13 мин.

«Гамбург» при Торстене Финке

Вчера единственный клуб Бундеслиги «Гамбург», никогда не вылетавший из нее, потерпел свое 12 поражение в сезоне в гостевом матче против «Вольфсбурга» со счетом 1:2. И хотя у «ганзеатов» на 2 поражения меньше, чем у «рекордного» в этом аспекте «Кёльна» (14 поражений), очередная и уже 4-я подряд неудача команды Финка во втором круге уже ставит гамбуржцев ниже «козлов», а самому клубу по итогам этого тура теоретически угрожает падение как раз туда, откуда так старательно и верно вытаскивал нынешний тренер команду с берегов Эльбы. А сам ход второго круга при нынешней тенденции может так же угрожать и вовсе вылетом из Бундеслиги. И ввиду нового поражения «Гамбурга» все действующее тренерство Торстена Финка уже можно смело разделить на 2 периода: оптимальное и неудачное. Почему так резко изменились в худшую сторону результаты гамбургского клуба после дававшей неплохую надежду на улучшение жизни концовки первого круга – ответ на это и попытаемся найти с помощью анализа игры клуба при Торстене Финке с тактической точки зрения.

Когда «Гамбург» провел концовку первого круга после назначения Торстена Финка новым тренером клуба с севера Германии, у меня появились в голове мысли, что, хотя новый тренер придал игре команды стабильность, в том числе результатов (и отсутствие поражений как в начале сезона), такое количество ничьих у меня ассоциировалось с борьбой больного со своей болезнью, когда ему прописали новое сильнодействующее лекарство. Вроде бы оно и помогает, но далеко не сразу и нет гарантий того, что оно действительно поможет. Ведь еще все зависит от того, насколько далеко зашла болезнь в своем развитии еще до назначения лекарства. И второй круг подтвердил те предположения, что всего лишь 2 победы и целых 6 ничьи при Торстене Финке в первом круге были только «потугами организма» гамбургского клуба бороться с симптомами рано начавшейся болезни. Почему же новое, приписанное для «Гамбурга» лекарство не помогает во второй части сезона? Почему сегодня северонемецкий клуб терпит одно поражение за другим, все больше напоминая себя образца старта в сезоне 2011/12? Отсутствие одного из лучших снайперов клуба Паоло Герреро, что лишило команду прежней силы в атаке как в первой половине тренерства при Финке, и многочисленные травмы игроков, которые лишили команду возможностей иметь более или менее приемлемых игроков в стартовом составе – это только внешние причины. Представляю Вашему вниманию адаптированный перевод статьи о «Гамбурге» при Торстене Финке с сайта о тактике Spielverlagerung.

***

Торстен Финк со времени своего вступления в должность главного тренера значительно повлиял на «Гамбург». Но тем временем трудности его системы игры и его игроков обнаруживаются все сильнее и все чаще.

Насколько затрудненным иногда может быть занятие футбольной тактикой, футбольное дело в себе следует простым правилам. Находящие за ними механизмы сегодня может пробубнить каждый 5-летний ребенок. Если команда с претензией на квалификацию на Лигу Европы после первой четверти сезона сидит в подвале турнирной таблицы, то увольнение тренера такое же верное дело, как и оскорбления судей со стороны Жозе Моуриньо после поражений «Реала». Несколько дней спустя менеджмент в подобных случаях представляет «идеальное решение»: типично чудаковатого тренера-ветерена с фокусом на оборону. Но это вовсе не так в нынешнем сезоне у «Гамбурга»: не только потому, что спортивный директор Франк Арнесен оставил себе несколько недель на поиск подходящего кандидата, он так же представил в лице Торстена Финка тренера, который явно не типичен для кандидата в борьбе за выживание.

 

Система Финка в клубе «Базель»

 

Схема игры "Базеля" при Финке

Самым большим клубом Финка ранее был швейцарский гранд «Базель». С многократным чемпионом Швейцарии он выиграл 2 национальных титула и 1 Кубок. Молодому тренеру удалось в свое время, проведенное в Швейцарии, сделать со своей атакующей тактикой самый сильный в последние годы по титулам клуб так же и самым привлекательным по игре.

Его тактика ультрасовременна и в то же время сравнительно проста: при построении игры один опорник позволяет себе оттянуться до линии между центральными защитниками. Отсюда возникает цепная реакция: крайние защитники выдвигаются вперед, крайний нападающий смещается несколько в середину, чтобы создавать в центре поля вместе со вторым опорником и оттянувшимся назад нападающим больше возможностей для комбинаций. Так получается из оборонительных 4-4-2 агрессивные 3-5-2, которая выглядит убедительной благодаря достаточной ширине и высокой гибкости, а короче большой частоте смены позиций в атаке.

В случае с клубом «Базель» особенно бросался в глаза во второй сезон баланс между медленным удержанием мяча и быстрым футболом в одно касание. В зависимости от ситуации полузащитники решали сами, должны ли они начинать быструю контратаку или лучше подержать у себя мяч. И если механизм игры в короткий пас получался сразу, тогда команда могла даже благодаря относительно небольшому количеству контактов с мячем разъединить на части соперника своими комбинациями. Так же был примечательным большой коэффициент фланговых передач и навесов, который можно было объяснить достаточной широтой игры и высокой ролью крайних защитников. Вместе со страстным прессингом команда могла в свои лучшие фазы в матче повлиять на игру любого соперника. Но в плохие фазы сразу появлялись критики, которые обращали внимание на недостаток культуры игры и слабую защиту.

 

Система Финка переезжает вместе с ним в Гамбург

Уже в первой игре против "Вольфсбурга" было ясно, как выглядит схема Финка

То, что определенные тренеры имеют свои любимые схемы игры, нам, лисам тактики, известно. Но однако мы не были сильно поражены, когда «Гамбург» уже спустя неделю после вступления Финка в должность главного тренера претворил в жизнь систему игры «Базеля» чистейшей воды. С той самой первой игры тренер гамбуржцев не отклоняется от своего тактического гибрида 4-4-2/3-5-2. Этот новый, доминантный стиль игры снова и снова отражается, прежде всего, в статистике: владение мячем у HSV до прихода Финка составляло посредственные 46,89%, с тех пор, как он в должности главного тренера, этот показатель вырос до 54,92% (на 8%!). Так же значительно возросли точность передач и количество ударов по воротам.

Спустя несколько туров стало ясно, что его система пошла на пользу «Гамбургу» после непродуманной системы при Михаэле Оннинге. Как раз для некоторых игроков, которые уже списывались со счетов фанатами клуба и назывались даже «бездельниками», новая система игры была им сшита по мерке. Ринкон смог лучше развить свою силу игры в пас в качестве глубоко располагающегося плеймейкера при менее значительном давлении соперника, так как его недостаточная быстрота действий не так ощутима и пагубна для созидания на собственной половине поля. Схематически высокая роль крайних защитников прекрасно подошла и без того ориентированных на атаку Аого и Дикмайера. На флангах Тёре со своим движением в направлении середины игрового поля и со своим сильным дрибблингом напоминает на пока еще игрока «Базеля» и будущего игрока «Баварии» Шахири, в то время, как диагональные движения Янсена на другом фланге приносят достаточную порцию движения команды в направлении ворот. И, наконец, в атаке Герреро наконец-то мог обеспечиваться должным количеством передач и фланговых навесов, в которых крайне нуждался очень сомнительный в плане поведения перуанец.

Вплоть до зимнего перерыва «Гамбург» шел без поражений, но за это время добился всего 2 побед. Причинами такого скорее посредственного набора очков были так называемые «детские болезни», которые приносит с собой смена схемы игры. Все процессы и пути движения команды нуждаются в некотором времени, до тех пор, пока они не станут согласованными друг с другом. И координировать это сложнее в атакующей системе игры, чем в оборонительной системе (смотрите пример Фавра в последнем сезоне «Мёнхенгладбаха», который в кратчайшее время смог стабилизировать защиту «жеребцов»). Как раз именно (контр)прессинг не функционировал безупречно в первых матчах при Финке. Однако, здесь нужно признаться, что ему пришлось перенять не только ослабленную морально (в силу крайне неудачного, мягко говоря, старта сезона), но и слабую в кондициях команду: из-за самой слабой активности движения в матчах среди всех действующих участников Бундеслиги команда заметно «разваливалась» в последнюю четверть часа матча.

Статистика, которая отражает данные ДО и ПОСЛЕ прихода Финка (ср.количество очков, владение мячем, точность передач, соотношение ударов по воротам, ср.количество ударов по воротам "Гамбурга" после контратак) 

Хорошо настроенные команды обнажают проблемы «Гамбурга»

На рисунке отображены участки в середине поля, которые были слишком свободными для соперника во время последнего домашнего поражения от "Фрайбурга"

В новом году команда Финка продолжала и дальше делать то, на чем она закончила в старом – владение мячем стало новым девизом жизни в «Гамбурге». Конечно, с момента сильно тактически сыгранной ничьи с «Баварией» (1:1) успехи команды посеяны редко. Оптимизации путей перемещения команды (игроков) и прессинга требуется больше времени, чем первоначально думал Финк. Именно по этой причине тот самый футбол в одно касание из «Базеля» пока еще не прижился в Германии, а точнее в «Гамбурге». Слишком редко создает команда численное преимущество, находясь рядом с мячем. Это так же негативно отражается и на контрпрессинге, так как прямой отбор мяча тем проще, чем больше игроков располагается поблизости мяча соперника.

Тем не менее, гораздо серьезней проявляется то, что соперники «Гамбурга» все лучше настраиваются на новую систему игры клуба. Крайне рискованное развертывание веером крайних защитников при владении мячем заботится о том, чтобы соперники с хорошим прессингом могли относительно просто закрыть игрокам «Гамбурга» пути для передач. С помощью расстановки 1-2 команда может установить прессинг man to man – 2 нападающих идут на центральных защитников, а атакующий полузащитник – на располагающегося в глубине опорника. И если им потом еще удается искусно закрыть пути для передач на флангах, тогда для «Гамбурга» возникает большая проблема. В центре поля, собственно, отсутствуют адресаты для передач, чаще всего здесь в одного остается лишь второй опорник. И бременский «Вердер» продемонстрировал в «Северном Дерби» 18 февраля, как можно 3 атакующими игроками парализовать всю конструктивную игру гамбуржцев.

К тому же игра в 3 защитника в линии обороны является особенно уязвимой при контратаках. Чисто в числовом обозначении 3 игрока защиты находятся в численном меньшинстве, если команда соперника очень быстро проникает в последнюю треть поля. Это ведь логично, что втроем тяжелее закрывать целую ширину поля, чем вчетвером. И «Вердер» при победе со счетом 3:1 обнажил эту проблему при использовании всей ширины поля при контратаках. И здесь снова открывается проблема слабого контрпрессинга, который в теории должен душить контратаки соперника еще в зародыше, но на практике редко ведет к успешному отбору мяча. Так, при Финке в сравнении с первыми турами удвоилось среднее количество завершающих ударов соперника при контратаках.

 

О травмах, спадах игровой формы и ошибочной трансферной политике

Несмотря на эти слабые стороны, Финк твердо придерживается своей схемы, что бы ни было. Так же и в ходе матча бывший игрок «Баварии» не предпринимает никаких тактических изменений. Например, против «Боруссии» Дортмунд, когда спустя четверть часа стало ясно, что с дырами в центре поля нельзя предотвратить крупное поражение против сильного прессинга чемпиона Германии, Финк ничего не поменял. У этого момента есть особенный эффект, что уже спустя несколько минут становится ясно, как пройдет матч для «Гамбурга»: если соперник бдителен и хорошо оборонительно настроен, то это будет трагичный для гамбуржцев вечер, в случае же, если их созидательная игра не слишком разрушается соперником, тогда они сами могут контролировать игру и в ходе нее приходить к голевым моментам.

В настоящий момент в качестве отягчающего обстоятельства сюда добавляется то, что игроки «Гамбурга», которые к концу первого круга значительно были причастны к успеху команды, отсутствуют сейчас в силу травм или находятся вне своей игровой формы. Тёре, который ранее часто смещался с правого фланга ближе к средней части поля и тем самым закрывал показывающуюся брешь в центре, не хватает со времени своего повреждения прежней стремительности. На другом фланге Янсен, который, как уже упоминалось, своими диагональными движениями в сторону ворот приносил в игру немного динамики, порой вынужден помогать команде как крайний защитник. Но тяжелее всего отражается на команде слабая форма Томаса Ринкона. В первом круге он был в качестве располагающегося в глубине распасовщика мяча неким приятным сюрпризом в форме «Гамбурга» - в настоящее время он находится на удалении в несколько миль от этой формы. Таким образом, у гамбуржцев нехватка решающих диагональных и вертикальных передач при построении игры. Эксперимент с Яролимом в качестве действующего из глубины плеймейкера на прошлых выходных себя не оправдал, его чаще всего горизонтальные, поперечные передачи практически не открывали для «Гамбурга» собственную игру.

Участки для контратак, которые использовала "Боруссия" при разгроме "Гамбурга" со счетом 5:1 

В этой связи бросается так же в глаза полностью ошибочная концепция при формировании состава команды на сезон. Здесь «Гамбург» все еще должен расплачиваться за многие ошибки, которые совершались в течение прошлых лет. Отсутствие ясной стратегии ныне заботится о том, что клуб обладает словно парализованными в своих действиях игроками (просмотр матча «Вольфсбург» - «Гамбург», к сожалению, у меня, как у автора перевода текста выявил аналогичные ощущения), которые имеют свои сильные стороны в работе с мячем, но есть среди них лишь немногие, кто умеют играть и без мяча, что бывает очень ценным при владении мячем соперником. Это особенно бросается в глаза у ориентированной на владение мячем команды при компановке игроками участков поля: ориентированному на свободное пространство полузащитнику или нападающему, который искусными движениями создает бреши в защите, не идет игра гамбуржцев таким же образом, как и игроку в «стенке» при перепасовках. Таким образом, им остается лишь играть через фланги, включая высокие фланговые навесы, что всегда для соперника просчитать легче, чем если атака продумывается более длительное время, в частности, позиционная. И, конечно же, в клубе не хватает качественных запасных или которые могли хотя бы служить альтернативами тем, кто играет в основном составе.

 

Заключение

В первые недели новая система Торстена Финка помогла «Гамбургу» выбраться с самого последнего места в таблице. Четкая игровая идея в сочетании с использованием сильных сторон недооцененных важных игроков (Герреро, Ринкон, Янсен) вернула «динозавра» Бундеслиги обратно на колею успеха.

Но тем временем Финк при претворении своей новой атакующей системы находится во второй фазе: соперники уже настроились на их ориентированную на владение мячем систему, к тому же команда была вынуждена бороться как с ухудшением игровой формы ряда игроков, так и с их травмами. Эта фаза часто идет вместе с поражениями, конечно, Финк действует в настоящий момент неохотно, чтобы подчинять свою систему даже только хотя бы мельчайшим приспособительным механизмам, тем более, что во время матча главный тренер «Гамбурга» практически не делает тактической перемены. Что точно скрывается за этим, мы не можем диагностировать издали.

Остается 2 сценария для «Гамбурга» в оставшейся части сезона: команда Финка стабилизируется в созидании игры и по-настоящему придет в движение в комбинационной игре – тогда он [Финк] должен был бы убедить, вопреки предпочтению своей схемы даже в плохие фазы, самых суровых критиков, равно как и внутри клуба. Если «Гамбург» не будет быстро схватываться и решать нынешние проблемы, то отсутствие плана B может дорого стоить им, гамбуржцам, единственным, кто еще никогда не вылетал из Бундеслиги.

***

P.S. У меня нет законной подписной картинки блога. Я, как владелец блога mizhe4ka, тосты говорить не умею, я скажу проще: Ну, верьте в «Гамбург»!