10 мин.

Нейтан Чен о том, что будет после его сокрушительной победы в Финале Гран-при. Сториз Веры Ванг

Перевод статьи Филипа Херша в NBC Sport

"Нейтан Чен о том, что будет после его сокрушительной победы в Финале Гран-при"

В течение трех дней, проходившего на прошлой неделе в итальянском Турине Финала Гран-при Нейтан Чен с блеском прошел свое первое большое испытание этом сезоне фигурного катания, как обычный двухэтапный экзамен, состоящий из короткой и произвольной программ. И сделал это с очень высокими оценками - спортивным эквивалентом А и А+.

Соответствует "отлично" и "отлично с плюсом".

На этой неделе в Нью-Хэвене, штат Коннетикут, Чен столкнулся с тем, что по его мнению, становится все более сложным в двух других программах его, состоящей из двух частей, жизни: учеба в престижном университете и соревнования с элитой своего виде спорта. Это четыре итоговых экзамена за первый семестр его второго курса в Йеле.

В США в отличие от большинства отечественных вузов есть промежуточные экзамены в середине семестра, итоговые экзамены соответствуют экзаменам в период сессии.

Затем, Чен возвращается в Калифорнию для того, что может стать самым суровым испытанием из всех – месяц, оправдывающий личные ожидания его тренера Рафаэля Арутюняна.

Удовольствие Арутюняна от того, насколько блистательно выступил Чен, чтобы выиграть третье золото Финала Гран-при подряд, особенно в субботней произвольной программе с исключительным исполнением пяти четверных прыжков, ушло в прошлое еще до того, как тренер покинул Италию. Он хочет, чтобы Чен был еще лучше с еще более сложными программами.

– Нужно время, но я думаю, что мы на правильном пути, особенно пять квадов, что сложно, – сказал Арутюнян по телефону из Турина. – Я с нетерпением жду возможности, сделать это еще сложнее.

Тренер сказал, что после того, как Чен исполнил лучшую произвольную программу в своей карьере, рекордный шедевр, в котором уровень сложности, то, как Чен владел этим, и общее качество исполнения в сумме привели к совершенно поразительным четырем минутам на льду.

Кажется столь же впечатляющим, что Чен достиг такого уровня на четыре месяца раньше чем в прошлом сезоне, когда он выиграл второй титул чемпиона мира подряд, катаясь с необыкновенным величием.

Оба раза, почти безупречные выступления Чена приносили ему победу над ошибочным катанием его грозного соперника двукратного олимпийского чемпиона японца Юдзуру Ханю.

Чен выиграл на Чемпионате мира 2019 с разрывом в 22,45 балла. Он почти удвоил эту разницу на этом Финале, получив на 43,87 балла больше. Это самый большой разрыв между двумя лучшими фигуристами в Финале Гран-при за 16 лет существования НСС.

335,30 итоговых баллов Чена в Финале Гран-при это рекорд. Так же как и его 224,92 балла в произвольной программе, когда 64 из 108 оценок за уровень исполнения (GOE) (максимум: пять) были пятерками (19) и четверками (45), а его оценки по компонентам программы в среднем составляли 9,58 (максимум: 10).

Обе оценки итоговая и за произвольную программу превзошли его результаты на чемпионате мира 2019. Его результат в короткой программе 110,53 это личный рекорд, уступающий рекорду Ханю всего на 0,15 балла.

– Я очень взволнован от того, где они (оценки) находятся так рано, – сказал Чен по телефону из Турина через несколько часов после завершения соревнований. – Их будет нелегко сохранить, поэтому посмотрим как дела пойдут дальше. По мере продвижения сезона многое может измениться. Когда я вернусь в Калифорнию, мы сможем спланировать как подойти к двум следующим соревнованиям. Но я очень рад, что это произошло.

Следующие два соревнования это Чемпионат США (23-26 января) в Гринсборо и Чемпионат мира 2020 (18-21 марта) в Монреале.

Соревнования у мужчин на национальном чемпионате начнутся через 12 дней после начала второго семестра в Йеле. Соревнования у мужчин на чемпионате мира – через 13 дней после начала весенних каникул, что должно дать Чену шанс провести больше времени с Арутюняном перед отправлением в Монреаль. Отделенный от тренера тремя тысячами миль и тремя часовыми поясами, Чен получал большую часть своих инструкций в видеочате.

– Все идет хорошо, но я чувствую, что могу улучшить свою работу с парой глаз на мне, – сказал Чен.

Прежде чем спортсмен и тренер провели две недели в компании друг друга во время каникул в честь Дня благодарения и последующей поездки в Италию, Арутюнян дал Чену план его подготовки к совместной практике. Это включало в себя работу по отработке четверного сальхова, который в последнее время является нестабильным прыжком для Чена, предоставляющим ему возможность для выполнения более четырех четверных прыжков в произвольной программе впервые с Чемпионата мира 2018 года.

Они приняли решение пробовать пять четверных после того как Ханю на тренировке приземлил четверной лутц и делал попытки четверного акселя. В произвольной программе Ханю исполнил только второй четверной лутц в своей карьере, и это было прекрасно, после великолепного четверного риттбергера в начале.

– Я делал пятый четверной на тренировке, с намерением потенциально его исполнить, – сказал Чен. – Из-за того, что я видел, что он (Ханю) делал, я понял, что пришло время попробовать.

Соперничество между Ченом и Ханю стало трансформационным для спорта, заставляя каждого пытаться поднять уровень прыжковой сложности.

Может ли он пойти дальше? Арутюнян предположил, что Чен может повысить ставку исполнив четверной лутц или четверной флип во второй бонусной части произвольной программы или вернуть четверной риттбергер, который он пробовал (и чисто приземлил) только один раз на турнире серии Челленджер два года назад.

– Думаю, нам нужно будет посмотреть, что будет делать Юзу с четверным акселем и любыми другими квадами, – сказал Чен. – Я думаю, мы оба двигаем друг друга к нашим пределам. Это увлекательное время для нас обоих.

И их оценка друг друга поразительна.

– Чем больше мы встречаемся, тем больше понимаем личность друг друга, откуда мы пришли, какую работу мы проделали, – сказал Чен. – У нас это взаимное уважение. Суть в том, что он невероятный фигурист, и он сделал невероятные вещи для спорта. Я должен уважать это.

Финал Гран-при стал их восьмой соревновательной встречей. Каждый выиграл по четыре, и последние две победы у Чена. Начиная с произвольной программы на Олимпиаде 2018 Чен превзошел Ханю по результатам пяти программ подряд.

Разница в пятой, произвольной программе в субботу составила колоссальные 30,92 балла, так как Ханю допустил ошибки на трех прыжковых элементах в конце программы. Только один получил отрицательные GOE но другой был еще более дорогим: одинарный аксель, который был запланирован как секвенция тройной аксель-тройной аксель.

Под тремя прыжковыми элементами Херш явно подразумевает тройной флип в ойлерном каскаде и оба прыжка из запланированной секвенции.

— У него есть все — много чистых прыжков, хорошее чувство музыки, — сказал Ханю о Чене на пресс-конференции после субботней произвольной программы. — Он может чувствовать темп музыки. У него так много опыта (из) гимнастики и балета, а у меня его нет. Конечно, я могу сказать что получил две (олимпийские) золотые медали, но это уже в прошлом.

Его комментарий про чувство музыки и балетное прошлое Чена был особенно своевременным после произвольной программы, в которой трехкратный чемпион США впервые набрал более высокий балл в компонентах по сравнению с Ханю (на 2,12 балла) в любой программе.

— Это стало неожиданностью даже для меня, — сказал Арутюнян.

Ханю отметил, что его внимание к исполнению как четверного лутца, так и четверного риттбергера ослабило его внимание к презентации. Арутюнян согласился.

— Возможно, эти прыжки заставили его почувствовать большее давление, и он потерял компоненты, — сказал Арутюнян. — Может быть, это потому, что Натан откатал чистые программы, он получил эти компоненты. Судьи ценят чистые программы.

Так же, как они должны, потому что они редки. В последние шесть сезонов, когда мужчины загружали программы все большим количеством четверных, только три раза победитель крупного соревнования — Финала Гран-при, Олимпийских игр, чемпионата мира — исполнил две чистые программы: Ханю на Финале Гран-при 2015 года, Чен на чемпионате мира 2019 года и в Финале Гран-при 2019 года.

То, что Чен прошел в течение двух сезонов с тех пор, как он поступил в Йельский университет, еще больше заслуживает упоминания. Общий уровень его катания на Гран-при был лучше, чем год назад, что является свидетельством того, что в прошлом сезоне он научился лучше балансировать, заниматься учебой и спортом. Его текущие курсы включают статистику, математику и антропологию.

— Часть катания в основном такая же, как и в прошлом году, — сказал Чен. — Разница в том, что учебные дисциплины сложнее. Используя опыт, полученный в прошлом сезоне, я могу более эффективно подходить к тренировкам. Но более сложные занятия означают, что я должен уделять больше времени учебе, а это добавляет немного больше стресса.

Такой стресс, скорее всего, увеличится. Чен почти наверняка сделает перерыв в школе перед зимними Олимпийскими играми 2022 года, но решение о том, когда необходимо учитывать политику Йеля в отношении академического прогресса и академических отпусков. Студент Йельского университета имеет право на два срока академического отпуска, подряд или по отдельности.

Срок академического отпуска соответствует одному семестру.

— Я чувствую, что смог сам хорошо справиться с тем, над чем работал с Рафом, — сказал Чен. — Эта (договоренность) работает для текущей ситуации, но я чувствую, что когда мы приближаемся к Олимпийским играм, мне нужно немного расставить приоритеты в катании.

В конце концов, он хочет пройти самое большое испытание его спортивной жизни.

Филипп Херш, который освещал фигурное катание на последних одиннадцати зимних Олимпийских играх, является специальным автором NBCSports.com/figure-skating.

Прокаты, пресс-конференции и интервью Нейтана Чена на ФГП 2019

Интервью после короткой программы

Запись тренировочного проката ПП

Выступление на Гала

Перевод фрагмента интервью об проблемах с получением академического отпуска от @hideg_y

Q: Когда ты собираешься покинуть Йель, чтобы готовиться к Олимпиаде? Раф хочет, чтобы ты это сделал уже в январе.

Nathan Chen: Знаю, он мне говорит об этом. Это было бы сложно, потому что мои предметы нельзя прервать в середине семестра. У нас есть что-то, что называется вроде хорошая успеваемость. Это означает, что тебе нужно закончить определенное количество кредитов к определенному году (кредит в США - зачетная единица за один прослушанный курс).

Nathan Chen: Мне сказали, что в конце 2 курса у меня должно быть завершено 8 кредитов... Нет, 16 в целом - по 4 на семестр... Чтобы перейти на 3 курс. Иначе не смогу перейти, что означает, что я не смогу вернуться в Йель. Так что сейчас мне нужно получить эти кредиты. Как вариант - получить их дополнительными путями, например, взять некоторые летом. Но таким образом можно взять только 2 или 4, не помню точно. Будет очень сложно добавить 6 кредитов, чтобы закончить 2 курс. В общем, мне нужно остаться в Йеле на этот семестр, чтобы все завершить. Потом посмотрим.

Nathan Chen: То есть мне даётся по умолчанию один академический год без всяких требований к хорошей успеваемости. Но сверх этого, чтобы получить 2 года академического отпуска, нужно подать в Yale sport, а это уже другое испытание, и я не знаю, хочу ли я этого. Посмотрим.

Процесс изготовления костюма для прозвольной в сториз дизайнера Веры Ванг