8 мин.

«У меня есть дочь, и я всегда честна». Истерика Серены Уильямс в финале US Open

Рекап худшего спортивного события года.

В финале US Open в субботу великая Серена Уильямс играла с дебютанткой Наоми Осакой. 36-летняя американка боролась за рекордный 24-й «Шлем» (первый после рождения дочери), а 20-летняя японка – за то, чтобы стать первой представительницей своей страны с одиночным титулом «Большого шлема».

6:2, 0:1

Первый сет финала продлился чуть больше получаса и прошел за явным преимуществом Осаки. Во втором гейме второго судья на вышке Карлос Рамос (47-летний португалец, ранее судивший финалы всех «Шлемов» и Олимпиады, – единственный мужчина-судья в пяти финалах нынешнего US Open) вынес Серене предупреждение за подсказки тренера Патрика Муратоглу, что ее возмутило. Она сразу подошла к его вышке со словами:

«Если он показывает мне большой палец, это он меня воодушевляет. У нас с ним нет никакого кода. Я понимаю, что вы этого не знаете, поэтому говорю вам об этом. Это была не подсказка. Я не жульничаю ради победы. Я лучше проиграю. Это для информации».

6:2, 1:2

В следующем переходе Серена продолжила общаться с Рамосом – впрочем, пока неагрессивно: «Я понимаю, почему вы так подумали, и просто хочу, чтобы вы знали, что я никогда не жульничаю».

Рамос заверил ее, что знает ее много лет и не говорит, что она жульничает, просто то, что показал Муратоглу, было против правил. Она сказала ему спасибо, он сказал спасибо ей.

6:2, 2:3

Не сумев удержать брейк, Серена разбила ракетку, за что получила второе предупреждение, а значит, и штраф на очко. Таким образом, шестой гейм матча на подаче Осаки начался со счета 15:0. Когда Серена поняла, что произошло, она снова пошла разбираться.

Оказалось, что она не отдавала себе отчет, что разбитая ракетка принесет ей уже второе предупреждение, потому что думала, что вопрос с тренерскими подсказками был решен в ее пользу:

«Он мне не подсказывал. Не подсказывал. Вы должны объявить, что этого не было. Я не жульничаю. Вы должны передо мной извиниться. Я НИКОГДА в своей жизни не жульничала. У меня дочь есть, и я всегда честна. Я никогда не нарушала правил. Вы обязаны передо мной извиниться».

6:2, 4:3

Проиграв подачу в седьмом гейме, Серена при смене сторон продолжила возмущаться предположением, что она получает подсказки тренера, то есть действует против правил:

«Вы оскорбляете меня. Это неприемлемо. Да, вы ставите под сомнение мою честность. Я требую извинений. Вы никогда во веки вечные больше не ступите на корт, где буду я. Вы лжец. И вы должны передо мной извиниться. Должны передо мной извиниться. Я требую. Требую, чтобы вы извинились. Вы украли у меня очко. Вы еще и вор».

После этого Серена встала и пошла подавать, но Рамос объявил, что своим оскорблением она в третий раз нарушила правила поведения, а значит оштрафована на гейм. Счет стал 5:3 в пользу Осаки.

***

Здесь стоит напомнить, что на турнирах «Большого шлема» во время матчей действует очень простая схема дисциплинарных взысканий: за первое нарушение дается предупреждение, за второе снимается очко, а за каждое последующее – гейм. При этом, начиная с третьего судья имеет право проконсультироваться с турнирным рефери на предмет снятия игрока с матча.

C тем, что́ считать дисциплинарным нарушением, тоже все довольно понятно: в шлемовом кодексе приведен список из 18 пунктов, каждый из которых подробно разъяснен. Там есть и опоздание на матч, и неподобающая одежда, и недостаточные старания, и повреждение инвентаря.

16-м пунктом в этом списке идет verbal abuse – оскорбление, – и о нем говорится: «Игроки не могут ни в какой момент времени оскорблять кого-либо из сотрудников турнира, соперников, спонсоров, зрителей или кого-либо еще на территории турнира и в его окрестностях. Нарушение этого правила грозит штрафом до 20 000 долларов за каждый эпизод.

Кроме того, если такое нарушение происходит во время матча (в том числе на разминке), игрок будет наказан в соответствии со схемой дисциплинарных взысканий. В случае, если нарушение вопиющее, оно может классифицироваться как «серьезное нарушение» и быть поводом для дальнейших взысканий.

Оскорблением считается заявление в отношении сотрудника турнира, спонсора, соперника, зрителя или любого другого человека, которое намекает на их нечестность или является уничижительным, оскорбительным или в каком-либо еще смысле грубым».

Таким образом, тирада Серены будто была взята из турнирных правил, так что судью можно упрекнуть только в слишком четком следовании им (чем половина интернета, понятно, и занялась, мотивируя это тем, что «так не делают»).

6:2, 5:3

Как только Серена поняла, что произошло, она с задней линии вернулась к судейской вышке: Рамос объяснил ей, что ее слова про вора были оскорблением, она в ответ засмеялась:

«Вы что, шутите? Из-за того, что я сказала, что вы вор? Ну так это потому, что вы украли у меня очко. (Слова Рамоса на видео неразборчивы) Ну так я же не врунья. Я вам сказала: извинитесь. Это возму... Так, вы меня извините, но я буду говорить с турнирным рефери».

Пока Уильямс говорила это, на корт уже влетели главный судья турнира Брайан Ирли (для которого это 39-й и последний US Open) и супервайзер Донна Келсо. Пока Рамос, склонившись с вышки, объяснял ситуацию Ирли, Серена сквозь слезы доказывала Келсо, что не получала от тренера подсказок.

«Это неправда. Неправда. Я никогда не жульничаю. Вы меня знаете. Это несправедливо и случалось со мной уже слишком много раз. Это несправедливо. Несправедливо. Знаете, сколько мужчин делают вещи гораздо хуже (чем слова о том, что Рамос вор)? Это несправедливо. Очень много мужчин говорят разное, но им за это ничего не бывает, потому что они мужчины.

Это невероятно. И нет, я не вижу никакой причины (для штрафа на гейм). Я сказала очень простую вещь: он вор, потому что украл у меня очко. Полно мужчин говорят гораздо более ужасные вещи, но я женщина, и поэтому вы лишите меня этого? Это так несправедливо. Вы это знаете. Я понимаю, что вы не можете это признать, но вы знаете, что так нельзя. Я знаю правила, и я просто говорю, что так нельзя».

6:2, 5:4

Переход при счете 4:5 Серена провела в слезах (предварительно, кажется, сказав Келсо: «Я вас всех засужу»). Наоми Осака, в тот вечер справлявшаяся с нервами как богиня, подала на титул, реализовав свой второй матчбол, и стала самой молодой за 12 лет чемпионкой US Open.

Момент, конечно, был безнадежно испорчен, но Серена все же нашла в себе силы тепло поздравить соперницу, прежде чем продолжить выяснять отношения с арбитром, которого уже уводили с корта.

6:2, 6:4

Смотреть церемонию награждения было невыносимо. Трибуны стадиона, названного в честь иконы fair play, свистели так, что новая чемпионка расплакалась, а Серена ее утешала. Потом уже Уильямс сказала сквозь слезы:

«Она хорошо сыграла и выиграла свой первый «Шлем». Я понимаю, что вы, ребята, болели (за меня), и я старалась, но давайте сделаем этот момент настолько приятным, насколько возможно. Давайте отдадим должное и не будем свистеть, а со всем остальным разберемся потом. Давайте покажем позитив и не будем свистеть».

Когда очередь дошла до Осаки, она дрожащим голосом сказала: «Я знаю, что вы все болели за нее, и простите, что так вышло. Я просто хочу сказать вам спасибо за то, что посмотрели матч».

Девочка, в финале своей мечты обыгравшая кумира, извинилась перед публикой, за которую было стыдно. Единственный позитивный итог финала US Open-2018: теннис получил чемпионку, которая в самом важном матче жизни показала роскошную игру, а потом проявила чуткость и великодушие. Только заслужил ли он ее.

Забудьте истерику Серены и любите теннис Наоми Осаки. И ее саму

Robert Deutsch/USA TODAY Sports, Danielle Parhizkaran/USA TODAY SPORTS (2)