3 мин.

Почему Путь чемпионов - это зло

За время своего существования формат Лиги чемпионов изменялся не один раз. Причем реформам подвергались все стадии турнира: от квалификации до плей офф. Даже день и время начала финального матча были изменены. Львиная доля этих реформ пришлась на время пребывании на посту президента УЕФА Мишеля Платини. В частности, именно ему принадлежит идея переформата квалификации: деление команд в третьем раунде на два пути - чемпионский и нечемпионский.

Сомнения в целесообразности этой реформы появились в первом же сезоне ее применения. Кампания 2009/10 даровала групповому эпату пять команд пути чемпионов, из которых четыре (Дебрецен, Цюрих, АПОЭЛ, Маккаби Хайфа) в итоге заняли заключительное место в группах с одной победой на всех, пятой тогда был Олимпиакос. В то же время благодаря нововведениям в группе тогда мы не увидели Твенте, Андерлехт, Спортинг, Селтик. К примеру, в следующем сезоне ситуация была похожая. Групповой этап прошел с Хапоэлем, Жилиной и Партизаном на борту и Севильей, Сампдорией и Фенербахче за.

Можно бесконечно кидаться аргументами и фактами, приводить статистику. Но. В нынешнем же розыгрыше, наверно, не одного меня возмутила эта постреформенная ситуация после просмотра матча Атлетик-Наполи. Итальянцы теперь будут играть в Лиге Европы и скорей всего вторым составом и скорей всего в случае неудачи особо переживать не будут. Кто смотрел - тот согласится: мы видели матч достойный центрального в группе, но к сожалению в отборе. Я не хочу катить бочку на всех победителей чемпионской квалификации: порадовала игра АПОЭЛА, БАТЭ, фееричная развязка в Разграде. Но все равно Лудогорец, Марибор, Мальме конкуренции не смогут составить даже третьим командам в группах. Их уровень - Лига Европы.

Кстати, больней всего эта реформа ударила по голландским, бельгийским, турецким клубам - в двух словах, клубам второго эшелона. Да, у них плохо идут дела в последние годы, поэтому и такой рейтинг (забавно, но если продолжать в том же духе, может так получиться, что и они станут участниками чемпионского пути). Второй год подряд в группу не пробивается третья команда Франции. А все потому что противостоят им на этой стадии примерно такие по силам соперники из Португалии, четвертые команды Испании и Англии. Хромает зрелищность - страдают болельщики.

С другой стороны Платини своим решением дает большие возможности клубам из Скандинавии, восточной Европы, Кипра и Израиля показать себя миру. Это шанс заработать деньги (даже если в группе все проиграть можно заработать 7 млн.евро), пробиться талантливым игрокам. Но мы - болельщики, видим не сумрачные амбиции, а нынешний рейтинг, статус, если хотите. Если передо мной стоял бы выбор, что смотреть в 22-45, я выбрал бы Атлетик-Наполи, будь их матч в группе, а не Бавария-Лудогорец. Командам из второй сотни рейтинга место во втором по значимости турнире. Если бы они регулярно доходили хотя бы до полуфиналов Лиги Европы, у рядового болельщика было бы другое о них мнение. Сейчас второй по значимости турнир напоминает помесь кубка Интертото и товарищеских предсезонных турниров, где команды с именем играют вторым составом. Да, не все как ПСВ или Наполи закрывают глаза на статусность, да, тяжело конкурировать с Челси, Атлетико, Интером, но попадать в группу Лиги чемпионов из-за желания чиновников поддержать имя чемпионского турнира наличием исключительно же чемпионов - это несправедливо в отношении более рейтинговых команд, вылетающих в Лигу Европы.

Слишком уж велик разрыв между командами даже из первой и второй корзин, не говоря уж о других. Одна реформа накладывается на другую, финансовый фейр-плей не опрадывает надежд. Рамки нынешнего еврофутбола жестоки, поэтому и я жесток к командам чемпионского пути в своем спиче. Впрочем, справедливо жесток: с 2009 года из всех них особенно удивили только Копенгаген и АПОЭЛ (Селтик и Олимпиакос не в счет), последний воспользовался нерасторопностью Зенита и ко.

Что меня радует: в Лигу возвращаются Рома и Монако, они в отличие от Мальме и Лудогорца квартеты укрепят, а не разбавят. Ждем жеребьевку и верим в светлое будущее.