5 мин.

Сэр Алекс Фергюсон. Просто не дай ему уйти

 Каждый новый сезон Сэр Алекс Фергюсон начинает с одной и той же процедуры – посещает врача, который проводит необходимый медицинский осмотр и дает добро на участие вместе с командой в турнирах разного масштаба. Очередной год в исполнении «Манчестер Юнайтед» красноречивее всяких слов подтверждает – первоначальное решение доктора приобретает все больший вес. И этот вес отнюдь не измеряется в трофеях, кубках, регалиях. Его цена – еще одна возможность прикоснуться к истории.

После 5 февраля 1958 года её пришлось писать буквально с чистого листа. При взлете в аэропорту Мюнхена потерпел катастрофу английский самолет «Амбассадор». Та трагедия унесла жизни 22 человек, среди которых оказались и 8 футболистов «Юнайтед» вместе со своим старшим тренером. Главному же, Мэтту Басби, удалось выжить. Эта команда середины пятидесятых годов являлась великолепным образцом того, как следует играть в футбол. Однако судьба распорядилась по-своему. В Манчестере, волею ужасных обстоятельств, должны были появиться новые герои.

Приблизительно в это период Сэр Алекс подписал свой первый профессиональный контракт. Нет, еще не тренерский. Будучи игроком, шотландец прославился своим, уже тогда не самым простым характером, а также бомбардирскими качествами. Во второй сезон за более чем скромный «Данфермлайн» (из той самой лиги, где теперь правят «Рейнджерс» и «Селтик»), будущий наставник Криштиану Роналду наколотил 45 мячей в 51 игре. Быть бы такому человеку выдающимся нападающим, но пара ошибок решает если не все, то многое – Фергюсон переходит на управленческую работу.

Сначала играющим, а затем уж основным – чем не оптимальная формула для начинающих, особенно в период, когда процесс создания специализированных тренерских школ и лицензирования данной деятельности только начинался, а о футбольных менеджерах даже и не помышляли. И после руководства на поле в «Фалкирке», нахождения на первой в жизни тренерской скамье за 40 фунтов в неделю в «Ист Стирлингшире», прерывания 15 летней гегемонии в Шотландии «синих» и «светло-зеленых» с «Абердином», пути Фергюсона и «Юнайтед» сходятся. Так, уже с далекого 1986 года они счастливы вместе.

 

За это время было все: неудачи и радости, откровенные разочарования и выдающиеся сезоны, неожиданные провалы и малообъяснимые преображения. «Ноу Камп» и «Лужники», Эрик Кантона и Дэвид Бекхэм, летающие бутсы и жвачка. Атрибуты, сопровождающие карьеру шотландца в «МЮ», призванные уже сейчас считаться легендарными. Впрочем, Фергюсон сам по себе уже живое воплощение истории. Это касается не только столь внушительного срока управления одним клубом, но и жизни в целом. Она меняется, трансформируя в чем-то наше сознание, души, корректируя поступки в определенных ситуациях. И как непросто при всем при этом оставаться личностью, безболезненно экстраполируя свои человеческие качества на работу, взаимоотношения с людьми, подходы к решению различных задач, подстраиваясь под заданные временем ритмы.  В этом и феномен Фергюсона-человека и Фергюсона-тренера. Время идет, а он остается прежним. Последним надежным оплотом консерватизма британского футбола, не уставшим от больших побед.

Фергюсон-философ, умеющий оперировать как внутренним состоянием коллектива, так и воплощением этого состояния на поле. «Манчестер Юнайтед» при нем (да и во времена былые) отнюдь не механическая машина «по победам», завернутая в красивую упаковку. Это больше похоже на человеческий организм, знающий свое состояние и готовый потратить на то или иное дело ровно столько усилий, сколько необходимо. Этот организм подвержен кризисам, спадам, противоречиям, но он функционирует. И живет по установленным создателем законам. Бросить вызов Фергюсону – философу в этом сезоне способен только Гвардиола. Вызов именно модели, а не как личность личности. По последнему параметру с Сэром Алексом сравниться сейчас может лишь Арсен Венгер. Но его случай, согласимся, немножко другая история.  «МЮ» - «Барселона» в свете игры ближайших недель – классическое противостояние философий максимально «широкого» плана. В этом финале, пожалуй, не будет проигравших. О ней останется лишь богатая память, как в схватке идеологий одна вырвалась вперед. А соперничество продолжается.

 

Фергюсон – это харизма, проявляющаяся буквально во всем. В манере поведения, способе общения с игроками, привычках и мелочах. И стар, и млад «МЮ» считает наставника нечто большим, чем гуру. Он и советчик, он и друг, он и второй отец. С самым сложным – умением свою харизму передать другим, шотландец всегда справлялся великолепно. Игроки для него не готовый материал, с которым нужно сразу же работать, ставить максимальные задачи. Каждый игрок – это личность, требующая индивидуального подхода, пусть порой и жесткого. Мало раскрыть лучшие качества того или иного футболиста. Важно заставить его «повзрослеть» на поле, дать возможность ощутить себя лидером, напрямую причастным к выполнению общей цели. Такие личности в нынешнем коллективе – явление далеко не редкое. Некоторые имена и вовсе не стоит называть, а некоторые претендуют на звание лучшего игрока английского сезона. Неманья Видич, капитан, перебравшийся на Туманный Альбион с Воробъевых гор, сумел пройти школу становления у Сэра Алекса сполна. И как не обрести уверенность в себе, постоянно ощущая категории ответственности, доверия и уважения.

Фергюсон – это потенциальный конфликт. Истории, получившие народную огласку и ставшие в известной степени нарицательными, характеризуют этого человека как способного жить эмоциями. Жить игрой. Уже выработан целый ряд причин, в том числе зрительных, определяющих, когда Фергюсон расстроен, недоволен и очень сильно недоволен. Активные жестикуляции (в целом ему не присущие), частые перекатывания жевательной резинки и, наконец, тройные замены. Можно вполне назвать подобную предрасположенность и пороком, однако каждый ли из нас способен идти на компромиссы в условиях постоянного внимания и ореола одного из самых популярных клубов планеты. Всё это условия, которые ставит сама жизнь. И, преодолеть такой путь тихо и молча, по этим условиям никак нельзя. Скорее, стоит найти плюс в том, что Фергюсон по-настоящему живой, что способен эмоционально выкладываться, что способен и дальше жить футболом.

В преддверии будущего чемпионата Англии и старта евросезона Сэр Алекс наверняка вновь отправится для прохождения своих традиционных процедур. Думаю, совсем скоро итоги этого процесса впору будет транслировать в прямом эфире не только по клубному телевидению. Живую историю хочется ведь наблюдать как можно дольше. Отчасти, по этой причине мы и живем. А к доктору легенды будет всего лишь одно пожелание из одноименной песни Максима Леонидова.  Ведь как трудно будет представить большой футбол без человека, вот уже, по меньшей мере, 25 лет являющимся его неотъемлемым и таким гордым символом.