Окно в Европу

 

В последнее время нередко слышатся голоса, твердящие, что фигурное катание в Европе вымирает. Мол, когда нет мощной системы государственной поддержки, развивать этот вид спорта на должном уровне невозможно – и все аргументы в пользу того, что смотреть на фигурное катание надо как на бизнес, а не на часть государственной политики, бьются об уровень европейского катания.

Сложно спорить с тем очевидным фактом, что только регулярно работающая и выдающая финансирование на всех уровнях спортивной подготовки государственная машина может обеспечить стабильный медальный результат – да и то вопрос, достойными ли методами. Однако не столь бесперебойное, однако же регулярное появление сильных и интересных европейских фигуристов на международной арене – лучший аргумент, что даже такой дорогой вид спорта, как фигурное катание, может прекрасно развиваться в условиях, когда государственная поддержка ограниченная, а ведущую роль играют рыночные механизмы функционирования экономики.

Сильнейшие европейские национальные чемпионаты – хороший повод для того, чтобы присмотреться к ведущим фигуристам Старого Света, к некоторым особенностям организации фигурного катания в разных странах, а также обратить внимание на перспективы и на недостатки. Разумеется, какие чемпионаты считать сильнейшими – вопрос сложный, ответ на который зависит от времени. Скажем, немецкий чемпионат долгое время являлся одним из самых интересных на континенте, да и чемпионат Израиля был интригующим событием с соперничеством сильных спортсменов. Мы, однако, обратим внимание на четыре других страны, коротко прокомментировав возможные расклады и некоторые интересные моменты, непосредственно с ними связанные.

Trento

Источник фото: https://www.instagram.com/p/BrSRwwSgqZQ/

Чемпионат Италии, Тренто, 13-16 декабря 2018 года.

Пожалуй, ситуация с фигурным катанием в Италии – образец того, как можно в небольшой европейской стране выстроить достаточно стройную систему спортивной подготовки. Достаточно большое количество спортсменов на ранних этапах подготовки свидетельствует по популярности этого вида спорта в стране, регулярно возникающий интерес публики к постановкам итальянских фигуристов – о наличии в их спортивной среде немаловажной творческой составляющей, а регулярно проводимые сборы с участием иностранных спортсменов и тренеров, да и вообще распространённое сотрудничество с зарубежными коллегами, как и значительное количество международных соревнований у ведущих атлетов – об эффективной системе менеджмента в данной сфере.

О последнем обстоятельстве следует упомянуть особо. Немаловажный для каждого спортсмена международный опыт итальянские фигуристы начинают приобретать заранее. Даже ещё не достигнув очень высокого уровня по международным меркам, но будучи заметными на национальном уровне, спортсмены начинают активно ездить по турнирам категории Б, набирая их иногда по четыре-пять за сезон, осваиваясь, присматриваясь, приобретая баллы в рейтинг, авторитет у судей, а по мере прогресса и пополняя копилку международных наград. В результате к моменту, когда происходит качественный скачок в уровне атлета, тот оказывается более чем готов к борьбе за новые высоты. Как оказался готов Маттео Риццо.

Сложно было представить себе ещё пару сезонов назад, что ученик Франки Бьянкони станет столь стабильным и сбалансированными фигуристом, который на следующий год без труда захватит лидерство на национальном уровне и станет бронзовым призёром юниорского чемпионата мира, а сезоном позже добавит в копилку наград и первую серьёзную взрослую медаль аналогичного достоинства – на турнире серии Гран-при в Японии. Однако за прошедшее время спортсмен набрался опыта, поездив по разным мелким соревнованиям, стажировался в России, существенно улучшив качество прыжков, заметно прибавил в катании, став достаточно регулярно получать четвёртый уровень за дорожку шагов, и намерен штурмовать новые вершины. Со стабильностью, впрочем, у чемпиона Италии пока не всё так радужно – попытки четверного тулупа регулярно подламывают его произвольную программу, но выход у спортсмена в любом случае один: чтобы претендовать на более высокие места, нужны прокаты с квадом.

У юного итальянского дарования Даниеля Грассла такой проблемы нет: он прекрасно справляется с очень сложным контентом. Спортсмен включает в свои программы как четверной лутц, так и четверной риттбергер, в произвольной дополняет их тремя каскадами из двух тройных прыжков, поэтому, несмотря на периодически возникающие технические огрехи, собирает неплохие баллы даже с учётом невысокой второй оценки. Спортсмену, тренирующемуся под руководством Лоренцо Магри, разумеется, предстоит ещё многому научиться, в первую очередь – повысить уровень катания и хореографии, но конкуренцию своему основному сопернику на внутренней арене готов составить уже сейчас.

Исход их борьбы – пожалуй, главная интрига предстоящего чемпионата Италии. Оба спортсмена по традиции провели насыщенную первую половину сезона, успев выступить как на Гран-при – каждый в своей возрастной группе, так и на нескольких турнирах категории Б, оба имеют схожие лучшие баллы сезона, и оба имеют реальный шанс на победу. Интрига, впрочем, снижена тем обстоятельством, что никто другой из соперников до уровня лидеров, скорее всего, не дотянется и близко. В женском одиночном катании ситуация принципиально иная – в отсутствии главной звезды итальянского фигурного катания, чемпионки мира Каролины Костнер, за победу будут бороться сразу несколько спортсменок – и Роберта Родегьеро, и Миколь Кристини, и многие другие.

Тем не менее, стоит указать на отнюдь не радостное обстоятельство: в целом уровень женского катания в Италии довольно низок, и дело тут в первую очередь в технике. Точнее – в прыжках. При том, что уровень итальянских мужчин-одиночников пока существенно ниже топового, Маттео и Даниеля уже сейчас можно считать полноправными членами мировой обоймы благодаря способности качественно делать прыжковые элементы – с техничной группировкой, с чёткой осью в воздухе, с хорошей позицией на приземлении и длинным выездом. Одиночницы же регулярно демонстрируют, что даже лучшие прыжки делаются ими с коротким выездом, с болтающимся корпусом в воздухе – короче говоря, так, что никакая интерпретация музыки с их помощью не заставит программу с такими элементами выглядеть прилично. Поэтому рискну предположить, что выиграет чемпионат девочка, которая сможет показать пусть не самый сложный контент, но с качественно исполненными тройными прыжками, и именно это обстоятельство будет определяющим, а не уровень постановки и хореографии – последнее редко помогало, скажем, Джаде Руссо, привлекавшей в последние годы внимание болельщиков интересными программами, но регулярно заваливавшей даже свой простой набор.

Джада, впрочем, в соревнованиях одиночниц не примет участия – её с партнёром можно будет увидеть в танцах на льду. Это наверняка добавит интереса – но никоим образом не интриги: соперников на внутренней арене для очень успешно проводящих сезон Шарлен Гиньяр и Марко Фабри – как и для лидеров-парников Николь Дела Моника и Маттео Гуаризе в своём виде – не предвидится. Итальянское парное катание, ещё не так давно выставлявшее три сильные пары на континентальное первенство, сейчас следует мировому тренду сокращения числа участников – будем надеяться, временному. Что же касается танцев, то отсутствие сильной скамейки запасных в этом виде видится временным явлением. Во всяком случае, от такого амбициозного тренера, как Барбара Фузар Поли, мы наверняка в ближайшем будущем сможем ждать вывода очередного дуэта на топ-уровень.

Vaujany

Источник фото: https://www.instagram.com/p/BONYjuvAvfx/

Чемпионат Франции, Вожани, 13-15 декабря 2018 года.

Когда-то, уже довольно давно, Япония сумела вывести своих ведущих фигуристов на качественно новый уровень, отправив их тренироваться к известным иностранным специалистам. Результатом стал резкий взлёт результатов спортсменов, а тесные профессиональные контакты с зарубежными тренерами только помогли создать в стране настоящую спортивную школу мирового уровня.

Похожим путём сейчас идёт французское фигурное катание. Нетрудно заметить, что большинство даже мало-мальски заметных фигуристов из этой страны в настоящее время работает под руководством известных специалистов из Канады, США и других зарубежных мест. И это – работает.

Переехав в Тампу для тренировок у Джона Циммермана, Ванесса Джеймс и Морган Сипре не прогадали. Пара стала кататься стабильнее, элементы выполнять более качественно, а главное – нашла свой стиль, в котором смотрится не просто органично, но, можно сказать, уникально. Спортсменам удалось пару лет назад наконец-то обратить на себя заслуженное внимание специалистов в первую очередь благодаря чисто откатанным удачным постановкам, и теперь они – в числе главных претендентов на титул чемпионов мира.

Понятное дело, что их выступление на национальном первенстве – не более чем рабочий прокат и возможность порадовать домашнюю публику; соперников у них тут нет – так же, как и у первой на данный момент танцевальной пары мира, Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона. Сложно сказать, кто именно больше выиграл от сотрудничества с канадскими тренерами Мари-Франс Дюбрей и Патрисом Лозоном – французы, резко спрогрессировавшие в группе канадских специалистов, или их заокеанские наставники, получившие для работы уникальный материал. Важно, что международное сотрудничество для французских танцевальных дуэтов стало нормой: другие заметные пары, Мари-Жад ЛориоРоман Ле Гак и Аделина ГалявиеваЛуи Торон – также тренируются за рубежом, в Монреале и в Москве. Приведёт ли это к столь же выдающемуся результату, или Габи с Гийомом так и останутся единственными мировыми топами среди нынешнего поколения французских танцоров, предсказывать сложно, но как минимум на что-то серьёзное стоит рассчитывать.

Стоит на это рассчитывать, пожалуй, и французским одиночникам. Тренирующийся в группе Рафаэля Арутюняна и в прошлом сезоне дебютировавший на чемпионатах мира и Европы Ромэн Понсар за прошедшие два сезона серьёзно прибавил и в сложности прыжкового контента, и в катании – да в общем, во всех спортивных составляющих; помешать фигуристу стать в этом сезоне чемпионом Франции может разве что пока ещё подводящая его нестабильность выступлений. И – Кевин Эймоз. Появившись на международных соревнованиях, спортсмен практически сразу привлёк внимание болельщиков своими выразительными выступлениями. Очередное межсезонье, проведённое на этот раз в американской Тампе, резко вывело Кевина на новый уровень, с которым можно связывать и совершенно новые притязания.

Соревнования мужчин во Франции должны стать по традиции последнего времени настоящей мужской битвой четверных – такими прыжками владеют и Эймоз, и Понсар, и Адам Сяо Хим Фа, дебютировавший недавно в финале юниорской серии Гран-при. Можно рассчитывать, что их состязание станет зрелищным и ярким для зрителей всего мира – если, конечно, его покажут, потому что с трансляциями национального чемпионата во Франции дело обстояло худо. Если так будет и на этот раз, об этом можно будет лишь пожалеть: то, какую конкуренцию сумеет составить давно известным широкой публике Мае Беренис Мейтэ и Лорин Лекавалье в соревнованиях одиночниц российский «подарок» французскому спорту – воспитанница московской школы «Снежные Барсы» Анна Кузьменко – наверняка является интригой, которая привлечёт внимание российских зрителей.

Budapest

Источник фото: https://www.instagram.com/p/BrSfzVlFzud/

Чемпионат четырёх стран, Будапешт, 13-15 декабря 2018 года.

Объединённый чемпионат Чехии, Словакии, Польши и Венгрии, конечно, можно счесть аргументом в пользу того, что фигурное катание в этих странах – не слишком распространённый вид спорта. С другой стороны, современная Европа – это пространство побеждающей глобализации, и это неизбежно отражается на характере спортивной сферы. Если известны случаи, когда человек живёт в одной стране, с более дешёвым жильём, а работает в другой, каждое утро приезжая туда на машине, да ещё и заправляясь в том из государств, где бензин выгоднее покупать, то что на фоне этого объединение усилий разных стран про проведению совместного чемпионата? Отличная подготовка мероприятия – не более и не менее.

Не побоюсь сказать, что наиболее интригующее событие чемпионата четырёх стран – это выступление Екатерины Кураковой. Спортсменка, долго обучавшаяся в спортивной школе «Москвич» и затем тренировавшаяся в ЦСКА, в своё время успешно представляла на международных соревнованиях Россию, а в последние недели снова засветилась в медиапространстве. Станет ли она в самое ближайшее время непосредственной конкуренткой россиянкам на европейской и мировой арене, или же столь амбиционзные планы придётся отложить, будет ясно по итогам соревнований одиночниц, где соперниками Екатерины станут Элишка Бржезинова, Иветт Тотт и некоторые другие известные и уже опытные фигуристки. Очевидно, впрочем, что соревноваться ей нужно будет не с ними, а с россиянками – заочно: в чистоте проката, в сложности контента, в оценках, пусть даже баллы внутренних стартов сравнивать друг с другом весьма сложно.

Вряд ли можно найти такую же интригу в соревнованиях мужчин. Бронзовый призёр чемпионата Европы Михал Бржезина, в новом сезоне демонстрирующий довольно стабильные и уверенные прокаты, в заявке главного национального старта года не значится и, по всей видимости, сконцентрируется на подготовке к основной задаче текущего сезона, на которую его сориентировал тренер – возвращению на пьедестал континентального первенства. Чемпионат четырёх стран, бесспорно, много теряет без своего сильнейшего участника – однако соревнование четверных прыжков между Игорем Резниченко и Кшиштофом Гала, а также локальные «разборки» Иржи и Матиаша Белоградских с соотечественником Петром Котляриком могут это обстоятельство скомпенсировать.

Ну и, конечно, любопытно, смогут ли Анна Яновская и Адам Лукаш, по сути, только начинающие совместный путь в спорте, бороться с уже опытным танцевальным дуэтом – Наталией Калишек и Максимом Сподыревым. Ну, мало ли на свете бывает чудес?.. Особенно в танцах на льду.

Logroño

Источник фото: https://www.instagram.com/p/BrLfRXcgIat/

Чемпионат Испании, Логроньо, 14-16 декабря 2018 года.

Это обстоятельство является причиной того, что чемпионат Испании, в значительной степени из-за отсутствия в предварительных списках двукратного чемпиона мира Хавьера Фернандеса оставшийся не только низкоконкурентным, но и малоинтересным, содержит в себе мощную интригу. В танцах на льду такие чудеса бывают, что остаётся лишь диву даваться.

Если начинать совсем издалека, то после распада одной из самых ярких и колоритных танцевальных пар мира – Сары Уртадо и Адриа Диаса, с которыми, кстати, были связаны первые тренерские успехи Дюбрей и Лозона – вместо одной сильной пары образовались две. Адриа, оставшийся в прежнем коллективе, встал в пару с британкой Оливией Смарт, а Сара – с чемпионом мира среди юниоров, россиянином Кириллом Халявиным. С тех пор результаты соперничества, очного и заочного, между этими двумя дуэтами являются набором многочисленных спорных решений, скандальных ситуаций и подковёрных игр.

Пожалуй, стоит вспомнить две ситуации. Первая – когда Уртадо-Халявин, выигравшие дебютный чемпионат Испании, не поехали на мировое первенство решением Федерации. Критерием отбора, впрочем, было не место на подиуме, а наивысшая техническая сумма в коротком танце на международных соревнованиях – по этому критерию Сара и Кирилл были впереди, однако Федерация внезапно решила правила переписать, заявив, что на последнем международном турнире у Смарт-Диас был лучше оценён произвольный танец, и это обстоятельство вынуждает их сделать выбор в их пользу. Решение было очень  странным, учитывая тот факт, что съездить на какой-то ещё турнир, сосредоточившись на выполнении нового отборочного критерия, у Сары и Кирилла уже не осталось времени – соревнований до чемпионата мира не осталось, критерий отбора был изменён волюнтаристки задним числом, когда результаты всех стартов уже были известны.

Вторая история произошла при отборе на Олимпийские игры в Южной Корее. Заранее сформулированные правила Федерации гласили, что отбор будет производиться по сумме баллов, набранных дуэтами на национальном чемпионате и на турнире серии «Челленджер» в Загребе. Чемпионами Испании стали подопечные Дюбрей-Лозона, международные соревнования остались за их визави – и они же первенствовали по общей сумме. Сомнительным был тот факт, что международные арбитры видели Уртадо и Халявина более компонентным дуэтом, чем их соперников, в то время как на национальном первенстве соотношение вторых оценок изменилось на противоположное. Тем не менее, авторитета результатам «Челленджера» отнюдь не добавил тот факт, что на нём случился судейский скандал с с отстранением одного из арбитров за нарушение дисциплины, что дало повод для Мари-Франс просить Федерацию не учитывать результаты турнира в Загребе при отборе. Руководство, впрочем, на сей раз правила менять не пожелало и спустило дело на тормозах. 

Нет ничего удивительного, что нынешний чемпионат с точки зрения соперничества двух пар будет крайне интригующим. Новые постановки дуэта Смарт-Диас хорошо принимают как судьи, так и болельщики, с ничуть не меньшим интересом, нежели традиционно качественные танцы Уртадо-Халявина. Более того, на прошедших международных стартах ритм-танец тренирующейся в Канаде испанской пары оценивался арбитрами более высоко. «Российские» испанцы, конечно, традиционно медленно набирали форму, прогрессировали от старта к старту – в отличие от соперников, выступавших довольно неровно, – а также, что немаловажно, добились серьёзного успеха, став первыми в истории своей страны среди танцевальных пар обладателями серебряной медали на турнире серии Гран-при. Однако скажется ли всё это на внутреннем судействе, или же решающими окажутся козыри Смарт и Диаса, – вопрос открытый.

Хотя, конечно же, не этот вопрос главный. Интереснее, каков потенциал обоих дуэтов на мировой арене. И те, и другие – амбициозные спортсмены с хорошими перспективами, тренирующиеся в известных группах у титулованных наставников, но представляющие слабую Федерацию. Могут ли они выйти в топ и регулярно соревноваться за награды самого высокого достоинства в условиях текущей ситуации в танцах и новых правил – пока неясно. Но, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что оба испанских дуэта смотрятся весьма достойно на фоне обновлённого танцевального топа.

И этот факт, пожалуй, куда важнее.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Лёд Жизни. Фигурное Катание
+99
Популярные комментарии
*Vesta*
+7
Очень милый пост. Такой уютный, спокойный. А то заходишь в ленту и уже боишься вляпаться куда-нибудь ненароком.
В яблочко
+5
Отличный обзор европейского фк, большое спасибо! А об "интригах мадридского двора" в буквальном смысле, только в танцах на льду, я лишь от вас и узнал: вот это интриги и подставы! Да по сравнению с этим у нас тишь да гладь и сплошная объективность! Я серьезно! 
 Сильнейшим на мой взгляд все же является французское фк с такими звездами как в первую очередь Пападакис - Сизерон, затем Джеймс-Сипре, прогрессирующими на глазах Понсаром и особенно Эймазом, и в последнюю очередь, французскими одиночницами. О последних, как говорится, спасибо, что они есть. )) И да, очевидно, что такой прогресс в их фк был получен только благодаря содействию заокеанских тренеров и хореографов.
Natalia Gladkaya
+5
Спасибо,очень познавательный пост , интересно почитать о европейских фигуристах в предверии Ч Европы! Хорошим слогом и с пониманием проблемы написано, спасибо, и согласна, что , читая, была уверена, что это текст - Хевари и приятно удивилась, что и у нас есть, те , кто может грамотно и доброжелательно обсуждать " чужих фигуристов"!Тоже присоединяюсь к тем, кто желает победы -Саре и Кириллу в Испании!
chut
+5
Спасибо за обстоятельный и всесторонний обзор претендентов на победу в национальных чемпионатах европейских стран, вывод из которого напрашивается сам собой - сонм претендентов расширяется, а поскольку лед скользкий, то сюрпризов можно ожидать и от них. Для меня самой большой интригой будет являться противостояние двух испанских танцевальных пар, уж больно хочется увидеть победителями Сару и Кирилла.
sergeykhorz@mail.ru
+4
подробный обзор, в Суоми тоже будет чемпионат этот уик энд. Женщины 11 человек, я болею за В. Линдфорс, танцевальные всего 1 пара, Торн -Партанен распались (по иниц. партнёра), мужчины там смотреть некого - 3 чел. в пары ушла Любовь Ефименко - но будут по парам там соревнов. точно не знаю.
Написать комментарий 21 комментарий

Новости

Реклама 18+