9 мин.

Почему Надаль выиграл Рим. Прогнозы на РГ и Уимблдон

Ещё до начала турнира было очевидно, что основная борьба за титул развернётся между Новаком Джоковичем и Рафаэлем Надалем, выигрывавшим Рим в общей сложности 11 раз. Поэтому формулировка «почему Надаль выиграл Рим» аналогична формулировке «почему Надаль обыграл Джоковича в столице Италии».

Матч между данными теннисистами получился красивым и прошёл на высоком уровне, несмотря на то, что форма Джоковича на данный момент составляет около 70 процентов от максимально возможной. Победить мог каждый, но выиграл в итоге испанец. Рассмотрим причины, по которым ему удалось это сделать. 

Везение в «теннисной лотерее»

В теннисном сообществе тай-брейки общепризнанно считаются лотереями, хотя и находятся отдельные личности, утверждающие, что результат 13-го гейма зависит в большей степени от мастерства, чем от удачи. По их мнению, тай-брейки выигрывает тот, кто лучше играл в течение партии. Данный матч хорошо опровергает эту гипотезу: в «основное время» первого сета Джокович превзошёл Надаля по всем статистическим показателям. Рассмотрим их более подробно в нижеприведённой таблице.

Замечание 1. В любой партии, закончившейся тай-брейком, теннисисты выигрывают по 6 геймов и делают одинаковое количество брейков, поэтому данные параметры исключены из таблицы за ненадобностью.

Замечание 2. Dominance ratio равен отношению процента очков, выигранных на приёме, к проценту очков, проигранных на подаче.

 

Итак, приведённые факты наглядно демонстрируют очевидное: Новак весь первый сет играл лучше Рафаэля, но проиграл тай-брейк из-за невезения. Интересно, что 8 очков из 11 были взяты на приёме, причём оба теннисиста на подаче выиграли меньше розыгрышей (Надаль – 2 против 5 на приёме, Джокович – 1 против 3), хотя любые два теннисиста на дистанции выигрывают больше очков на подаче, чем на приёме. Стало быть, получено ещё одно доказательство того, что 13-й гейм ввиду очень короткой дистанции является лотереей.

Преимущество в физической подготовке и расписании

Если победителя первой партии определила «теннисная лотерея», то во втором сете всё решила физическая подготовка и преимущество в расписании. Дело в том, что сербский теннисист, хотя и достиг оптимального уровня игры, ещё очень далёк от своих лучших физических кондиций. Скорее всего, при равных условиях он смог бы одержать победу в матче, однако организаторы турнира сделали всё возможное, чтобы этого не произошло. Джокович получил не только намного более сильного соперника в четвертьфинале, чем Рафаэль (напомним, что Фоньини до турнира в Риме проиграл 4 из 5 матчей на европейском грунте, включая «непогашенную» серию из трёх поражений подряд, а Нишикори выиграл тарелку в Монте-Карло, одержал 3 победы над топ-4, а в полных матчах грунтового сезона уступал только Джоковичу и Надалю), но и крайне неудобное расписание.

Четвертьфинал против Нишикори стартовал в 19:30 по московскому времени – то есть к этому моменту Рафаэль отдыхал уже 4 часа – и продолжался 2 часа 23 минуты, то есть серб покинул корт примерно в 22 часа. Таким образом, у него было всего 18 часов на отдых и восстановление сил перед следующим поединком, что, очевидно, явно недостаточно для матчей против Надаля на грунте.

Сила Надаля на глине

Нельзя не отдать должное и уровню игры испанца на песке. Да, при отсутствии первых двух причин он, скорее всего, не помог бы Рафе одержать победу в полуфинале, однако при их наличии именно он оказался решающим фактором. Сыграй Надаль хотя бы на уровне Нишикори – даже при везении в «теннисных лотереях» и несправедливом расписании он не смог бы выйти в финал.

Уровень игры Рафаэля Надаля на грунте в этом сезоне очень близок к лучшему во всей карьере и, вполне возможно, даже является им. Испанец устранил свою главную слабость – подачу: если раньше против него можно было выигрывать много несложных очков на приёме, то теперь в критические моменты гейма он вводит мяч в игру не хуже подаванов. Также есть улучшения и в других компонентах игры, в частности, ударе слева.

***

Сезон мастерсов берёт трёхмесячную паузу, уступая место двум из четырёх крупнейших теннисных событий подряд. Попробуем на основе имеющихся данных провести анализ и сделать прогноз на грунтовый Открытый чемпионат Франции и травяной Уимблдонский турнир.

Завершившийся мастерс окончательно прояснил текущую ситуацию в мужском теннисе. Досрочный финал между Джоковичем и Надалем не только стал лучшим из всех завершившихся на данный момент матчей сезона по суммарному уровню игры обоих соперников, но и расставил все точки над i. В двух словах: при отсутствии травм Рафаэль Надаль должен выиграть «Ролан Гаррос», а Новак Джокович – Уимблдон.

Бросилась в глаза агрессивная игра сербского теннисиста в матче. Он очень мощно подавал и бил с форхенда; из показанных статистических данных следует, что по скорости эти удары превосходят аналогичные показатели 2016 года. Однако подача и удар справа больше, чем грунту, подходят траве; более того, не обладая больше ничем – даже игрой у сетки –  можно неоднократно выходить в финалы Уимблдона, что было доказано Э. Роддиком. На песке более важно иметь сбалансированную игру с обеих сторон, а с бэкхендом у серба сейчас явные проблемы: в большинстве случаев при ударе слева в матче он просто перебрасывал, а не пробивал. Кроме того, для пятисетового грунтового формата нужна отличная физподготовка, а Ноле пока объективно не готов к затяжным поединкам.

В целом, на данный момент времени уровень игры Джоковича примерно такой же, как и в 2014 году, когда Ноле победил Рафаэля в финале Рима, а на «Ролан Гаррос» проиграл. Сейчас не было даже победы в Риме, где покрытие намного более быстрое и атакующее, чем в парижском болоте. Стало быть, шансов победить Рафаэля на грядущем турнире не особо много. Наверняка понимает это и сам Джокович, для которого соревнование во Франции станет лишь трамплином для набора рейтинговых очков и местом быстрого набора формы к самому престижному теннисному турниру. Маловероятно, что Новак будет выкладываться на 100% в потенциальном финале против испанца.

С Рафаэлем Надалем ситуация в корне иная. Поскольку последние 6 лет на Уимблдоне он борется только за возможность не проиграть игроку с трёхзначным рейтингом, становится очевидно, что в столице Франции испанец выложится на 200%. Ещё до жеребьёвки было понятно, что даже в теории обыграть Рафу на парижской земле могут только Новак Джокович и Доминик Тим. Остальным не хватит либо физической подготовки (Кеи Нишикори), либо характера (Александр Зверев), либо банально теннисного мастерства (все остальные). По ситуации с Джоковичем мы разобрались в предыдущем абзаце. Доминик же ещё не восстановился после довольно серьёзной травмы, что подтверждается его относительно невысоким уровнем игры и соответствующими результатами: австриец по ходу грунтового сезона проиграл 21-й и 63-й ракеткам мира, отыграл матчбол у 33-й и подачу на матч у 35-й, был в одном тай-брейке от поражения 71-й и 75-й и имел счёт 5-5 в решающей партии против 78-й.

Таким образом, даже при неблагоприятных для Надаля условиях он оставался бы железобетонным фаворитом французского чемпионата. Судьба же отправила всех его соперников по топ-5 игры на грунте в другую половину, тем самым преподнеся ему большой подарок. Теперь «акулы» нижней половины съедят друг друга в упорных четырёх-пятисетовых поединках, и Рафаэль прикончит уставшего победителя этой части сетки без особых проблем. Помешать защитить титул, пожалуй, может только травма или резкое приращение уровня игры сербского теннисиста, включая получение бешеной «физухи» и мощных ударов с бэкхенда. И то, и другое выглядит сомнительным, поэтому вывод очевиден: Рафаэль с вероятностью 93% защитит титул во Франции, причём в финале обыграет Джоковича или того, кому серб проиграет в пяти сетах в полуфинале. В целом же топ-5 на данный момент выглядит следующим образом: Надаль – Джокович – Нишикори – А. Зверев – Тим.

Что же касается Уимблдона, то там ожидается более успешное выступление серба, чем на «Ролан Гаррос», в силу нескольких причин. Во-первых, как уже отмечалось выше, текущий стиль и уровень игры Джоковича подходят больше для травяных кортов. Во-вторых, до старта травяного «мэйджора» больше месяца, что предполагает больше возможностей для набора формы, в том числе и через матчи против сильных соперников на чемпионате Франции.

В-третьих, трава является вторым по успешности покрытием Джоковича, играть на ней он любит и умеет. Достаточно заметить, что в текущем десятилетии Уимблдонский турнир выигрывали всего три теннисиста, но только Джоковичу удалось это трижды. Во всех трёх финалах серб обыгрывал не игроков уровня Роддика и Хьюитта, а победителей  этого турнира: восьмикратного (дважды) и двукратного (имевшего действующую серию из 20 побед подряд). Что ещё более важно, даже в самые неудачные сезоны Новак выступает на траве очень хорошо. Так, в 2017 году за весь травяной сезон серб не проиграл ни одной партии, и даже с серьёзнейшей травмой, которая заставила его пропустить больше полугода, завершил «основное время» первой партии с Бердыхом вничью, тем самым повторив результат будущего победителя турнира в полуфинале. Из вышесказанного очевидно, что при отсутствии травм Джокович выиграл бы Уимблдонский турнир 2017 года без особых проблем.

Наконец, конкуренция и уровень соперников на траве традиционно ниже, чем на хардовом покрытии. Как упоминалось, в текущем десятилетии только двое теннисистов, помимо Джоковича, выигрывали титул Уимблдона, причём один из них – Энди Маррей – до сих пор находится в лазарете. Можно заметить, что, помимо Маррея, Джокович за последние 7 лет имел проблемы в Лондоне только с т. н. «подаванами», из чего можно сделать вывод, что всех остальных соперников он пройдёт без особых проблем. Касательно подаванов можно заметить следующее: подача имеет свойство проседать со временем, и уже к началу четвёртого сета её взятие становится делом техники и вопросом времени. Кроме того, серб очень силён на приёме, что позволяет ему делать брейк(и) и в первых трёх партиях, то есть вероятность проигрыша 0-3 стремится к нулю. Таким образом, единственным шансом подаванов является перенос матча после взятия хотя бы одного сета (а в идеале – двух), чтобы восстановить свою подачу до прежнего уровня. Именно по такому сценарию и протекали матчи Джоковича против Андерсона в 2015 году (когда серб был на волоске от поражения в пятом сете, но всё же выиграл) и Куэрри в 2016 году (когда до победы было рукой подать, но всё же проиграл). В остальных случаях Ноле довольно легко доводил матч до победы: уступая 1:2 по партиям Марину Чиличу, выиграл две следующих с одинаковым счётом 6–2; в финале 2015 года оставил за собой третью и четвёртую партии с общим счётом 3:0 по брейкам.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: помимо травмы или недомогания, помешать Джоковичу выиграть Уимблдонский турнир может только «подаван», при этом должно выполниться одновременно несколько условий: 1) матч должен проходить на первом корте, т. к. с центрального их не переносят; 2) матч должен начаться достаточно поздно, чтобы не успеть завершиться тем же днём, но в то же время достаточно рано, чтобы оппонент серба успел взять одну-две партии (альтернатива – должен пойти дождь); 3) у соперника должна хорошо идти подача; 4) сопернику должно повезти в «теннисной лотерее». Без сомнения, организаторы сделают всё, от них зависящее, чтобы помешать Ноле выиграть титул, так что первый пункт и 80% второго можно считать выполненными. Однако третий и четвёртый не в их власти, и, кроме того, даже выполнение всех четырёх не только не гарантирует вылета серба (см. матч Джокович – Андерсон), но и не даст вероятность этого события даже 50%. Подводя итоги вышесказанному, резюмируем, что Джокович является явным фаворитом Уимблдонского турнира и выиграет его с вероятностью 86%. Однако в связи с тем, что травяной сезон ещё не начался, нельзя с высокой точностью сказать, кто именно входит в топ-5 по силе игры на этом покрытии, и кто дойдёт до финала.