6 мин.

Фабрика футбола. Антиглор. «У глора постоянно новая любовь»

— Кто такой глор?

— В моем понимании это человек, который болеет за более успешные, зачастую иностранные, клубы. Либо же за команду, болеть за которую модно.

— Это плохо?

— Это точно не хорошо. Исчезает привязанность к месту. Раньше молодой парень болел за ребят со своего двора. Сейчас все меняется. Люди начинают болеть за то, что в тренде, и за тех, про кого говорит пресса. Говорят же везде про машины Дэвида Бекхэма и Криштиану Роналду, и людям подсознательно хочется прикоснуться к величине. Вот они и начинают болеть за «Реал», не зная толком ни истории клуба, ни игроков, ничего.

— И если условный Криштиану Роналду перейдет в «Милан», глоры станут болеть за этот клуб?

— Да, но не обязательно. Знаю людей, которые подобным образом вклинились в нишу «Арсенала» и болеют за команду постоянно. Но это исключения. Так как у глора постоянно новая любовь. Это как мода на одежду, машины. Вот «Минск-Арену» открыли, и стало модно ходить на хоккей. Это тоже глорихантерство. Но в минских реалиях не самое плохое.

— А что самое плохое?

— Мне как фанату «Динамо» и патриоту города не очень приятно, когда мои соседи по дому поддерживают БАТЭ. Они даже борисовского состава толком не назовут. А вообще, самое плохое — крайности. В Иране один болельщик «Реала» отрезал голову своему приятелю, болеющему за «Барсу». При этом они оба никогда не были в Испании. Это дикость! Но это радикальное глорихантерство. Слава Богу, у нас такого нет.

— В нашей стране тоже есть фан-клубы европейских команд.

— Это глоры! Спрашивал у знакомых, которые поддерживают «Арсенал», почему они болеют за эту команду, а не приходят на белорусские стадионы. На что получал вполне резонный ответ: «Зачем мне куда-то идти, встречаться с милицией, которая совсем не рада меня видеть, и смотреть довольно сомнительное зрелище? Ведь я могу на широком экране, собрав друзей, закупив пива, посмотреть хороший футбольчик и получить удовольствие». Белорусский футбол имиджево непривлекателен. И поэтому легче найти себе аналог любимой команды в Европе. Ну, нет у нас такого, чтобы весь город или деревня болела за команду пятого дивизиона и на «МЮ» смотрела безразлично.

— Касательно успешных клубов можно понять увеличение числа глоров. Но ведь тот же «Арсенал» уже давно ничего не выигрывал.

— Сложно объяснить. Я тоже болею за команду, которая давно ничего не выигрывала, но мне интересен сам процесс. У них, наверное, тоже есть какой-то интерес. Правда, при этом на вопрос «Мечтаете попасть на стадион?» отвечают, что «жалко денег и лучше дома смотреть». Такие люди мне непонятны. Но у них свои тараканы в голове. Я над ними постебываюсь периодически. Они, в свою очередь, надо мной, что я вместо посещения кафе с девушкой еду в Новополоцк, побывать на «Атланте».

— А ты им о разности эмоций говоришь?

— Конечно. На что получаю ответ, что забитый Рэмси мяч приятней смотреть по телевизору, так как его покажут с пяти-шести точек. Я их приводил на наш футбол. Ребята не смогли причаститься.

— Ладно бы они просто смотрели, но ведь еще и дерутся между собой.

— Это явление мне непонятно совсем. Помнишь, во время Евро-2008 на Октябрьской случилось побоище между болельщиками сборной России и Испании. Это дико! Равно как и окучивание толпой Crown Plaza в ожидании Санти Касорлы, когда он приезжал со сборной Испании к нам. При этом те парни и девушки в матче болели против сборной Беларуси! Для меня это неприемлемо! Есть привязка: клуб — город — страна. Можно это назвать патриотизмом. У этих людей такого патриотизма нет. Майка «Арсенала» дороже, чем майка клуба из своего родного города.

— А почему так важно болеть за клуб из родного города?

— Есть причастность. На любом выездном матче ты ассоциируешься с городом и клубом, в чьих цветах приехал. К тому же после можешь зайти в супермаркет и случайно встретить там футболистов твоей команды. Можно, стоя в очереди, обсудить матч. Ты видишься с ними каждую неделю, живешь командой. Ты можешь встретить игрока в ночном клубе, а назавтра сидеть на трибунах и понимать, почему он так плох сегодня.

Реклама 18+

— Какое чувство у тебя возникает к тем ребятам, которые этого всего не могут ощутить?

— Мне жалко их. Покупать майки и думать, что ты, находясь перед телевизором, сможешь ощутить похожие эмоции с теми, кто пришел на стадион, глупо.

— Как ты относишься к тому, что люди из, допустим, Осиповичей или Марьиной Горки болеют за минское «Динамо»?

— Здесь надо разграничить понятия. Есть Осиповичи, где есть своя команда. Просто движи дружны, и парни ездят на сектор к друзьям. А есть Марьина Горка. За что там болеть? Клуба нет, местные лишены большого футбола. И для них условное «Динамо» — клуб, который может дать его.

— Есть еще такая категория людей, у которых есть любимый клуб и в Беларуси, и в Европе.

— Когда-то от одного уважаемого фаната услышал фразу: «Динамо» для меня жена, а «Барселона» — Анджелина Джоли. Она что-то далекое и прекрасное, но я всегда вернусь к жене».

— С развитием успеха БАТЭ в Минске появилось очень много болельщиков этого клуба.

— Не люблю я этих людей. Очень сильно. Белорусы — нация, которая любит успешных, а не лузеров. Болеть за лузеров — значит, вспоминать, что с понедельника по пятницу ты ходишь на грустную работу и получаешь смешные деньги. Но есть БАТЭ — что-то высокое, светлое… Поделать с этим ничего нельзя. Жду счастливого времени, когда «Динамо» начнет выступать, как БАТЭ, и вся эта братия сложит свои желто-синие шарфы и пойдет покупать атрибутику минского «Динамо».

— Почему люди, забивающие под завязку стадион «Динамо» на БАТЭ в Лиге чемпионов, кричащие «Вперед, Борисов», не ходят на домашние матчи команды в чемпионате?

— Это не интересно, не модно и не трендово. Мой директор не знает ни одного человека из БАТЭ и «Баварии», но достал себе билет на матч, потому что все его друзья-бизнесмены шли. А на наш чемпионат зачем он пойдет? Друзья его не пойдут, и перед кем ему козырять?! Он не сможет похвастать, что был на игре БАТЭ — «Белшина». Они его засмеют.

— Люди, ходящие на «Минск-Арену», такие же?

— Да. «Арена» — это шоу. Это место, куда можно ходить с семьей увидеть зрелище. Результат не важен. Есть пиво, развлечения и само место. ОЧБ — это артхаус, на который приходят «эстеты», находящие что-то особенное для себя. И получается, что люди на «Минск-Арене» вроде и болеют за клуб из своего города, но если бы это не было модно, на хоккей не ходили бы вообще.

— Как расценить явление, когда люди, впечатленные успехами БАТЭ, перестают болеть за свои клубы и начинают болеть за борисовчан?

— У группы CWT есть хорошая песня под названием «Проститутка». В ней описана подобная ситуация. Конечно, все немного утрировано. Ну, хочется человеку болеть за более успешную команду — пожалуйста. Но выходит как в еврейском анекдоте про серебряную ложечку и осадок.

— Как относишься к тому, что за тот же БАТЭ чуть ли не призывают болеть всей страной в Европе.

— У нас еще советское мышление. Тогда все жители Союза болели за своих полпредов в еврокубках. От этого никто никуда не ушел. Пережитки остались. Кстати, болеющие в Европе за всех наших, есть и на секторе «Динамо». Но их очень мало. И это глорихантерство в чистом виде. Есть и те, кто болеет против кого-то конкретно. К таким отношусь и я. Болею против БАТЭ. Возможно, это комплекс неполноценности — болеть против успешного и с важным и надутым видом радоваться его поражениям. Понимаю, что это неправильно, но при этом понимаю, что это дополнительное внимание и деньги от хороших выступлений. И в результате пропасть между клубами ширится.