать. Мюллер обыграл вратаря «Дортмунда» Романа Вайденфеллера и отдал пас на Роббена, но Невен Суботич почти с ленточки чудесным образом вынес мяч.

Гол «Баварии» назревал, и на 89-й минуте Роббен, наконец, забил главный гол, которого ранее не хватало в его карьере, подобрав ничейный мяч на краю штрафной после того, как Рибери пытался отдать ему пас пяткой, после чего пробился через оборону «Дортмунда» и закатил мяч в сетку ворот. «В конце концов мы немного устали, и "Бавария" воспользовалась этим», — признался центральный защитник «Дортмунда» Хуммельс. Клопп соглашался: «После тяжелого сезона нам с 75-й минуты этого матча было очень тяжело».

С такой высокозатратной игрой это была неизбежная проблема — это было утомительно. Как отмечает Джонатан Уилсон в книге «Инвертируя пирамиду», легендарные прессингующие команды зачастую преуспевают только в течение трехлетнего периода: Киевское «Динамо» Виктора Маслова в 1960-х годах, «Аякс» Ринуса Михелса и Штефана Ковача в 1970-х годах и «Милан» Сакки в 1980-х годах были тремя классическими примерами. Сюда можно добавить и «Барселону» Гвардиолы, которая выиграла три чемпионских титула и две Лиги чемпионов, но затем осела в своем четвертом сезоне, а также «Дортмунд» Клоппа, чей сверхинтенсивный прессинг по-настоящему начался в 2010 году, принес два чемпионских титула и этот забег до финала Лиги чемпионов, после чего все пошло под откос. «Дортмунд» уставал к концу матчей, к концу сезонов и к концу правления Клоппа.

Они достойно выступили в следующем сезоне 2013/14, заняв второе место после «Баварии» Гвардиолы и выйдя в четвертьфинал Лиги чемпионов. Но 2014/15 был поистине катастрофическим, когда в середине сезона «Дортмунд» болтался в зоне вылета, и, хотя они восстановили свои позиции, финишировав седьмыми, под конец кампании Клопп ушел. Тем не менее, его влияние на немецкий футбол из-за его продвижения гегенпрессинга было значительным, как позже обрисовал Рангник, он из телевизионных экспертов, которые, возможно, положили начало немецкой одержимости прессингом. «Вступила в игру экстремальная переходная игра, в которой команды бросаются вперед после того, как заполучили себе мяч, а после его потери многие команды пытаются немедленно переключиться на контрпрессинг, — объяснил он. — Это привело к гораздо большему количеству ускорений. Количество быстрых пробежек или ускорений в матче резко возросло. С точки зрения атлетизма и динамики футбол стал совершенно другой игрой».

«Бавария», тем временем, под управлением Гвардиолы еще более агрессивно прессинговала. Он сместил линию обороны еще дальше вверх по полю и научил своих игроков автоматически продвигаться вперед, а не назад, когда владение было потеряно, просив устроить четырехсекундный гегенпрессинг, прежде чем начать возвращаться в более глубокий блок. Он был особенно впечатлен трудовой этикой Манджукича и Мюллера, его двух основных нападающих. «Их прессинг жесток, — ахал он в свой первый сезон в "Баварии". — Если вы попросите Мюллера пробежать 40 метров по диагонали до другого фланга, он сделает это на полной скорости, восстановит свою позицию и при необходимости сделает это еще сто раз».

В лиге, в которой сильный прессинг стал обычным делом, Гвардиола также разработал тактику противодействия ему. Опускание опорного полузащитника в оборону, чтобы иметь преимущество перед нападающими соперника втроем против двоих, было подходом, который он использовал в «Барселоне» с Серджи Бускетсом, и этот подход стал еще более незаменимым в Германии. Порой было трудно понять, играет ли «Бавария» с тремя защитниками или с четырьмя, такова была способность Филиппа Лама, а позже Хаби Алонсо плавно опускаться в защиту.

Первая встреча Гвардиолы в Бундеслиге с «Дортмундом», победа «Баварии» со счетом 3:0, показала, что «Бавария» начала с полузащитником-защитником Хави Мартинеса в роли второго нападающего. «Бавария» забрасывала дальними пасами в сторону него и Манджукича, чтобы избежать своих же ранних проблем финала Лиги чемпионов, когда они не могли проходить прессинг «Дортмунда». Вместо этого они обходили прессинг в принципе. Это был неожиданный подход со стороны Гвардиолы, и позже его «Бавария» попытается более стильно проходить через прессинг, особенно после прихода Алонсо.

Национальная сборная, конечно, играла в аналогичной манере. Юрген Клинсманн, который фактически положил начало новому подходу Германии, взяв на себя бразды правления в преддверии чемпионата мира 2006 года, часто говорил о «немедленном заполучении мяча обратно», в то время как его бывший помощник и преемник Йоахим Лев часто использовал фразу «активный возврат мяча». Германия не оказывала агрессивного давления на протяжении всего чемпионата мира 2014 года, но, тем не менее, иногда эта тактика имела решающее значение. Наиболее показательным примером стал четвертый гол Германии в победном матче над сборной Бразилии со счетом 7:1. Всего через минуту после того, как Кроос забил третий, Бразилия попыталась обыграться от вратаря, и со своей стартовой позиции на средней линии Кроос пробежал 25 метров вперед, чтобы отобрать мяч у Фернандиньо, обменяться пасами с Хедирой и пробить по воротам.

В течение следующих нескольких лет прессинг и гегенпрессинг получили более широкое распространение на клубном уровне по всей Европе, но на международных турнирах эти концепции оставались относительно редкими. Евро-2016 был скучным, вялым турниром, в котором большинство сборных возвращались на свою половину и ждали, впитывая давление. Германия, однако, воспротивилась этой тенденции. В их четвертьфинальной игре против Италии, которую команда Лева выиграла по пенальти, они поменяли систему, прессингуя оборону Италии трое против трех. Сборная Германия также выманивала Францию на более продвинутые позиции в полуфинале и, как следствие, доминировала, хотя они и проиграли 0:2 из-за индивидуальных оборонительных ошибок.

Сезон 2015/16 стал первым сезоном Бундеслиги после ухода Клоппа из «Дортмунда». Хотя вскоре он был назначен тренером «Ливерпуля» и вывел гегенпрессинг в Премьер-лигу, в немецком футболе меньше прессинга не стало. Коллега Клоппа по революционному движению Рангник теперь возглавлял «РБ Лейпциг», самый мобильный клуб Германии, и тот вышел в Бундеслигу благодаря особенно агрессивному, быстрому стилю. Затем они заняли второе место в своей дебютной кампании в высшем дивизионе под руководством Ральфа Хазенхюттля, после того как Рангник вернулся в клуб на должность спортивного директора.

Влияние Клоппа теперь было очевидно в подходе большинства команд Бундеслиги. «Гегенпрессинг стал немецким институтом, а Клопп — образцом для бесчисленных тренеров, — написал Тобиас Эшер в своей книге "История немецкой футбольной тактики, Vom Libero zur Doppelsechs (от либеро до сдвоенной шестерки)". — В настоящее время каждая команда Бундеслиги использует гегенпрессинг… Клопп разработал новый стандарт, который мы видим почти на каждой площадке в Бундеслиге. В сезоне 2015/16 по меньшей мере десять из 18 команд Бундеслиги играли в футбол Клоппа».

Величайшим наследием Клоппа является то, что немецкое слово «Gegenpressing», а не его очевидный перевод как «контрпрессинг», в настоящее время широко используется по всей Европе. Поэтому все знают о происхождении концепции и о том факте, что впервые с тех пор, как Беккенбауэр изменил роль последнего защитника, немецкий футбол несет ответственность за подлинные тактические инновации.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости