7 мин.

Без лица. Почему Рубин должен был сменить бренд

Критика в адрес руководства клуба, которое провело очередной ребрендинг, а так же самого детища – новой эмблемы, достигает масштабов цунами. Каждый, сочтя за долг, высказывает свое стадное "фи". В Казани фанатами «Рубина» активно распространяются агит-листовки против инициаторов, ряд СМИ Казани в погоне за трафиком не стесняется подливать масла в общий котел негатива пестрыми заголовками, а болельщики, в большинстве своем ведомые, пляшут под эту дудку и, не зная всей подоплеки и мотивов руководства по проведению ребрендинга, охотно бросается камнями в сторону клуба. Но есть в этой истории с очередной сменой бренда и другая сторона медали, которая делает позицию клуба вполне понятной и даже правильной.

«Рубину» был крайне необходим ребрендинг

Логотип 2012 года, который был утвержден при Дмитрии Самаренкине после конкурса и автора которого почти никто в клубе не знает, мог стать настоящей головной болью для обновленного руководства казанцев. Точнее одной из болей, оставленной после не лучшего периода под правлением Самаренкина. Начнем с того, что хоть «старая» эмблема и полюбилась болельщикам казанцев, она имеет много заимствованных и узнаваемых деталей других логотипов - как клубов (лондонский «Арсенал»), так и национальных команд (Северная Ирландия, Израиль). С ней клуб испытывал ряд проблем с заявкой и утверждением, а Роспатент отказывал в присуждении прав клубу на сам бренд, под которым он почти год существовал. Фактически «Рубину» не принадлежало то, за что футболисты бились и что регулярно отстаивали на поле.

Вдобавок мог объявиться условный автор, который бы заявил свои права на бренд и, если бы дело вдруг дошло до разбирательств и суда, «Рубин» лишился бы и приличной суммы денег (намного большей, чем было заплачено итальянским создателям нового логотипа), так и в срочном порядке искать и заказывать новый логотип, дабы не оказаться лишенным вообще какого бы то ни было клубного бренда, а значит и своего лица. Все равно, что иметь в паспорте чужую фотографию.

По удачному опыту работы итальянского отдела Interbrand (в Турине и Донецке до сих пор поминают добрым словом) было бы логичным довериться в этой работе именно профи, а не в очередной раз устраивать открытый конкурс – прошлый опыт показал, что хорошего в этом куда меньше, чем полагает большинство. Обойдя старые грабли, «Рубин» заключил официальный договор с итальянцами, по которому является основным владельцем бренда, а соответственно может наконец-то полноценно и без страха заниматься маркетинговой составляющей работы любого серьезного клуба – к примеру, открывать свой магазин атрибутики (который, кстати, откроется уже в октябре), продавать экипировку с новой символикой и получать заслуженную прибыль не боясь, что в какой-то момент со стороны объявиться некий якобы создатель и предъявит свои права на все, где красуется, возможно, и вправду его эмблема.

Сторона, которой не выгоден новый ребрендинг

Как уже было сказано, логотип, красовавшийся всего год на футболках команды, был выбран по итогам открытого конкурса, победитель которого и автор соответственно известен разве что инициаторам – собственно, Самаренкину, так и бывшему начальнику отдела маркетинга «Рубина» Ивану Мешкову. След обоих в клубе давно простыл, так и имя автора остается до сих пор неизвестным. Есть и иная сторона, которую во всей этой истории интересует только финансовый аспект, представители которой уже не являются работниками клуба. Экипировки со старым брендом, который с недавних пор уже не актуален, у этой стороны целые склады на сумму с множеством нулей и с реализации которой ранее клуб не имел ни гроша (спасибо экс-президенту и допущеной им ситуации). Какую реакцию и в пользу чего будет агитировать «потерпевшая» сторона, которая по сути наблюдает обесценивание своей продукции? Само собой начнет всячески склонять и манипулировать всеми доступными путями и средствами так, чтобы поднять как можно большую бучу и вывести на протест серьезную массу небезразличных, подливая масла еще и через прессу, дабы сохранить свои крупные вложения. Пусть это больше и от безысходности - все средства хороши.

Конечно, есть просто болельщики и наблюдатели, которым эмблема не нравится чисто эстетически или им просто ценны традиции, старый облик логотипа, с которым многое было связано. Пусть ими движут лишь естественные реакции на кардинальные и резкие изменения. Любое новшество по определению вызывает больше скепсиса, чем довольных возгласов. И дело не ограничивается одним лишь примером ребрендинга «Шахтера», который был принят в штыки, а ныне в новой эмблеме украинцы души не чают. В стране, во власти которой почти два десятка лет стоит один и тот же человек, где по сути каждый второй ярый консерватор, вряд ли будут готовы к резким переменам и дело тут касается далеко не одной эмблемы. Все новое и неизвестное видится в негативном фоне - у нас такая психология. А итог второго за два года ребрендинга клуба – перемена вполне себе серьезная и потому реакции во многом ожидаемы. Но всякое новшество со временем воспринимается буднично. И если разобраться и вникнуть в идеи и замысел новой эмблемы, в благоразумных умах она не вызовет недоумения.

Петух и на гербе Казани?

Учитывая возраст фанатского движения «Рубина», которое лишь недавно отпраздновало свое 15-летие, можно предположить и о возрасте основного контингента этих ребят. Они говорят и аргументируют свой протест тем, что руководство не чтит традиции. Тем самым ребята  «с Рубином в сердце» дают понять только то, что не особо знакомы с клубной историей и вряд ли видели эмблемы ранее 1996 года. Например, образца 1970-ого, выполненной в форме круга и стрелки – стремящейся ракеты. И если приглянуться к новому образу лого казанцев, эти очертания узнает любой прожжённый болельщик со стажем, заставший команду времен исторической для клуба фигуры - Николая Сентябрёва. Новая эмблема в этом очертании и форме лишь отсылает к истории, а не преподносит что-то новое. Тот же круг, тот же разрыв круга, но не в виде стрелки – в новой клубной эпохе крылья Зиланта прерывают этот цикл.

Не являясь специалистом в геральдике, но все-таки зная, как выглядит герб города Казани, иной раз удивляешься острякам с их сравнениями про «петуха», который щеголяет в рубиновом круге, да еще и в неких панталонах. Изображение на гербе столицы Татарстана ОДИН В ОДИН соответствует образу, разработанному итальянцами. До перышка, до расположения «куриных лап», до формы языка, короны и свинченного хвоста Зиланта (единственное отличие - направление хвоста). И всякий, кто в очередной раз будет сыпать куриными эпитетами в адрес новой эмблемы тем самым подвергает критике герб даже не города - казанской губернии, который был утвержден еще Александром II более 150 лет назад. «Уберите петуха» - не будут писать там, где есть хоть капля уважения по крайне мере к городу, в котором проживают и его истории.

Все остальные претензии и брошенные камушки – полнейшая вкусовщина. Чтобы сделать такую эмблему, дабы удовлетворить потребности и желания абсолютно каждого болельщика, ты скорее получишь тот самый «ералаш» из басни Михалкова, а не вразумительный и независимый бренд, который теперь имеет клуб.

Пускай он не всем полюбился, пусть у каждого найдутся колкие фразы и даже критичные кричалки в адрес инициаторов жизненно необходимого для клуба ребрендинга, нужно понимать и принимать все детали и нужды этого решения. Оно обоснованно и не пришло просто потому что кому-то в руководстве нравится перед очередным сезоном наблюдать упоминание «Рубин» и «ребрендинг» в одном предложении. И, конечно, его нужно принять. Ведь исходя из логики – если ты не принимаешь то, что направленно на улучшение работы и состояния твоего любимого клуба, то соответственно желаешь ему обратного. А потому вряд ли можно назвать «оппозиционера» болельщиком, раз он желает команде той кризисной точки, к которой привело бы бездействие.