9 мин.

В Бундеслиге играет уникальная команда. Фанаты здесь решают многое

В Бундеслиге в последние три года играет уникальная команда — «Унион» Берлин. В последние два сезона клуб из восточного Берлина отбирается в еврокубки, при этом не приемля все современное и продающее. Это по-настоящему народная команда, которая не просто оглядывается на своих болельщиков, но и строит клубную стратегию, исходя из их мнений.

Александр Груднев специально для «Футбологики» рассказывает о том, как зарождался современный «Унион» и чем он уникален.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Зачастую футбол перестает быть просто спортом, зрелищем. История знает немало примеров, когда люди объединялись вокруг команд по какому-то принципу: этническому происхождению, социальному статусу или вероисповеданию, а иногда и просто по району проживания. Такие обстоятельства — отличная предпосылка к классному городскому дерби. Но в нашей истории все пошло немного иначе.

Послевоенный Берлин. Город разделен пополам ненавистной стеной. В далеком 1963-м стартует немецкая Бундеслига, но место в ней находится всего лишь для одной берлинской команды — «Герты». Сильнейшая команда восточного Берлина — «Унион Берлин» — вернется в немецкий футбол чуть позднее (1966 год) и играть будет совсем в другом чемпионате — чемпионате ГДР.

Выступая в Восточной Германии, команда не славилась высокими достижениями. Однако с годами растет и развивается ее особое фан-движение.

Изначально «Унион» — команда рабочих. Это отлично укладывается в рамки коммунистической Германии. Прозвище «железные» кажется вполне логичным. Со временем аудитория болельщиков становится более пестрой. В восточном Берлине, как и во всем ГДР, хозяйничает «Штази», люди хотят перемен, но говорить открыто об этом опасно.

Стадион — отличное место, чтобы не только поболеть за команду, но и заявить о своей политической позиции. Создатели Fan-ID еще ходят в школу, камер на стадионах нет, а значит позволить себе на арене можно многое. Поддержка клуба дает одновременно возможность выразить и свою гражданскую позицию. Возможно, сюда своими корнями уходит традиция аплодировать команде даже после неудачных игр по 10-15 минут. Для этих парней цифры на табло не самое главное, впрочем, и номер отбывать сюда никто не пришел. Игроки сражаются на поле, трибуны не умолкают весь матч. Все вместе они — единое целое.

Возможно, из тех времен и идет фраза: «Мы ходим не на футбол, мы ходим на «Унион». Стадион команды «Ан дер альтен Ферсетрай», известный в народе просто как «дом старого лесника» находится фактически в глубине леса берлинского рабочего района Кепеник на юго-востоке Берлина. И он стал настоящим домом для всех несогласных.

Один из болельщиков клуба Инго Петц в интервью СПОРТ24 говорил об этом так:

«За эту команду болели люди, выступавшие против режима. В этом пространстве они могли развивать свои идеи. Много панков, скинхедов, байкеров. Представители разных субкультур. Ну и суровые берлинские рабочие». 

Себастьян Фибриг – товарищ Инго по трибуне — рассказывает об отношении к болельщикам «Униона» в обществе и в верхах:

«В ГДР не каждый болельщик «Униона» — враг народа, но каждый враг народа – определенно болельщик «Униона». Это был единственный клуб в Восточном Берлине, который не зависел ни от каких госорганизаций (армии, полиции и. т. д.)».

Одним словом, народная команда.

Инго попал на трибуны, когда команда еще не была особо популярна и играла в низших немецких дивизионах: четвертом и пятом. О первой Бундеслиге и еврокубках тогда, разумеется, никто и мечтать не мог. Да фанатам это и не было нужно.

«Мне неприятно шоу, которое делается вокруг игр Бундеслиги. Очень много коммерции. Я хотел смотреть настоящий мужской футбол. Так я попал на игру «Униона». Они тогда играли еще в 4-й или 5-й лиге. Было тогда на стадионе всего тысячи 4 болельщиков. Атмосфера мне сразу понравилась», — говорит Инго.

СТАДИОН, ПОСТРОЕННЫЙ СВОИМИ РУКАМИ

В 2008-м году немецкий футбольный союз пригрозил санкциями «Униону» за несоответствие стадиона требованиям Лиги. На помощь пришли фанаты.

Так Инго рассказывает о народной стройке, развернувшейся на месте старой арены:

«Когда играли в третьей лиге и надо было модернизировать стадион, на это не было денег. Возникла идея пригласить фанатов, членов фан-клуба, чтобы помочь клубу преодолеть эти трудности.  В течение года более 2300 человек приходили и помогали закончить строительство. В окрестностях стадиона позже появился памятник этим самым строителям». 

Андрес Денике — еще один фанат «Униона» — делится своими впечатлениями от той легендарной стройки: 

«Не покидало чувство единения: ребята из местной пекарни, продавцы мороженого — все собрались для одной цели. Каждый день 30-40 человек приходили и работали совершенно бесплатно. Просто не было никогда: в один день у тебя +20, в другой — уже минус! Названия стадионов меняются из года в год, а наш уже 30 лет как не меняет своего названия. Мы гордимся этим».

Только представьте себе: 2300 человек ходили в свободное время, чтобы помочь построить стадион! Что происходит при проблемах со стадионом в нашей стране, рассказывать не нужно. Свежие примеры у нас перед глазами. Берлинцы же на деле доказали статус народной команды. 140 тысяч часов волонтерской работы и клуб был спасен, за что игроки ответили благодарностью — выходом во вторую Бундеслигу!

Интересно, что на стадионе вместимостью чуть более 22 тысяч зрителей, около 17 тысяч мест были стоячими! Казалось бы, все мы избалованы комфортом в наше время, но эти стоячие места — особый кайф. Таких стадионов в сильнейших лигах Европы больше просто нет! Поэтому в качестве туристов на арене часто можно увидеть фанатов не только из других городов, но и стран. Тот факт, что стадион фактически строили обычные работяги из Берлина, придает дополнительный шарм арене.

О ЧЕРТ, МЫ ВЫХОДИМ В БУНДЕСЛИГУ!

Что значит для любой команды выход в сильнейшую лигу страны? Скорее всего, праздник и веселье. Успех! Но для «Униона» было иначе. Конечно, боссы клуба понимали, что это другие деньги, контракты и прочее.

Но фанаты, заполнявшие построенную собственными руками арену, приходили посмотреть на родной «Унион». В сезоне 2016/17 команда очень долго держалась в топах второй Бундеслиги, и перспектива выхода в высший свет стала реальной, тогда же и появилась кричалка на эту тему: «Черт побери, мы выходим в Бундеслигу!».

Общий скепсис относительно участия в Бундеслиги поясняет все тот же Инго на примере команды из Лейпцига: 

«РБ Лейпциг — гиперкапитализм в футболе.  Фанаты не влияют на политику клуба, это коммерческий продукт.  Наш президент раньше стоял рядом с нами на трибуне! Большинство работников клуба раньше стояли тут с нами на трибуне». 

Как мы видим, история для этих болельщиков стоит на первом месте. И боязнь повышения в классе — это страх потерять свою уникальность, традиции и великое прошлое.

Тем не менее команда вышла в Бундеслигу и не отказалась там играть. Как уместно заметил Кристиан Арбайт — директор по коммуникациям клуба — «Вы не можете выживать в Бундеслиге просто за счет продажи хот-догов». Позицию фанатов на этот счет емко сформулировал Себастьян Фибриг: 

«У нас не будет никакой рекламы, развлекухи в перерыве. Пусть у 17 команд будет одна Бундеслига, а у «Униона» она будет своей». 

И именно истории была посвящена очень светлая акция фанатов команды. На дебютную игру в рамках первой немецкой Бундеслиги болельщики принесли фотографии своих умерших родных и близких. Тех, кто болел за команду, но не дожил до дебюта «Униона» в сильнейшей Лиге страны.

Любопытно, что диктор в тот вечер объявлял количество зрителей с учетом тех самых уже давно умерших фанатов.

Любопытно, что «Унион» стал еще и первой командой из Восточной Германии, пробившейся в первую немецкую Бундеслигу! Созданный на базе другой команды «РБ Лейпциг» в этом рейтинге учитывать не будем. 

Посмотрите, как на домашней арене команды «Ан дер альтен Ферсетрай» болельщики отмечают… Рождество. И это лишний раз подчеркивает, что это фанатское сообщество — настоящая семья. В которую входят тысячи обычных берлинцев.

Если вам недостаточно видео, чтобы проникнуться атмосферой, зайдите в комменты! «Только одна эта песня стоит того, чтобы быть фанатом «Униона»! Для меня эта команда должна стать неотъемлемой частью первой Бундеслиги», — пишет один из унионцев.

В мае 2001-го года команда пробилась в финал Кубка Германии. И на «Олимпийском» стадионе в Берлине творилось нечто. Если у вас не пойдут мурашки от исполнения Ниной Хаген гимна унионцев, то дальше читать этот текст просто нет смысла.

О менталитете и философии «Униона» мы сегодня узнали очень много. На следующей неделе вернемся с текстом о том, как руководство берлинского клуба использует эти ценности с маркетинговой точки зрения. Да-да, несмотря на консерватизм, в клубе умеют продавать свою позицию и привлекать новых фанатов.

Подписывайтесь на «Футбологику»:

Телеграм

ВКонтакте