8 мин.

Кубок по-немецки. Поездка в Карл-Маркс-Штадт

Трансляция игры команды четвёртого дивизиона в прайм-тайм по Первому каналу, раскупленные билеты на матчи первого раунда Кубка, прямые эфиры предматчевых пресс-конференций тренеров команд низших лиг и забитые под завязку гостевые фан-сектора по всей стране – для России эта картина кажется абсолютным сюрреализмом. Для Германии это реальность. Старт розыгрыша футбольного Кубка здесь – общенациональный спортивный праздник. Топ-клубы демонстрируют новые приобретения и устраивают генеральный смотр сил перед началом сезона, «маленькие» клубы заявляют о своём существовании и стремятся войти в историю. А вся страна восхищается своей богатой футбольной географией и продолжает жить в святом убеждении, что скромный молодой парень из Коттбуса обязательно получит свой шанс когда-нибудь заиграть в Баварии. Ну или Дортмунде.

Лучший способ почувствовать атмосферу национального Кубка Германии – отправиться на игру в какой-нибудь небольшой провинциальный город. Например, в Хемниц.

Хемниц – абсолютный восток Германии, не только географически, но и культурно. Расположенный близ границы с Чехией, этот город в социалистические времена носил название Карл-Маркс-Штадт и в девяностые годы оказался неожиданно воспет группой «Мегаполис» в одноимённой песенке на мотив «Ландышей». В прошлом году Хемниц отметился довольно серьёзными беспорядками на почве конфликтов с мигрантами и в немецких сми закрепил за собой образ места неспокойного и депрессивного. Что ещё может дать больше колорита местной фанатской культуре?

Местный футбольный клуб ФК Хемницер после объединения Германии звёзд с неба не хватал. Буквально в прошлом сезоне клубу удалось выбраться из низин региональной лиги Северо-Восток (4-й дивизион немецкого футбола) в 3-ю Бундеслигу, где по большей части они и пребывал последние десять лет. Зато клуб неизменно гордится своим социалистическим прошлым. В 1967 году единственный раз в своей истории он стал чемпионом ГДР под брендом «Карл-Маркс-Штадт», о чём посетителям стадиона сообщает красочное граффити при входе на центральные трибуны.   

Соперником Хемницер в первом раунде Кубка стал Гамбург. То, что команда с севера Германии уже второй год подряд представляет вторую, а не первую Бундеслигу, конечно же, никак не снизило ажиотаж: билеты накануне матча можно было купить только в вип-сектора. «Гамбург – это большой клуб, это история. И совершенно не важно, в какой лиге он играет» – таким ответом местные болельщики демонстрировали почтение не столько сопернику, сколько традициям немецкого футбола.  

Зато в случае болельщиков Гамбурга ни о каком почтении к сопернику речи точно не шло. И это на самом деле несколько удивляло. Фанаты Гамбурга заполнили не только отведённый им сектор, но и несколько близлежащих. На протяжении всего матча они неустанно жгли файеры (как оказалось, в результате были и пострадавшие), скандировали оскорбительные речёвки и весьма агрессивно реагировали на любые действия соперника. Даже юные болельщики Хемницера, пробегавшие во время предматчевой церемонии мимо сектора Гамбурга, вызвали у гостей крайне неодобрительный гул. До драк на трибунах дело, конечно, не доходило, но это было во многом заслугой секьюрити, которые исправно предупреждали любые словесные перепалки и зарождающиеся конфликты. «На многих фанатках был. Но эти ребята – правда что-то особое. Слишком много агрессии» - поделился впечатлениями после игры болельщик Хемницера, умудрившийся инкогнито проникнуть в сектор гамбургских фанатов.   

Впрочем, если исключить ярых фанатов, то в целом атмосфера на стадионе была праздничной и дружелюбной. Если не сказать семейной. Вообще антураж подхода к стадиону Хемницера – это такая забытая ностальгическая атмосфера футбольного детства девяностых годов. Мужички за шестьдесят, то ли торгующие то ли обменивающиеся старой футбольной атрибутикой, отпечатанные на принтере самодельные программки, группы дискутирующих между собой болельщиков-пенсионеров с шарфиками «Карл-Маркс-Штадта». Не хватает, пожалуй, только семечек.

Наряду с листовками, осуждающими высокие цены на билеты (к слову, средняя стоимость билета на нецентральные трибуны – 24 евро), всем болельщикам у входя на трибуны раздавали небольшие листки бумаги с изображённой на них цифрой 11. Как выяснилось, это было не просто перфомансом поддержки команды хозяев, но и коллективным выражением протеста. Акция была организована в знак солидарности с бывшим капитаном ФК Хемницер Даниэлем Франом, который был уличён в связях с правыми радикалами, из-за чего был уволен из клуба. В марте этого года Фран отпраздновал гол, демонстрируя надпись на футболке «Поддерживайте местных хулиганов», посвящённую гибели одного из лидеров местных правоэкстремистских группировок. А в начале августа Фран, залечивая травму, пришёл в компании ультраправых наблюдать за матчем родной команды. Клуб мгновенно расторг контракт. А вот болельщики решение руководства не поддержали. И это тоже – важная составляющая местного футбольного колорита.

Самое сложное при прогулке вокруг стадиона до начала игры поверить в то, что он вмещает всего 15000 зрителей. Потоки людей, стекающиеся к арене по узким улочкам старого Хемница, создают ощущение присутствия на матче по меньшей двух-трёх десятков тысяч человек. Собственно, примерно столько во времена ГДР он и вмещал, пока после нескольких реконструкций не превратился в арену с немного странным для футбольного стадиона названием «Стадион на Геллерштрассе».

Как бы то ни было, но, закрыв глаза на трибунах, можно было с лёгкостью представить, что находишься на игре команд Бундеслиги на добротной современной арене. И по накалу, и по сюжету, и по удивительному звуковому сопровождению матч оказался сопоставим с играми ведущих немецких команд. Несмотря на ожидаемое игровое превосходство Гамбурга, Хемницеру дважды удавалось выходить вперёд, но дважды он это преимущество упускал. К концу игры и к дополнительному времени накал страстей достиг такого уровня, что казалось речь идёт не о выходе в 1/16 финала Кубка, а по меньшей мере о борьбе за место в Бундеслиге. Причём у игроков и болельщиков Гамбурга волнение и напряжение чувствовалось не меньше, если не больше, чем у хозяев. В драматичной серии пенальти удача улыбнулась именно им.

Ощущение большого матча сохранялось и после игры. Вереницы болельщиков растекались по близлежащим улицам и сопровождаемые полицией (которой, к слову сказать, по немецким меркам на матче было довольно много) направлялись к вокзалу.

Первый вопрос, который возникает при виде толп местных болельщиков, садящихся на поезда и автобусы: как много из них приезжает поддержать команду из других городов? Как оказалось: много. Особенно удивительно было обнаружить сотни шарфов ФК Хемницер в ночном поезде в Лейпциг. При этом антураж поезда был настолько фанатским, что зашедшие кондукторы Deutsche Bahn в одном из вагонов попросту не рискнули проверять билеты (!).

На вопрос, что заставляет жителей крупного, почти столичного для Саксонии Лейпцига приезжать поддерживать местную команду в Хемниц, один из молодых людей ответил: «Ну как, я здесь родился. Это моя команда. 5-6 раз в год обязательно стараюсь выбираться на матчи. Вот эти (указывает в сторону двух спящих рядом друзей) просто за компанию ездят. Таких тоже немало. А вообще у Хемницера поддержка в Лейпциге неплохая. Ну а за кого болеть? Кто-то, конечно, за «Локомотив», да… Ну, про РБ Лейпциг не будем, оk? Ты, надеюсь, понимаешь?...».  Однако красноречивее оказался другой болельщик, брутального вида, лет тридцати: «Послушай, ну кто-то правда в Хемнице родился или просто учился, прикипел к команде что называется… Кто-то, да, за компанию. Или просто против всех других саксонских команд болеет, из принципа… Но вообще, знаешь, немецкий футбол – это сложная штука. Мы, если честно, и сами с трудом понимаем, почему всё именно так…».