9 мин.

Тройное сальто в группировке на вольных

Рекорды случаются не только там, где необходимы скорость и сила, но и на гимнастических снарядах - там, где в особой цене смелость и ловкость, риск... В гимнастике вообще все кажется воздушным и красивым. Но попробуйте познакомиться со всем этим ближе, в порядке ежедневной работы! Попробуйте проехаться локтями, или коленями, или, не дай Бог, лицом по ковру! Каждый его сантиметр при неправильном приземлении и падении опасен! Один из важных моментов — это умение правильно приземляться из любого положения. Нужно все время чувствовать, где земля, а где небо, чтобы, выкрутив элемент, вывернуться и попасть на землю ногами. Упасть почти так же опасно, как и на обыкновенный пол. На тренировке приходится не только десятки раз прыгать, заниматься на сетке батута, но и делать другие вещи, например, лазить по канату. Попробуйте залезть под потолок спортивного зала по канату без помощи ног, и вы увидите, какие для этого нужны крепкие руки и сильные, тренированные мускулы!

В полете наибольшее значение имеет точность — точность во времени, точность в применении силы. Нужен точный по времени уход с ковра, нужен точный момент взятия «темпа», нужно точно по направлению дать «посыл» своему телу, точно по времени «разгруппироваться» и точно прийти на ноги.

Если бы записать весь ход многодневных тренировок, все количество падений в поролоновую яму, подсчитать все количество йода, потраченного на замазывание царапин и ссадин, количество пота и нервов, — могла бы получиться поучительная история.

Что такое тройное  сальто? Каждому понятно, что это три полных переворота в воздухе. И все? Далеко не все! Первая трудность — это расстояние между ковром и спортсменом. Вторая трудность — техника исполнения. Каждый элемент повышенной трудности требует не только физического освоения, но также и психического. В работе участвуют не только мышцы, но и вся нервная система, особенно в период, когда прыжок еще не освоен и исполнение не дошло до того «автоматизма», с которым, например, человек ходит, садится, бегает, когда как бы уже незаметны «приказы» центральной нервной системы. Точно так же получается и здесь.

Недаром тройное сальто назад в группировке является одним из самых сложных акробатических элементов в спортивной гимнастике. Процесс его изучения очень труден: сначала надо освоить двойное сальто назад прогнувшись, затем двойное сальто назад в группировке с раскрыванием. Раскрытие всегда сложное, нужно достичь, чтобы элемент был вкручен, сделан достаточное количество раз, и тогда он выполняется спокойно, без напряжения, так что на современном помосте вполне хорошо выполним… Это раньше на старом ковре, там его выкручивать было, конечно, гораздо сложнее... Приходы на тройном, в доскок, что называется, один в один очень трудно сделать, во всяком случае в ближайшем будущем, поэтому гимнасты нечасто вставляют его в комбинацию. Делают другие сложные элементы, например два бланжа с двумя винтами, которые более – менее, хотя бы, гарантируют доскок, потому что обязательно еще надо встать на ноги… Вот с батута в яму - это действительно не сложный элемент, но на ковре тройное сальто (в отличии от одного или двух) требует очень точных действий, и любая, даже самая маленькая допущенная ошибка даст о себе знать во время исполнения и приземления соответственно. В программе гимнаста это высочайший уровень, как и 4/4,5 винта, долгое время доступный лишь единицам.

Tройное сальто за всю историю гимнастики на соревнованиях исполняли не так уж много спортсменов. Впервые оно было показано советским гимнастом, МСМК Юрием Порпленко из Симферополя в 1986 году в Ереване на Кубке СССР. Причем исполнено сальто было на ковре тех лет, который, конечно, толкал, но далеко не так, как толкает сейчас. Но поскольку чемпионат СССР не является международными соревнованиями, то этому элементу не было дано имя Порпленко, и факт его выполнения не был подтверждён официально в Международной Федерации Гимнастики (ФИЖ). Через год на международных соревнованиях тройное сальто выполнил ещё один советский гимнаст - Валерий Люкин. Поэтому до сих пор этот элемент носит имя Люкина, а не Порпленко, что, в общем, несправедливо. Дело в том, что даже по присланному видео ФИЖ не может зачесть элемент как именной, и требует его выполнения на международных соревнованиях, опасаясь различных спецэффектов в видео и нестандартных условий, что в общем обосновано.

Валерий Люкин

Ещё через год в 1988 году тройное сальто назад повторил и советский гимнаст Владимир Гоголадзе на Олимпийских Играх в Сеуле. Такая мягкая техника, такая зрелищность!

Владимир Гоголадзе

Казалось бы, только нашим гимнастам было по силам освоить столь сложный элемент. Однако уже в 1995 году китайский гимнаст Ли Ксяошуанг тоже повторяет их достижение:

Ли Ксяошуанг

Вскоре тройное сальто осваивают и другие российские гимнасты. С 1998 по 2003 год единственным, кто исполнял тройное сальто назад, был Евгений Подгорный.

Евгений Подгорный

А с 2003 года на Чемпионатах России тройное сальто прыгал гимнаст из Новосибирска Андрей Белоусов.

Андрей Белоусов

И лишь несколько лет спустя, в 2007 – 2008 годах, тройное сальто сумели выучить американские гимнасты Зик Джексон и Эдди Крейн.

Зик Джексон

Эдди Крейн

Но в этом году произошло, казалось бы, невероятное. Никита Нагорный сумел не только повторить этот сложнейший элемент, но и сделал просто феноменальное приземление! Можно сказать, у него тройное стало получаться лучше, чем у предшественников. Но тогда в прошлом и возможности ковра были другие. Все уже привыкли к тому, что сейчас только Симона Байлс делает всякие трудности прямо в доскок, но и ей, похоже, до этого еще не близко. И в середине программы он умудряется выполнять два с двумя!!! Это, вообще фантастика, просто слов нет и опять доскок… Его вольные не просто мирового уровня. С такой программой вполне можно побеждать на чемпионатах мира.

Никита Нагорный

*** 

Хотя девушки себе подобного экстрима до сих пор не позволяют, довольствуясь двойным бланжом с двумя винтами (Мурс) и иногда пытаясь сделать на тренировке два с тремя (Мураками, Байлс), я все же попробую сама проследить, что делается при исполнении тройного сальто. В самом деле, почему бы ради этого не достать из шкафа свой тренировочный купальник и не вернуться в зал… Вот сначала ты прыгаешь рондат фляк, чтобы получить высоту. Надо внимательно следить, чтобы не упустить нужный момент — ни на полмгновения раньше, ни на полмгновения позже, чем требуется... «Есть!» — говоришь ты сама себе и летишь вверх в свободном полете. Нужно крепко держать тело — нагрузка очень сильна, энергия увеличивает вес в несколько раз. Решающее значение имеет то, в какой точке крутить «трешку». Чуть раньше – упадешь. Чуть позже — пропал весь заряд энергии! Где же это единственное мгновение и направление? Это можно решить только практически, повторяя элемент сотни раз.

Но вот момент пойман точно, направление взлета правильное — пора делать предельно глубокую группировку. В сущности говоря, группировка — движение простое, в азбуке гимнастики примитивное, но сколько в данный момент зависит от этой самой группировки! Если чуть-чуть не дотянешь коленки — вращение тела замедлится. Чуть откинешь голову или раскроешь локти — то же самое. Ты должна сжаться в самый маленький комочек, чтобы ничто не мешало твоему вращательному движению.

Вот первое сальто, еще на взлете вверх — мелькает пол и потолок, мелькает весь зал... свет, снаряды, люди... Второе сальто — тот же хаос перед прищуренными глазами. Нужно сделать еще третье сальто. Третье! Ноги в сжатой плотной группировке, руки еще сильнее поджимают колени. Пол, потолок, и... Нужно иметь предельно развитое чувство координации движений, чтобы после трех переворотов точно знать положение своего тела по отношению к земле, так как момент разгруппировки также не терпит ошибки даже в доле секунды — иначе не попасть ногами на ковер. Тройное сальто делается примерно в промежутке двух секунд и в этих долях сантиметров и долях секунд — весь секрет виртуозной работы и высокой квалификации.

Даже в прыжках на акробатической дорожке, которая отталкивает гораздо выше обыкновенного гимнастического ковра, тоже долго отказывались от выполнения тройного сальто, потому что было тяжело поймать доскок. Примечательно, что тут представительницы женской акробатики предпочли не отставать от наших мужчин – тройное сальто впервые сделала Елена Бугаева в Тбилиси в 1985 году, а на международных соревнованиях его исполнила украинка Елена Чабаненко во время Чемпионата Мира в Глазго в 1997. Ни одна дама дорожки прежде не отваживалась включать этот элемент в свою программу на мировом первенстве. А Чабаненко неоднократно выполняла эту сложнейшую комбинацию, достаточно уверенно справлялась с трудностями как технического, так и психологического характера. Совершенно очевидно, что она просто прочувствовала эту комбинацию. Даже ее разминка приводила соперниц в шоковое состояние... Сейчас в связи с улучшением снарядов появляется возможность его освоить лучше. Поэтому некоторые акробаты прыгают его даже в комбинации с винтом, и это считается рекордом сложности. Украинский акробат Юрий Фреюк делал тройное прогнувшись на тренировке на дорожке, но не очень чисто, с подсогнутыми ногами и телом в 3-ем сальто… Британец Кристоф Уиллертон тренирует 3 с 3,но на чистую дорожку пока не вышел.... Как бы то ни было, разница между исполнением этого элемента на дорожке и ковре очень большая. Выполняя двойное сальто на дорожке, а потом на ковре, можно заметить, что различие действительно будет не большим (хотя вес тоже многое решает), но после дорожки тройное на ковре - это совсем другое дело. Там каждая доля секунды важна, а ковер все-таки быстрее и жестче. Так же нельзя забывать про психологический момент.