10 мин.

Главный тренер БК «Енисей» Дражен Анзулович: «Экстремальнее переезда в Красноярск ничего не было»

Тренер из Хорватии Дражен Анзулович в «Енисее» начал с места в карьер. В первом же матче под его руководством красноярцы выиграли у ЦСКА. А дальше были победы над «Локомотивом-Кубанью», УНИКСом и другими соперниками, позволившие «Енисею» сенсационно завершить 2019 год среди лидеров. Но затем наступил чёрный январь. Восемь поражений подряд во всех турнирах оставили «Енисей» без Европы и выкинули его за пределы первой восьмёрки в домашнем турнире. Победа над «Калевом» стала глотком свежего воздуха. Красноярцы вернулись в зону плей-офф и будут бороться дальше. О том, как это будет происходить, и о многом другом мистер Анзулович рассказал нам.

— Победа над «Калевом» прервала многоматчевую серию поражений «Енисея» в Единой лиге ВТБ. За счёт чего удалось выиграть в этом поединке после не совсем удачной первой четверти? И что не получалось ранее, почему у вашей команды случилась эта чёрная полоса?

— Я не согласен, что мы в первой четверти играли неудачно. Мы действовали здорово, но и «Калев» был очень хорош. А дальше мы продолжили играть на высоком уровне, хотя и не показали, возможно, своего лучшего баскетбола. Не могу назвать одну причину преображения «Енисея» и спада до этого поединка, их много. Начну с того, что до Нового года мы выглядели очень прилично. Когда поменяли первого разыгрывающего в ноябре, некоторые игроки получили неожиданно большое количество игрового времени и проявили себя. К несчастью случилась травма Гарлона Грина — это привело к дисбалансу на площадке. В январе у нас был чересчур тяжёлый календарь. Играли каждые три дня и огромное количество матчей на выезде с ключевыми соперниками. Кроме того, случились нарушения взаимоотношений внутри коллектива. Они привели к ухудшению атмосферы. Мы справились с этой ситуацией и показали отличный баскетбол с «Калевом». По моему мнению, у «Енисея» самый тяжёлый график в Европе, учитывая удалённость Красноярска от соперников в лиге ВТБ и тем более в Кубке ФИБА Европа. Огромное количество перелётов и времени в пути отрицательно влияют на состояние игроков.

— Это всё верно — и насчёт тяжёлого графика, и насчёт перелётов. Отсюда вопрос: каков резон такой команде, как «Енисей», участвовать в не самом престижном евротурнире? Не лучше ли сосредоточиться на выступлении в Единой лиге ВТБ?

— Лично я обожаю играть в европейских турнирах. Да и для самого клуба важно стремиться быть частью семьи европейской элиты. Хотя это и приводит к большим проблемам с графиком. Например, с 5 по 12 января мы провели три игры, за это же время у нас были три бессонные ночи, связанные с перелётами, заканчивали матчи в 4 утра по красноярскому времени. Чтобы достойно выступать в нескольких турнирах, «Енисею», как я считаю, необходимо иметь в составе около 15 равнозначных игроков, чтобы был простор для ротации. Естественно, с точки зрения престижности турнира нам выгоднее бы было выступать в Лиге чемпионов ФИБА, однако два российских клуба там участвовать не могут, с этим мы ничего не поделаем. Однако играть в Кубке ФИБА важно для стратегии клуба и продвижения бренда «Енисея».

— Для себя я выделяю три матча в этом сезоне как лучшие для красноярцев — с ЦСКА, УНИКСом и «Калевом». Согласны?

— Не только в этих играх мы показывали хорошую игру. Отметил бы победу дома над «Локомотивом-Кубанью», также успех в Перми, где невозможно выиграть, не показав своего лучшего баскетбола. Можно вспомнить матчи, где мы уступили, но при этом были хороши — с «Химками» и «Нижним Новгородом» на выезде. Во встрече с ЦСКА мы показали высший свой потенциал, но лично я выделю поединок с «Калевом». Это была важнейшая игра, учитывая все наши проблемы. То, как ребята сплотились, какая атмосфера была до, во время и после матча, как игроки, не имевшие важных ролей до этого матча, проявили себя, не может не радовать. К примеру, Сергей Митусов полностью выключил из игры Кайла Виналеса, который за неделю до этого уничтожил «Зенит» в Санкт-Петербурге, — всё это стало для меня невероятно важным. Именно поэтому матч с «Калевом» стал особенным.

— Вы работали во многих странах, выигрывали чемпионаты в Хорватии и Бельгии. Давайте сравним уровень Единой лиги ВТБ с теми турнирами, в которых Вы участвовали с вашими прежними командами.

— С «Цибоной» мы четыре года играли в Евролиге и попадали в топ-16 с самым маленьким бюджетом среди всех участников. В Перми с «Урал-Грейтом» заняли 4-е место, хотя за год до этого он едва не вылетел. Сравнивая опыт работы в других чемпионатах, могу сказать, что лига ВТБ — сильнейшая в Европе. Также отмечу Адриатическую лигу, там мы соперничали с «Маккаби» из Тель-Авива в финале четырёх. Работа с «Енисеем» в такой сильной лиге — серьёзный вызов для меня, а я люблю такие вызовы, для этого и существует спорт. У нас нет проходных игр, в каждом поединке нужно показывать свой максимум. ЦСКА, «Химки», «Зенит», УНИКС и «Локомотив» имеют больше ресурсов, однако баскетбол сегодня — прежде всего борьба мотиваций и характеров. И наша главная цель — показать свои лучшие качества и максимальный настрой.

— Вы возглавляли сильнейший клуб Хорватии «Цибону» и сборную своей страны. То есть исполнили мечту любого тренера. Можно ли уже сейчас сказать, что ваша карьера удалась на все сто?

— Работа со сборной — высшая точка карьеры. Действительно, возглавить национальную команду своей страны — мечта любого тренера. Я пришёл в очень тяжёлый момент: одна победа и три поражения в квалификации к чемпионату мира, но не мог отказаться от такого предложения. Также на протяжении 5 лет я работал помощником главного тренера сборной. Мы дважды участвовали в Олимпийских играх, важнее этого в мире спорта нет ничего. Тогда я работал исключительно в штабе сборной и отвергал все предложения от клубов. Но этот этап, каким бы важным он ни был, остался позади. Я вернулся в клубный баскетбол. Люблю свою работу, живу ею вместе со своими игроками. В данный момент нет ничего важнее этого

— Переезд в Сибирь — самый экстремальный поступок в вашей жизни?

— Это так. Экстремальнее переезда в Красноярск ничего не было. В прошлом мае получил предложение от «Енисея», прилетел, познакомился с условиями для работы, лично пообщался с мистером Петроковским — директором клуба. Он рассказал своё видение развития команды, я своё, после чего принял решение — работать в «Енисее». Этот сезон невероятно тяжёлый, но, несмотря на все проблемы, мне очень нравится здесь. На каждой тренировке, в каждом матче мы работаем по максимуму, в конце сезона узнаем, какой результат будет у этой работы.

— А какой результат будет лучшим лично для вас, чтобы получить чувство полного удовлетворения?

— Я повторюсь, в лиге ВТБ нет проходных матчей. Выход в плей-офф будет отличным результатом. Если вспомнить наш первый сбор, то на первом собрании в Литве я сказал игрокам: впереди у нас тяжелейший старт — поединки с ЦСКА и «Химками», и мы должны в них выиграть.

— И как игроки отреагировали на слова о победе над ЦСКА?

— Конечно, все поначалу закатили глаза на эти слова. Но в дальнейшем они приняли мою систему работы, а это очень тяжело. Ведь я требую от подопечных, чтобы они жили баскетболом. И не только на площадке, а всегда. Хочу, чтобы они делали всё возможное, чтобы стать лучшими. Только этот путь является верным, он показывает, насколько у тебя профессиональное отношение к своей работе, к игре. В целом, за исключением нескольких индивидуальных случаев, я доволен, как баскетболисты выполняют мои требования. У нас есть хорошая группа игроков в составе, многие из которых прогрессируют. Денис Захаров и Никола Ребич были вызваны в сборные России и Сербии — это серьёзный показатель.

— Игрок или тренер — что сложнее?

— Игрок должен следить за собой и стараться показать свои лучшие качества на площадке. Когда становишься тренером, ты думаешь обо всём и за всех. Закончил игровую карьеру и думал, что имею представление о тренерской работе, оказалось — нет. Мне очень многому пришлось научиться. Бесконечно благодарен своему другу и наставнику Славко Трничу — лучшему учителю тренеров в Европе, по моему мнению. Он взял меня под крыло и три года помогал во всём. Когда я работал с молодёжной командой в «Цибоне», узнал много о тактике, психологии, физическом восстановлении и других аспектах тренерской работы. Эти профессии — игрок и тренер — абсолютно разные, сравнивать их нельзя.

— В России баскетбол популярен, но уступает тем же хоккею или футболу. Как с этим в Хорватии?

— Хорватию по популярности баскетбола в нельзя сравнить с той же Литвой. Там эта игра — религия. Работал с «Летовус Ритас» и всё увидел собственными глазами. Что касается развития баскетбола в моей стране — это личная боль. У нас огромные проблемы. Многие клубы не имеют денег и программ развития. Люди, которые их возглавляют, принимают неправильные решения, не вкладывают средства в академии, чтобы растить собственные таланты. У нас богатые баскетбольные традиции, и происходящее в последние годы невероятно огорчает. Сейчас федерацию возглавляют президент Стойко Вранкович и генеральный секретарь Йосип Вранкович. Я надеюсь, что они будут принимать верные решения. Что касается сборной, то есть ещё одна проблема. Наши лучшие игроки выступают в НБА, из-за конфликта этой организации с ФИБА и Евролигой они не могут играть за свою национальную команду. Я верю, что мы все вместе, и я в том числе, будем всё делать правильно и вернём свою страну на тот топ-уровень, на котором она находилась.

— Перейдём к более приятным темам. Давайте вспомним лучший ваш день в баскетболе, когда вы были абсолютно счастливы.

— Счастливых моментов было много. Если выбирать самые-самые, то это те два раза, когда мы со сборной проходили олимпийскую квалификацию. В Пекине мы были шестыми, в Рио пятыми, но это не так важно, как само попадание на Олимпиаду. В квалификации Хорватия не была фаворитом, и никто не ожидал, что мы сумеем попасть на Игры. Сейчас сборной России предстоит играть отбор в Хорватии на Олимпиаду в Токио, это будет очень интересно и тяжело для вашей сборной.

— Три лучших баскетболиста всех времён — по версии Дражена Анзуловича.

— Майкл Джордан вне конкуренции. Второй — Кобе Брайант. Знал его лично и всегда буду вспоминать о нём с теплотой, как о человеке и как о спортсмене. А вот третьего выбрать сложно. Будучи баскетболистом, играл против Дражена Петровича и Арвидаса Сабониса. Плюс я из поколения таких выдающихся хорватских игроков, как Тони Кукоч и Дино Раджа. Но если выбирать одного, то остановлюсь на Мэджике Джонсоне. Он произвёл на меня огромное впечатление. Умел на площадке всё, мог сыграть на любой позиции от разыгрывающего до центрового, поэтому Джонсон будет в этой тройке.

— Вы назвали Мэджика и Джордана. Значит ли это, что олимпийская сборная США 1992 года — первая дрим-тим — лучшая команда за всю историю?

— Для меня бесспорно. Это особенная команда, абсолютно необыкновенные игроки, которые показывали невероятный баскетбол. В 1992 году США играли в финале с Хорватией. Я был тогда в расширенном списке на участие в турнире, но на саму Олимпиаду, к сожалению, не попал. Однако это не помешало мне получать гигантское удовольствие и от игры своей команды, и, конечно же, от действий дрим-тим. Это особенные воспоминания.

— Резюмируя. Вы рассказали о своих самых счастливых мгновениях в баскетболе. Если «Енисей» не только выйдет в плей-офф, но и пройдёт, к примеру, первый раунд, это приблизится по значимости к тем моментам, ведь сейчас это видится просто невероятным?

— Если это случится, я буду очень доволен нашей работой и бесконечно горд за свою команду. Проход первой стадии плей-офф — это круто, однако лично для меня существует первое место и все остальные. Это будет супердостижение для нас, но его нельзя сравнивать с победой в турнире. Ненавижу проигрывать. Я по натуре победитель.

Автор: Павел Катцын, Gornovosti

Фото:  Александр Черных, Gornovosti