11 мин.

Цирковой клоун, заставивший плакать Англию

В 1966 году сборная Англии стала лучшей командой мира. На следующем Мундиале, проходившем в Мексике, они успешно начали защиту титула, но в 1/4 вылетели от сборной ФРГ. Мировое первенство 1974 года получили право провести у себя именно их обидчики. Сборная "трех львов" готовились вернуть себе титул.

Они находились в пятой группе вместе с поляками и валлийцами. Эти соперники не должны были стать помехой для подопечных Альфа Рэмси. Но по ходу отборочного турнира несколько очков было потеряно - ничья в Уэльсом и поражение от Польши. Так что все решал последний матч - он был именно с поляками. Игра должна была пройти на "Уэмбли" 17 октября 1973 года. Гостям достаточно было не проиграть, хозяевам же нужна была только победа.

Перед игрой.

За несколько недель до матча домашнюю арену англичан для проведения товарищеской игры посетили австрийцы и были уничтожены 7-0. Все были уверены, что Англия пробьется в финальную часть ЧМ-1974. Нападающий Аллан Кларк ожидал, что поляки будут чувствовать себя не комфортно на переполненном лондонском стадионе: "Не многим странам тогда нравилось приезжать на "Уэмбли".

Полузащитник "Сити" Колин Белл тоже был уверен в победе перед игрой: "В Англии росло столько талантов, что можно было собрать две или три команды и между ними не существовало бы разницы. Нам повезло наблюдать за парнями, которые выиграли Чемпионат мира. Это придало нам уверенности".

Годом ранее сборная Польши на Олимпиаде показала, что она является достаточно хорошей командой, которую не стоит недооценивать, завоевав золото турнира. У них были свои таланты. 23-летний Гжегош Лято (из-за прически он выглядел куда старше). Роберт Гадоха и Казимейж Дейна. В первой игре с англичанами из-за травмы колена, которую ему нанес Рой Макфарланд, был заменен Влодзимеж Любански - главная ударная сила польской сборной. В исторической ответной встрече его, разумеется, не было.

Перед поездкой в Англию, поляки готовились по особой программе. Например, провели контрольную встречу с Нидерландами, которая завершилась ничьей, 1-1. Это было предупреждением для подопечных Рэмси, которое они проигнорировали. Это не восприняли серьезно даже польские журналисты. Гжегош Лято признавался: "Даже наша пресса предрекала 5-0 в пользу Англии".

"Мы тренировались английскими футбольными мячами. Мы называли их картошкой, так как они были очень твердыми и тяжелыми. Затем мы сыграли в ничью с Нидерландами в Роттердаме. Это нас сильно стимулировало, хотя мы все еще боялись играть с Англией", - рассказывал вратарь сборной "белых орлов" Ян Томашевский.

На туманном Альбионе своего будущего соперника и вовсе считали какими-то второсортными. Смеялись над их прическами и усами, которые были не в моде. Бывший защитник своей национальной команды Леслав Цымикевич вспоминал: "Английская пресса опубликовала наши фотографии и написала: Этот похож на убийцу, этот на клоуна". Толпа освистывала наш гимн, они продолжали кричать "животные" и бросали жестяные банки. Это не то, чего я ожидал от цивилизованной страны".

Если вся эта надменность, самоуверенность была понятна, то почему поляков называли "животными"? Ответ на этот вопрос дал в интервью The Telegraph от 2013 года Томашевский: "Когда Уэльс и Англия прибыли в Польшу, обе команды уступили, так как мы играли в жесткий футбол. Журналисты начали писать, что мы животные". Также легендарный страж ворот подтвердил сказанное Цымикевичем: "Казимежа Дейну называли глупым. Люди сравнивали Ежи Горгоня с Джо Багнером (английским боксером). Они говорили, что все, на что способен Лято, это бежать".

Перед матчем на телевидении такой уважаемый человек, как Брайан Клаф, позволил себе назвать голкипера польской сборной "цирковым клоуном в перчатках" и посоветовал зрителям успокоиться и насладиться победой англичан.

Клаф редко ошибался, а потому английские фанаты готовы были верить его словам. К сожалению для них, тот день стал одним из немногих, когда прославленный тренер оказался в дураках.

"Клаф задел мою честь. Но то, что он сказал, придало мне больше вдохновения и энергии", - вспоминал Томашевский. Однако все было не так просто, когда голкипер выходил на поле: "Ноги были словно желе. Я думал: "Боже, спаси нас от поражения 7-0, которое потерпели австрийцы". Я не хотел, чтобы меня запомнили из-за того, что мы пропустили много мячей на "Уэмбли". Ради ничьи я бы с радостью отдал 10 лет жизни. Мы чувствовали, что это шанс, один из ста, возможно, что даже из тысячи. Англичане были настолько расслаблены, жевали жвачку и выглядели так, словно уже вели со счетом 3-0.

Я больше никогда не слышал такой шум. Когда они пели гимн, это было похоже на рев. Я пытался что-то сказать и не слышал собственного голоса. Из-за толпы Англия играла в 12 человек".

Наставник "белых орлов" Казимеж Гурский мотивировал своих ребят, как только мог: "Вы можете 20 лет играть в футбол, провести 1000 матчей за национальную команду и никто вас не вспомнит. Но сегодня, в одном матче, у вас есть возможность вписать свои имена в историю".

Стартовый свисток.

Прошло всего две минуты, как вратарь сборной Польши принял странное решение - он опустил мяч в штрафной прямо перед нападающим "Лидса" Алланом Кларком, что едва не привело к голу. "Передо мной стоял шестифутовый англичанин в белой футболке, но я был так напуган, что даже не увидел его. Я увидел его только в момент, когда он пытался добраться до мяча. Я нырнул за мячом и получил по руке", - рассказывал Томашевский. Он доигрывал матч с переломом, что неудивительно после такого удара: "Физиотерапевт использовал обезболивающий спрей, и я продолжил. Адреналин взял верх, так что я ничего не чувствовал до конца игры". Позже выяснилось, что голкипер получил перелом пястных костей на левой руке.

Весь первый тайм хозяева доминировали и оказывали давление на соперника, но гости всей командой сидели в своей штрафной и отбивались от атак, а когда у полевых уже не было возможности отвести угрозу, в игру вступал Ян Томашевский. Однажды он даже прыгнул не в ту сторону, но ногами сумел спасти ворота.

"Ян был очень храбрым и уверенным в себе", - говорил Гжегош Лято. "Он даже выходил за кроссами метров на 15. Он доставал все, что мог, а там, где не мог, выбивали мы".

На Польшу оказывал давление и сам гигантский стадион, точнее местные болельщики: "Каждый полагался на интуицию и память. Всякий раз, когда мы получали мяч, толпа замолкала. Это было жутко. Вскоре англичане возвращали его себе", - говорил бывший вратарь польской сборной.

На перерыв команды ушли без голов. Казимеш Гурский сказал свои парням: "Еще 45 минут и вы на Чемпионате мира". Лято признавался, что это мотивировало всю команду. Теперь они понимали, что каждая последующая минута без забитого мяча будет оказывать ужаснейшее давление на Англию.

В соседней раздевалке свою команду настраивал Альф Рэмси. Норман Хантер позже вспоминал этот момент: "Альф просто сказал: "Продолжайте в том же духе и вы займете первую строчку". Мы согласились, так как никогда ранее не видели настолько односторонней игры".

В этот момент в эфир вернулся Брайан Клаф. Он до сих пор излучал уверенность и говорил: "Сохраняйте спокойствие. Мама, поставь чайник. Не переживайте, голы придут". Здесь он окажется прав, голы будут, но немного с иным сценарием.

Вторая половина матча началась, хозяева продолжали давить все сильнее и сильнее. Силы покидали Польшу, но они старались отбиваться. А на 57-й минуте случилось то, чего мало кто ожидал. Гжегош Лято на своем левом фланге бежит в довольно перспективную контратаку. На него несется Норман Хантер, от которого по традиции все любители футбола ждали, что и мяч, и соперник улетят на трибуны. Вместо этого защитник "Лидс Юнайтед" старается технично оставить мяч в игре и Лято этим пользуется, выбив снаряд из-под ног соперника. Еще несколько метров крайний нападающий бежит с мячом, сближаясь со штрафной площадью, где находит пасом одинокого Яна Домарского, чей удар в ближний угол Шилтона оказывается роковым, 0-1.

"Гол не развеял мои страхи. Я думал, что мы можем проиграть 5-1, а не 5-0", - переживал в тот момент польский кипер.

Позже Норман Хантер признается, что это был худший момент в его карьере. Как и Питер Шилтон: "Я пытался совершить идеальный сейв. Будь я опытнее, выставил бы ногу или колено".

Час игры позади. Сборная "трех львов" за это время не смогла найти ни единого подхода к воротам, а теперь им нужно было забивать дважды. Интересно, что в тот момент думал Брайан Клаф.

Через некоторое время англичане забили, но главный арбитр увидел нарушение правил со стороны хозяев. Счет остался неизменным. Прошло буквально еще несколько секунд, когда боковой арбитр принимает очень странное решение и демонстрирует главному, что было нарушение правил внутри штрафной со стороны Адама Мусяла, маленького защитника польской сборной на Мартине Питерсе, чей рост составлял практически 190 см.

Аллан Кларк подошел в точке. На его счету было уже 9 голов за сборную. После этого удара у него стало 10 мячей. "Я пытался прочесть, в какую сторону Кларк будет бить. Но когда раздался свисток, он подошел к мячу так, словно тренировался с детьми и вколотил мимо меня", - вспоминал тот удар Томашевский.

Оставалось 25 минут. Нужно было просто еще раз обхитрить вратаря соперника. Англичанам это сделать удалось и не раз, вот только мяч с линии ворот выбивали уже полевые игроки. Сначала Ежи Горгонь, а затем одноклубник Яна Томашевского Мирослав Бульзацкий.

Прозвучал финальный свисток, который ознаменовал выход сборной Польши в финальную часть Чемпионата мира 1974 года. В миг на поле оказалась вся их команда. Англичане были убиты горем, а с трибун доносились звуки разочарования своей национальной командой.

Последствия.

"Бобби Мур обнял меня за плечо и что-то сказал, но и по сей день я не знаю, что это было. В раздевалке была тишина", - говорил Хантер.

Колин Белл сетовал на стиль игры соперника: "Достаточно сложно пытаться взломать команду, когда она вся за мячом. Большую часть времени у них в штрафной находилось 11 человек. Повтори мы этот матч и играй так же, мы бы забили шесть голов. После поражения на клубном уровне, мне требовалось 2-3 дня, чтобы вернуться в форму. Но после игры с Польшей мне понадобилось три месяца, чтобы это пережить. Я был на пике своей международной карьеры, ждал Чемпионат мира и все это было разрушено в одной игре".

Сразу после матча сэр Альф Рэмси пожал руку тренерскому штабу сборной Польши. Это была его последняя игра в качестве наставника англичан. В 1966 году он привел свою страну к золоту Чемпионата мира, а через 2 года к бронзе европейского первенства. На Мундиале в Мексике они легко могли бы защитить свой титул, да только замены Гордону Бэнксу не было. В результате преимущество 2-0 в матче с ФРГ растворилось во втором тайме.

Удручающий финал. Родоначальники футбола впервые с 1950 года не прошли в финальную стадию самого престижного турнира. В стране начали обвинять во всех грехах человека, который совсем еще недавно был героем для каждого. Рэмси сделали козлом отпущения.

"Самое печальное в том, что мы уволили самого лучшего менеджера, который у нас когда-либо был. После всего того, что он достиг, это было жестоко. Я думаю, мы бы добились успеха, если бы попали на Чемпионат мира", - признавался Норман Хантер.

С того момента неудачи стали для футбольной Англии нормальным явлением. Великого Рэмси сменил Дон Реви и не пробился на Евро-1976, а затем и на ЧМ-1978. Только появление Рона Гринвуда позволило "трем львам" несколько преобразиться.

Что же касается скромной Польши, они зажгли на турнире. Попав в группу к Италии и Аргентине, они умудрились победить и тех, и других. Во втором раунде, где победители групп попадают в финал, они оказались выше Швеции и Югославии, проиграв только будущим чемпионам - сборной ФРГ. В матче за третье место с Бразилией гол Гжегоша Лято принес Польше бронзу. Первую, но не последнюю. "Орлы" примут участие в следующих трех чемпионатах мира, а в 82-м снова станут третьими.

Через год после этой победы Казимейж Дейна будет бороться за Золотой мяч, но уступит в борьбе лишь Францу Беккекнбауэру и Йохану Кройфу. В 1978 году полузащитник перейдет в "Манчестер Сити", но, к сожалению, там успехов он не добьется.

Из страны через некоторое время уедут Лято, Домарский и Гадоха. Гжегож окажется в Бельгии, в "Локерене", где завоюет серебро чемпионата и сыграет в финале местного кубка, Ян Домарский попробует себя во французском "Ниме". Роберт Гадоха тоже будет играть во Франции, но за "Нант" с которым станет чемпионом.

В 1977 году "Тоттенхэм" покинет их легендарный вратарь Патрик Дженнингс. В Англии тут же вспомнили про Яна Томашевского, однако польское правительство запрещало игрокам покидать страну раньше 30 лет. Зато через год, когда Яну уже исполнилось 30, он все же покинет Родину. Он отправится защищать цвета бельгийского клуба "Беерсхот" из Антверпена.

Сам главный герой той встречи в интервью BBC признавался, что никогда не смотрел эту игру, да и не было необходимости: "Подобная игра навсегда в вашем сердце. Я могу проснуться посреди ночи и вспомнить каждую минуту".

В 2005 году голкипер рассказал The Independent о своей встрече с Брайаном Клафом: "Я не обиделся, когда он назвал меня клоуном. Его слова стали для меня отличной мотивацией. Я познакомился с ним несколько лет спустя, на телестудии в Англии. Он подошел ко мне и извинился, мы пожали руки.

Это был вечер, когда гадкий утенок стал прекрасным лебедем. До приезда в Лондон мы не знали, что станем одной из лучших команд мира. Такими нас сделала победа над англичанами. Тем вечером мы пережили ад и стали настоящей командой".