4 мин.

Хорватский футбол: на осколках войны они построили сильную сборную

Хорватия – небольшая, казалось бы, страна, но какими футбольными достижениями она славится. Их путь на ЧМ-2018 помнят все: гол Модрича Аргентине, серия пенальти с Россией и финал, в котором не хватило собранности, озорства и класса. В том же году Лука Модрич получит «Золотой мяч» и на церемонии награждения вспомнит тех, кто ковал эту сборную и стоял у истоков хорватского футбола.

Ведь Югославия распалась относительно недавно. И в то же время достаточно давно. Но вряд ли можно поспорить с утверждением, что Хорватия как футбольная держава молода и успехи ее впечатляют.

Легенда хорватского футбола Игор Штимац с горечью вспоминает о том времени. Времени определяющем, но трагичном. Смутное было время, странное. Вроде бы и рождалось что-то новое, но насколько непросто это все давалось.

Давалось непросто, потому что было много жестокости. В мае 1990-го встречались «Црвена Звезда» и загребское «Динамо». Первые были движущей силой сербского футбола, вторые – клубом, наиболее близким к идеям хорватских националистов. Ту игру так и не закончили. Фанатов «Динамо» атаковали, а дальше началась такая заваруха, что в стороне не остались даже футболисты. Звонимир Бобан, капитан загребцев, с ноги прописал полицейскому, который ранее напал на болельщика. Бобана исключили из сборной на шесть месяцев: он пропустит ЧМ в Италии, где югославы по пенальти уступят Аргентине.

Внушительной силой обладала тогда Югославия. Их называли европейскими бразильцами за быстрый, яркий, атакующий футбол. В 87-м их молодежка победила на мировом первенстве в Чили. В той сборной – сразу шесть хорватских футболистов. Бобан и Стимач турнир запомнили не только по медалям: пошли в загул с чилийскими фотомоделями. Тренер потом свирепствовал, грозился отправить домой, однако партнеры вступились. Стимач говорит, что инцидент команду сплотил.

Важная для хорватского победа случилась в 91-м. Финал кубка. «Црвена Звезда» против «Хайдука» из Сплита. Многие задавались вопросом, стоит ли вообще такой матч проводить. Причина первая: черт его знает, что опять может произойти на трибунах. Причина вторая: то, что футбол югославский близится к своему закату, было понятно всем. Зачем рисковать?

«Хайдук» победил. Потом Славен Билич скажет: «Играла Хорватия против Сербии. Та победа для нас подобна трофею войны».

Долго ли коротко ли, но стихли бомбежки. В душе осталась горечь, неприятный осадок лег на плоскость памяти, оружейные залпы стали приходить во снах. Теперь вопрос был другим: независимый футбол Хорватии – какой он?

Предстояло выяснить на Евро-96. Хорошая, крепкая сборная. Проиграли в четвертьфинале сборной Германии, открыто винили в поражении судью: удалил Штимаца и вообще игру испортил. Билич обливался слезами в тот вечер на «Олд Траффорде», потому что считал, что проиграли незаслуженно.

Через два года почти тем же составом отправились на мундиаль во Францию и там взяли реванш, разгромив немцев со счетом 3-0. «Мы просто не могли проиграть, учитывая всю боль и страдания, которые мы преодолели. Отомстить мы желали безумно», - слова все того же Штимаца, который на этот раз обошелся без красной карточки.

Полуфинал против хозяев легендарен. Гол Давора Шукера, обезумевший молчанием стадион, а затем дубль бомбардира всех времен и народов Лилиана Тюрама.

Но кто скажет, что третье место не успех? Если такие найдутся, они явно не в ладах с Мирославом Блажевичем. Хотя какой он Мирослав, просто Чиро. Бобан признался, что тактическими занятиями Чиро команду не изматывал, зато был мастером поднять дух и настроить на победу. В раздевалке Чиро говорил Биличу, что не знает защитника лучше него, и Билич, хотя и не верил, улыбался. Вот так, с улыбочкой на лицах команда дошла до бронзы. И дала понять всему миру, что хорватский футбол – грозная сила, а дураки пусть болтают что хотят.

На играх того поколения росли будущие звезды Хорватии – Модрич, Ракитич, Манджукич. Штимац и Билич их потом тренировали, а те все расспрашивали о былых временах, пережитых трудностях, новизне открытий.

Подытожит мой текст Славен Билич (практически соавтор): «Когда им говорили, что они недостаточно хороши, они вспоминали нас и продолжали бороться».

И откуда-то из-за занавеса пробивается тихий, но твердый голос: «Мы были их героями».