8 мин.

Автогоночный Январь

Еще лет десять назад, последним событием в мире автоспорта был финальный этап чемпионата мира в классе формулы 1. После этой гонки приходилось запасаться терпением и ждать середины марта, ведь в зимние месяцы практически ничего значимого не происходило. Но время не стоит на месте, и все чаще зимой слышен рев гоночных моторов. Национальные и региональные серии: азиатские, австралийские и новозеландские, ралли-рейды, в том числе знаменитый «Дакар», и просто многочисленные тесты самых разных гоночных серий не дадут впасть в спячку автоспортивным болельщикам. В этой статье я предлагаю вспомнить, что произошло в мире автоспорта в январе 2014 года.

Еще в канун нового года из Франции пришла невеселая новость: семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер разбился, катаясь на лыжах. Полученные травмы оказались достаточно серьезными и весь январь все неравнодушные болельщики внимательно следили за новостями из госпиталя Гренобля. К сожалению, первые обнадеживающие новости пришли только в начале февраля, и все равно говорить о полном выздоровлении не просто преждевременно, но, возможно, и самонадеянно.

Первым крупным стартом в 14 году можно считать гонку по традиционному маршруту ралли «Париж-Дакар», а чуть позже и сам раллийный марафон, который теперь проводят совсем на другом континенте. Основные надежды наших соотечественников в «Африке» был связаны с экипажем Сергей Успенский /Андрей Руссов. Но, к сожалению, в четвертый день гонки, спортсмены вынуждены были сойти с дистанции, после того, как их автомобиль перевернулся. Сами спортсмены в аварии не пострадали. А вот по другую сторону атлантического океана команда «Камаз-мастер» пыталась в очередной раз отстоять титул сильнейшего коллектива в «Дакаре». Забегая вперед, стоит заметить, что Камаз снова выиграл, вот только на этот раз победа не стала легкой и «безусловной». Читая материалы коллег-автообозревателей в сети, можно было встретить диаметрально противоположные мнения. Порой, журналисты и читатели заходили настолько далеко, что обвиняли друг друга в непатриотизме и грозились чуть ли не физической расправой. Чье мнение верное, а чье ошибочное – судить не нам. Постараемся просто вспомнить основные моменты, которые и породили возможность различной трактовки финишных результатов.

На старт 34 марафона, протяженностью 9400 километров, проложенных по территории Чили, Аргентины и Боливии вышло 8 российских экипажей. Ну а в  грузовом зачете все наши надежды и чаяния были связаны с пятью экипажами на Камазах. Неприятности начались уже на второй день гонки. Айрат Мардеев угодил колесами в большую яму и перевернул свой многотонный грузовик. Итог происшествия печален, катастрофическое отставание в ожидании технички, хорошо хоть никто не пострадал. Казалось бы, на первое место в зачете должен был выйти другой россиянин Антон Шибалов, но судьи вернули 22 минуты Жерару де Рою, ведь он остановился, чтобы помочь экипажу Мардеева. Вот тут то и кроется основная интрига марафона. Некоторые утверждали, что остановка та была вовсе не для оказания помощи сопернику, а стала следствием собственных проблем. На следующий день третий спец. участок выиграл Андрей Каргинов. Тем не менее Де рой сохранил лидерство, а экипаж Мардеева вынужден был гонку прекратить, сказались последствия вчерашней аварии. После очень сложного четвертого  дня гонки экипаж Каргинова проигрывал лидеру уже 40 минут и занимал третье место позади MANа Марселя Ван Влита. Казалось бы, Де рой всерьез готовился повторить успех 12 года, но пятый день для Камаза стал триумфальным, и первые два места остались за нашими спортсменами.

Автоспорт опасен, произошедшее в пятый день марафона заставило лишний раз вспомнить эту банальную фразу. Эрик Палан, бельгийский мотоциклист погиб на пятом спецучастке «Дакара». Одиннадцатая попытка покорить «Дакар» стала для 50-летнего спортсмена последней. Таким образом, за всю историю Марафона  Эрик Палан стал 27 жертвой гонки среди гонщиков.

Но вернемся к главному противостоянию в грузовом зачете. Отставание Каргинова сократилось до 29 минут, а три экипажа Камаза разместились со второго до четвертого места в итоговом протоколе гонки. К десятому этапу Каргинов сократил отставание от Де роя до семи минут, а к 12 смог выйти в лидеры гонки. СУ 12 стал самым напряженным  за все время гонки, Каргинов и Де Рой несколько раз опережали друг друга на контрольных точках.

Развязка интриги получилась неожиданной, конечно странно, что часто победитель приезжает на финиш гонки не первым, но таковы правила «Дакара». На финальные 175 км дистанции Каргинов имел семи минутное преимущество. Нужно ли говорить, что по меркам «Дакара» такой отрыв  - просто «ничто».  Отступать Де Рою было некуда, он выжал из своего Iveco все, на что тот был способен. Жерар проскочить узкий участок пути, но следовавший за ним автомобиль Mini под управлением китайского экипажа повторить этого не смог. Да да, и в гонках случаются «пробки», именно в ней то и застрял Каргинов. Де Рой был на финише первым, но победу присудили Андрею. Судьи вернули экипажу шесть минут потерянного времени, и таким образом, определили победителя марафона в грузовом зачете.

 

Успехи россиян на международной арене особенны ценны в технических дисциплинах. С каждым годом увеличивается число наших гонщиков в основных гоночных сериях планеты, тем не менее, их по прежнему можно сосчитать по пальцам. Вчерашние герои, такие как Виталий Петров уступают место талантливым новичкам, таким Как Даниил Квят.

Чем занимается Виталий Петров наверное понятно только ему одному, ведь даже разрыв с «горе-менеджером» Оксаной Косаченко ничего существенно в его судьбе не изменилось. Жизнь Виталия после трех сезонов в королевских гонках стала напоминать жизнь Юрия Гагарина после полета. Оба перестали заниматься своим делом, а на смену гонок у Виталия тоже пришли светские рауты и непонятная возня с олимпийскими фетишами. Петрову стоило бы понять одну вещь: каждый должен заниматься своим делом, так хороший гонщик должен гонять. Даже январь не внес какую-нибудь ясность в судьбы первого россиянина в формуле 1. скорее всего Виталия ждет будущее в немецкой серии ДТМ, тестами остались довольны обе стороны, но если Виталий не ускорится, то и 2014 сезон он проведет дома, что очень хорошо для Петрова - верного друга и хорошего сына, но катастрофически для почти тридцатилетнего гонщика.

 

Вторым разочарованием стал Сергей Сироткин. Обильное денежное вливания от непонятных мне структур не помогло заполучить место призового пилота, а как оказалось позже, даже роль третьего пилота пролетела мимо, ведь в команде «заубер» на роль резервного пилота взяли Гидо ван дер Гарде. Впрочем чтобы хоть как то оправдать полученные деньги, команда обещала россиянину золотые горы в виде пятничных тренировок и программы подготовки к полноценному дебюту (надо понимать вновь за плату) и пояснила, что тест пилотов может быть несколько, в то время как третий пилот будет всегда один. Основным же занятием для Сергея в сезоне 14 года станет Формула Renault 3.5, в составе команды Fortec.

На этом фоне, способ перехода в формулу 1 Даниила Квята выглядит едва ли не подвигом. Конечно, за переходом из ГП3 в Ф1 тоже стоят деньги, но не наши с вами (читайте поддержкой государства) и не родительские, а Деньги Ред Булла. Собственно для компании это скорее инвестиция саму в себя. Так что первую победу Даниил уже совершил, вызвав уважение не только своими результатами в младших сериях, но и тем, что он не стал очередным рента-драйвером. Впрочем, это все авансы, Квяту доказать свою состоятенльность предстоит в гонках.

Январь  - это пора для проведения целого ряда марафонов. Прежде всего, это 24 часовая гонка в Дубае. В этой гонке приняло участие сразу 12 наших соотечественников. По результатам квалификации самым быстрым оказался пилот-любитель Вадим Когай на Ferrari 458 Italia коллектива GT Corse, показавший 13 время. В гонке же, экипаж россиянина смог избежать серьезных происшествий и финишировать четвертым.

 

Но куда интереснее было следить за гонкой в Дайтоне. Конечно, победа в марафоне "24 часа Дайтоны" досталась квартету пилотов команды Action Express, выступавших на прототипе Coyote-Corvette, но куда важнее то, что четвертое место в категории GTD финишировали пилоты SMP Racing на Ferrari 458 Italia. Михаил Алёшин, Сергей Злобин, Борис Ротенберг, Мика Сало и Маурицио Медиани уступили победителям своего класса всего-навсего 15 секунд.

Сам Михаил Алешин проведет будущий сезон в Америке, что можно считать самым разумным продолжением его карьеры, позади уже первые тесты, в том числе и на овалах. Благодаря Мише, специфика гонок на овале станет понятнее для российских болельщиков, хорошо что комментарии и пояснения Алешина в соц. сетях всегда отличались полнотой и оригинальностью взглядов.

 

Среди прочих заметных событий стоит отметить традиционный картинговый турнир, который проводит Фелипе Масса, где на этот раз победителем стал бывший пилот Формулы 1 Витантонио Льюцци. Александр Занарди вернулся в гонки, благодаря BMW, а  Алан Мак Ниш завершил карьеру. Многих расстроила новость о серьезных последствиях для Мемо Гидли, перенесшим несколько операций после неприятной аварии в Дайтоне, где он столкнулся с Маттео Малучелли. Всех поразила внезапная кончина папы Дженсона Батона, завсегдатого паддока Ф1, и который всегда так искренне радовался успехам своего сына.

Автогоночный январь получился грустным, но это лишь начало увлекательного сезона, и нас впереди ждет немало увлекательных гонок. Ведь именно за это мы так и любим мир автоспорта.