Реклама 18+

Алессандро Дель Пьеро. Кем я стану, когда вырасту?

Маленькая школа в Сакконе, Сан Вандемиано. Уже подходит к концу учебный год. Учительница дала задание молодым ученикам написать сочинение о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Все дети подражают родителям и на столь глубокий и сложный вопрос дают слишком быстрый и легкомысленный ответ – как папа, как мама. Не стал исключением и паренек с кудрявыми волосами на заднем ряду, который склонился на листком бумаги и задумался, что написать. Его мечта – футбол, его будущее – неизвестно. Что же написать? Если он осмелится и впишет в сочинение свое настоящее желание – будет ли это выглядеть дерзко? Необычно? Неправильно? Ведь его отец был электриком, это была настоящая профессия, даже больше того – «доступная». Футбол же считался здесь просто игрой, и мечтать заниматься этим всю жизнь вызвало бы лишь смех и недоумение. Перед глазами мальчика вновь отец, который посреди ночи отвечает на телефонный звонок, быстро собирается и уходит, а его товарищи уже ждут того возле опоры линии электропередач. Отец карабкается в грозу, не взирая на опасность и дождь, чтобы восстановить поврежденную линию и вернуть людям свет. Он герой! А электрик – нужная и верная профессия!

Мальчик сделал свой выбор и написал в сочинении то, что и должен был – я стану электриком, как мой отец. А в конце приписал, что и работа поваром достойна и трудна, а также водитель грузовика – ведь путешествовать интересно и любопытно. Жизнь действительно стала большим путешествием, но все таки привела мальчика не к проводам, не к печи и не к грузовику. Она привела его на поле, где ждали друзья и круглый потрепанный мяч. Все началось еще в родном городе. Послеполуденное время. Лето. Учеба закончилась и впереди лишь беззаботные дни. Мальчишки прибегали играть с самого раннего утра, а заканчивали лишь в сумерках, когда тени вокруг начинали поедать окружающие дома, лужайку и виноградную лозу, опоясывающую забор. Папа мальчишки вручную провел целую линию с яркими лампами вокруг лужайки, чтобы игра продолжалась и вечером. Это был свой Кубок Чемпионов. Но друзья уже уходили по домам, кого-то звала мама, кто-то просто разворачивался и убегал, и ребят оставалось все меньше. Вот их уже семь, пять, двое. В темноте уже почти ничего не видно, кроме очертаний круглого предмета, так манившего за собой – старого мяча. И вот даже лучший друг вынужден был уйти домой, и они остались наедине – мальчишка и мяч. Так шло детство, так начиналась жизнь. Он не хотел останавливаться, не хотел оставаться один, он хотел играть в в футбол. Его имя Алессандро. И он футболист.

«Начинается вечер. Мой друг только что попрощался со мной, его ждет мама, может быть она уже волнуется, хотя в нашем пригороде все друг друга знают и бояться здесь нечего. Папа поехал за пиццей на мопеде, так мы сэкономим на обслуживании в пиццерии, да и поужинать дома всем вместе – это очень здорово. Скоро и меня позовут, и этот день подойдет к концу. Подождем, я хочу еще чуть-чуть им насладиться. Я ложусь на землю, смотрю в небо и обнимаю мяч. Он – моя жизнь.»

Даже сам Алессандро затрудняется сказать, в какой момент он перестал быть обычным мальчишкой и почувствовал себя личностью. Его талант был у него с самого детства, но без упорного труда рисковал остаться где-то глубоко внутри, так и не раскрывшись. Но в сущности любой из нас становиться тем, кем уже являлся до этого, нужны лишь усилия и немного удачи – и вот мир уже состоит из самореализовавшихся людей, но увы, это не так... Алессандро, вспоминая свое детство, отмечал – «я всегда забивал много мячей, но это не самая важная вещь». Тренировки начинались еще в гараже дома его родителей, с маленьким теннисным мячиком. Цель – выключатель на дальней стене, в который нужно попасть. Отец не возражал, даже вывозил свой Фиат-127 на улицу, чтобы у сына было больше места. Так проходили дни, были лишь мальчик и выключатель. Удар за ударом, навес за навесом и ноги уже как-будто сами знали, что делать. Была и гостиная, вся украшенная вмятинами. Откуда они взялись? Вдоль стен стояло два ветхих дивана под углом, буквой L, а в центре ковер и стол. Расстояние между ножками дивана – 40 сантиметров, а высота – 20 сантиметров. Узор на ковре позволял выбрать на нем точку, с которой можно было бить в импровизированные ворота. Между ковром и сидением располагался второй диван, который не позволял бить напрямую, так мальчик учился огибать выдуманную стенку. Забив гол, мяч передвигался подальше от центра, так от легкого приходилось переходить к сложному. Алессандро бил с обеих ног, невзирая на то, что не был левшой. Талант требует постоянной работы, тренировки, и толики волшебства. Одна вера и желание тут не помогут. В доме нельзя было играть теннисным мячом, поэтому настоящие тренировки проходили только в гараже – это был компромисс с семьей. Если научиться двигать его в узком пространстве и попадать в самые маленькие цели – на поле на широком пространстве с большим мячом это получится делать еще лучше. Так оно и вышло.

«Я часто спрашиваю себя: был ли это талант Дель Пьеро, или просто игра малыша Алессандро? Ответа нет, но оглядываясь назад, я понимаю, что моя история не могла пойти иначе. Насколько я этого хотел? Насколько я в это верил? Скольким вещам я позволял увлечь себя, как тем голам под диван?»

Величие не приходит к талантливым. Оно не приходит к самым быстрым, техничным, не даруется самым умным. Величие обретается тем, кто обладает сразу всеми этими дарами, пусть и не в в совершенстве. Истинный чемпион – это гений, который может себе позволить пренебрегать некоторыми правилами и самостоятельно решать, как поступать. Есть очень много талантливых футболистов, сильных игроков, но великих – лишь малая часть.

«Когда я играл в молодежке Падовы, все с обожанием говорили об одном мальчике, который прибыл из лагуны, одного из венецианских островов. Все были влюблены в него. Никто не сомневался, что он – потенциальный чемпион. Но мальчик страдал от тоски по дому. Он тренировался в лучшем случае два дня, а на третий оставался дома. Да и как отказать себе в удовольствии полюбоваться таким пейзажем? Игрок – это результат очень сложного равновесия. Я уехал из дома в 13 лет, чтобы играть в Падове и никогда не позволял тоске одержать надо мной верх. Мысленно я уже путешествовал. И если я не стал хорошим футболистом, я бы действительно стал водителем грузовика: я мечтал разъезжать, смотреть и любопытствовать.»

В 12 лет родители отвели своего талантливого сынишку на просмотр в Торино, но уже по пути передумали, так как Турин находился слишком далеко от их дома, а мальчику требовалось закончить среднюю школу. В те времена поездка в Падую – а это 80 километров – была для обычной итальянской семьи целым путешествием. И только через год, закончив среднюю школу, Алессандро поехал в свой первый футбольный клуб. Но не Торино, а Падуя стала его первым большим приключением.

На второй год игры все заметили, что из парня может получиться нечто особенное – он забивал постоянно и прекрасно двигался с мячом. Уже на следующий же год его включили в первую большую игру за молодежную команду – и сразу же в соперниках сам Милан, чемпион страны в молодежном первенстве. Первый большой стадион Аппиани, 3 тысячи зрителей. Ребята из Милана приехали на фирменном автобусе, на них были великолепные дорогие футболки. Они уже казались профессионалами. В раздевалке мальчишки из Падуи нервно шептались между собой: Они еще не знают, как нам проиграют! Как будто миланцы спровоцировали бедных ребят на подвиг своей хорошей жизнью, хотя сами того не подозревали – Дель Пьеро забил два мяча, а матч так и закончился 2-0.

«В тот день я сказал себе – Вспоминай эту игру, если тебе когда-нибудь придется играть в великой команде. Помни, как соперники хотят, чтобы ты проиграл, как они тебе завидуют, как они на тебя злятся, как они готовятся к этой самой важной игре сезона. Помни, как сильно они хотят сбросить тебя с пьедестала. Всегда помни, как сам был таким и цени это.»

Еще во время игры за Падую Дель Пьеро мечтал о больших победах и мечтал о Ювентусе. Он мечтал о Кубке мира из настоящего золото, мечтал, чтобы его узнавали на улицах. С 13 лет, как только пришлось уехать из дома, Алессандро не тосковал ни минуты, он работал с усердием, незнакомым и большинству взрослых людей. Работа, страсть, судьба – так он натаскивал себя на успех. Молодого таланта заметили и сам Джампьеро Бониперти приехал пообщаться с ним. Дель Пьеро заинтересовал все большие клубы, но перед Бониперти устоять не было подвластно никому. Алессандро переехал в Турин. Нельзя сказать, что все сразу заладилось и он стал звездой, отнюдь. Успешный дебют и добротный сезон не сделали Дель Пьеро неприкасаемым. Уже после первого года в Ювентусе было практически решено, что игрока арендует Парма. Алессандро уже встретился в их президентом Танци, и все было будто сделано. Но вдруг Парма забирает из Ювентус Баджо, и трансфер отменен. Тренер Липпи сказал всем, что в его команде есть отличный парень для позиции четвертого форварда, и это предопределило судьбу Дель Пьеро – он остался в Ювентусе, пусть и сначала запасным.

Решение Липпи оправдало себя, и Алессандро начал забивать. Пусть забивал он меньше своего главного соперника в Италии Роналдо, но в плане влияния на игру у Дель Пьеро не было равных. В юности игроку пришлось часто менять свое амплуа на поле, так как разнообразие навыков не позволяло раскрыть их сразу все в полной мере. Именно Марчелло Липпи определил Алекса на позицию фантазисты, в которой Дель Пьеро играл безвылазно вплоть до 2011 год. Одним из первых Дель Пьеро начал смещаться из центра на фланг, а затем обратно, в одиночку растягивая защитников соперника, после чего резко врывался за их спины и забивал. Гари Невилл вспоминал Дель Пьеро, как самого опасного футболиста, против которого когда-либо играл: «Дель Пьеро – величайший из всех, против кого я играл. Он выбирал позицию так, что я терялся и не понимал, как действовать. Пока я думал, идти ли за ним в центр, их фулбек оббегал меня с фланга».

Не обладая потрясающей скоростью, Алессандро компенсировал ее техникой. Для него в порядке вещей было пробежать 20 метров так, что его не могли остановить вчетвером. Удары Дель Пьеро по самой удивительной траектории всегда ложились так, что вратарю оставалось лишь наблюдать. Такой удар назвали в его честь, а зону перед штрафной площадью слева – Зоной Дель Пьеро. Его празднование с высунутым языком стало чем-то нарицательным и зачастую нынешние игроки Ювентуса празднуют голы в его характерной манере.

8 ноября 1998 года Дель Пьеро порвал и передние, и задние крестообразные связки. Чаще всего такие травмы завершали карьеру. Алекс вернулся через 9 месяцев. Он превратился в более статичного форварда, утратил скорость и технику, однако начал развивать другие качества: терпение, видение поля, умение маневрировать между линиями даже на низкой скорости, подбор позиции в слепой зоне, и опять – сильнейшие закрученные удары.

Игра в большом клубе – это не только футбол. Это дружба, борьба характеров, уважение и соперничество. Спортсмен, как и любой другой человек, может переживать трудные моменты глубокого кризиса, который отразится на нем и на поле. Командное взаимодействие – это работа сложных механизмов, и необходимо всегда искать баланс, чтобы все могли двигаться в одном нужном направлении. Командный дух рождается благодаря уступкам, честности, крепкой психологии. Является ли команда друзей также сильной командой, удастся ли компании друзей создать крепкий коллектив, сплотится ли команда от этого еще больше. Одно известно точно – если партнеры по команде являются еще и друзьями, а дружба их искренняя и серьезная – результат будет гораздо лучше. Хотя многие считают, что и просто группа профессионалов может победить, не проводя при этом семейные ужины. Считается, что команда Трапаттони не была собранием истинных друзей, большинство игроков ненавидело друг друга, что не мешало на поле им создавать единый коллективный разум и уничтожать соперников. Но была ли это сильная команда по духу? Большинство считает, что да. Но у Алекса всегда были сомнения, возможно ли играть без дружбы, уважения и общего принятия друг друга.

«Это случилось однажды вечером в Турине, в гостинице, где Ювентус отдыхал после матчей – отель Ситеа на улице Карло Альберто. Когда я возвращался в комнату, ко мне подошел Паоло Монтеро. Невероятный игрок, один из лучших защитников в черно-белой истории, и мне не нужно долго рассказывать, кто такой Паоло – это все есть в энциклопедиях и у всех на глазах. Я и Монтеро не были друзьями, не ходили вместе ужинать, не доверяли друг другу тайны – у нас были нормальные рабочие отношения между коллегам. В тот вечер Паоло подошел ко мне и сказал: Алле, что за ерунда с тобой происходит? Нет никакого желания смотреть на твою кислую рожу. В чем дело? Я смотрел на него, не зная, что ответить, и пробурчал какую-то банальность. Он застал меня врасплох. Паоло мрачно продолжил: Что бы там с тобой не произошло, постарайся это преодолеть. Разве ты не видишь, какими глазами на тебя смотрят ребята, которые тренируются с нами? Чем их сможет воодушевить унылый чемпион?»

Это был сезон 1999 года после ужасной травмы колена, когда все шло наперекосяк. Дель Пьеро никак не мог набрать форму, играл плохо и без энтузиазма, многие уже не надеялись увидеть прежнего игрока. Но как оказалось, именно банальная поддержка от товарищей по команде была нужна игроку, и ничего более. Мелкий жест, короткая фраза, означавшая неравнодушие тех, кто рядом. Монтеро на протяжении всех последующих тренировок искал глазами Алекса, напоминая тому о его ответственности. Один из лучших игроков команды принял молодого футболиста в качестве лидера их коллектива и всячески напоминал тому об этом. Алессандро отмечал, что именно банальный разговор в коридоре спас его от затяжной депрессии и вернул в строй. Нарастающие проблемы перестали казаться неразрешимыми, а потерянные навыки удалось восполнить новыми.

«Я играл в очень разных Ювентусах, в разные сезоны и моменты. Каждый раз я спрашивал себя: Можем ли мы выкладываться и давать больше? И ответ всегда был да, потому что в составе черно-белых должны играть профессионалы, игроки высокого уровня, выжимающие максимум. Работа команды и ее результат – это совокупность множества разных факторов. Дружба – это не случайность. Как и все в жизни, она не создается по команде.»

Помимо дружбы среди одноклубников Алессандро уважал честность. Неоднократно в современной футболе игрок пытается симулировать или пробовать обхитрить арбитра и соперников. Дель Пьеро старался примером показывать своим одноклубников цену честности. Победа, которая досталась нечестным путем, теряет нечто особенное, что ранее заставляло футболиста играть за нее. В биографии Алекс вспоминал эпизод в 2000 году, поражение в Перудже, когда обстоятельства вырвали из рук туринцев уже выигранный Скудетто. До конца оставалось 10 минут, команда проигрывала с разницей в один мяч. Ничего не получалось, ошибки допускали абсолютно все игроки Ювентуса, настроение было упадническим. Команда выглядела опустошенной. И вот арбитр на линии дал аут в пользу Ювентуса. Джанлука Пессото должен был вбросить мяч, но он отдал его Перудже. Джанлука видел, что мяч ушел именно от игрока Ювентуса и не собирался обманывать судью. Это было нелегко, но это был широкий жест. Дель Пьеро принял подобный образец поведения за идеал, что много говорит о нем, как о человеке.

«Я помню давний матч Рома – Ювентус, когда меня ударили в лицо. Я так удивился, что даже не среагировал. Если бы я упал на землю, моего соперника бы удалили. То есть иногда можно воспользоваться ситуацией, но ты этого не делаешь. Это было бы неправильно и просто не пришло мне в голову. Корректность может быть инстинктивной – как и хитрость.»

Даже после травмы звезда Дель Пьеро не угасла. Напротив – засветила еще ярче, игрока стали любить еще больше, а на поле он продолжал вести за собой команду. Капитанская повязка от Липпи стала логичным завершением роста футболиста от мальчика к мужчине. Нередко случались поражения, нередко и сам Алекс выглядел бледно. Но ни один стадион не осмеливался его освистать, настолько сильно его любили и уважали. Дель Пьеро на поле и за его пределами всегда оставался джентельменом и личностью, олицетворяющей идеалы Ювентуса. Даже вылет в Серию В не смог заставить Дель Пьеро бросить свой любимый клуб, за это болельщики вознесли его в ранг неприкасаемых среди всех игроков. Следует помнить, что Алекс только только вернулся в Италию с тем самым Кубком чемпионов мира, о котором грезил в детстве. Сборная Италии прилетела героями. И вот спустя всего лишь пару месяцев после такого триумфа Дель Пьеро оказывается дебютантом в Серии В в Римини. Лишь малая часть звездного коллектива осталась в команде, и именно на Алессандро легла ответственность вернуть команду наверх.

«Иногда меня спрашивают, что такое Ювентус лично для меня, и я считаю, что речь идет не только о футбольной команде, но и об идее. Командный дух предполагает, что ты соотносишь себя с цветами команды, а мне пришлось пережить опыт, необычный для современного футбола – побыть игроком-знаменем. И из чувства командного духа я, как и многие мои партнеры, приняли этот долг выступления с командой в Серии В. Это был вопрос гордости, это был долг – как помочь раненому животному. Когда мы говорим, что Юве – самая обожаемая и самая ненавидимая в Италии команда, мы открываем истинную правду. На этой правде построены более чем сто лет успеха, потому что быть одновременно ненавидимым и любимым – это непростая задача. Это знаменитая тяжесть футболки – мы играет так, потому что мы принадлежим к семье Юве. Это важно и для соперников, которые понимают, что они играют против черно-белых, и для них это матч всей жизни.»

Пробыв в нижнем дивизионе всего один сезон Дель Пьеро вместе с Ювентусом триумфально возвращается в Серию А. Даже больше, спустя год Юве вновь играет в Лиге Чемпионов. Дубль Дель Пьеро в ворота Реала становится знаковым, и все болельщики на стадионе Сантьяго Бернабеу в Мадриде встают, чтобы поаплодировать тому, кто победил их команду. Дель Пьеро поклонился стадиону и молча ушел на скамейку запасных после замены. А стадион все равно хлопал.

Следующие годы для команды и игрока оказались непростыми. Отсутствие результатов, плохая игра, долги и неверные трансферы рисковали привести Ювентус в упадок. Но с возвращением Аньелли к руководству началась новая эра в истории клуба. К сожалению, начало этой эры совпало на завершение карьеры Алекса в команде. Он с огромной тяжестью вспоминает свой последний год в Турине, но даже в этом случае раскрывается его безграничная любовь к этим цветам:

«Мой последний сезон в Ювентусе был самым сложным в карьере, потому что я столкнулся с реальностью, ранее мне не знакомой – реальностью того, кто играет мало или практически не играет. У меня была целая империя, а потом я не мог разобраться с крошечным наделом. Существуют проблемы и невзгоды посерьезнее, чем просто смотреть на своих партнеров со скамейки, но все в спорте или за его пределами идет от головы. Иногда переживания сильнее тебя, и ты легко впадаешь в грусть.Однако в такие моменты нужно задаваться вопросами – кто ты, откуда ты, пересмотреть историю своей семьи, сравнить свои заботы с теми, что были у твоего отца, когда он работал как мул ради своих детей, и благодаря всему этом ты снова приходишь в себя. То, как ты вырос, объясняет тебе, какой ты сейчас и позволяет тебе идти вперед и не сдаваться.»

При приходе в качестве тренера Антонио Конте Дель Пьеро потерял место в основе, выходя в основном либо в Кубке Италии, либо с замены. Тем не менее несколько важных голов он успел напоследок забить, в частности вспоминается его гол в полуфинале Кубка Италии против Ромы, когда Алекс закрутил мяч в дальнюю девятку практически без разгона, забив красивейший гол без малейшего шанса для вратаря. Даже Тотти подбежал хлопнуть Алекса по плечу, хотя на лице была видна досада. Это есть то самое уважение, о котором Алекс говорил раньше.

Сезон завершился триумфальной победой Ювентуса в Серии А, а Алессандро Дель Пьеро последний раз сыграл на стадионе в Турине в черно-белых цветах. Когда его заменили, стадион встал и не садился до самого конца игры. Аплодисменты, крики, слезы – все это адресовалось исключительно в сторону Алессандро, и сама игра отошла на задний план. Дель Пьеро совершил круг почета по стадиону, ни на секунду не позволяя себе заплакать или опустить глаз. Он был капитаном и был знаменем этой команды – болельщики должны были видеть его лицо, олицетворяющее силу и мощь этого Ювентуса. Антонио Конте, который никогда не позволял себе отвлекаться от игры ни на секунду, посвятил минуту времени для аплодисментов в адрес Дель Пьеро, отойдя от поля и приветствуя его. Пройдя круг, Алессандро остановился еще раз, помахал рукой, и с хладнокровием, достойным капитана, стал следить за игрой.

Далее был вояж в Австралию и Индию, где Дель Пьеро и закончил свою карьеру. Несмотря на то, что он не был воспитанником клуба и не закончил в нем карьеру футболиста, именно Дель Пьеро считают мистером Ювентусом. Именно Алессандро ассоциируется у фанатов всего мира со словом Ювентус. Алекс побил все мыслимые и немыслимые рекорды в клубе и ушел непобежденным, его Юве в последнем сезоне не потерпел ни одного поражения. Это идеальная точка в истории великого игрока Алессандро Дель Пьеро, мистера Ювентуса, ставшего величайшей десяткой в истории клуба.

По сей день Дель Пьеро удерживает звание лучшего нападающего в истории клуба и лучшего игрока по количеству проведенных матчей, но эти цифры абсолютно не демонстрируют того влияния и значения, которые Алекс приобрел в команде. Пусть он сам и закончит эту статью теми словами, которые характеризуют его как личность и как футболиста наилучшим способом:

«Я чувствую в себе большую силу, энергию, приходящую извне и питающую игру. Более десяти лет время от времени кто-то говорит, что я уже не тот, что раньше, но вот он я: еще один вызов принят. Я считаю, что великие истории начинаются повсюду, даже там, где ты их не ждешь. И это касается не только детей, играющих в мяч. Они не должны считать, что вырастут чемпионами, если будут расти в молодежных команда Барселоны, Ювентуса и Милана. Я из Сан Вендемиано, Баджо вырос в Винченце, Платини – во французском предместье. Талант находит возможность вырасти даже в маленькой деревне, и именно на задворках мира чувство вызова ощущается намного сильнее. Потому что вмешивается гордость. Самый маленький, самый застенчивый мальчик в деревне может стать самым лучшим. И при счете 20:20 его рука не дрогнет. Я был рожден стать спортсменом. В этом нет никакого предопределения или достижения. Я знаю много ценностей, однако не претендую на то, что им научился. Но важна честность, и я всегда буду ее уважать.»

 Больше информации и новостей в телеграмм-канале:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ювентус. Рецепт от Harry Hole
+41
Популярные комментарии
juveforzajuve
+8
Прекрасно всегда вспомнить старое, ностальгическое..
Надо отметить, что в Парму перешёл Баджо другой, не Роберто - прямой конкурент АДП, а Дино Баджо. А Роберто Баджо перешёл в Милан
FinoAllaFine FJ
+6
Автор, молодец. Такой материал всегда перечитывать удовольствие, казалось бы, знаешь каждый шаг карьеры Але, а все равно перечитываешь как в первый раз.
Evincive
+6
"Я орёл, а потому летаю высоко", - написал как-то маленький Сандрино ещё в школе.
Написать комментарий 11 комментариев

Новости