11 мин.

Сергей Шельменко: запрыгнуть в тамбур уходящего вагона

Классные левши-полусредние в послесоветском гандболе по-прежнему наперечет. Мы не станем обсуждать причины этой проблемы. Мы просто расспросим о делах и настроении обладателя столь дефицитных умений Сергея Шельменко. Вот уже седьмой сезон, сразу после замены украинского паспорта на российский, он не выпадает из списка кадровых предпочтений рулевых главной команды России. Мы дозвонились Сергею в Запорожье, утром перед очередной игрой чемпионата Украины, в которой его "Мотору" предстояло одержать непременную победу — 27-ю в 27-матче турнира...

— Тебе ведь совсем недавно стукнуло 35...

— Точно, было дело.

— И когда разговариваешь со спортсменом такого возраста, то хотя бы из соображений деликатности не обойтись без вопроса о здоровье. Давай сразу закроем эту тему.

— Записывайте. Чувствую себя отлично. Настроение приподнятое, как и должно быть весной. Скоро лето и отпуск. Здесь, в Запорожье, я один. И радостно сознавать, что совсем скоро смогу много времени проводить с женой и детьми, которые остались дома, в Чехове.

— Что же не взял их с собой на Украину?

— Уезжать легионером с семьей проще, когда дети маленькие. Перевез — и присматривай. А когда возраст у каждого свой, да и ребят уже трое, правильнее не устраивать им постоянные переезды со сменой школ, обстановки и привычек. Тем более что в Чехове мы с Татьяной свили, можно сказать, настоящее семейное гнездо. Там у нас дом, дача. Я и сам туда при первой возможности рвусь.

— Ну, положим, дача подождет, пока ты будешь пробиваться на чемпионат мира в спаррингах против чехов. Я как раз с прицелом на это о здоровье и спрашивал.

— Если где-то чуть-чуть заболит в моем возрасте, это даже хорошо — значит, живой. Все в порядке, короче.

— Наблюдая события издалека, можно предположить, что у вашего "Мотора" сейчас период соревновательной релаксации. Лига чемпионов закончилась для клуба в марте. А по чемпионату Украины вы продвигаетесь победным шагом в режиме, скажем так, условного сопротивления.

— Мы, конечно, не собирались так рано вылетать из Лиги чемпионов. Надеялись сыграть хотя бы один раунд плей-офф. А чемпионат Украины все равно нужно доигрывать, не теряя концентрации.

Здесь же интересный регламент. Суперфинальную серию до двух побед отменят только в том случае, если мы опередим всех соперников минимум на восемь очков. Иными словами, надо выиграть у ЗТР все встречи, в том числе одну оставшуюся. Это уж точно соперник не из простых. Для спора с ним необходимо держать себя в форме. И в играх, при реальном сопротивлении, это все-таки проще, что бы кто ни говорил про уровень соперников.

— То есть в этом и видите мотивацию?

— Ну, не только. Почти в каждом матче нам назначают повышенные нормативы. Мы потому и выигрываем так убедительно, что почти всегда стоит цель достичь определенной внушительной разницы, иногда мячей тридцать.

— Ха, и за это потом — премиальные?

— Нет. Поощряют по-другому. Мы играем за дополнительные выходные.

— И все же впереди у тебя, у других ребят-россиян из "Мотора" июньский нокаут-раунд сборных. Сохранение вами тонуса и формы к тому времени не станет проблемой?

— Не должно. Матч против ЗТР у нас 12 мая. К этому дню нас будут планомерно подводить. А в конце месяца — кубковый "финал четырех". Тренировочный режим снова повторится. А там почти сразу соберемся в Македонии, чтобы готовиться к чехам.

Кстати, если кто-то из игроков "Мотора" почувствует, что ему не хватает кондиций, двери клубной базы всегда открыты. Там можно самостоятельно поработать на тренажерах, в бассейне, на беговой дорожке.

— Пользуешься такой опцией?

— Ха, полагаю это должны делать игроки моложе. А вот я живу в прекрасном месте: километр — до заповедного острова Хортица. Иногда устраиваю себе кроссы там.

— Ты тертый в тренировках калач. Чем игрока бывалого мог впечатлить недавний лагерь сборной в Македонии?

— Необычным было отсутствие в его программе официальных матчей. Мы готовились к закрытому спаррингу против македонцев. Но работали очень серьезно. Были и интенсивность, и тактика, и разучивание новых взаимодействий. А еще повторю то, что уже говорили другие ребята. Место встречи в Скопье идеально способствовало новому уровню единения команды в повседневном общении. Вдали от дома мы много времени провели вместе. По аналогии с тимбилдингом процесс можно назвать кофебилдингом. Мы довольны, что следующий сбор снова пройдет в Скопье и прямо оттуда мы полетим играть в Чехию.

— Тренировочные методики у Патрыка Ромбела в Запорожье и у Эдуарда Кокшарова в сборной сильно разнятся?

— Скажу так: диаметрально. Совершенно разные подходы к подготовке и в видении игры.

Кокшаров сторонник популярной сейчас испанской системы. Плюс специфика сборной с короткими сроками встреч предполагает концентрацию на конкретных тренировочных задачах, специальную работу. Мне кажется, тренировки в сборной удачно направлены сейчас на то, чтобы активировать лучшие качества опытных ребят, уже успевших сыграться на топ-турнирах.

В клубе тренер держит в поле внимания весь сезон в целом. Ясно, что там выше физические нагрузки.

— Переключения с режима на режим доставляют сложности игрокам?

— Мне — нет. С годами пришло важное умение. Просто на время что-то выбрасываешь из головы, заполняешь ее другой информацией.

— Какой тренер в твоей карьере был самым большим оригиналом по части тренировочных методик?

— В смысле переворота в сознании для меня важнее всего был переход из ЗТР в немецкий "Райн Левен". По тем временам работа с Юрием Шевцовым была сродни полету в неизведанное — совершенно новые для меня методы и подходы.

Из времен более поздних назову сезон-2013/14 в минском "Динамо". У Бориса Денича была неожиданно устроена "предсезонка". Там случился отрезок в двадцать дней, когда мы тренировались без единого выходного! Надо было бороться с собой, проявлять характер, когда сил порой не хватало.

— Помню, словенец большой любитель упражнений с гирями.

— Меня от этого удовольствия уберегли давние проблемы со спиной. Не хотелось лишить себя сезона в угоду гиревому рекорду.

— Тот сезон минское "Динамо" не доиграло, было расформировано. а ты провел весну уже в "Неве". Тот выбор Минска был ошибкой?

— Почему? Все-таки мы отыграли тогда полный цикл в Лиге чемпионов. Даже собрали на "Барселону" зрительский рекорд на "Минск-Арене". Это был замечательный опыт. Да и Минск — город, очень приятный для жизни. Жаль, так и не довели тогда до финиша белорусский чемпионат. На время ликвидации клуба мы выиграли у брестчан уже три матча. Роспуск команды произошел стремительно. Все объяснили прекращением финансирования. Но для меня по сей день загадка, что на самом деле там произошло.

— В 2015 году сильно удивило твое решение перейти из "Чеховских Медведей" в "Мотор". Это было как-то отчаянно дерзко после бурных событий в Крыму и на Донбассе. Не поверю, если ты скажешь, что никто на Украине не держит на тебя зла за решение сменить гражданство в 2011-м.

— Со времени тех событий прошло довольно много времени. Поменялись все тогдашние руководители украинской гандбольной федерации. Вот как на духу: завершаю в "Моторе" третий сезон — и за это время не было ни одного упрека в том решении. А мое возвращение в Запорожье, думаю, здесь приняли как появление в команде игрока, рядом с которым быстрее окрепнет и повзрослеет молодежь и который может ее чему-то научить.

— Ну да, особенно поразило, что в "Моторе" ты сразу надел капитанскую повязку. Как это произошло, чье было решение?

— Его объявило руководство клуба после предсезонных сборов. Перед этим, разумеется. обсудили вопрос со мной. Я сказал: давайте пробовать.

— Получается?

— Команда живет, постоянно меняется. Ясно, что все двадцать человек никогда не будут придерживаться одного мнения. Поэтому нюансов в капитанской роли хватает. Но, считаю, мой первый сезон вообще удался. В Лиге чемпионов мы вышли тогда из группы, выиграли стыки за плей-офф у "Логроньо". Здорово шла игра у Бори Пуховского, он много сделал для команды в том сезоне.

— Кстати, Бориса многие считают настоящим лидером "Мотора". А повязка при этом на руке у тебя. Между вами не бегает черная кошка?

— Мы понимаем: чтобы команда двигалась в правильном направлении, надо всегда находить компромиссы. Но мне кажется, Боря в последнее время не в своей тарелке по другой причине. С приходом нового тренера у нас изменилось построение командной игры. Ромбел предложил многим новые роли и функции. И мне кажется, что сильные лидерские качества Пуховского, способного в одиночку вести за собой, сполна использовать перестали. Он расстраивается. И этот сезон у него не из числа ярких.

— С теперешним польским тренером "Мотор" развивается, прогрессирует?

— В чем-то команда развивалась. Например, мы стали быстрее, легче, добавили в атлетизме — введены жесткие нормативы по игровому весу. Но вот если оценивать в целом командную игру, она, на мой взгляд, не всегда получалась. Сезон шел по синусоиде. Для соблюдения общих принципов игры приходится порой жертвовать индивидуальными качествами — тем, что мы лучше всего умеем. А ведь это то, ради чего в команду и собирали ее лидеров. И в этом вижу очевидное противоречие.

— Конечно же, спрошу о знаменитом казусе семи нереализованных пенальти в матче против "Скьерна". Это была фатальная случайность, которую надо забыть? Или все же урок, из которого стоит делать выводы?

— Наверное, такого проигрыша в той лотерее можно было избежать. Теперь понятно, что если бы мы не стали отправлять на те пенальти всех по очереди, а использовали двух основных "семиметровщиков", половину из тех бросков они как-нибудь да реализовали бы. Но там шла тяжелая игра, решения требовались моментальные. Вот и я зря пошел бросать. Поторопился, не сделал паузу, не поменял угол. Испортил себе статистику. До этого у меня был опыт пенальти в "Неве": три из трех.

— В одном из интервью ты красиво сказал, что надо постоянно ставить себе цели. Но это должны быть не задачи "слетать в космос", а реально выполнимые действия. Что намечешь для ближайшего исполнения?

— А вот как раз полет в космос! Сыграть в олимпийском Токио. Эта цель стала немного ближе. Мне довелось выступить на чемпионатах мира и Европы, а вот на Олимпиаду еще не попадал.

Понимаю, что это — как шанс запрыгнуть в тамбур последнего вагона, когда поезд уже тронулся. Но именно этот шанс, пока он есть, и держит меня в спорте. Правда, надо настроиться все делать поэтапно. Сначала — чехи. Потом — "мир", Европа...

Ну и на клубном уровне хочется еще раз попытать счастья в лигочемпионском "финале четырех". Ведь однажды с "Чеховскими Медведями" такое получилось.

— Как выглядят твои контрактные обязательства перед "Мотором"?

— Прошлой осенью продлил их на два года. Отсчет начнется летом.

— Насколько предметно думаешь о будущем "после игры"?

— Четче всего представляю первые два месяца по завершении карьеры. Буду просто отдыхать, наслаждаться общением с родными. Но в принципе уже есть наметки дел, в которых можно будет себя пробовать. Это не тренерская работа — ее напряжения мне не вынести. Потихоньку осматриваюсь и осваиваюсь в сфере управления финансами — этому есть у кого поучиться. Ну и строительство. Оно привлекало меня всегда. Свой дом я уже построил...

Новиков

Фото: motorsich.com, xsport.ua, pressball.by