10 мин.

А с трибуны говорят

Травма Денисова и гражданство Нойштедтера, грядущий старт Евро и прошедший финал Лиги Чемпионов,  новый тренер «Зенита» и старый тренер «Спартака»,– эти события стали самыми обсуждаемыми в новостях российского и мирового футбола. Пока болельщики делают ставки на то, когда сборная России уедет из Франции, спортивные издания подводят итоги, активно анализируя прошедший Чемпионат России, Еврокубки и популярность клубов.

Обсудить, конечно, есть что. Если чемпионство ЦСКА многие восприняли спокойно и даже буднично, то вот серебро «Ростова» и непопадание «Зенита» в Лигу Чемпионов удивили. Громом среди ясного неба третье место сине-бело-голубых не стало, все-таки моросило и непогодилось в Петербурге в этом сезоне довольно часто. Но так ли все плохо в городе на Неве? Конечно, непопадание в Лигу чемпионов (впервые с 2008 года) – провал. Это признают и игроки, и руководство. В этом плане менеджменту петербуржцев стоит отдать должное – никто и не пытался делать хорошую мину при плохой игре. Ошибки в Петербурге признавать умеют, выводы из них делать  - тем более. Вот уже и нового тренера представили, и о задачах на ближайшие годы заявили. Так что очень вероятно, что с опытным наставником и нынешним составом уже через год «Зенит» вернется в главный турнир Европы, доказав, что сезон 2015/2016 – обычное недоразумение.

С результатами и задачами спортивными все в целом ясно. Но соответствуют ли достижения команд РФПЛ зрительскому интересу? Начнем с чемпиона. Из плюсов у ЦСКА 3 золота за последние 4 сезона. Из минусов – 3 подряд последних места  на групповом этапе Лиги Чемпионов. Из огромных минусов – посещаемость матчей. На домашние игры красно-синих в этом сезоне ходило в среднем 9 591 человек. Это десятое место среди всех команд РФПЛ. На чемпиона России ходят меньше, чем на «Крылья Советов» (11 370), едва не вылетевший «Анжи» (9 967) и почти столько же, сколько на вылетевшую «Кубань» (9 125). Да, ЦСКА играет не на своем стадионе и немного не в Москве, но до Химок на электричке от 15 до 35 минут езды в зависимости от того, сколько остановок сделает машинист. Это не такое огромное время, чтобы отбивать желание поддержать любимую команду.

Фотография трибун с матча ЦСКА

Говоря о ЦСКА, не могу не отметить высокий профессионализм журналиста Алексея Мороза, который на «Спорт-экспрессе» предоставил цифры по посещаемости армейцев за последние годы. Приведя следующие показатели:

Средняя посещаемость ЦСКА

Алексей сделал логичный вывод (цитирую): «За те шесть сезонов, что армейцы играли вне Москвы, посещаемость клуба непосредственно на стадионе в Химках все же РОСЛА». Оставим за скобками два сезона, когда некоторые матчи ЦСКА играл в «Лужниках», но даже если взять три последних сезона, то где в цепочке 9 593 – 8 967 – 9 591 рост, сказать трудно. Хотя, учитывая, что статья называется «Спартак – чемпион», подобные умозаключения удивляют не столь сильно. В следующем сезоне красно-синие переедут на новый стадион, который многие критикуют за не самую большую посещаемость – около 30 тысяч. Искренне желаю ЦСКА достичь показателя хотя бы в 80 процентов заполняемости трибун.

Идем дальше – «Спартак». Красно-белые переехали на новый стадион в сентябре 2014 года. Новоселье сразу же подняло среднюю посещаемость – практически в два раза больше зрителей присутствовало на домашних играх «Спартака» в сезоне 2014/2015, чем годом ранее (24 931 против 12 904). В прошедшем сезоне показатель еще немного подрос, но, так или иначе, в процентном соотношении стадион заполняется только на 55%. А вот в интернет-пространстве у красно-белых все в порядке – уверенное второе место вслед за «Зенитом», о котором разговор пойдет чуть позже. Суммарно на страницы «Спартака» во ВКонтакте, Инстаграме, Фэйсбуке и прочих платформах подписано около 2,7 миллиона человек, отрыв от ЦСКА колоссальный – около 800 тысяч. Что касается общего числа болельщиков, то согласно последним исследованиям*, за «Спартак» болеют 8,2 млн человек. Опрос проводился среди жителей 38 крупных городов в 7 регионах России, поэтому данную выборку вполне можно считать репрезентативной.

У &quout;Спартака&quout; с посещаемостью на новом стадионе дела обстоят лучше любой другой арены. Фото: &quout;Спорт-экспресс&quout;

Новая арена у «Спартака» есть, армия болельщиков внушительная, в социальных сетях клуб работает качественно. Так что поднять посещаемость 9-кратные чемпионы могут только за счет качественного улучшения непосредственно спортивных результатов. А вот с этим у «Спартака» большие проблемы. Поэтому не думаю, что в ближайшее время красно-белые сильно перескочат за 60% заполняемости стадиона.

А что же «Зенит»? Сине-бело-голубые по праву являются одним из флагманов российского футбола на протяжении последних 10 лет. 4 чемпионства, Кубок и Суперкубок УЕФА, 2 Кубка и 3 Суперкубка России начиная с 2007 года – наглядный пример грамотных вложений и качественного менеджмента. В «Зенит» в середине нулевых вложили серьезные средства, и сейчас клуб дорос до того, что весомую часть бюджета способен генерировать самостоятельно – на одной Лиге Чемпионов в прошедшем сезоне клуб с берегов Невы заработал 25 миллионов – больше, чем любой другой российский клуб за все время выступлений в главном турнире Европы. И это при обидном вылете в 1/8 финала. Выйди «Зенит» в четвертьфинал, и сумма бы увеличилась еще на 6 миллионов Евро. В клуб приходят все новые и новые спонсоры, об этом говорит и руководство клуба: «УЕФА признал релевантными доходы, получаемые "Зенитом" от контрактов с предприятиями "Газпрома". Проще говоря, это рыночные контракты. Деньги, выделяемые "Зениту", - это не дотация, это взаимовыгодное сотрудничество. УЕФА разбирает контракты до самых мелочей, контроль осуществляется очень скрупулезно.  Плюс ко всему значительно возросли доходы, получаемые "Зенитом" не от "Газпрома", а от других спонсоров - это и авиакомпания "Россия", и "Мегафон", и Nike, и OBI, и Nissan. "Зенит" получает не от "Газпрома" порядка €60-80 млн в год. Эта сумма включает в себя спонсорские контракты, деньги, которые клуб зарабатывает благодаря участию в различных турнирах, от ТВ-трансляций, от РФПЛ», - говорил гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов в интервью ТАСС в марте этого года. Если бы наш чемпионат по доходам от телеправ не трепыхался в середине второго десятка на уровне Польши и Австралии, «Зенит» зарабатывал бы еще больше.

&quout;Зенит&quout; поддерживают 3 миллиона жителей Петербурга

Почему же «Зенит» способен привлечь столько спонсоров? Неужели дело только в спортивных результатах? Скорее всего, нет. Можно даже предположить, что победы в турнирах не стоят на первом месте у спонсоров. Для любой компании важен «выхлоп» рекламы, чтобы она привлекла как можно больше людей. А с этим у «Зенита» все в порядке.  По результатам все того же исследования, за сине-бело-голубых болеют 15 миллионов человек. Из них около трех миллионов в Петербурге. То есть клуб популярен далеко за пределами родного города.

Такая популярность взялась не на пустом месте. Хорошие результаты, звездные игроки и качественная работа с болельщиками – вот три составляющих успеха. Если первые два пункта оценить не трудно, то за третьим нужно обратиться к статистике. В социальных сетях на «Зенит» подписаны более 3 миллионов 200 тысяч человек – лучший показатель в России. Отрыв от «Спартака» немного сокращается, но до сих пор составляет порядка 600 тысяч человек. Добавим к этому множество социальных проектов, в которых участвуют игроки клуба. Где еще можно увидеть игрока сборной Бразилии, который танцует на главном проспекте города, кондуктора с шестью голами в розыгрыше Лиге Чемпионов или вратаря, рассказывающего о шедеврах в Эрмитаже? Только в Петербурге. И не потому, что только в Петербурге есть Эрмитаж. На базе клуба в Удельном парке чуть ли не каждый день присутствуют дети и взрослые с тяжелой судьбой – воспитанники детдомов, люди с инвалидностью, ребята из неблагополучных семей. Каждый может посмотреть на своих кумиров, сфотографироваться и взять автограф. Лично приходилось видеть, как Халк 20 минут после тренировки позировал для телефонов и с искренней улыбкой дарил частичку счастья окружающим.

У «Зенита» есть все, чтобы быть самым посещаемым в России. Все, кроме стадиона. При всей любви к «Петровичу», как ласково называют его в Петербурге, этот стадион морально и физически устарел. Принимать на нем команды уровня Лиги Чемпионов – явно не то, что заслужил самый популярный клуб страны. Но как бы не злорадствовали отдельные представители не только болельщицкой, но и журналистской среды, «Зенит» причастен к долгострою на Крестовском ровно настолько же, насколько «Спартак» причастен к трофеям последние годы. На недавней презентации Мирчи Луческу президент «Зенита» Александр Дюков с долей досады в голосе сказал, что если бы строительством занимался клуб или «Газпром», стадион уже давно бы был введен в эксплуатацию. Косвенно, конечно, стадион строится на их деньги – на те налоговые поступления, что вносят в казну «Зенит» и «Газпром» можно построить несколько стадионов. Но воз и ныне там.

В Петербурге с нетерпением ждут окончания строительства стадиона на Крестовском

Конечно, сам факт ввода в эксплуатацию нового стадиона не поднимет посещаемость куда-то в космос. Менеджмент «Зенита» прекрасно это понимает: «На вещи мы смотрим трезво и прекрасно понимаем, что сразу добиться средней посещаемости в 58-60 тысяч зрителей - нереально. К этому нужно идти постепенно, формируя у людей культуру посещения футбольных матчей, создавая для них инфраструктуру, а требования к комфорту у болельщиков с каждым годом все выше и выше. Мы считаем, что в первый сезон выступления на стадионе на «Крестовском» средняя посещаемость 30 тысяч зрителей была бы для нас хорошей. Ну а за пять лет мы бы хотели довести ее до 45 тысяч», - сказал Митрофанов все в том же интервью.

Отдельно хочется сказать о текущей заполняемости «Петровского». Среди журналистов и болельщиков популярно мнение, что посещаемость домашних матчей «Зенита» стремительно падает. Мол, куда вам новая арена, вы и старую заполнить не можете. В абсолютных цифрах действительно, средняя посещаемость несколько упала, составив чуть менее 17 тысяч в прошедшем сезоне (16 813). Но у нас считают ненужным добавлять, почему этот показатель такой, если по бумагам «Петровский» вмещает 21 570 человек. Так вот, специально для знатоков математики: с недавних пор, по обоюдному согласию с лидерами фан-клуба, «Зенит» сократил число абонементов  на Вираж, самую активную трибуну «Петровского», оставив некую буферную зону. Это изменение «съело» около 1 500 мест. Далее открываем регламент и смотрим – «Клуб-гость имеет право на предоставление квоты билетов для своих болельщиков в количестве до 10%». 10 процентов от 21 570 – чуть больше 2 100 билетов. Иногда, конечно, эти билеты выкупаются, если в Петербург приезжают болельщики «Спартака», ЦСКА ил «Локомотива». На других же матчах гостевой сектор зияет одной большой проплешиной. Складываем 2 100 и 1 500 и получаем 3 600 мест «в минусе». Итого реальная максимальная вместительность «Петровского» уже около 18 тысяч. Получается, что в среднем «Петрович» заполняется на 90 процентов! В РФПЛ это безоговорочно лучший результат. Все остальные разговоры – от лукавого.

alt

Выше описаны всего лишь три клуба из шестнадцати. Это те команды, которые воспринимаются как клубы с приставкой «Топ» в России. Кто-то заслуженно, кто-то по инерции. Если уж здесь есть проблемы с болельщиками, то что говорить об удаленных от столицы городах? Определенную надежду связывают с новыми стадионами, которые откроются после ЧМ-2018. Дескать, будет инфраструктура – будут и зрители. Пример Казани показывает, что эта логика не всегда работает. Аншлаг в Казани в этом году наблюдали лишь раз – на финале Кубка России между ЦСКА и «Зенитом».  В остальное время  «Казань-Арена» редко заполнялась даже на половину.

Совсем скоро введут в эксплуатацию свои арены Краснодар и ЦСКА, затем новым домом обзаведутся «Зенит» и «Динамо», за ними и другие стадионы будущего мундиаля примут своих зрителей. Но болельщики не появятся сами по себе. С публикой надо работать, и начинать это делать надо не в 2018 году и даже не сейчас. Это нужно было делать уже давно. «Зенит» с этой задачей справляется. «Спартак» делает это с переменным успехом. У остальных же работы непочатый край. 

 

* Исследование проводилось агентством Havas Sports & Entertainement накануне Чемпионата мира в Бразилии. Оно проходило в 15 странах, включая Россию. Участие в опросе приняла 21 тысяча респондентов в возрасте старше 13 лет. В России выборка коснулась 1221 человека. 

 

Фото: «Спорт-экспресс», Arena-Khimki.ru, Landscrona, PiterArena.com, Gazeta.ru