9 мин.

Представлена книга Сергея Олехновича о Руслане Салее

Во вторник вечером в офисе Tut.by собралось много народа.

И это понятно. Презентация книги о лучшем хоккеисте в истории Беларуси (она так и называется — «Просто лучший. Simply the best»), написанная замечательным журналистом, не могла не вызвать интерес. От отсутствия на мероприятии героя книги и ее автора веяло жутью. Таблички с их именами стояли на столе, а за столом никого не было. Рядом с табличками нашлось место ноутбуку, телефону и диктофону бывшего сотрудника «Прессбола» и «Солидарности», с помощью которых готовилось издание. Жизнь Руслана Салея оборвалась год назад под Ярославлем. По Сергею Олехновичу, дружившему с хоккеистом и посвятившему ему книгу, во вторник справляли 40 дней.

***

На презентацию пришли близкие Руслану Салею и Сергею Олехновичу люди. Мама 24-го номера сборной Беларуси Тамара Гавриловна.

Отец журналиста Аркадий Иосифович.

Беттэнн Салей сидела одна в бескаркасном кресле и следила за резвившимися детьми — Алексис, Александро и полуторагодовалой малюткой Эйвой.

Присутствовали в зале и тренеры минской «Юности» Михаил Захаров и Олег Хмыль.

— Все должно было быть не так. На этом месте должен был стоять не я, а Сергей Олехнович. К сожалению, жизнь распорядилась иначе. Сергей хотел, чтобы презентация была какой-то официальной процедурой. И мы постарались сделать все максимально приближенно, как этого хотел автор книги. У нас нет списка выступающих — микрофон свободен и говорить может каждый, — начал презентацию журналист Дмитрий Верещагин.

Он поведал, как его друг Сергей Олехнович пожертвовал футбольным Евро ради того, чтобы успеть закончить работу к годовщине гибели «Локомотива». К годовщине успел. Но сам Сергей увидел книгу лишь в ее пилотном варианте — без обложки и без фотографий.

***

По словам редактора книги Руслана Батенкова, ее общий тираж составит пять тысяч экземпляров, тысяча из которых в ближайшее время появится в продаже. Книгу можно будет найти на «Минск-Арене» уже на первом домашнем матче «Динамо» в новом сезоне КХЛ. Ее цена будет немногим выше 50 тысяч рублей.

— Сергей не хотел, чтобы на книге были какие-то автографы, — отметил Батенков. – На памятниках не расписываются.

Журналистка Белтелерадикомпании Анна Эйсмонт подготовила фильм, который должен выйти в годовщину гибели хоккеиста. Анна признается, что именно Сергей Олехнович убедил ее взяться за эту непростую работу. Результаты труда можно оценить уже в ближайшую пятницу, когда фильм впервые будет показан на телеканале «Беларусь-1». Начало эфира в 19:55.

***

Мама Руслана Салея начала свою речь и расплакалась на первой же фразе. Но женщина быстро собралась и продолжила:

— Уже год, как нет Руслана. Но я не могу о нем говорить в прошедшем времени. Для меня Руслан всегда будет жив. А Сергей, написавший эту книгу, оставил память о моем сыне навечно… Мне пришлось пообщаться с этим объективнейшим журналистом всего один раз — когда давала ему интервью. Огромное спасибо отцу Сережи за такого сына. Книга вышла просто чудесной. В ней Руслан не приукрашен — все написано так, как было. Чиновники в федерации сказали, что книга их не поразила... Мне же книга очень понравилась, — сказала Тамара Гавриловна.

После слов о федерации по залу пронесся легкий гул. Интересно, что именно не устроило в книге функционеров? Руслан Батенков приоткрыл секрет:

— Сергей обращался к определенным людям за финансовой помощью при написании книги. В итоге один из наших хоккейных чиновников заявил, что это сборник прессболовских статей и книга в целом его не впечатлила. То есть если бы были взяты комментарии у определенных людей, то проблем с финансированием не возникло бы. Сергей же четко сказал, что в этой книге будут мнения только тех людей, с кем он сам посчитает нужным поговорить. Это не госзаказ и не коммерческий проект. Этот труд выстрадан Сергеем. Он отдал за него свою жизнь.

***

— Кто это додумался детей привести? – недоумевал один из гостей. Когда ему объяснили, что это дети Руслана Салея, мужчина сделал сконфуженное лицо — виноват, ошибся. Ребятня чувствовала себя более чем свободно. Со всей непосредственностью изучала офис Tut.by. Особый интерес у малышей вызвала большая миска с пряниками. Во время минуты молчания Алексис и Александро направились к редакционному холодильнику. Отворив его, девочка вздохнула:

— Ничего…

Младшая Эйва время от времени норовила расплакаться. Но ее успокаивали, давая огромный леденец.

***

Беттэнн, несмотря ни на что, выглядит эффектно.

Сидя в кресле, жена Салея ловко управлялась с детским садом. Последний месяц для американки, чье сердце принадлежит Беларуси, выдается очень тяжелым — турнир памяти мужа, презентация книги. Скоро — годовщина гибели «Локомотива», на которую надо лететь в Ярославль.

— Книгу я прочитать не успела. Знаю лишь ту часть, которую помогала написать сама. Судя по отзывам, книга будет просто замечательная.

— Наверное, тяжело было вспоминать моменты из жизни с Русланом…

— Очень. Практически приходилось проживать нашу жизнь заново. И вспоминать все с самого начала.

***

Мама Руслана долго о чем-то говорила с Михаилом Захаровым, после чего уделила внимание прессе.

— Простите, а как вас зовут? – первой задала вопрос Тамара Гавриловна.

— Вадим.

— Ага… Как моего старшего сына. Хоть запомню вас, — с грустью сказала женщина. Мама хоккеиста сама начала разговор. – Так и не могу прочитать книгу до конца. Начинаю — и просто заливаюсь слезами. Эта книга станет для меня настольной. Последний год у меня уж очень неудачный — трагедия с Русланом, смерть мужа.

— Трудно было решиться на помощь в создании книги и фильма о Руслане?

— Совершенно не тяжело. Ведь эти вещи создавались не только для фанатов, но и для нас, для семьи.

— Скоро Руслану будет установлен памятник. Как отнеслись к этой идее?

— Только приветствую. Благодарна всем, кто помогает в этом деле. Отдельное спасибо Бородичу за турнир памяти сына. Огромная благодарность Мише Захарову — организатору всех памятных мероприятий. Он — настоящий друг Руслана. К Мише все по-разному относятся. Но я о нем могу сказать только положительные слова.

***

— Скорее всего, самым тяжелым моментом стал поиск «заокеанских» собеседников, — рассказывает Руслан Батенков о нюансах подготовки книги. — В итоге с помощью Святослава Киселева (бывший генменеджер сборной Беларуси — Goals.by) и Беттэнн эти люди были найдены. Переработка такого количества информации заняла большое количество времени.

— Вам пришлось вычитывать книгу…

— Было тяжело, хотя, конечно, с написанием это не сравнить. Особенно непросто Сереже пришлось с текстом интервью Тамары Гавриловны — просто сгусток нервов. Автора книги эта работа утомила — он заметно похудел. А читать ее очень сложно. Я забрал книгу из типографии, открыл, прочел пару страниц и закрыл. Невозможно читать без слез. Поставил книгу на полку и не знаю сейчас, когда открою в следующий раз. Если честно, каждый день жду, что Сергей позвонит…

***

Михаил Захаров был хорошим другом Руслана Салея. Сейчас же главный тренер «Юности» — друг его семьи:

— Просматривал только черновой вариант. Но хочу спокойно сесть и прочитать книгу от начала до конца. Очень рад, что у нас она появилась. Вот в поездку по России отправлюсь — тогда и прочитаю. А ребята — молодцы! Довели дело до конца.

— Когда слышите фамилию Салей, что сразу же вспоминается?

— Мы всегда с ним были вместе. Руслан у меня часто бывал, я к нему в гости приходил. Мама его нас вкусно кормила. Вот такое и вспоминается — жизненное. А знаете, чему удивляюсь больше всего? Столько лет знали друг друга, но никогда не ругались. Ни одной ругани, ни одного крика, ни одного конфликта — ни-ког-да! Только позитивное общение.

— Тамара Гавриловна очень благодарила вас за идею с памятником.

— Я сразу сказал, что ничего выбирать не буду, и предоставил право выбора маме Руслана. Очень хороший памятник получился, кстати. Я про тот, который на кладбище будет установлен.

— Один из памятников будет установлен возле катка «Юности» в парке Горького…

— Его надо доделывать — там много работы. Мне кажется, ставить этот памятник нужно где-то через год. Точная дата пока неизвестна. А где будет установлен? Решение не принято.