3 мин.

Анализ атакующей игры Брайтона. Часть 2

В этой схеме, в сравнении с описанной в прошлой части 4-2-3-1, есть один интересный момент – использование Паскаля Гросса в роли оттянутого форварда, что наилучшим образом раскрывает его лучшие качества. Об этом гораздо подробнее в прошлой части.

4-4-2 позволяет при небольших смещениях опорника и форварда, ближних к мячу, создавать четырехугольники на флангах для комбинирования в этих зонах. Мы снова приходим к тому, что для Брайтона фланги очень важны в построении атак.

В центре поля при этой схеме у Брайтона пара опорник (Стефенс) – глубинный плеймейкер (Проппер). Стефенс опускается вниз к ЦЗ для численной поддержки против прессинга соперника, а Проппер остается выше, чтобы при получении мяча быть активной высокой позиции.

4-4-2 – то есть четверка впереди позволяет создавать обилие пространства на флангах как раз за счет полуфланговых смещений Искьердо и Кнокерта и того, что фулбекам соперника ничего не остается, кроме как последовать за ними.

(видео 1)

Помимо полуфланговых смещений, вингеры Брайтона могут также нагружать фланговые зоны, в которых находятся их партнеры-фулбеки, чтобы фулбеки соперника, в свою очередь, имели трудности с обороной своей зоны из-за двойного превосходства соперника в ней.

(видео 2), (видео 3)

В контратаках образуется линия из 4 – 2 вингера и 2 форварда, в которой Кнокерт, несмотря на то, что он правый вингер, занимает позицию в центре, где он получает мяч и на скоростном дриблинге тащит вперед, в то время как Гросс занимает его позицию на фланге для сохранения ширины атаки. Вероятнее всего атакующие игроки Брайтона получают установку освобождать зоны для Кнокерта и меняться с ним позициями, а также доставлять мяч ему, чтобы он рвал зоны рывками с мячом и дриблингом, стягивал на себя игроков соперника и делал сложные обостряющие пасы, доведя мяч до острой позиции.

(видео 4)

Одна из проблем Брайтона – нефункционирование продвижения мяча в финальную треть через центральные зоны, вызванное низким положением связки ЦП, неблагоприятным для развития атак. С одной стороны, стиль Брайтона завязан на низком владении, с другой – это то, что делает команду Криса Хьютона слишком предсказуемой. Если в 4-2-3-1 есть десятка, которая оказывает позиционное и численное центральное давление в финальной трети, то в 4-4-2 с лишь двумя глубоко посаженными ЦП в центре поля эта проблема наиболее остра.

На мой взгляд, эту проблему можно решить путем поочередного включения ЦП в продвинутые зоны, показанные белым цветом, так, чтобы команда одновременно и не лишалась численного присутствия во время владения мячом в опорной зоне, и имела в позиции десятки ситуативного выдвинутого плеймейкера. То есть, если Стефенс низко, то Проппер ищет зоны выше и заполняет показанные белым цветом пространства, аналогично действует Стефенс в ситуации, когда низко оказывается Проппер. В случае наигрывания этой тактической задумки может возникнуть проблема того, что Стефенсу трудно действовать в роли выдвинутого плеймейкера, так как он натуральный опорник. Тогда на тренировках следует в двусторонках 8 на 8 на полполя (пространство на поле очень сжимается, динамика циркуляции мяча и игровые скорости возрастают в разы) давать Стефенсу указание искать пространство в высоких позициях и стремиться получать в них мяч. Со временем, это улучшит его позиционные навыки, присущие натуральным атакующим полузащитникам. Ну и конечно теоретические занятия.

(видео 5)

Искьердо – по индивидуальной значимости сравним с Кнокертом. Это быстрый, техничный, креативный вингер, который представляет большую угрозу для оборонительных рядов соперника. Тренерский штаб Брайтона ставит самых индивидуально сильных игроков на фланги, с которых они либо смещаются в центр, делая быстрые открывания между линями, либо получают мяч на пространстве и смещаются с ним внутрь поля на дриблинге и рывках. Искьердо также способен на яркие и неординарные действия, чем очень ценен для атаки Брайтона.

(видео 6)

Часть 1. 4-2-3-1