8 мин.

Дмитрий Павленко: «Нормальный человек в ворота не встанет»

Вратарь "Чеховских Медведей" Дмитрий Павленко на прошлой неделе изрядно переполошил болельщиков подмосковного клуба, пропустив из-за болезни неделю тренировок и кубковый выезд на Ставрополье. Сейчас он вернулся в строй и готовится к важнейшему матчу регулярного чемпионата — против "Спартака". Впрочем, для корреспондента БЦ это не помеха, а хороший повод для обстоятельной беседы с 27-летним голкипером.

— Как сейчас здоровье?

— К сожалению, в последнее время немного подводит. Неделю провалялся с температурой и только несколько дней назад возобновил тренировки. Переводя ощущения в цифры, скажу, что чувствую себя готовым процентов на пятьдесят или чуть больше. Но надеюсь, к субботней игре против спартаковцев состояние измениться к лучшему.

— Ощущаете ажиотаж вокруг этого "матча года"?

— А мне этот ажиотаж не понятен. Матч года будет сыгран в финале плей-офф. Здесь же поражение не станет катастрофой. Можно, напротив, выиграть "регулярку", а потом уступить четвертьфинал восьмой команде. Ну и что в таком случае это первое место даст?

— Предполагали до старта, что именно "Спартак" станет вашим главным конкурентом?

— Когда узнал состав этой новой команды, понял, что она будет как минимум в четверке сильнейших. Игроки там опытные, цели у клуба высокие, с финансированием проблем нет. Так что этот взлет меня не удивил.

— А вас в межсезонье не звали пополнить ряды "красно-белых"?

— Пожалуй, оставлю вопрос без ответа.

— В Чехове вы довольно долго оставались за спиной Олега Грамса. Насколько тяжел был статус запасного?

— Считаю, эта ситуация меня только закалила. Да и в целом неплохо играть, зная, что тебя всегда прикроет старший товарищ. Плюс Олег всегда мог что-то подсказать, посоветовать…

— И не возникало желания перейти в другой клуб, где уже вы могли бы подсказывать и давать советы?

 На мой взгляд, менять команду нужно лишь в том случае, если безнадежно сидишь на скамейке и смотришь гандбол со стороны. У меня такого не было, давали и шансы, и игровое время. В сезоны перед уходом Олега в "Дюнкерк" мы играли уже практически по тридцать минут. Поэтому смысла переходить куда-то не видел. У нас хороший клуб, прекрасные люди, высокие задачи.

— Не пора по примеру Грамса попробовать силы за границей?

— Не открою Америки, если скажу: любой наш гандболист мечтает о зарубежном клубе. У нас тоже неплохой чемпионат. Но с немецким или французским его не сравнишь. Там до последнего тура не знаешь, кто станет чемпионом. Лидер может проиграть команде, занимающей последнее место. У нас, кстати, тоже может, но не из-за равенства в классе, а вследствие собственного раздолбайства. Недавно, кстати, Олег рассказал, как его "Дюнкерк" играл против "Шамбери". Вели, кажется, 6 мячей, а в итоге спасали вничью. Что касается моего отъезда, то, мне кажется, у каждого гандболиста наступает время выбора: пробовать уехать либо оставаться. Я еще довольно молод. Все впереди.

— Говорят, все вратари — люди не от мира сего...

— Ха, нормальный человек в ворота не встанет. Сами подумайте: в тебя швыряют тяжелыми мячами, которые летят со скоростью за сто километров в час, ты их должен отбивать руками, ногами, а иногда и лицом. Какой человек в здравом рассудке на такое пойдет? Если ты выбрал участь вратаря, то в тебе определенно что-то не так. Правда, в детском гандболе это еще не замечаешь, а вот с течением времени начинаешь понимать.

— Есть еще и расхожее убеждение: голкипер не может стать хорошим тренером. Это вам как?

— Думаю, тренером высокого уровня может стать и школьный учитель, если у него есть талант и упорство. Но себя в будущем главным тренером точно не вижу. Помощником — пожалуй, тренером вратарей — да. А вообще мне тяжело представить, что я буду рассказывать кому-то, как правильно обыгрывать соперника. Ведь сам этого никогда не делал.

— Для вас важна вратарская конкуренция? Или лучше быть безоговорочно первым номером?

 Отсутствие конкуренции расслабляет спортсмена. А расслабленность — это первый шаг к краху. Придут вратари моложе, сильнее физически, в два счета заберут власть в свои руки, и все — про тебя забудут.

— Если назову вас лучшим на сегодня вратарем Суперлиги?

— Не соглашусь. Сейчас едва ли в каждой команде есть хороший голкипер. И всех их считаю конкурентами в борьбе за место в сборной. Зазнайство может привести к провалу. Поэтому исхожу из того, что я не лучше, а хуже многих. С таким подходом виднее, что мне надо улучшать.

— Вас не вызвали на апрельский сбор национальной команды.

— Честно скажу: очень расстроился. Старался быстрее вернуться в строй после травмы, закачивал ногу, хотел доказать, что достоин быть в главной команде страны. Но, увы, не пригласили. Вешать носа не стану. Буду рассматривать это как новый вызов.

— Когда смотрю матчи "Чеховских Медведей" или сборной России, ловлю себя на впечатлении, что вы переживаете за ход игры сильнее других...

— Понимаете, не люблю и не признаю шапкозакидательских настроений: мол, играем с аутсайдером, легко победим. Когда выходишь с таким настроем, это, что называется, ни уму, ни сердцу. Меня с детства учили: даже если идет рядовая двухсторонка, относись к ней как к финалу. Вот мы недавно встречались с ребятами 1998 года рождения. Конечно, уровни разные. Но все равно я выкладывался на все сто. Обратная сторона этого подхода — постоянные переживания за процесс и результат. Мне даже супруга иногда советует: ты так не нервничай, а то во время игр на тебя страшно смотреть.

— Можете "напихать" партнерам? Я, мол, тащу все мячи, а вы, елки-палки, никак не забросите.

— Предпочитаю более лояльный подход. Могу подойти и сказать: пацаны, ну-ка собрались. Но ругать никого точно не стану. Можно лезть из кожи вон, а игра все равно не идет — день не задался. И уничтожать человека, который наверняка и сам себя казнит, неправильно. Кнут применять надо не при ошибках, в если кто-то совсем уж разгильдяйничает.

— С чьими бросками вам тяжелее всего справляться?

— Такого, кто был бы моим постоянным киллером, нет. День на день не приходится. Ты можешь на кураже поймать все, что можно и нельзя, а в следующем матче залетит полная авоська. Это зависит от многих факторов: настроя, степени готовности, информированности. Допустим, полусредний посмотрит видео и подметит, как действует голкипер, а вратарь не станет изучать детали игры полусреднего — и будет наказан. Но вообще играть против опытных соперников, конечно, труднее. Ты можешь усвоить стиль бросков Димы Ковалева, Олега Скопинцева, Егора Евдокимова — а они возьмут и придумают что-то новенькое. Или, наоборот, извлекут какой-то трюк из старых запасов.

— Ваша уникальная пластичность – от природы?

— Вряд ли. Будь она от природы, было бы гораздо легче втягиваться, скажем, после этого недельного пропуска из-за болезни. А так приходится до тренировки потянуться, чтобы мышцы разогреть. Это работа. С детства приучили, что растяжка очень важна. Иногда ведь говорят, что при желании даже из бревна можно сделать гимнаста. Да, мне отчасти повезло с комплекцией — худощавым спортсменам легче выполнять такие упражнения. Но вообще думаю, что целеустремленный человек достигнет нужного уровня пластичности при любом телосложении.

— Вас часто узнают на улице в Чехове?

— Не особо, хотя город у нас и маленький. Разве что дети, которые на гандбол приходят, здороваются, удачи желают. Все это даже к лучшему — спокойно живешь, никто на части не разрывает. Да и с чего разрывать? Мы же не какие-то суперзвезды, которых постоянно показывают по телевидению.

— Думаю, вы приметнее других из-за колоритной внешности. Когда решили растить бороду?

— Это не ради имиджа. Просто, когда начинается сезон, возникает мысль не бриться наудачу — как в хоккее перед плей-офф. Правда, раз месяца в три все же бреюсь. Например, когда в Суперлиге перерыв. Но зимой с бородой немного теплее. А вот на клубной фотографии, которая делалась летом, я с гладким лицом — можно было позагорать.

— Болельщики часто дарят кумирам что-то на память. У вас есть такие необычные подарки?

— И не один. Однажды в день рождения подарили медальницу, на ней написано "гандбол", а рядом фигурка вратаря. Сейчас в моде железные медальницы, а та была деревянная. Она у меня на самом видном месте висит. Еще нам с женой бокалы дарили с гравировкой эмблемы "Чеховских Медведей". А когда выступал за сборную, один мальчик после игр постоянно приносил мне бумажные сердечки, которые делал в перерыве из программок к матчам.

— Следите за другими видами спорта, помимо гандбола?

— Не столько за конкретными видами, сколько за крупными соревнованиями. Нравится смотреть легкую атлетику. Про Олимпиаду и не говорю. Мы с женой активно болели за наших на недавних зимних Играх. Она бывшая лыжница, ей всегда были интересны гонки, биатлон. Так и я втянулся.

 В недавнем интервью тренер Виктор Рябых сказал, что мечтал оказаться на Олимпиаде "хоть в роли чемодана"...

— Вот соглашусь. У любого спортсмена заветная мечта — выиграть Олимпиаду. Первостепенная задача — не нее попасть. а второстепенная — хотя бы просто увидеть это событие. Проходи в Москве летние Игры, пошел бы, пожалуй, на любые соревнования — просто почувствовать эту атмосферу. И, конечно, приложу все усилия, чтобы все же поехать на Олимпиаду в качестве игрока.

Козлов

Фото: Василий Пономарев; вконтакте/Федерация гандбола Россиивконтакте/ГК «Чеховские медведи»

 

Более подробно о проекте "Быстрый центр" можно узнать в соцсетях: 

ВК: https://vk.com/handballfast 

ФБ: https://www.facebook.com/handballfast

Телеграм: https://t.me/handballfast

Твиттер: https://twitter.com/handballfast