7 мин.

В теннис вернулась Елена Янкович. Когда-то она меняла белье на корте, несла свет и радость и просила не снимать задницу

Королева.

В выходные на выставочном турнире Новака Джоковича впервые почти за три года на корт публично вышла Елена Янкович – экс-первая ракетка мира и девушка, которую невозможно смутить.

Не выиграла «Шлем», но была №1 и дивой

Одна из главных теннисисток нулевых, Янкович – продукт фабрики Боллетьери. В 2001-м она выиграла юниорский Australian Open и возглавила рейтинг, в том же году дебютировав в основе WTA на «пятом «Шлеме» в Индиан-Уэллс. Он же позднее стал крупнейшим из 15 ее одиночных титулов WTA – она выиграла его в 2010-м, через год после того, как провела 18 недель в звании первой ракетки мира.

23-летняя Янкович летом-2008 стала первой теннисисткой в истории WTA, возглавившей рейтинг не только без титула, но и без финала «Шлема», и остается одной из трех, кто не взял «Шлем» и после №1 (вместе с Каролиной Плишковой и Динарой Сафиной). Через месяц после дебюта на вершине рейтинга, впрочем, Елена дошла до финала US Open – проиграла Серене Уильямс, – но больше так далеко на «Шлемах» никогда не бывала.

Лучший период карьеры Янкович с ее оборонительным стилем игры и отсутствием знакового титула принято относить к безвременью в WTA, когда за два года во второй половине нулевых первыми ракетками мира побывали шесть теннисисток, а дольше всех – как раз бесшлемные Янкович и Сафина (превзойти эту текучесть №1 удалось только хаотичному туру конца 2010-х, где за такой же период набежало восемь №1). Это тогда Серена Уильямс – чемпионка двух «Шлемов» сезона и вторая ракетка мира – сказала о Сафиной ставшее знаменитым «Она выиграла Рим и Мадрид» и разразилась издевательским смехом, а Марат командовал журналистам «оставить в покое» его сестру.

Оставлять в покое Янкович было совершенно не нужно не только потому, что она за пять лет обыграла Серену четырежды, но и потому, что она обожала быть на виду – возможно, даже слишком. Это было особенно заметно на контрасте с соотечественницей Аной Иванович, которая в том же 2008-м выиграла «Ролан Гаррос», стала №1 и почти сразу посыпалась, обескураженная публичностью новой роли. 

Елена же, совсем как принцесса Маргарет, в нетфликсовской «Короне» скучавшая в монаршей тени Елизаветы, расцветала от внимания и никогда не стеснялась быть собой. Там, где Маргарет в 50-е снималась для официального портрета со звеняще голыми плечами, Янкович переодевала белье прямо на корте; там, где взрослая Маргарет встречалась с 25-летним садовником, сербка закрепилась в теннисном фольклоре как королева драмы, целующая мячи после удачных ударов, и мастер стратегических медицинских тайм-аутов (культовое «Ее фамилия что, Янкович?» было сказано Марией Шараповой как раз о таком предположительно неспортивном вызове врача в исполнении Виктории Азаренко).

Задиралась, глумилась и просила не снимать ее задницу

Коммуникативные навыки Янкович со стороны иногда отдавали базаром, а ее приключения на корте принесли ей прозвище Королева хаоса, но она развлекала без скандалов и последствий. Возможно даже, это ее главный подарок теннису – умение повеселить(ся) по ходу дела. В 2007-м на «Уимблдоне» она провела переход матча смешанного разряда в компании болбоя задолго до того, как Новак Джокович сделал это мейнстримом, а на Australian Open однажды во время медицинского перерыва сказала фотографу: «Только не снимай мою задницу». 

В 2010-м в Мадриде Янкович обыграла Иванович в матче, где спародировала фирменный победный кулак соперницы, – а потом объяснила: «Мне не нравится, когда мне в лицо машут кулаками. Тем более мы с Аной из одной страны – приятно поиграть в нормальной обстановке. Мы профессионалы, но нужно держаться по-человечески. Это мое мнение. Я ничего не имею ни против нее, ни против кулаков».

Янкович, кажется, вообще никогда не отказывалась комментировать поведение и игру соперниц, если ей было что сказать, и идейно это роднило ее с предыдущим поколением игроков, менее скованных имиджевыми обязательствами. Проиграв квалифаеру Мелани Уден на «Уимблдоне»-2012 она сказала, что та «может играть, только если ей позволить, – собственных козырей у нее нет».  

Не стеснялась Янкович и именитых соперниц: играя с Шараповой, она жаловалась судьям на ее медлительность, а в 2013-м на турнире в Чарлстоне прямо спросила Серену: «Мне еще долго ждать?», – когда та готовилась принимать («Пока я не буду готова, – ответила американка. – Я не из тех, кто тянет время»). Через год на турнире в Дубае Елена поразила сарказмом, когда под руку кинула Серене «Да можешь еще повозиться, я не тороплюсь» («Ты опять за свое, Елена?» – ответила Серена; «Ой да завали уже, Елена», – сказал комментатор; после матча теннисистки мирно объяснились под судейской вышкой).

Несколькими месяцами раньше Янкович и вовсе практически обвинила Уильямс в трюкачестве. Проиграв ей полуфинал итогового турнира WTA, сербка сказала: «Когда она ведет в счете, она бежит за всеми мячами и подает безумные подачи. Но стоит ей отстать, она и подает слабее, и за некоторыми мячами не бежит. Игроки на такое обращают внимание, и она делает так не впервые. Мне это мешает концентрироваться и играть в свой теннис, но что есть, то есть. Она первая ракетка мира и заслужила это. Но я считаю, что, выигрываешь ты или проигрываешь, нужно всегда делать это спортивно».

Переодевала белье во время матча, жаловалась на месячные и была настоящей

При этом Янкович хватало откровенности и признать, что сама она плохо переносит поражения («I’m a bad loser kind of»), и шутить над своими слабостями: «Моя подача – это нечто. И даже с ней я третья ракетка мира. Представляете, что я делала бы со всеми этими девочками, будь у меня нормальная подача?» Юмор и отсутствие фильтра вообще были главными качествами пиковой Янкович. Десять лет спустя, когда подбирать выражения нужно очень аккуратно, она кажется воплощением прямоты, которую мы потеряли: без оглядки на политкорректность.

Однажды, например, Янкович сказала об Иванович «У меня было ощущение, что я против парня играю; страшновато». А в 2010-м объясняла спад неудачной ставкой на физику, которая на корте привела к потере мобильности: «Я одна из самых миниатюрных игроков – наряду с Жюстин Энен. Все остальные девочки очень мощные, постоянно тягают железо». В чувствительном 2020-м за такие оценки чужого телосложения точно прилетело бы от сознательной общественности. 

Гардеробные казусы Янкович – от переодевания белья в переходе матча летом-2006 до лопнувшей бретельки бюстгальтера, которую ей в Монреале-2014 чинила сначала болельщица, а потом физиотерапевт, – тоже вызывали улыбку у всех причастных, хотя в конце 2010-х на US Open надетый задом наперед топ Ализе Корне обернулся общественной дискуссией о сексизме.

Конечно, информационный климат нулевых был куда менее напряженным и токсичным, и публичная жизнь тогда не выглядела минным полем из проблематичных тем – но возможно, дело и лично в Янкович, которая любила называть вещи их именами и в других обстоятельствах вполне могла стать рупором женского эмпауэрмента в спорте.

«Я испугалась, что у меня тепловой удар, и поэтому расплакалась. К тому же у меня женские проблемы. Знаете, быть женщиной нелегко. Я старалась как могла», – откровенничала Янкович после того уимблдонского поражения от Уден, но вообще-то она всегда была прежде всего женщиной: импульсивной, многозадачной, аутентичной.

«Я сделала свою работу и теперь могу отдохнуть и развеяться, а не носиться по корту, – сказала она сразу после поражения в финале US Open. – Например, надеть высокие каблуки и заняться чем-то поинтереснее».

На турнире Джоковича на прошлой неделе Янкович с ее броскими укладкой, макияжем, платьем выглядела именно как человек, который последние три года занимался чем-то поинтереснее тенниса. Она не планирует возвращаться в тур, но тем, кто забыл, напомнила свою роль в нем, которую описала однажды на турнире лучших теннисисток мира:

«Я несу свет! И радость!»

Курникова и Хингис однажды чуть не подрались – из-за того, кто из них королева

В 2003-м теннисистку попросили нагнуться на корте для фото. В ответ она показала фак

Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Srdjan Stevanovic, Clive Brunskill