5 мин.

«Нужно выиграть дурацкий матч у несильного соперника». Наш теннисист, обыгравший Федерера

Евгений Донской, думающий бросить теннис после каждого поражения, и его путь к победе над Маэстро.

Считается, что современному мужскому теннису России не хватает не только побед, но и характеров. Место короля сердец, семь лет назад опустевшее с уходом Сафина, никто так и не занял: обаяние Давыденко было слишком неочевидным и проявилось поздно; Южный чересчур суров; Турсунова часто не видно за его дьявольским красноречием, а молодое поколение еще только расправляет плечи (хоть и неплохими темпами).

Спортивные достижения Евгения Донского пока не позволяют ему претендовать ни на всенародную любовь, ни даже на звание главного теннисиста России прямосейчас. Свой лучший сезон 26-летний москвич провел в 2013-м, когда дважды сыграл в третьем круге «Шлема» и приблизился к Топ-60. С тех пор в основных сетках «грэнд слэмов» он выиграл два матча, а последние четыре месяца не входит и в Топ-100. Но по счастью, никто не равен своему резюме.

Осенью-2015, когда на Кубке Кремля Донской впервые вышел в полуфинал ATP, его спросили, не «приревновал» ли он болельщиков, которые его матчу с Теймуразом Габашвили предпочли параллельный финал женской пары, где играли Елена Веснина и Дарья Касаткина:

– Вообще не приревновал – честно говоря, я даже на счет смотрел. Во втором вели-вели – потом проиграли. Потом 6:5 на тай-брейке вели; я перешел на другую сторону – не знаю, что было. Слышу, хлопают, – значит, не выиграли сет. А потом было 9:5, и крикнули громко – я и понял, что победили. Нет, не то, что я там за них болел. Но смотрел, когда глаза поднимал.

Внешняя непринужденность Донского бросается в глаза моментально и передается даже на письме; как и его талант рассказчика. Умение сделать историю из заурядного рабочего момента позволяет ему говорить о превратностях профессии доступно и обаятельно – так, как удается единицам:

– Это не так легко – проигрывать каждую неделю. Теряется уверенность, и даже потом, когда вы хорошо физически подготовитесь и заиграете, у вас не будет уверенности в том, что вы делаете, потому что до этого это не работало.

Замкнутый круг. Как его разорвать?

– Нужно пересилить себя. Выиграть какой-нибудь дурацкий матч 7:5 в решающем, можно даже у какого-нибудь несильного соперника. Стараться-стараться, потом зацепиться, выиграть – и тогда пойдет. Борис Львович, кстати, не любит слово «уверенность» – он считает, что все нужно «наработать». В принципе, у нас так и было: мы работали-работали, работали-работали, и вот в конце концов, появились результаты.

«Дурацкий матч с несильным соперником» – совсем не то, что обычно говорят теннисисты, – с их-то обостренным чувством собственной важности. Донской же держится просто и естественно и не уходит от неудобных вопросов:

Никогда не возникало желания послать этот теннис подальше?

– Первые пять минут после проигранного матча. В начале сезона такое было. Выходишь после матча – думаешь: «Да не дано тебе. Ты убогий, кривой, что ты делаешь, зачем тебе это надо?» Проходит пять минут, десять, пятнадцать – успокаиваешься: «Так, надо в тренажерку еще поработать». Как бы это ни звучало героически, ты в этот же день идешь работать над физикой, чтобы следующий раз, когда что-то не будет получаться, вытянуть на физике. Но первые пять минут, я думаю, у всех такое: «Да ну это все нафиг». А потом – просто стараешься работать больше.

Установку на «работать больше» Донской делит, наверное, со всеми теннисистами планеты, но и здесь радует приятной ясностью мысли:

– К чему именно надо стремиться, понимаешь в матчах с топами. Когда-то же надо будет их обыгрывать, чтобы самому выйти в этот самый топ. Вот я сыграл с Чиличем, с Раоничем, с Истоминым – проанализировал эти матчи, и победа над Тимуром в Москве – это результат в том числе и этого анализа. Так и достается этот… успех.

Успехи приходят к Донскому полосами. Той осенью-2015 он одержал все пять своих сезонных побед в основных сетках уровня ATP (четыре из них – над более рейтинговыми соперниками) – после того, как в августе на «Челленджере» в Испании выиграл свой первый за три года титул. На старте 2016-го он прошел круг на Australian Open, но в следующий раз в основной сетке большого тура выиграл матч только в конце апреля; зато в конце июля выиграл свой второй крупный «Челленджер» в сезоне, а сразу после этого на Олимпиаде прошел игрока Топ-15 Давида Феррера. На трех своих последних турнирах ATP прошлой осенью Донской выиграл один матч и еще один – за два первых месяца нынешнего сезона. Пока на этой неделе в Дубае не прошел квалификацию, чтобы в первом круге обыграть своего старшего товарища Михаила Южного, а во втором – старшего товарища всех теннисистов планеты Роджера Федерера.

В матче с Маэстро Донской отыграл три матчбола, в решающем сете уступал 2:5, а на решающем тай-брейке – 1:5. Подавая на матч при 6:5, россиянин проиграл гейм под ноль и на тай-брейке сразу посыпал ошибками, так что казалось, теперь уже Федерер своего не упустит. Но два часа и две минуты спустя после начала своей первой встречи с великим швейцарцем Донской победно вскинул руки. Интересно, представлял ли он такое, когда говорил про «пересилить себя» и «выиграть дурацкий матч 7:5».

Своим «секретом» Евгений не раз называл Бориса Собкина, с которым начал работать в 2015-м, и рассказывает об этом с нескрываемым трепетом:

– Я уже много раз делал акцент на нашем сотрудничестве с Борисом Львовичем. Так вот я хотел еще сказать, что это была еще и инициатива Миши Южного. Если вдруг он будет читать, я хотел бы сказать ему спасибо за то, что он ввел меня в свою команду и пожертвовал своим временем с Борисом Львовичем, что, думаю, было не так легко. При этом они это делают совершенно бескорыстно. Большое им спасибо.

Несколько минут спустя лирический настрой Донского сняло как рукой, когда разговор зашел о выездах сборной на кубковые матчи и любимой карточной игре лучших теннисистов России. Просьбу рассказать о развлечении подробнее Евгений парировал мгновенно: «Да конечно, давайте прямо тут и раскидаем. Карты есть?»

Карт не было. Только стойкое ощущение, что за характером дело не станет.

Фото: globallookpress.com/Imago/BPI; picasaweb.google.com/Kremlin Cup;  Gettyimages.ru/Tom Dulat