Реклама 18+

А с трибуны говорят

Травма Денисова и гражданство Нойштедтера, грядущий старт Евро и прошедший финал Лиги Чемпионов,  новый тренер «Зенита» и старый тренер «Спартака»,– эти события стали самыми обсуждаемыми в новостях российского и мирового футбола. Пока болельщики делают ставки на то, когда сборная России уедет из Франции, спортивные издания подводят итоги, активно анализируя прошедший Чемпионат России, Еврокубки и популярность клубов.

Обсудить, конечно, есть что. Если чемпионство ЦСКА многие восприняли спокойно и даже буднично, то вот серебро «Ростова» и непопадание «Зенита» в Лигу Чемпионов удивили. Громом среди ясного неба третье место сине-бело-голубых не стало, все-таки моросило и непогодилось в Петербурге в этом сезоне довольно часто. Но так ли все плохо в городе на Неве? Конечно, непопадание в Лигу чемпионов (впервые с 2008 года) – провал. Это признают и игроки, и руководство. В этом плане менеджменту петербуржцев стоит отдать должное – никто и не пытался делать хорошую мину при плохой игре. Ошибки в Петербурге признавать умеют, выводы из них делать  - тем более. Вот уже и нового тренера представили, и о задачах на ближайшие годы заявили. Так что очень вероятно, что с опытным наставником и нынешним составом уже через год «Зенит» вернется в главный турнир Европы, доказав, что сезон 2015/2016 – обычное недоразумение.

С результатами и задачами спортивными все в целом ясно. Но соответствуют ли достижения команд РФПЛ зрительскому интересу? Начнем с чемпиона. Из плюсов у ЦСКА 3 золота за последние 4 сезона. Из минусов – 3 подряд последних места  на групповом этапе Лиги Чемпионов. Из огромных минусов – посещаемость матчей. На домашние игры красно-синих в этом сезоне ходило в среднем 9 591 человек. Это десятое место среди всех команд РФПЛ. На чемпиона России ходят меньше, чем на «Крылья Советов» (11 370), едва не вылетевший «Анжи» (9 967) и почти столько же, сколько на вылетевшую «Кубань» (9 125). Да, ЦСКА играет не на своем стадионе и немного не в Москве, но до Химок на электричке от 15 до 35 минут езды в зависимости от того, сколько остановок сделает машинист. Это не такое огромное время, чтобы отбивать желание поддержать любимую команду.

Фотография трибун с матча ЦСКА

Говоря о ЦСКА, не могу не отметить высокий профессионализм журналиста Алексея Мороза, который на «Спорт-экспрессе» предоставил цифры по посещаемости армейцев за последние годы. Приведя следующие показатели:

Средняя посещаемость ЦСКА

Алексей сделал логичный вывод (цитирую): «За те шесть сезонов, что армейцы играли вне Москвы, посещаемость клуба непосредственно на стадионе в Химках все же РОСЛА». Оставим за скобками два сезона, когда некоторые матчи ЦСКА играл в «Лужниках», но даже если взять три последних сезона, то где в цепочке 9 593 – 8 967 – 9 591 рост, сказать трудно. Хотя, учитывая, что статья называется «Спартак – чемпион», подобные умозаключения удивляют не столь сильно. В следующем сезоне красно-синие переедут на новый стадион, который многие критикуют за не самую большую посещаемость – около 30 тысяч. Искренне желаю ЦСКА достичь показателя хотя бы в 80 процентов заполняемости трибун.

Идем дальше – «Спартак». Красно-белые переехали на новый стадион в сентябре 2014 года. Новоселье сразу же подняло среднюю посещаемость – практически в два раза больше зрителей присутствовало на домашних играх «Спартака» в сезоне 2014/2015, чем годом ранее (24 931 против 12 904). В прошедшем сезоне показатель еще немного подрос, но, так или иначе, в процентном соотношении стадион заполняется только на 55%. А вот в интернет-пространстве у красно-белых все в порядке – уверенное второе место вслед за «Зенитом», о котором разговор пойдет чуть позже. Суммарно на страницы «Спартака» во ВКонтакте, Инстаграме, Фэйсбуке и прочих платформах подписано около 2,7 миллиона человек, отрыв от ЦСКА колоссальный – около 800 тысяч. Что касается общего числа болельщиков, то согласно последним исследованиям*, за «Спартак» болеют 8,2 млн человек. Опрос проводился среди жителей 38 крупных городов в 7 регионах России, поэтому данную выборку вполне можно считать репрезентативной.

У &quout;Спартака&quout; с посещаемостью на новом стадионе дела обстоят лучше любой другой арены. Фото: &quout;Спорт-экспресс&quout;

Новая арена у «Спартака» есть, армия болельщиков внушительная, в социальных сетях клуб работает качественно. Так что поднять посещаемость 9-кратные чемпионы могут только за счет качественного улучшения непосредственно спортивных результатов. А вот с этим у «Спартака» большие проблемы. Поэтому не думаю, что в ближайшее время красно-белые сильно перескочат за 60% заполняемости стадиона.

А что же «Зенит»? Сине-бело-голубые по праву являются одним из флагманов российского футбола на протяжении последних 10 лет. 4 чемпионства, Кубок и Суперкубок УЕФА, 2 Кубка и 3 Суперкубка России начиная с 2007 года – наглядный пример грамотных вложений и качественного менеджмента. В «Зенит» в середине нулевых вложили серьезные средства, и сейчас клуб дорос до того, что весомую часть бюджета способен генерировать самостоятельно – на одной Лиге Чемпионов в прошедшем сезоне клуб с берегов Невы заработал 25 миллионов – больше, чем любой другой российский клуб за все время выступлений в главном турнире Европы. И это при обидном вылете в 1/8 финала. Выйди «Зенит» в четвертьфинал, и сумма бы увеличилась еще на 6 миллионов Евро. В клуб приходят все новые и новые спонсоры, об этом говорит и руководство клуба: «УЕФА признал релевантными доходы, получаемые "Зенитом" от контрактов с предприятиями "Газпрома". Проще говоря, это рыночные контракты. Деньги, выделяемые "Зениту", - это не дотация, это взаимовыгодное сотрудничество. УЕФА разбирает контракты до самых мелочей, контроль осуществляется очень скрупулезно.  Плюс ко всему значительно возросли доходы, получаемые "Зенитом" не от "Газпрома", а от других спонсоров - это и авиакомпания "Россия", и "Мегафон", и Nike, и OBI, и Nissan. "Зенит" получает не от "Газпрома" порядка €60-80 млн в год. Эта сумма включает в себя спонсорские контракты, деньги, которые клуб зарабатывает благодаря участию в различных турнирах, от ТВ-трансляций, от РФПЛ», - говорил гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов в интервью ТАСС в марте этого года. Если бы наш чемпионат по доходам от телеправ не трепыхался в середине второго десятка на уровне Польши и Австралии, «Зенит» зарабатывал бы еще больше.

&quout;Зенит&quout; поддерживают 3 миллиона жителей Петербурга

Почему же «Зенит» способен привлечь столько спонсоров? Неужели дело только в спортивных результатах? Скорее всего, нет. Можно даже предположить, что победы в турнирах не стоят на первом месте у спонсоров. Для любой компании важен «выхлоп» рекламы, чтобы она привлекла как можно больше людей. А с этим у «Зенита» все в порядке.  По результатам все того же исследования, за сине-бело-голубых болеют 15 миллионов человек. Из них около трех миллионов в Петербурге. То есть клуб популярен далеко за пределами родного города.

Такая популярность взялась не на пустом месте. Хорошие результаты, звездные игроки и качественная работа с болельщиками – вот три составляющих успеха. Если первые два пункта оценить не трудно, то за третьим нужно обратиться к статистике. В социальных сетях на «Зенит» подписаны более 3 миллионов 200 тысяч человек – лучший показатель в России. Отрыв от «Спартака» немного сокращается, но до сих пор составляет порядка 600 тысяч человек. Добавим к этому множество социальных проектов, в которых участвуют игроки клуба. Где еще можно увидеть игрока сборной Бразилии, который танцует на главном проспекте города, кондуктора с шестью голами в розыгрыше Лиге Чемпионов или вратаря, рассказывающего о шедеврах в Эрмитаже? Только в Петербурге. И не потому, что только в Петербурге есть Эрмитаж. На базе клуба в Удельном парке чуть ли не каждый день присутствуют дети и взрослые с тяжелой судьбой – воспитанники детдомов, люди с инвалидностью, ребята из неблагополучных семей. Каждый может посмотреть на своих кумиров, сфотографироваться и взять автограф. Лично приходилось видеть, как Халк 20 минут после тренировки позировал для телефонов и с искренней улыбкой дарил частичку счастья окружающим.

У «Зенита» есть все, чтобы быть самым посещаемым в России. Все, кроме стадиона. При всей любви к «Петровичу», как ласково называют его в Петербурге, этот стадион морально и физически устарел. Принимать на нем команды уровня Лиги Чемпионов – явно не то, что заслужил самый популярный клуб страны. Но как бы не злорадствовали отдельные представители не только болельщицкой, но и журналистской среды, «Зенит» причастен к долгострою на Крестовском ровно настолько же, насколько «Спартак» причастен к трофеям последние годы. На недавней презентации Мирчи Луческу президент «Зенита» Александр Дюков с долей досады в голосе сказал, что если бы строительством занимался клуб или «Газпром», стадион уже давно бы был введен в эксплуатацию. Косвенно, конечно, стадион строится на их деньги – на те налоговые поступления, что вносят в казну «Зенит» и «Газпром» можно построить несколько стадионов. Но воз и ныне там.

В Петербурге с нетерпением ждут окончания строительства стадиона на Крестовском

Конечно, сам факт ввода в эксплуатацию нового стадиона не поднимет посещаемость куда-то в космос. Менеджмент «Зенита» прекрасно это понимает: «На вещи мы смотрим трезво и прекрасно понимаем, что сразу добиться средней посещаемости в 58-60 тысяч зрителей - нереально. К этому нужно идти постепенно, формируя у людей культуру посещения футбольных матчей, создавая для них инфраструктуру, а требования к комфорту у болельщиков с каждым годом все выше и выше. Мы считаем, что в первый сезон выступления на стадионе на «Крестовском» средняя посещаемость 30 тысяч зрителей была бы для нас хорошей. Ну а за пять лет мы бы хотели довести ее до 45 тысяч», - сказал Митрофанов все в том же интервью.

Отдельно хочется сказать о текущей заполняемости «Петровского». Среди журналистов и болельщиков популярно мнение, что посещаемость домашних матчей «Зенита» стремительно падает. Мол, куда вам новая арена, вы и старую заполнить не можете. В абсолютных цифрах действительно, средняя посещаемость несколько упала, составив чуть менее 17 тысяч в прошедшем сезоне (16 813). Но у нас считают ненужным добавлять, почему этот показатель такой, если по бумагам «Петровский» вмещает 21 570 человек. Так вот, специально для знатоков математики: с недавних пор, по обоюдному согласию с лидерами фан-клуба, «Зенит» сократил число абонементов  на Вираж, самую активную трибуну «Петровского», оставив некую буферную зону. Это изменение «съело» около 1 500 мест. Далее открываем регламент и смотрим – «Клуб-гость имеет право на предоставление квоты билетов для своих болельщиков в количестве до 10%». 10 процентов от 21 570 – чуть больше 2 100 билетов. Иногда, конечно, эти билеты выкупаются, если в Петербург приезжают болельщики «Спартака», ЦСКА ил «Локомотива». На других же матчах гостевой сектор зияет одной большой проплешиной. Складываем 2 100 и 1 500 и получаем 3 600 мест «в минусе». Итого реальная максимальная вместительность «Петровского» уже около 18 тысяч. Получается, что в среднем «Петрович» заполняется на 90 процентов! В РФПЛ это безоговорочно лучший результат. Все остальные разговоры – от лукавого.

alt

Выше описаны всего лишь три клуба из шестнадцати. Это те команды, которые воспринимаются как клубы с приставкой «Топ» в России. Кто-то заслуженно, кто-то по инерции. Если уж здесь есть проблемы с болельщиками, то что говорить об удаленных от столицы городах? Определенную надежду связывают с новыми стадионами, которые откроются после ЧМ-2018. Дескать, будет инфраструктура – будут и зрители. Пример Казани показывает, что эта логика не всегда работает. Аншлаг в Казани в этом году наблюдали лишь раз – на финале Кубка России между ЦСКА и «Зенитом».  В остальное время  «Казань-Арена» редко заполнялась даже на половину.

Совсем скоро введут в эксплуатацию свои арены Краснодар и ЦСКА, затем новым домом обзаведутся «Зенит» и «Динамо», за ними и другие стадионы будущего мундиаля примут своих зрителей. Но болельщики не появятся сами по себе. С публикой надо работать, и начинать это делать надо не в 2018 году и даже не сейчас. Это нужно было делать уже давно. «Зенит» с этой задачей справляется. «Спартак» делает это с переменным успехом. У остальных же работы непочатый край. 

 

* Исследование проводилось агентством Havas Sports & Entertainement накануне Чемпионата мира в Бразилии. Оно проходило в 15 странах, включая Россию. Участие в опросе приняла 21 тысяча респондентов в возрасте старше 13 лет. В России выборка коснулась 1221 человека. 

 

Фото: «Спорт-экспресс», Arena-Khimki.ru, Landscrona, PiterArena.com, Gazeta.ru

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Попытка стать журналистом
+4
Популярные комментарии
ShadeCat
+2
Тут ведь вот какое дело... Москва Москвой, да вот болелы на переферии не гнушаются, помимо своего клуба, симпатизировать Спартаку. Да, без трофеев долго. Да, бардак. Но так это так знакомо простому русскому человеку - достаточно просто оглянуться вокруг.
Ответ на комментарий Skyforsan
Статья хорошая. По факту всё так и есть. Это только люди в Москве считают, что Спартак самая популярная команда в России. В 90-ых годах так и остались, всё изменилось, особенно Зенит....
Коменд
+1
Так Вы ж ставите в заслугу....Что вот Зенит больше любой команды заработал в ЛЧ...Но ведь справедливости ради ОБЯЗАНЫ написать, что Зенит больше всех ПОТРАТИЛ денег... Причем непонятно как и что, круто конечно заработать 25 лямов, но куда круче потратить 220 лямов.... Отличная статистика, как бизнес по русски...украсть ящик водки, выодку вылить и на сданные бутылки купить шкалик... В общем уважаемый, что Зенит величайший транжира бабок знают все...С таким то бюджетом и даже в ЛЧ не попасть???!!! Только в Питере умеют...Противно даже читать похвальбу...Но считать то Вы же умеете????????
Ответ на комментарий Frostshock
Вы бы хоть читали нормально, прежде чем слюной брызгать.

Где сказано, что все клубы? Сказано, что ЛЮБОЙ другой клуб. Ни одна команда ни в одном розыгрыше 25 миллионов не зарабатывала.
Коменд
+1
Так и не одна команда столько и не тратила....Тут рекордсмен Зенит...Тогда уж припишите, что с бюджетом 220 лямов Зенит заработал аж 25 лямов...ЦСКА с бюджетом 90 лямов заработал 17 лямов....Разница есть?
Ответ на комментарий Frostshock
Вы бы хоть читали нормально, прежде чем слюной брызгать.

Где сказано, что все клубы? Сказано, что ЛЮБОЙ другой клуб. Ни одна команда ни в одном розыгрыше 25 миллионов не зарабатывала.
Коменд
+1
Автор тупой пиарщик самого незадачливого клуба..Зенит уже много лет имеет гигантский бюджет, но не может стать Чемпионом...Такой армии болельщиков как у Спартака добиться не может...Мало того, эти миллионеры не смогли попасть даже в ЛЧ...умиляет лживая фраза, что Зенит за год в ЛЧ заработал больше чем все остальные клубы за все время, между тем тот же ЦСКА заработал 17 лямов истратив 90 лямов на весь бюджет , Зенит же заработал 25 лямов, потратив 220....автор, выпей яду, хватит нам тупого Орлова...
Книжник
+1
Матч Зенит-Бенфика смотрело 5,4 миллиона человек. И, надо учитывать, не все из них были болелами Зенита, я сам смотрел, хоть и болею за Спартак. Топовые игры сборной смотрит 10-15 миллионов человек. Многие из которых вообще футбол не смотрят регулярно. Дерби ЦСКА-Спартак смотрело 4,2 миллиона человек. Исходя из всего этого, можно предположить, что в России есть порядка 10-12 миллионов человек, интересующихся футболом и болеющих за кого либо. Все они болеют, видимо, за Зенит ( причём некоторые по 2 раза), а многие ещё параллельно за Спартак. Кто болеет за остальные клубы авторов этой статейки, видимо, не интересовало...
Написать комментарий 11 комментариев

Новости

Реклама 18+