7 мин.

В Испании футболистки устроят забастовку: требуют минимум 1600 евро в месяц. Среди них – Надя Карпова

Разобрались в проблеме.

Тур женского чемпионата Испании отменен: 16-17 ноября футболистки Примеры не выйдут на поле из принципа. Они протестуют против затягивания переговоров о коллективном соглашении между профсоюзом игроков (AFE), лигой и клубами. 

Требования девушек: 

– введение минимальной зарплаты; 

– ограничение рабочей недели и введение понятия неполной рабочей недели;

– важные нюансы, связанные с декретом, отпуском, контрактами. 

Сейчас ничего из этого нет на бумаге. То есть платить можно хоть 200 евро в месяц, а тренировки ставить на шесть вечера и пять утра. Права девушек не защищены. Клубы согласны подписать договор, но готовы не на те условия, что просит профсоюз. Противостояние длится больше года, за это время прошли 18 встреч, которые ни к чему не привели. 

«Мы не говорим, что зарплата должна быть, как у мужчин, или даже приближенная к ним – нет, я все понимаю про коммерческую составляющую. Но она должна быть более адекватной», – объясняет игрок «Севильи» и сборной России Надя Карпова, которую вы отлично помните. По ее словам, сейчас в лиге есть футболистки, которые получают по 500-600 евро в месяц, что находится на грани прожиточного минимума в Испании (537 евро), при этом работать дополнительно девушки не могут из-за графика, который им тоже не согласовывают. 

В конце октября футболистки устали ждать и устроили общий съезд, на котором присутствовали 250 игроков, а голосовали вообще все. Кто не приехал – делегировал голос капитану команды. 93% проголосовали за бойкот матчей. Пока – на один тур, дальше – по ситуации. 

История прошумела так, что добралась до Британии и тех испанских медиа, которые не следят за спортом. Вот каким манифестом разразился eldiario.es, который обычно освещает протесты, далекие от футбола: 

«Неравенство в футболе еще раз подчеркивает, что есть профессии, где женщин уважают меньше, чем мужчин. Когда женщины вторгаются в занятые мужчинами области, их рабочие места обычно теряют престиж, а зарплаты падают. В спорте неравенство огромно, и призовой фонд сильно отличается в зависимости от пола. Мы должны признавать и защищать трудовые права женщин во всех областях, где они работают». 

Бойкот начнется уже на выходных – 16-17 ноября. «16 ноября у нас как раз должно было состояться дерби с «Бетисом», – рассказывает Карпова Sports.ru. – Куда перенесут матч и вообще что с ним будет – не знаю». 

Требования футболисток: минимальная зарплата, введение нормированной рабочей недели, страховка, помощь при беременности, защита от домогательств 

«В одном клубе одна футболистка может получать 500-600 евро в месяц, другая – 10 тысяч евро (то есть разница между самой богатый и самой бедной девушкой в одном клубе – 20 и 16,7 раза соответственно), – объясняет Карпова. – Такое есть, например, в команде «Тахон», которую взял под крыло «Реал Мадрид». В прошлом сезоне они играли на лигу ниже, теперь – в Примере, но условия не изменились. При этом «Реал» покупает им топовых футболисток, в итоге месячная зарплата у одних осталась на уровне 600 евро, у новых – совсем другие условия».

Девушки хотят что-то изменить и предлагают минимальный порог – 20 тысяч евро в год на человека, то есть 1600 евро в месяц. Клубы против и готовы только на 16 тысяч евро в год (1300 евро в месяц). 

Вторая проблема вырастает из первой. «Из-за того, что нет минимальной зарплаты, на нынешнюю некоторым девушкам невозможно жить. Поэтому они хотят устроиться на другие работы. Но так сделать невозможно, потому что не отрегулированы рабочие часы: твой график задействует все свободное время. У некоторых клубов тренировка может быть с утра, может – вечером. Игры – посреди недели. Поэтому поступило предложение отрегулировать рабочие часы, если клубы не хотят уступать по зарплате», – продолжает Карпова. 

Для таких частично занятых футболисток профсоюз игроков (AFE) предлагает минимальную зарплату сделать поменьше – 75% от обычной. То есть 12 тысяч евро в год. Клубы выступают за 8 тысяч. 

Еще профсоюз хочет внести в договор с клубами несколько важных для современного мира пунктов: пособие по беременности (600 евро в месяц), протокол по борьбе с домогательствами, премия за выслугу лет (разовая выплата в 10 тысяч евро, если игрок провел в клубе больше шести лет), 50-процентная индексация каждые два года, 30 календарных дней отпуска, надбавки за использование образа в коммерческих целях, 60 тысяч евро страховки в случае смерти на поле и 90 тысяч – при потере трудоспособности. 

«Неравенство вредит, – возмущается El Periódico de Catalunya, вторая по популярности газета Каталонии. – Минимальная заработная плата для мужчин в Примере составляет 155 тысяч евро в год. И нет контрактов с частичной занятостью. Как профессиональный футболист может работать неполный рабочий день? Можете ли вы жить достойно на 8 тысяч евро в год? Очевидно, нет. Не говоря уже о декретном отпуске, отпусках и прочем. Такие условия были бы немыслимы в любой другой отрасли». 

Пока шум в медиа и угроза бойкота не помогли. В конце октября, уже после голосования за пропуск тура, футболистки снова встретились с представителями клубов и лигой, но так и не подписали договор – каждый снова стоял на своих условиях. «Клубы не были заинтересованы в том, чтобы решить эту ситуацию – наоборот, они только затягивали переговоры, приводя размытые аргументы», – рассказали в профсоюзе. 

Надя Карпова не присутствовала на самом крупном собрании в Мадриде – говорит, что образовались дела, но передала свой голос капитану «Севильи». Голос был за забастовку. В целом за нее проголосовали все, кроме почему-то всех девушек из «Валенсии» (бывший клуб Карповой). 

«На следующий день тренер собрал всех перед занятием и сказал, что поддерживает нашу позицию, что мы должны бороться за свои права и что это идет на пользу. Но говорил, что важно не следовать толпе, а разбираться в нюансах любых забастовок и понимать, что и для чего ты делаешь. Тренер – мужчина», – поясняет Надя. 

– Очевидно, что у тебя не 1600 евро в месяц, ты легионер. Давай объясним людям, зачем ты бастуешь?

– Мы поддерживаем не только свои интересы, но и тех, кто находится в сложном положении. Ты же не знаешь, где можешь оказаться в будущем. Сейчас играешь в клубе, где нет проблем, но карьера не всегда состоит из одного клуба. 

– И считаешь, что протестами можно чего-то добиться? 

– Это не протест против чего-то. Это забастовка из-за того, что не могут прийти к соглашениям. Надо найти условия, которые улучшат происходящее. Это забастовка, которая должна пойти на пользу. Благодаря тому, что футболистки собрались и проголосовали за забастовку, люди обратили внимание на проблемы.

***

Когда я говорю, что большинство новостей об испанской забастовке почему-то выходит в Британии, Карпова отвечает, что информация долетела даже до Колумбии, потому что ее одноклубница-колумбийка тоже голосовала за забастовку. «Это хорошо для женского футбола. Возможно, в Колумбии увидят, что происходит, и улучшат что-то», – говорит Карпова. 

– Как с правами в женском футболе в России? 

– Еще более плачевная ситуация по поводу тренировок в разное время, переездов, календаря. А в некоторых клубах высшей лиги зарплата – 20 тысяч рублей, а устроиться на другую работу ты не можешь. Но забастовки никто не устраивал. 

– Почему? 

– В Испании есть люди, которые это организовывают, разговаривают об этом. Есть профсоюз. Они уже на таком уровне прогресса, что обсуждают, что должна быть минимальная зарплата. Что надо поддерживать не только свои интересы – смотрят на игроков, у которых маленькие зарплаты. Они хотят, чтобы было улучшение не только для топ-игроков. У нас еще не понимают, что это нужно решать, разговаривать, обсуждать. 

Сложно сказать, возможно ли такое в России. Но, может, в России и не понадобятся забастовки, потому что люди посмотрят, что происходит [в Испании], и задумаются, что 20 тысяч для футболистки без шансов на другую работу – это неправильно. 

Наши коллеги-мужчины из высшего дивизиона, например, получают минимальную зарплату, которая позволяет достойно жить. Причем в российской женской лиге играют легионеры, члены сборных. Странно, что против них на таком уровне выходят люди за 20 тысяч рублей. 

Фото: instagram.com/karpichito/Jesus Ruiz Medina; facebook.com/AtleticodeMadridFemenino; instagram.com/cd_tacon; instagram.com/sevillafc_fem