5 мин.

Золотая ракетка: как теннисист Роджер Федерер зарабатывает $71 млн в год

 

 Роджера Федерера нередко называют лучшим теннисистом в истории. Ему принадлежит целая россыпь рекордов: 17 побед в серии турниров Большого шлема, 302 недели в статусе первой ракетки мира и т. д. В период с 2005 по 2007 год швейцарец 10 раз подряд пробивался в финалы турниров Большого шлема.

 Тотальное превосходство игрока на корте произвело неизгладимое впечатление на спонсоров. Сегодня Федерер может похвастать самым внушительным рекламным портфолио в мировом спорте. Во многом благодаря ему 31-летний спортсмен заработал $71,5 млн за последние 12 месяцев и занял в рейтинге 100 самых высокооплачиваемых спортсменов мира вторую строчку, пропустив вперед лишь гольфиста Тайгера Вудса.

  Десятилетие доминирования швейцарца в мировом теннисе началось в 2003 году, когда он завоевал первый титул победителя турнира Большого шлема (в финале Уимблдона был повержен Марк Филиппусис). На тот момент Федерер имел всего два контракта — с Nike (экипировка во время турниров) и Wilson (производитель ракеток). Но уже со следующего года спонсоры начали выстраиваться в очередь к игроку. Первым подсуетился производитель часов Maurice Lacroix (позднее Федерера у ML «перекупила» компания Rolex). Производитель бритв Gillette пополнил пул партнеров швейцарца в 2007-м, затем последовали производитель кофе-машин Jura, автогигант Mercedes и банк Credit Suisse. Недавно к ним также присоединились производитель шоколада Lindt и страховщик National Suisse.

 В прошлом году Федерер и его агент Тони Годсик разорвали отношения с рекламным посредником в лице гиганта спортивной индустрии IMG. Но интерес спонсоров к игроку после этого ничуть не угас: в конце 2012-го спортсмен подписал 5-летний контракт с Moet & Chandon, по условиям которого компания обязалась ежегодно выплачивать швейцарцу не менее $6 млн.

 Десять партнеров Федерера ежегодно пополняют банковский счет теннисиста на $45 млн. При этом большая часть соглашений заключена на десятилетний срок. А 10-летний контракт с Nike, который приносит швейцарцу более $10 млн в год, и вовсе является абсолютным рекордом для тенниса.

 Столь длинные спонсорские контракты — по-настоящему уникальный случай, особенно с учетом реалий современного спорта: звездные атлеты регулярно ставят в неловкое положение своих спонсоров, нарушая законы или попадая на страницы таблоидов в компании своих новых пассий. В чем секрет привлекательности Федерера для глобальных брендов?

 Отчасти его успех основывается на том, что с точки зрения рекламной индустрии теннис удобнее других, даже более массовых, видов спорта. Во-первых, за теннисом следит платежеспособная аудитория — те, кто может позволить себе купить экипировку и ракетки. Неслучайно он привлекает много производителей часов и автомобилей. Во-вторых, теннисный сезон длится практически круглый год, что позволяет Федереру и другим звездам не исчезать из медиапространства и всегда оставаться на слуху.

 Еще один плюс тенниса — его глобальная популярность. Nike и Gillette, заключая контракт с Федерером, понимают, что покупают рекламу и в Азии, и в Европе, и в США. В этом, к примеру, минус американского футбола и бейсбола, которые невероятно популярны в Штатах, но практически не пользуются спросом у зарубежной аудитории. Федерера же по уровню узнаваемости можно сравнить с футбольными звездами Дэвидом Бэкхемом и Лионелем Месси или баскетболистом Майклом Джорданом.

 Индекс узнаваемости, который в США выпускают аналитики Repucom, продемонстрировал, что имя швейцарца знакомо 61% американцев. Для сравнения, во Франции, Испании и Британии этот показатель у теннисиста превышает 90%. Более того, у поклонников тенниса Федерер ассоциируется со стремлением к успеху и личным обаянием, свидетельствуют соцопросы. Неудивительно, что поклонники ATP-тура 10 лет подряд называли швейцарца своим любимым игроком.

 Доход Федерера в 2012-м сложился еще и за счет успешного коммерческого турне по странам Южной Америки. Декабрьская рекламная поездка, включавшая 6 показательных мероприятий в 3 городах, принесла спортсмену $14 млн. Это был его первый визит в Южную Америку как профессионала. Федерер не только удостоился «королевского приема», но и заручился лояльностью аудитории на континенте, который в 2016-м примет свою первую Олимпиаду в истории (столицей Игр станет Рио-де-Жанейро).

 Дополнительную уверенность в спонсоров вселяет личность самого швейцарца. В отличие от коллег по мировому теннисному Олимпу, он никогда не получал серьезных травм и стабильно добирался по меньшей мере до полуфинальной стадии большинства престижных турниров, в которых принимал участие.

  Еще один источник высоких доходов теннисиста — призовые. С начала карьеры в 1998 году швейцарец заработал на корте $77 млн, что является рекордом для этого вида спорта. Ближайший конкурент Федерера отстает от него на $23 млн. За последний год профессиональный доход игрока составил $6,5 млн.

 Федерер при этом не собирается, как многие звезды спорта, тихо уходить на пенсию. Он уже проявил незаурядные таланты переговорщика, возглавив в 2010 году Совет игроков ATP-тура. Под началом швейцарца организация добилась ощутимого повышения призовых для участников турниров Большого шлема, и для этого не потребовалось прибегать к радикальным мерам вроде бойкота. Федерер также добился перераспределения части средств в пользу игроков, выбывающих на ранних стадиях соревнований. Организаторы Уимблдона в апреле взяли на себя обязательства увеличить призовой фонд на 40%, до $34,6 млн, а Открытый чемпионат США по теннису согласился увеличить выплаты игрокам до $50 млн к 2017 году.

 В последнее время Федерер взялся активно осваивать социальные медиа. Он завел микроблог в Twitter и всего за две недели собрал 300 000 «фолловеров». После этого теннисист согласился на сессию онлайн-интервью «Спроси меня о чем угодно» портала Reddit. Не исключено, что следующим большим информационным поводом с участием швейцарца станет его дебют в мировом рейтинге миллиардеров по версии Forbes.

 

http://www.forbes.ru/forbeslife/sport/