9 мин.

Самые абсурдные трансферы российского футбола

Первый переход легионера в российском футболе произошел в 1994. Сириец Халифа перешел в сочинскую «Жемчужину». После этого в России побывали сотни легионеров, истории некоторых заслуживают полнометражного фильма. Вспоминаем трансферные недоразумения русского футбола.

Нижегородские пляжники

Бред сумасшедшего. Самые абсурдные трансферы российского футбола

Первые настоящие бразильцы в российском футболе появились в 1995 году. Ходят легенды, что их нашли на пляже, но все было иначе. В начале года «Локомотив» из Нижнего Новгорода столкнулся с недобором игроков – хотя в это время в нижегородской области бегал за «Арзамас» Анатолий Канищев. Валерию Овчинникову, легендарному Борману, знакомый переводчик в Бразилии предложил поискать игроков у них. На предложение из России откликнулись три футболиста. На свои деньги приехали в Нижний Новгород. Первый не попадал по мячу, другие двое более-менее могли обращаться с мячом. Последних и решили взять в команду. Звали их Жуниор и Да Силва. Игроки достались бы бесплатно, но пришлось платить 6500 долларов бразильской федерации и конфедерации. По словам Бормана, в нижегородских банках долго отказывались совершать сделку – думали работорговля. 

На двоих сыграли меньше десятка матчей. Болельщики в первое время ходили просто поглазеть на иностранцев. Судьи путались, когда давали карточки. Да Силва даже смог отличиться в первой игре с «Торпедо». После сезона Овчинников отправил Да Силву домой, а Жуниор спустя некоторое время сбежал сам. Через пару лет в интервью тренер извинялся перед всеми болельщиками, что открыл дорогу посредственным легионерам в наш футбол. 

Строитель Драган

Бред сумасшедшего. Самые абсурдные трансферы российского футбола

В 2000 году «Уралан» катился в первый дивизион. Летом команду пришел спасать серб Борис Буняк. Именно с ним связывают появление в Элисте целой бригады сербов. Как оказалось потом, большинство игроков в команду привел строитель Драган. В тот год Илюмжинов хотел построить в поселке Лагань «морские ворота Калмыкии», так должен был называться международный порт. Вот только была проблема – неглубокое дно акватории близ Лагани. Кирсана это не остановило. Углублять дно были призваны сербские строители. Видимо, так и познакомились владелец «Уралана» и строитель Драган.

Углубление дна в Каспии пришлось приостановить после того, как Минтранс отказал финансировать этот проект, а вот с углублением «Уралана» сербский строитель отлично справился. Драган быстро подружился с владельцем «Уралана», хорошо разговаривал по-русски (был переводчиком Буняка при обсуждении контракта). Затем начал советовать местных футболистов. Почти все играли во второй лиге. О многих могли не слышать даже эрудиты югославского футбола. Были они одеты в дешевые спортивные костюмы и с жадностью бросались даже на гречку в клубной столовой. Буняк рассказывал, что его устраивал только один игрок, но из-за проблем с другими футболистами им все же пришлось играть. Как итог, команда в десяти играх набрала только два очка. Кульминацией стало гостевое поражение от «Локомотива» - 0:9. Буняк был уволен, а дальнейшей судьбой сербов лучше всего заняться программе «Жди меня». 

Хороший Мукунку

О спартаковской селекции времен Червиченко можно написать ни одну книгу. Целая куча африканцев сомнительного качества. Были еще грузины, югославы, украинцы, бразильцы, но в сердце болельщиков «Спартака» остались только крутые парни из Африки. Попадали они в основном по протекции агентов. Но был особый случай. 

До Червиченко генеральным директором «Спартака» работал Юрий Заварзин. В 2000 году загадочным образом за 200 тысяч долларов он умудрился приобрести права на конголезский клуб «Вита». После ухода Заварзина из «Спартака» команда из Конго со стадионом и гнилыми матрасами досталась в наследство Червиченко. Новый владелец «Спартака» сказал, что обойдется без этой команды, но хотя бы парочку игроков оттуда надо взять. Так в команде появился «хороший» Мукунку. Поиграть ему за «Спартак» удалось только на Кубке Содружества. Болельщики встречали каждое касание футболиста смехом. Роберто Карлос бы на его месте покинул пределы поля моментально, а вот конголезец думал, что его так поддерживают. 

Культовым персонажем Жерар стал после знаменитой пресс-конференции Олега Романцева. Но заметный след в российском футболе ему все же удалось оставить в рассказах очевидцев. Разговаривать на русском африканца учил Василий Баранов. Ему удалось быстро освоить русский матерный под предводительством талантливого учителя. На нем он разговаривал с воронежскими телевизионщиками. Они зачем-то спросили его об экономике. Мукунку недолго думая выдал: «П….ц, холодно!». На матерном он поговорил и с милиционерами, которые спросили у него в магазине паспорт. В Воронеже, когда не платили зарплату, Мукунку шел на крайние меры. Приводил свою жену и детей в кабинет к президенту. А затем пилил его глазами кота из «Шрека». Кто знает, сколько бы мы еще историй получили, если бы в «Спартак» отправилась вся конголезская команда. 

Проблемы с памятью

При Червиченко агенты завозили в «Спартак» игроков пачками. Было их так много, что про некоторых даже забывали. В 2002 году за 1,5 миллиона долларов красно-белые подписали Марко Вильясеку, игрока сборной Чили. Покупали чилийца на замену Виктору Булатову, были большие планы на него. Но вот встретить в аэропорту футболиста забыли. Игрок просидел три дня в московской квартире, махнул рукой и улетел домой. Превзошел сотрудников «Спартака» только Люк Зоа. Однажды он перепутал «Спартак» с другой командой и несколько дней умудрился тренироваться в Турции с ней. После этой истории его автогол в матче с ЦСКА не кажется уже таким нелогичным.

Удивительно, но большинство легионеров из экзотических стран доставались даже не бесплатно «Спартаку». Приходилось платить. Так за Горана Мазнова заплатили 850 тысяч, ганец Аджей стоил 750 тысяч. Даже за Белозерова из второго дивизиона просили большие деньги. Большинство легионеров не то, что в футбол игралм непонятно как, они даже не знали, как себя нужно вести в обществе. Кебе бросался с ножом на обидичиков. Эссьен Фло покусал Шикунова в кабинете Червиченко, а когда впервые увидел матч российского чемпионата вживую, помочился прямо на трибунах. 

О, счастливчик!

Бред сумасшедшего. Самые абсурдные трансферы российского футбола

Впрочем, агенты тоже молодцы. Порой они совершают фантастические сделки. Израильский форвард Тото Тамуз забивал много на родине. Потом истек контракт и, видимо, он себя подзапустил. В «Урал» он приехал с кучей лишних килограммам. Когда парень вышел на замену с трудом верилось, что он профессиональный футболист. Через полгода контракт расторгли. 

В Ямайке жил себе Эррол Стивенс. Играл в местной команде по пятницам и работал в офисе. Снимал ролики со своими финтами, выкладывал на Youtube. Проезжий агент предложил съездить в Европу на просмотр. Игрока показали Константину Сарсании, когда он тренировал «Химки». Подмосковную команду в провальный сезон комплектовали всем, кого дают. Одна тренировка и игрок в России. Первые матчи с ЦСКА и «Зенитом» показали истинный уровень форварда. Остаток сезона он провел в дубле. «Химки» вылетели, контракт закончился. Сейчас Эррол звезда чемпионата Вьетнама и женат на русской девушке. Невероятно, но Химки изменили жизнь парня.

Воскресить карьеру легенды

Бред сумасшедшего. Самые абсурдные трансферы российского футбола

Про селекцию в «Тереке» тоже слагают легенды. Так один скаут рассказывал, что в 2012 году топ-менеджер грозненцев просил VHS-кассету, чтобы решить нужен игрок им или нет. Прислали одну кассету, менеджер попросил еще и вторую. Агент в шоковом состоянии откопал и отправил второй экземпляр, который пришел с запозданием. Так трансфер не состоялся. Это вполне объясняет историю, которая произошла в 2009. 

В Турции руководство грозненцев познакомилось с Адрианом Илие, бывший нападающий сборной Румынии и «Валенсии». К тому времени он не играл уже 4 года из-за постоянных проблем с голеностопом. Непонятно, в каком состоянии проходила беседа, но внезапно Илие сказал, что готов вернуться в футбол. Подписали контракт. Спустя месяц врачи прикрыли лавочку. Пришлось возвращаться румыну в бизнес.

Противопоказано играть в России

Бред сумасшедшего. Самые абсурдные трансферы российского футбола

Была история, когда Константин Генич находился в реабилитационном центре, шел по коридору и встретил там Нихата. Заговорил с турком, узнал, что он собирается в «Спартак». Спросил его про больное колено, а потом ошарашил фактом об искусственным поле в «Лужниках – так сорвался трансфер Нихата. У Антонио Сольдевильи своего Генича не нашлось. Бывший капитан «Эспаньола» поиграл на Кипре после Испании. Потом на него вышел «Амкар». Он здорово проявил себя на сборах, подписали контракт, а потом испанец приехал в Пермь и узнал о синтетическом покрытие на «Звезде». Через год игрок вернулся обратно в Испанию. 

С «Амкаром» приключались другие истории. Во второе трансферное окно Станислав Черчесов устроил массовую закупку на доходы от трансфера Семенова в «Терек». Подписали нападающего Федерико Расича, а заявить не смогли. Аргентинец полгода просто потренировался, а потом уехал на Родину.

Хорватский вратарь-бомбардир

Когда «Уралан» гостил в Бразилии, агенты откровенно рисовали статистику своим клиентам и  рассказывали басни про их таланты. Некоторые даже были куплены. Нечто подобное произошло с тем же «Спартаком». Руководству «Спартака» предложили Огунсанью. Показали видеозаписи. Букет голов с любых позиций убедил красно-белых - надо покупать. Нигерийца привезли в Москву перед закрытием трансферного окна, поэтому основательного медобследования не было. Контракт заключили, все хорошо.

Оказалось, подсунули другого человека похожего на героя видео. Дальше обнаружили отсутствие паховых колец у него. Это ограничивает игрока: бегать он может только по прямой и бить с подъема. Кроме того, африканец ничего не смыслил в экипировке и питании. Неудивительно, что на «Местальи» он выбежал в шиповках. А в «Спартаке» его многие боялись из-за его происхождения. Огунсанья был из племени людоедов.

Нулевые прошли. Подобные истории до сих пор есть. В начале прошлого сезона в "Торпедо" финансов было немного. Еле-еле усилили все позиции, кроме форварда. Нашли хорватского нападающего. Тот отказался тренироваться на сборах. Решили подписать контракт по электронной почте на три года. Приехал в «Торпедо» не нападающий, а хорватский вратарь Горан Блажевич. Деваться некуда, на позицию вратаря уже приобретен Жевнов. И хорвата отправили в самый глубокий запас в истории российского футбола. 

Послесловие

В одном из разговоров с бывший скаутом «Спартака» он обмолвился, что селекционные отделы есть у считанных клубов в России. Команды комплектуют сами тренеры, либо их наполняют агенты. Возможно, если бы в клубах были профессионалы в поиске игроков, то ситуация в России обстояла намного лучше, чем была раньше, да и сейчас. В любом случае такие истории – настоящее сокровище нашего футбола. 

Статья подготовлена для портала Rusfootball.info