Трибуна
10 мин.

«Его звали в топ-клубы, но он остался предан Казани»: «Ак Барс» поднял свитер Дмитрия Балмина

От редакции Sports.ru: это #СделаноВТатарстане – официальный блог хоккейного клуба «Ак Барс» на «Трибуне». Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы крутых постов о жизни и истории казанской команды стало больше.

12 декабря под своды «Татнефть Арены» был поднят свитер защитника Дмитрия Балмина. Рассказываем об игроке, который отдал 16 лет своей карьеры «Ак Барсу», защищал его цвета в 755 матчах, а теперь станет новым участником Зала славы казанского хоккея.

Сборы в Болгарии

Дмитрий Балмин родился 15 июля 1970 года в Казани. Его детство прошло на севере города – в нынешнем Авиастроительном районе. В то время казанские дети жили хоккеем, поэтому когда в школе 8-летнего Димы появилось объявление о наборе в секцию СК имени Урицкого, они вместе с одноклассником внесли свои фамилии в списки. Этот момент стал отправной точкой в карьере будущего капитана «Ак Барса».

Если первый год ребята занимались на стадионе «Мотор», который располагался в пяти остановках от дома Балмина, и тренировки шли после уроков, то в дальнейшем ему приходилось ездить в центр Казани к 6 утра. Другая сложность – хоккейная экипировка, которую родители Дмитрия собирали буквально по крупицам.

– Форма у нас тоже была только своя, чуть позже выдали рваные краги из конского волоса, майки. Нес домой, где мама их латала. Помню свои первые коньки – очень старые, видимо, родители купили где-то с рук. Вышел впервые в них на лед во Дворце спорта, а они тупые. Ох, как я кувыркался! – вспоминал Балмин.

Спустя несколько лет ребят из Урицкого перевели в спортивный спецкласс, сформированный на базе городской школы №1. А уже в 8-м классе тренер основы Геннадий Цыгуров стал привлекать молодых хоккеистов к тренировкам с первой командой: месячные сборы, по словам Балмина, приносили колоссальный опыт и игровой рост.

В 17 лет защитник впервые отправился на выездные сборы с первой командой, которые проходили в Болгарии. По ходу предсезонки игрок продемонстрировал себя с лучшей стороны и остался в основной команде, дебютировав в Первой лиге.

Будущие энхаэловцы в советской армии

Первый отрезок казанской карьеры Балмина продлился два сезона – за это время команда проделала путь из Первой лиги в Вышку, но дебютировать в элитном дивизионе советского хоккея Дмитрию тогда не удалось – он отправился на два года в армию. Службу казанские хоккеисты проходили в свердловском СКА, который тоже выступал в Первой лиге. По воспоминаниям защитника Александра Завьялова, в разные годы там успели поиграть Рафик Якубов, Ильнур Гизатуллин – причем казанские парни держали в этой команде раздевалку.

– Главным для нас тогда был хоккей, за два сезона я получил колоссальный опыт. Я форму-то [военную] надевал всего два раза: на присягу и в тот момент, когда мы поехали на Первенство вооруженных сил, – с приятной ностальгией вспоминал армейский отрезок карьеры Балмин. Причем в СКА он успел поиграть, например, с защитником Игорем Улановым, который отыграет 14 сезонов в НХЛ.

Несмотря на то, что два года защитник провел на Урале – он никогда не терял связи с Казанью. Отслужив, Балмин вернулся на Родину, в команду, которая сменила название на «Итиль». Защитник с огромной благодарностью вспоминал всех тренеров, под чьим началом ему доводилось поработать: так, Всеволод Елфимов оттачивал его мастерство в катании, игре на пятаке, переходах, а приход на тренерский мостик Юрия Моисеева ознаменовал новую страницу в истории казанского хоккея.

Дмитрий Балмин и Алексей Чупин с кубком «Спартака», 2002 год

– Я взял от него понимание, что на тренировке все нужно делать быстро – быстрее обращаться с шайбой, быстрее соображать, но при этом отдаваться на 120 процентов, чтобы в игре эти навыки проявлялись хотя бы процентов 90 – это уже хорошо. В игре, говорил он, шоковая ситуация. И чтобы в шоковых условиях быстрее принимать решения, необходимо в таком же темпе работать на тренировках, – объяснял Балмин.

Защитник из первой пары

С первых тренировок был заметен необычный подход Моисеева к работе. Тренировки без выходных, ошибки влекли за собой прыжки через ворота, а после изматывающих упражнений финальные пять кругов по льду вокруг площадки.

На протяжении второй половины 1990-х весь город ждал, когда же «Ак Барс» привезет трофей в Казань. В сезоне-1996/97 команда стала первой в Западной зоне, но в плей-офф сенсационно вылетела в первом же раунде от саратовского «Кристалла». Благо, звезды удачно сошлись на следующий год, когда судьба чемпионского титула решалась в регулярном чемпионате.

Рассуждая о феномене той команды, Балмин вспоминал, что костяк из воспитанников стал одним из залогов успеха.

– У нас был единый кулак, группа единомышленников. Юрий Иванович Моисеев сумел всех нас сплотить, объединить. Мы долго к этому шли, три года работали, чемпионство стало наградой за труд, – объяснял защитник.

– Вне зависимости от лидеров у нас всегда была единая цель, коллектив единомышленников. Все казанские ребята, с кем я прошел большой хоккейный путь, были лидерами, – согласен с ним Александр Завьялов.

Именно Балмин составил с капитаном Рафиком Якубовым первую пару обороны той команды.

– В одну пару с Димой нас поставил Юрий Иванович Моисеев в тот год, когда я вернулся в «Ак Барс» из Тольятти. Он был жестким, колючим защитником, обладал хорошим катанием, хлестким броском. Надежен в защите, полезен при созидании  – имел все качества, присущие топ-игроку, – вспоминал Якубов.

Алексей Чупин и Дмитрий Балмин, фото Бизнес Online

В памяти защитника навсегда закрепился чемпионский домашний матч против «Динамо». В начале третьего периода москвичи сократили отставание в счете до одной шайбы, а для досрочного завоевания трофея казанцам нужна была не только победа, но и осечка «Магнитки»: «И тут кто-то из ребят мне шепнул: «Вроде закончился матч, от которого зависит наше положение в турнирной таблице, «Магнитка» не смогла выиграть, и поэтому, если мы сейчас победим, будем чемпионами». Раздалась сирена, мы покидали перчатки, стали поздравлять друг друга. Состояние счастья нас просто переполняло!».

Рафик Якубов особенно отмечал, что Балмин, Гизатуллин, Завьялов сформировали ядро, вокруг которого формировалась золотая команда, коллектив бойцов.

«Капитан должен быть искусным парламентером»

В 1999-м капитан «Ак Барса» Рафик Якубов покинул команду. Решением общего собрания игроков капитанская нашивка перешла на свитер Балмина: «Я честно говорил: «Ребята, не справлюсь, мне все в диковинку». Но парни поддержали: «Все будет нормально».

– Капитан должен быть искусным парламентером: и среди игроков держать авторитет, и с руководством какие-то вопросы решать, – рассуждал Балмин. – А я, честно, никогда не любил ходить к руководству, что-то обсуждать, но потихоньку свыкся, ведь это все делалось для команды.

Защитник настолько свыкся с новым статусом, что носил капитанскую нашивку с 1999 по 2004 годы, выводил команду на лед в 428 матчах. За это время «Ак Барс» дважды доходил до финала плей-офф. В 2000-м казанцы уступили столичному «Динамо», выиграв лишь третий матч серии, а спустя два года не удалось подобрать ключи к ярославскому «Локомотиву». В эти годы Балмин был лидером обороны, вожаком на льду.

– В нынешнем хоккее говорят: «Хорош тот защитник, у которого есть все – катание, бросок, видение площадки». Так вот, все это было у Дмитрия. Отличное катание, очень грамотно подкатывался, мог отдать шикарную передачу, подкидки с неудобной, удобной – то, чего порой не хватает многим современным защитникам. Хороший защитник, со всеми положительными качествами, которые присущи игроку его амплуа: наглый, уверенный. Не просто так его приглашали в сборную России, – оценивал партнера по паре обороны Завьялов.

Нижнекамск – второй дом

В сезон, когда Балмину стукнуло 34, в НХЛ случился локаут. Заокеанские звезды ринулись в Россию, а 15 из них доехали до Казани. Защитник перестал попадать в состав, в результате чего принял решение переехать в Нижнекамск.

За 3,5 сезона в «Нефтехимике» защитник четыре раза помогал команде пробиться в плей-офф. Правда, дальше первого раунда нижнекамцы так и не ушли, но Балмин зарекомендовал себя с лучшей стороны. В 38 он принял решение завершить игровую карьеру – и тут же ему предложили остаться в системе Нижнекамска.

– На итоговом банкете первое предложение – работать со спортом в городском муниципалитете – сделал глава администрации Нижнекамска Айдар Метшин. А потом президент клуба Владимир Бусыгин взял слово и предложил мне остаться в системе клуба и поработать тренером. И я сразу ответил, что всю жизнь в хоккее, поэтому даже думать не буду – согласен. Так что и вопрос не стоял, чем мне заниматься после завершения игровой карьеры, – рассказывал Балмин.

Дмитрий Балмин у руля «Ирбиса»

Максим Пестушко вспоминал, что тренерские задатки у защитника прослеживались уже на закате карьеры: он постоянно подсказывал партнерам на скамейке, в раздевалке, на тренировках.

В статусе ассистента ему довелось поработать с Владимиром Крикуновым, Владимиром Голубовичем и Кари Хейкеля, а в ноябре 2013 года он принял команду в статусе главного тренера. В 32-х матчах он набрал 35,4% от максимально возможного количества очков, но его «Нефтехимик» завершил сезон 12-м на «Востоке».

– Со вчерашними партнерами у меня установились новые отношения. И думаю, на первых порах мне было тяжелее, чем им. Может быть, они этот мой переход в другое качество и не почувствовали. Я старался относиться к ним с тем же уважением, с каким относился, будучи игроком. Не начал на них тут же кричать, ругаться, – делился эмоциями бывший игрок.

В 2014-м Балмин вернулся в систему «Ак Барса», войдя в тренерский штаб «Ирбиса», а спустя два года возглавил команду МХЛ. Под его руководством казанская молодежь добилась небывалых высот: третье место на «Востоке» и вылет во втором раунде плей-офф в яркой серии с «Кузнецкими Медведями». С 2018-го года и по настоящее время Дмитрий Анатольевич трудится ассистентом главного тренера во второй команде казанской системы – «Барсе».

– Главная черта, которую я выделю в Дмитрии Анатольевиче – это честность по отношению к игрокам, – подчеркивает капитан «Барса» Максим Пестушко. – Никогда не говорит что-то за спиной, всегда высказывает свое мнение в лицо. Это качество у него было и в Нижнекамске, и сейчас есть в «Барсе». Он был хорошим защитником, и многое дает игрокам в этом амплуа.

В тренерском штабе «Барса»

– То, что его свитер будет поднят под своды домашней арены – это прекрасно, он заслуживает. Честный, порядочный, правильный парень – настоящий хоккеист, человек друг. Когда Дима был в расцвете карьеры, я знаю, что ему поступало много предложений о переходах, в том числе из топ-команд, но он остался предан Казани, Татарстану, – отмечал Якубов.

Напомним, что в этом сезоне под своды домашней арены «Ак Барса» уже был поднят свитер защитника Сергея Закамского.