11 мин.

Давид против Голиафа: 5 историй о том, как спорт побеждает зло

За всю историю человечества массовый спорт не имел такого масштаба и такой популярности, какую он имеет сейчас. И нет сомнений в том, что нынешняя популярность - это далеко не предел. Королевство спорта  ширится ежегодно, то приумножая количество новых подданных, то присоединяя к себе новые территории и популяризируя на них давно знакомые виды спорта. И вот уже не за горами день, когда сборная США по футболу победит на мировом первенстве, а в Конго упитанные чернокожие подростки, одетые в белоснежные шорты и рубашку-поло, будут  лупить на грунте ракеткой по тугому теннисному мячу. Итак, всё больше людей приобщаются к спорту и, в том числе, к его медийной части, которая освещается средствами массовой информации.  Масс-медиа конструируют для потребителя определенную картину мира спорта. Каким спорт знаем мы, жители современно мира? Респектабельным, безопасным, благополучным, подчеркнуто толерантным. Со спортсменами –  дорого одетыми атлетами, героями глянца, олицетворяющими богатство и успех. В этом мире нет места смерти, нет места бедности.  Случаются, конечно, трагедии, но даже худшие из них быстро тонут в море информационного потока – нет времени горевать, нужно кликать, смотреть, потреблять.

Это не плохо, и это не хорошо - это нормально. Каким еще может быть благополучный мир, который нужно продавать миллионам людей, превращая их из нейтральных наблюдателей в восторженных неофитов?  

Но очевидно, что мир спорта был таким не всегда. Не всегда он был благополучным и сытым, открытым и доступным для всех, не всегда спорт был призван развлекать людей ярким зрелищем. Вспоминая темные страницы из истории человечества, и размышляя  о роли спорта, я направляю прожектор масс-медиа вглубь прошлого, и освещаю несколько историй, каждая из которых поможет взглянуть по-новому на роль спорта в истории человечества. Я назвал это – «5 историй о том, как спорт побеждает зло». Даже не самый внимательный читатель заметит, что понятие «зла» здесь достаточно размыто и  в зависимости от ситуации варьируется от канцлера Германии до рака яичек. Объединяет эти истории одно – в каждом случае спорт играет ключевую роль, являясь то инструментом для борьбы с нацизмом, то полем боя для победы над расизмом, то главным мотивом жить.  

1. Летние Олимпийские игры 1936 года и нацизм.

Сейчас кажется странным, что хозяйкой Олимпийских игр стала страна, которая спустя 3 года развяжет страшную войну. Но, не смотря на многочисленные протесты и угрозы бойкотами, Олимпиада досталась Германии. Зачем она была им нужна? Главным образом, для демонстрации своего могущества: экономического – масштабными строительствами спортивных объектов, и могущества арийской расы – триумфальными победами немецких спортсменов во всех соревнованиях.  С реализацией первой цели проблем не возникло -  роскошные спортивные объекты были построены точно к Олимпийским играм. С триумфом немецкий спортсменов тоже, казалось, все шло по плану – в общекомандном медальном зачете Германия победила, демонстрируя тем самым, по собственному убеждению, превосходство арийцев и ничтожество остальных спорсменов. Правда, впечатление от победы в общекомандном медальном зачете испортили 4 золотые медали легкоатлета из Америки Джесса Оуэнса. Все бы ничего – не во всех ведь соревнованиях выиграли немецкие спортсмены. Но дело в том, что Джесс Оуэнс был…чернокожим. На глазах у Гитлера, на глазах у изумленных болельщиков-немцев, в стенах Олимпийского стадиона в самом центре нацистской Германии чернокожий легкоатлет в пух и прах разделал немецких спортсменов, установив несколько мировых рекордов и завоевав в общей сложности четыре золотые медали. Как на это отреагировала немецкая пресса? Следуя нехитрому детскому правилу «я закрою глаза и вам всем будет темно» пресса отреагировала гробовым молчанием, а сам фюрер отказался пожать руку чернокожему спортсмену. Не смотря на это, четыре золотые медали  стали болезненным щелчком по носу для Третьего Рейха и демонстрацией абсурдности и алогичности нацистской идеологии для всего мира.

2. Футбольный матч Германия – Англия и нацистское приветствие.

Место действия – Олимпийский стадион в Берлине, где в преддверии Чемпионата мира по футболу проводится товарищеский матч между сборными Англии и Германии. В 1938 году Германия была опасным, агрессивным государством, злить которое было крайне нежелательно и чревато последствиями. Скорее всего, в связи с этим английский посол сэр Невилл Хендерсон настоял на том, чтобы футболисты сборной Англии отдали нацистское приветствие во время исполнения государственного гимна Германии. Не желая идти на конфликт и раздувать скандал в накаленной обстановке, англичане подчинились. Стоит ли говорить о том, что для футболистов это было, по меньшей мере, унизительно и неприятно? Психологическое давление и показное немецкое бравирование силой своей нации вновь не выдержало проверки спортивным состязанием – мстя  за испытанное унижение, англичане разбили в пух и прах сборную Германии со счетом 6:3. А уже через год между странами бушевала война.

 3. Олимпийские игры в концлагерях

 Во время Второй мировой войны в оккупированных Германией странах Западной Европы спорт не был запрещен, хотя спортсмены не могли участвовать в международных соревнованиях. В то же время на территории оккупированных славянских стран существовал запрет на занятия спортом, нарушение которого строго каралось. Почему? Спорт был опасен и невыгоден для нацистских завоевателей - спорт противодействовал пессимистическим настроениям и подрывал политику биологического уничтожения и геноцида "низших" рас. Спорт был исключен из жизни, если не считать отдельных попыток организации нелегальных соревнований. В то же время спортивные игры были одной из немногих форм общественной жизни, формально разрешенных в лагерях. На определенных условиях соревнования проводились в концлагерях, что приобретало иронично-трагический характер. Власти Освенцима устраивали показательные игры в пропагандистских целях во время посещения лагеря представителями Красного Креста, чтобы убедить последних в "нормальности" условий лагерной жизни. Для собственного удовольствия офицеры СС организовывали соревнования с участием узников, которые до ареста были известными спортсменами. Независимо от целей, преследуемых фашистами, для заключенных спорт был чуть ли не единственным способом противостоять удушью лагерной действительности. Вспоминая Рождество 1940 в Дахау, один из узников писал: "Странно, столько важных событий происходило в мире, охваченном пламенем войны, а мы, спортивная молодежь, в ужасных условиях лагеря с жаром, воодушевлением и своеобразным ожесточением обсуждали спортсменов и спортивные клубы предвоенной Польши. Страстно спорили об уровне футбола, сравнивали результаты в легкой атлетике". Бывший узник Маутхаузена рассказывает: "Чтобы футболисты могли поддерживать форму, другие узники, имеющие возможность или получающие посылки, взяли на себя заботу о них и подкармливали их. Большинство футболистов выжили благодаря любви людей к футболу. Кроме того, в тайне от лагерных властей в банях и на чердаках бараков устраивались матчи по боксу и борьбе".

В 1944 в лагере II C в Вольденберге пленные решили отметить лагерными соревнованиями несостоявшиеся тогда Олимпийские игры. Находящаяся среди узников группа выпускников Центрального института физкультуры в Варшаве, после долгих переговоров добилась согласия комендатуры на организацию массовых (несколько сотен участников) спортивных соревнований, по возможности соответствующих олимпийской программе. 

Так было в основном в лагерях военнопленных, где содержались офицеры. Сложнее обстояло дело в лагерях для солдат и младших офицеров, где применялись более суровые наказания. В 1940 в лагере XIII A Нюрнберг-Лангвассер тайно были устроены "Олимпийские игры". Соревнования проходили под чтение "Олимпийского лавра" К.Вежинского и стихов, специально по случаю сочиненных узниками. Зачастую стихи эти не отличались художественными достоинствами, но представляли собой трагический документ того страшного времени.

Игры в гитлеровских лагерях, несмотря на весь их трагизм, являются одной из самых оптимистических страниц истории современного спорта, примером мужества и безграничной любви к спорту, символом продолжения олимпийского движения в период Второй мировой войны

 4. Американский бейсбол и расизм.

Джеки Робинсон

Сейчас, когда в прогрессивном мире борьба с любого рода дискриминациями стала явлением обыденным, с удивлением вспоминается время, когда десяткам тысяч спортсменов приходилось преодолевать не только физические, но и социальные препятствия на пути к большому спорту. Парами пунктами выше я упомянул о триумфе чернокожего легкоатлета из США на Олимпийских играх в Берлине и о том, что во время игр ему пришлось столкнуться с определенным пренебрежением  со стороны нацистских властей. Интересно, что  по возращении домой для него мало что изменилось – в штатах в то время процветало отношение к чернокожим как к людям второго сорта. В связи с этим бейсболист Джеки Робинсон, главный герой этой истории, играл в Негритянской лиге – полупрофессиональном турнире, специально созданном для афроамериканских бейсболистов.  До 1945 года ни одного чернокожего игрока не было в Высшей лиге Америке. Ровно до того дня, когда главный менеджер клуба «Бруклин Доджерс» предложил Джеки контракт, а вместе с ним – возможность стать первым чернокожим игроком в истории лиги. Джеки согласился и стал первым афроамериканцем в большой бейсбольной команде. Вмести с этим, Джеки взвалил на себя тяжелый груз ответственности – долгое время он подвергался обструкции не только со стороны простых болельщиков, искреннее не понимавших что «этот черномазый делает в их бейсболе», но даже со стороны властей и партеров по команде. Его освистывали на открытых тренировках, селили в другом отеле, отдельно от всей команды, ему советовали "вернуться на плантации", игроки соперников стремились нанести ему тяжелую травму, а некоторые из партнеров по команде заявляли, что «лучше они будут сидеть в запасе, чем играть с ним на одном поле».  Множество людей, подверженных ненавистью, порожденной расовыми предрассудками,  старались превратить в ад каждую минуту Джеки в профессиональном бейсболе. Но немало людей стремились помочь бейсболисту – фанаты Доджерс и руководство клуба поддерживали его, не смотря на общественное порицание. Стойко пройдя через эти испытания, совершенствуя свое игроцкое мастерство, Джеки 10 раз подряд выиграл с «Доджерс» национальное первенство и стал первым чернокожим бейсболистом, вошедшим в Зал славы американского бейсбола. Важно, что успех Джеки Робинсона не стал частным случаем. Он проложил дорогу в большой спорт тысячам других чернокожих спортсменов и укрепил в сознании людей мысль о том, что в спорте есть место для всех, независимо от происхождения, цвета кожи или пола.

5. Лэнс Армстронг и рак.

 Забудем на несколько минут о допинге, пожизненной дисквалификации и лишении всех титулов. Оставим злословие для циников, а сами перенесемся в октябрь 1996 года, когда Лэнс Армстронг был многообещающим спортсменом, велогонщиком №1 в США и лидером Олимпийской сборной. Именно таким, могучим, уверенным в себе атлетом его настигла страшная беда – запущенный рак яичек, метастазы которого распространились в брюшную полость, легкие и головной мозг. Приговор, при котором практически нет шансов выжить. Лэнс решил бороться с болезнью. Он лег на операцию по удалению опухоли, он прошел курс химиотерапии, после которого его мышцы одряхлели, на коже появились ожоги, выпали волосы на голове и пропали брови, а сам он стал похож на обтянутый кожей скелет.  Все это сопровождалось чудовищной болью, которая не прекращалась ни днем, ни ночью. Но боль не пугала гонщика. Как он спустя время говорил: «Боль» может длиться минуту, час, день или год. Но рано или поздно что-то придет на место боли и заставит боль уйти. Главное — дождаться этого момента. Потому что если ты не дождешься его и сдашься раньше, твоя боль станет вечной. Ходят слухи, что по вечерам Лэнс разговаривал со своей опухолью, убеждая её, что она не того напала, что он хочет победить еще в нескольких гонках. Удивительно, но когда Лэнс Армстронг начал борьбу с раком, речь не шла о том, чтобы вернуться в спорт. Были только робкие надежды на то, что ему удастся выжить или, хотя бы, прожить чуть подольше. Каково же было удивление общественности, когда Лэнс  не только выжил, но и вернулся в большой спорт. Когда он выиграл семь подряд велогонок Тур дэ Франс, стало казаться, что он - робот, которому нипочем человеческие болезни и страдания, который ради возможности быть гонщиком и побеждать встанет из могилы, если это будет нужно. Потом, спустя годы прогремит допинговый скандал, пожизненная дисквалификация и лишение всех титулов. Но для меня история Лэнса Армстронга останется историей непоколебимого мужества и героизма человека, который вступив в заведомо неравный бой со смертью и выйдя из него победителем, одержал главную победу в своей жизни.

 

 Пять разных историй, пять важных побед. В каждой из них спорт, созданный для развлечения, а не войны, примерял на себя роль бесстрашного война, вступая в схватку то с одним, то с другим изобретенным человеком злом, и неизменно одерживая победу. Это напоминает притчу о Давиде и Голиафе, в которой пастух Давид, вооруженный одной пращой и пятью камушками, вступил в неравный бой с облаченным в доспехи и вооруженным мечом воином Голиафом. Бесстрашная победа миролюбивого спорта над многочисленными Голиафами нашего времени. Сколько еще их было, этих историй, сколько остались незамеченными, безвозвратно потерялись в архивах, утонули в недрах человеческой памяти?

Прокручивая в голове одну за другим эти истории, эти частные и коллективные победы, я невольно задаюсь вопросом – а какая роль отведена спорту в истории человечества?  Для кого-то спорт – это развлечение, яркое и эффектное шоу. Для спортсменов, функционеров и коммерческих дельцов – источник дохода. Для людей, занимающихся им не профессионально – источник здоровья и долголетия. Уверен, что каждый из читающих также мог бы сказать, какую роль играет спорт в его жизни. И, я надеюсь, что у многих читателей преобладает отношение к спорту не столько как к яркому зрелищу или возможности заработать, а как к силе, способной спасти отдельного человека и объединить все человечество независимо от расы, национальности и вероисповедания даже в самые темные времена.