4 мин.

Давайте наконец-то поорем за сборную как надо!

Призыв Головина. 

За время чемпионата мира я видел со стадиона матчи 13 команд и перфомансы их болельщиков. Я до сих пор ощущаю вибрацию под ногами – это во время опасных моментов топают иранцы. Слышу мощные заряды 90 минут подряд – так рвут глотки перуанцы. Замираю, когда вживую раздается знаменитое «Ху» – все понятно, исландцы.

Последнее открытие – бразильцы. Сначала они героически громко спели часть гимна под музыку, а потом продолжали еще минуту без нее, не позволяя работникам стадиона включить гимн Мексики. Даже датчане, которые приехали в Россию толпой всего в 5-7 тысяч человек, нашли, чем отличиться – пиво, философия добра и непродолжительные, зато гремевшие на все «Лужники» песни.

При этом мне тяжело сказать, чем запомнились на турнире фанаты сборной России. Перед игрой с Египтом в Питере арабы перекричали наших в метро и около арены. Я видел танцующих и веселящихся под музыку египтян, с которыми фотографировались русские люди, но не видел египтянина, который фоткался бы с русским. Даже сам для себя таких в толпе не заметил. А потом понял, что еще немного и болельщики соперника превзошли бы наших по численности.

Перед Испанией изменилось только количество людей – за команду Черчесова переживал почти весь стадион. Правда, на матч все 79 тысяч шли как на поминки. Чтобы найти хоть кого-то, кто шизит, я дважды обошел «Лужники» – встретил раздетых по пояс бразильцев с триколорами, которые кричали «Россия! Россия!».

Наши болельщики активизировались только перед стартовым свистком, а потом затихли так, что по атмосфере важнейший матч сборной со времен Евро-2008 напоминал мучения «Уфы» и «Амкара» в марте при минус 10. 

Спасибо Дзюбе, который под конец игры встал со скамейки и сотряс руками воздух, обращаясь к болельщикам: «Нам нужна ваша поддержка». Те не поняли с первого раза: сначала закричали, но быстро затихли. Тогда Артем завел их еще, потом к нему присоединились все запасные и последние минуты с серией пенальти Россия доигрывала действительно в домашней обстановке. Возможно, впервые на турнире. В остальные моменты болельщиков у сборной как будто нет.

Я на всю жизнь запомню жарких латиносов, которые прогоняли мой сон пением в самолете в 5 утра в «Домодедово». Но чемпионат проходит в России – где же были русские, когда другой самолет взлетал в Питер на матч с Египтом? Почему они сидели молча?

Просто наши этого не умеют. Мы потому и дивимся иностранцам, что сами так не можем. Мы улыбаемся, когда видим веселых ребят из Аргентины, танцующих в вагоне на Полежаевской, но повторить не осмеливаемся. Мы стыдимся, что нас не поймут, не оценят и вообще так не принято.

Мы – другая натура, которая объединяется лишь в моменты всеобщего угара раз в пять лет. Тогда мы готовы гнать на Тверскую и Невский с флагами, залежавшимися на пыльном балконе, раздавать телефоны незнакомым парням и целовать их просто потому, что они хорошие, и Россия ведь победила. Мы пьем, обнимаемся, но вскоре наступает утро, и мы снова друг другу чужие.

Я не знаю, откуда такое в крови и характере. Но я знаю точно, что болеть за родную сборную так, как было на ЧМ-2018 до этого, – не дело. Мы можем и должны лучше.

Сегодня наша команда сыграет важнейший матч в истории. Это уже серьезный аргумент поддержать парней так, как вы никогда не делали.

Но я хочу сказать и о другом. Мы отлично расшаркнулись перед иностранцами и организовали королевский прием. Мы спродюсировали лучшую дискотеку в истории Саранска, забили города общественными туалетами, заставили улыбаться полицию, разрешили гостям пить на улице, шуметь всю ночь и даже бесплатно селили к себе. Мы чисты перед ними. И мы очень их любим.

Так давайте теперь сделаем что-то и для себя. Для родной страны. Прямо скажем, она для нас мало делает. Но момент, когда даже самый яростный противник режима и чемпионата мира предлагает вручить Акинфееву Героя России, – это и правда нечто особенное.

Сегодня нашей сборной предстоит сыграть с Хорватией. Даже со слабой поддержкой против Испании парни терпели 120 минут и роняли Пике, Асенсио и Косту. Представьте, что случится, если мы поддержим их как полагается?

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Нина Зотина, Алексей Даничев; REUTERS/Maxim Shemetov