4 мин.

Что постмодерн сделал со спортом

Начать надо с того, что информационное общество и культура постмодерна – это проблемы Европы и США. Многие хотели бы оказаться в этом пуле, но Африка не готова, Азии не интересно, а Латинская Америка не способна экономически к такому слиянию. Здесь мы влезаем в необходимые обобщения, потому что без них развалится любая концепция. Даже в США и Европе далеко не везде люди по-настоящему постмодернисты.

И вот какой вопрос. В какой момент субкультура становится культурой? Наверное, в тот момент, когда больше половины населения находится под её влиянием? С постмодерном не так, и он либо культура «западного мира», либо в масштабах мира – субкультура.

Постмодерн – это реакция на модерн, ценностями которого были разум, наука, прогресс, самоотверженность, героичность. Он потому и «–пост», он после разума, прогресса, науки, самоотверженности и героичности. Модерн вышел на пенсию и стал Постмодерном. Произошло разочарование в идеалах разума. Теперь надо заесть стресс. За эрой разума последовала эра потребления.

Переход общества к постиндустриальному – это важная экономическая предпосылка, но не более. Культура шире, и хотя постмодерн возник под влиянием перехода, мы не должны придерживаться концепции экономического детерминизма. Постмодерн сложился из многих факторов – как паззл. Из разочарования в разуме, из перехода к неверию, из понимания, что человек не центр мироздания, из отрицательно опыта построения модернистских государств, обернувшихся тоталитаризмом и мировыми войнами.

Вы когда-нибудь думали, почему сейчас так редок оптимизм? Главный лозунг постмодерна: «Живи сейчас!» В нём нет зла, всё правильно, но в нём есть противоречие с идеологией постмодерна, согласно которой никаких абсолютов быть не должно. Но абсолют есть – «живи сейчас!», – и современная жизнь построена на нём. Так вот, оптимизм – это взгляд с надеждой, это стремление к развитию. «Живи сейчас!» следует понимать как «После нас хоть потоп». Попробуй как можно больше, удовольствия, удовольствия, удовольствия. А что будет потом – да плевать.

Спорт стал шоу-бизнесом. Спортивных журналистов сменяют спортивные шоумены. Спорт – это индустрия развлечений. Многих удивляет, что так было не всегда. И правда, это сложно представить. Кажется, что футбол всегда был массовым видом спорта, но это не так, он таким стал как раз тогда, когда притворился шоу. Причина популярности футбола (и спорта в целом) в том, что он стал использовать каналы медиа, и включил себя в гонку с другими медиапродуктами – сериалами, новостями, ток-шоу. И чтобы конкурировать, он вынужден был принимать правила. Становиться ещё одним способом ухода от реальности.

Самый популярный жанр XXI века – это игра. Детективные романы, компьютерные симуляторы, квеструмы, реклама становится игровой, медиа постят гифки, мемы, пародийные ролики.

И не забудем про мыльные оперы. Футбол совмещает в себе оба качества – это игровое мыло. Постоянно идут матчи, в которых разыгрывают победу, плюс травмы, конфликты, деньги, трансферы, звёздная болезнь, папарацци, которые ловят пьяных футболистов в ночном клубе на краю Франции. А медиа хватаются за поводы как зубастый волкодав. Сколько материалов было о Мауро Икарди и о том, как он увёл жену у лучшего друга, тоже футболиста, Макси Лопеса? Медиа пережевали биографии всех трёх, нашли откровенные фото жены, приклеили к Икарди ярлык трудного подростка и негодяя, к Лопесу – потерпевшего крушение благоверного мужа, персонажем жены укорили всех женщин.

И в отличие от «Рабыни Изауры», спорт – это сериал без конца. Персонажи меняются, но недостаточно часто, чтобы не успевать привязываться. А есть особая порода домохозяек, которые 20 лет болеют за Тотти или московское «Динамо». И у всего этого есть атрибутика, и симпатии к игрокам и клубам становятся ещё одной идентификацией наряду с национальностью, вероисповеданием и результатами ЕГЭ.

Спорт не искусство, и у него нет сюжета. У него есть завязка, а дальше вы смотрите соревнование за соревнованием, а сюжеты вам придумывает СМИ, иногда вы сами. В футболе есть мифология. Например, о том, что Месси – это новый Марадона, что у него синдром Аспергера. Или о том, что Роналду – гей, или что они с Куарежмой начинали в одной команде, в «Спортинге», и Куарежма был талантливее, и все восторгались им, но благодаря дисциплине и усердию Роналду стал лучшим в мире, а Куарежма из-за своей разболтанности всё потерял. И футболисты, которых мы видим, – это лишь персонажи. Хорошо прописанные цельные характеры. Аплодисменты агентам, пиарщикам и журналистам.

Психологи говорят, что человек любит истории, потому что в них есть смысл. Они кажутся разумными, и в них есть внятная линия, по которой персонаж развивается. Жизнь не имеет сюжета, это набор случайных событий. Это кажется людям страшным, потому что за всеми поступками, решениями и словами не видно Смысла. Истории успокаивают нас, потому что в них Смысл есть.

А так как мы живём в ситуации массовой потери смысла жизни, спорт мимикрировал вслед за другими в «шоу хорошего настроения».