11 мин.

Кому ж, все-таки, на Руси жить хорошо?

Не так давно, в июле 2016 года социологи из замечательной организации ВЦИОМ («Всероссийский центр изучения общественного мнения») провели опрос с целью выяснить самый популярный и всенародно любимый футбольный клуб нашей необъятной страны. Опросили 1600 человек из 130 населенных пунктов, а если верить специалистам центра, выборка аж репрезентировала население России в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта.

И выяснили социологи, что самым популярным футбольным клубом в стране является петербургский «Зенит», за который проголосовало аж 13% участников опроса. Второе место по-братски поделили сильнейшие представители столицы – «Спартак» и ЦСКА (8% поставили напротив них галочку).

Сей опрос не мог не взбудоражить высокоуважаемую аудиторию спортивных ресурсов, и развернулись на бескрайних просторах интернета невиданные до того баталии. Юные и старые спортивные эксперты, не жалея клавиатуры, свободного времени и несчастных модераторов, храбро и мужественно отстаивали свою, единственно верную точку зрения, использовали всю ловкость ума своего, дабы полить грязью оппонента. Великая битва была, знатный урожай собрали владельцы спортивных ресурсов с тех легендарных полей сражений, а отголоски той кровопролитной бойни слышны до сих пор.

Но настало время разжечь факел священной войны, добрым словом и минутой молчания помянуть всех, кто не выжил в той сече и попытаться при помощи иных статистических данных, доступных каждому, ответить на столь важный вопрос: так какой же из перечисленных выше клубов самый популярный в России? А также можно попытаться выяснить, в чем кроется успех всенародной любви и что делать остальным участникам российского чемпионата, дабы в несколько раз увеличить ряды своих поклонников?

Искать самый популярный клуб мы будем по следующим критериям: средней посещаемости матчей с участием команд; трофеям; суммарному количеству подписчиков в социальных сетях (весьма спорный фактор успеха, но об этом позже) и примерам нетривиальной работы с болельщиками. Победитель каждого конкурса получает 3 очка, серебро довольствуется двумя, а лузер – одним. Критерии выбраны после мучительного процесса отсева других индикаторов любви народа к команде (таких как привлекательность демонстрируемой игры, харизма ведущих игроков и тренеров, и т.д.) из-за невозможности объективной оценки. Итак, начнем.

Средняя посещаемость команд

Здесь на коне «Спартак». Роскошный новенький стадион позволил красно-белым оторвать на корпус вперед от своих преследователей. По итогам сезона 2015/2016 «Спартак» с ощутимым перевесом занял первое место по средней посещаемости матчей, да и все рекорды сезона были зафиксированы в матчах с участием Промеса и компании. Да и на выездах ребята довольно часто играют при заполненных трибунах, чего стоит один выезд в Самару и 26 с лишним тысяч зрителей (на 30-тысячном-то стадионе).

Серебро в данной дисциплине забирает себе «Зенит», стабильно набирающий на домашних матчах от 15 до 20 тысяч (больше никак, стадион не позволяет), да и в гостевых матчах от «Спартака» немного отставая по заполняемости стадионов. Безусловно, главная головная (и не только) боль фанатов петербуржской команды – строительство той самой кем-то многократно проклятой инопланетной тарелки, которая должна стать новым домом для сине-бело-голубых. При всей уютности «Петровского», его великолепных газонах и восхитительной кукурузе, что продается возле стадиона клуб с амбициями не имеет права играть на подобном стадионе. Что ж, ждем рождения многострадального «Крестовского», там и посмотрим.

Реклама 18+

Настоящей катастрофой можно назвать домашнюю посещаемость матчей ЦСКА. То ли Химки так пугают москвичей (около 40 минут на электричке из центра города, там еще минут 25 пешком, казалось бы), то ли излишний прагматизм дружины Слуцкого отпугивают потенциальных зрителей – разбираться не стоит. Казалось бы, новый стадион должен решить насущные проблемы. Но абонементы на домашнюю арену армейцев продаются довольно вяло, болельщиков на втором матче на «ЦСКА Арене» в полтора раза меньше, чем на матче-открытии. И вот уже экс-тренер российской сборной внезапно осознает: «Господа, а ведь не футбольная у нас страна! На чемпиона России глядеть не изволят!». Что ж, будем  надеяться, Леонид Викторович Слуцкий не до конца прав, и новая арена позволит догнать и перегнать конкурентов.

Безусловно, можно сколь угодно много рассуждать о том, что посещение стадионов – недостойный критерий для измерения популярности футбольного клуба. Что, мол, я свою любимую команду с удовольствием и дистанционно поддерживаю, в тепле, уюте и с кружечкой любимого алкогольного напитка. А еще, мол, многим поклонникам не удается выбираться на матчи любимой команды из-за работы, учебы, и т.д. Что ж, возможно, так оно и есть, но посещаемость матчей с участием команды – показатель, поддающийся беспристрастному измерению. Чем больше на матч клуба ходит людей, тем более он популярен, споры более чем бессмысленны.

По итогам первого критерия таблица народной любви следующая:

  1. «Спартак» – 3 очка

  2. «Зенит» – 2 очка

  3. ЦСКА – 1 очко

Трофеи

Здесь всем трем конкурсантам есть чем похвастаться. Начнем все с того же «Спартака», что на протяжении 90-х на правах хозяина самодовольно занимал верхнюю строчку чемпионата России. 9 чемпионств, 3 кубка России. По этому показателю конкурентов у красно-белых нет, да и нагнать в ближайшие пару-тройку лет вряд ли получится.

Правда, в этот момент, руку тянет армейский фанат и возмущается: «Чемпионства – это, безусловно, хорошо, у нас самих этих золотых медалек немало, но что там с еврокубками?» И будет абсолютно прав. Именно ЦСКА в 2005 году стал первопроходцем в европейских джунглях и с превеликим удовольствием привез в столицу заветный кубок УЕФА. К возмущенным армейцам присоединяются поклонники петербургского клуба, что в 2008 по инерции еще и Суперкубок в северную столицу захватил.

Устраивать бессмысленную демагогию по поводу ценности того или иного трофея, отсутствия конкуренции в 90-х, административных ресурсах, давлении со стороны руководства клубов на судей и журналистов не стоит. Оставим эту благородную миссию самым ярым интернет-бойцам, а сами раздадим каждому участнику забега по 2 очка. У всех клубов есть значимые трофеи и достижения, сойдемся на этом.

Таким образом, в погоне за званием самого популярного клуба ситуация на данный момент следующая:

  1. «Спартак» – 5 очков

  2. «Зенит» – 4 очка

  3. ЦСКА – 3 очка

Социальные сети

Самый спорный, но весьма показательный индикатор. Нельзя не согласиться с тем, что интернет-ресурсы медленно, но верно приковывают к своим цепям все больше адептов, особенно в этом преуспели социальные сети. Медленно, но верно руководители российских клубов понимают, что именно в интернетах стоит бороться за потенциальных зенитовцев, спартаковцев или армейцев. Что ж, немного сухих цифр (данные приводятся на момент написания статьи, 25.09.16):

«Зенит»:

Официальная группа Вконтакте: https://vk.com/zenit , более 831 тысячи подписчиков

Официальный Твиттер: https://twitter.com/zenit_spb , более 704 тысяч подписчиков

Официальный Инстаграм: https://www.instagram.com/zenit_spb , более 244 тысяч подписчиков

Канал на Ютубе: https://www.youtube.com/user/ZenitFootballClub , более 187 тысяч подписчиков

«Спартак»:

Официальная группа Вконтакте: https://vk.com/fcsm_official , более 798 тысячи подписчиков

Официальный Твиттер: https://twitter.com/fcsm_official , более 601 тысячи подписчиков

Официальный Инстаграм: https://www.instagram.com/fcsm_official , более 120 тысячи подписчиков

Канал на Ютубе: https://www.youtube.com/user/FCSMofficial , более 123 тысяч подписчиков

Реклама 18+

ЦСКА:

Официальная группа Вконтакте: https://vk.com/pfc_cska , более 511 тысяч подписчиков

Официальный Твиттер: https://twitter.com/PFC_CSKA_MOSCOW , более 448 тысяч подписчиков

Официальный Инстаграм: https://www.instagram.com/pfc_cska_official , более 116 тысяч подписчиков

Канал на Ютубе: https://www.youtube.com/user/PFCCSKA1911/about , более 48 тысяч подписчиков

Что ж, несмотря на более чем наглядное превосходство «Зенита» в данном конкурсе, необходимо отметить ряд любопытных деталей. Во-первых, все социальные сети столичных клубов несут, в первую очередь информативную функцию. Вот вам видеозапись с комментарием Карреры после матча с «Уфой», а вот держите фотографию нашего именинника Сергея Игнашевича, ему исполнилось 168 лет, и сегодня он выйдет в своем юбилейном 10000-ом матче в основе ЦСКА. В то время как те ребята, что отвечают за социальные странички «Зенита», стараются по максимуму наполнить посты развлекательным контентом. Да, интервью с Дзюбой, безусловно, тоже мы выложим, но перед этим полюбуйтесь на то, как ребята устраивают коридорчик для Новосельцева. Конечно, вот вам информационный твит о ничье с «Анжи». Но перед этим мы попытаемся привлечь внимание к нашему клубу со стороны иностранной прессы, вступив в интернет-битву с британским «Daily mail».

Да и взгляните, наконец, на официальные сайты клубов. И если у армейцев все более-менее неплохо (вот только холодный, похищающий души младенцев взгляд Вернблума малость пугает), то обратите свой взор на сайт «Спартака». Вырвиглазная цветовая палитра, мелкий отвратительный шрифт, неудачный дизайн фотогалереи. Возможно, в начале 21 века такой сайт мог считаться нормой, но только не в 2016.

Реклама 18+

Самое любопытное, что на сайте Sports.ru количество подписанных на хештег участников забега следующее: у «Спартака» более 41 тысячи подписчиков, у «Зенита» - больше 35, а у ЦСКА – чуть меньше 30. По сравнению «Реалом Мадридом» (чуть выше 31 тысячи) и «Барселоной (24 тысячи) более чем неплохо!

Опять же, можно сколь угодно кричать о том, что количество подписчиков на ютубе и в контактике не демонстрирует реальных раскладов. Цифры можно накрутить, создав тысячи ботов, да и интернет-пространство сильно отличается от реальной жизни. Но данные цифры, как минимум, демонстрируют, что руководство одной команды пытается найти неординарные способы завоевать любовь народных масс и прикладывает к этому все усилия, в то время как менеджеры других команд довольствуются текущим положением.

После 3 конкурса количество баллов следующее:

  1. «Спартак» – 7 очков

  2. «Зенит» – 7 очков

  3. ЦСКА – 4 очка

Работа с болельщиками

Вот мы и подходим к финальному конкурсу. В условиях весьма жесткой конкуренции клубам необходимо приложить как можно больше усилий для того, чтобы пополнить ряды преданных команде болельщиков. Что ж, здесь есть чем похвастаться у каждой из вышеперечисленных команд.

Например, те же армейцы устраивают теплую ламповую посиделку с болельщиками на новом стадионе, а потом под дружные заряды фанатов демонстрируют золотые медальки. Ну, или же организует бесплатный автобус прямиком на первый матч на свеженькой арене – мелочь, а приятно. А если пойти на матч «Спартака», можно запросто поучаствовать в розыгрыше автомобиля, да и в гости к Петербургу теперь съездить можно, заплатив всего тысячу рублей.

Но с «Зенитом» в данном компоненте состязаться довольно трудно. «Скрытая камера», танцующий Халк, парикмахер Данни, кондуктор Маурисио, презентация формы на нефтяной платформе, и т.д. Можно сколь угодно долго говорить о политпроекте, поливать дерьмом главных спонсоров петербургского клуба, кричать на каждом углу о безумной зарплате Кокорина, но признать стоит – как со своими, так и с потенциальными болельщиками «Зенит» работать умеет. Именно поэтому в статусе в группе «Зенита» по праву красуется «Самый популярный клуб страны». И дело далеко не в опросах ВЦИОМа и Газпроме, а в усилиях высшего менеджмента петербургской команды, направленных на популяризацию клуба везде, где это представляется возможным.

Реклама 18+

Итоговая турнирная таблица:

  1. «Зенит» – 10 очков

  2. «Спартак» – 9 очков

  3. ЦСКА – 6 очков

Вместо послесловия

Глупо спорить с тем, что до середины нулевыхравных «Спартаку» по популярности в России не было. Та самая «народная» команда, созданная когда-то братьями Старостиными, Исаковым, Филипповым, Поповым и другими, не имела равных по количеству преданных фанатов и болельщиков с легендарными ромбиками на груди. Также немаловажно отметить и армейцев, что смело бросили вызов красно-белым, противопоставив могущественному спартаковскому духу грамотный менеджмент, безукоризненную селекцию и харизматичных персонажей. В то время как за «Зенит» болели, в основном, уроженцы Петербурга и Ленинграда. Да даже слоган старый остался: "Один город - одна команда".

За последнее десятилетие, в то время, как руководство «Спартака» ссорилось и мирилось с многочисленными ветеранами клуба, совершало безумные трансферы и делало все, для того, чтобы за «Спартак» болело как можно меньше людей (пошла субъективная оценка), руководство «Зенита» при поддержке могущественного спонсора медленно, но верно "заставляло" любить сине-бело-голубые цвета все большее количество человек. Разумеется, можно оспорить то, что на данный момент «Зенит» является самым популярным клубом страны, но именно петербургский клуб сделал все от него зависящее, чтобы собрать самую многочисленную армию поддержки в России.

Впрочем, важно отметить, что, несмотря на все безумные действия со стороны руководства красно-белых, очень немалый процент тех, кто некогда был со "Спартаком" в моменты радости и счастья, остался предан клубу и в смутное время. За это фанатов с ромбиками на груди любят именовать сектантами, фанатиками, но не восхищаться столь слепой преданностью нельзя. Что до болельщиков красно-синих, до здесь все сложнее. Вроде, и результат есть, да и менеджмент по российским меркам более чем адекватный. Главной причиной отставания армейцев от "Спартака " и "Зенита" можно назвать неверную политику общения клуба с фанатами. Какие-то попытки привлечь людей в ряды красно-синих осуществляются, но не очень успешно, да и то - в первую очередь за счёт харизматичныХ персонажей (Слуцкого, Березуцкого), а не при помощи интересных маркетинговых решений.